2-10845/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2016 г. г. Сургут
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Сальникова Д.Ю. при секретаре Баишевой А.С., с участием помощника прокурора Качановой А.В., представителя ответчика Карлова Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Сургута ХМАО-Югры в интересах неопределенного куга лиц к Администрации г.Сургута ХМАО-Югры о понуждении к проведению торгов,
УСТАНОВИЛ
Прокурор города Сургута в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с данным иском к Администрации г.Сургута ХМАО-Югры, в котором указывает на то, что в результате проведенной прокуратурой города, по поручению прокуратуры округа проверки по обращению депутата Государственной Думы Российской Федерации Сысоева В.В. выявлены следующие нарушения в деятельности Администрации города Сургута. Рекламные конструкции на территории города Сургута размещались на основании договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Срок действия всех договоров истёк в 2012-2013 гг. Согласно сведениям Администрации города, по состоянию на конец 2015 года на территории города Сургута установлено 346 незаконно эксплуатируемых отдельно стоящих рекламных конструкций. Решением Думы г. Сургута от 29 сентября 2006 г. № 74-1УДГ "О Правилах распространения наружной рекламы на территории города Сургута" утверждены Правила распространения наружной рекламы на территории города Сургута (далее Правила). Положение о порядке организации и проведения торгов по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных (ой) конструкций (и) на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление, утверждено Решением Думы г. Сургута от 29 сентября 2006 г. № 74- 1УДГ (является Приложением 3 1 к Правилам) (далее Положение). Постановлением Администрации города от 19.03.2014 № 1846 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций» утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории города Сургута (приложение). Изменениями, внесенными постановлением Администрации города от 06.08.2014 № 5433 в вышеуказанное постановление, приложение (схема размещения рекламных конструкций) изложено в новой редакции. Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2015 г. № 1033 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521" в перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденном указанным постановлением, раздел "Национальные стандарты" дополнен пунктами 2.2 следующего содержания: 2.2. ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения". Разделы 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4, 5.7), 6 (пункты 6.1 - 6.4, 6.6, 6.12, 6.13). Вышеуказанные изменения вступили в силу с 01.03.2016 (п. 3 постановления Правительства РФ от 29 сентября 2015 г. № 1033). Следовательно, в целях обеспечения требований безопасности (ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе) схема размещения рекламных конструкции на территории города должна соответствовать вышеуказанным разделам ГОСТ Р 52044-2003, в том числе в части установления коридоров безопасности и др. требованиям. Однако, в ходе проверки установлено, что схема размещения рекламных конструкций на территории города Сургута, утвержденная постановлением Администрации города от 19.03.2014 № 1846 с изменениями, внесенными постановлением Администрации города от 06.08.2014 № 5433, с 01.03.2016 не соответствует вышеуказанным требованиям ГОСТ Р 52044-2003, в связи с чем, прокуратурой города принесен протест на вышеуказанный правовой акт органа местного самоуправления. Проверкой установлено, что до настоящего времени торги по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных (ой) конструкций (и) на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление органом местного самоуправления не проведены, в связи с чем, созданы препятствия в реализации законных прав неопределенному кругу лиц, в частности права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной и иной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы. В связи с тем, что субъектный состав возможных участников торгов не определен, претендентом и участником торгов может являться любое физическое и юридическое лицо, вне зависимости от осуществляемой ими деятельности, прокурор города Сургута обращается в суд с настоящим исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц. Кроме того, с соответствии со ст. 42 Бюджетного кодекса РФ к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества. Следовательно, не проведение торгов по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных (ой) конструкций (и) на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление, и соответственно отсутствие соответствующих договоров, влечет недопоступление денежных средств в бюджет города Сургута по соответствующей статье доходов бюджета в течение длительного периода времени. На основании ФЗ "О рекламе", ст. 12 ГК РФ истец просит понудить Администрацию города Сургута в срок не позднее 3 месяцев со дня утверждения схемы размещения рекламных конструкций на территории города Сургута, в установленном законом порядке, организовать проведение торгов по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных (ой) конструкций (и) на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление.
В судебном заседании помощник прокурора Качанова А.В. исковые требования поддержала за исключением установленного срока 3 месяцев со дня утверждения схемы размещения рекламных конструкций на территории города Сургута. Суду пояснила, что прокурор действует также и в интересах самого муниципального образования, поскольку в бюджет города Сургута недопоступают денежные средства, в связи с не проведением торгов по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Исковые требования не связаны с торгами от 15.12.2015, проведение которых было приостановлено, поскольку истец требует вообще проведе6ние торгов.
Представитель ответчика Карлов Н.И. исковые требования не признал по основаниям, указанным в письменных возражениях, в которых мотивирует тем, что схема размещения рекламных конструкций на территории города Сургута уже утверждена постановлением Администрации от 19.03.2014 № 1846 (с изменениями от 06.08.2014 № 5433). Соответственно, невозможно провести торги по истечении трёх месяцев с 19.03.2014. Такое требование является невыполнимым. То обстоятельство, что в указанный правовой акт будут вносится изменения с целью приведения его в соответствие с действующим государственным стандартом, не меняет существа сформулированного требования. В исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту законных интересов неопределённого круга лиц, должно быть указано, в чём конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов. Ни в Конституции Российской Федерации, ни в законодательстве не поименован такой законный интерес как участие в торгах. Такой интерес является абстрактным, а не конкретным, и о нём нельзя говорить в отсутствие документов, подтверждающих намерение участвовать в торгах и о просьбе организовать такие торги (письма, обращения и т.п.). Также в обоснование необходимости обращения в защиту законных интересов неопределённого круга лиц Истец ссылается на недополучение доходов в бюджет города в виде платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Этот довод является неосновательным и подлежит отклонению, поскольку в этом случае Истец должен был бы обратиться в защиту интересов муниципального образования и Администрация являлась бы соистцом. В приложенной к исковому заявлению переписке сообщается о мерах, которые предпринимаются Администрацией для поступления платы в бюджет города за незаконное размещение рекламных конструкций. Таким образом, в нарушение статьей 56 и 131 ГПК РФ Истцом не доказано наличие и нарушение такого законного интереса неопределённого круга лиц как участие в торгах. Торги проводятся при выполнении условий ч. 5.1 статьи 19 ФЗ «О рекламе». Императивные нормы статьи 19 Закона о рекламе о проведении торгов означают невозможность предоставления и продления права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций вне конкурентной основы, а не обязанность органов власти организовать и провести торги в определённые сроки, которых в Законе о рекламе нет. Таким образом, как само понуждение Администрации провести торги, так и срок в 3 месяца для организации этих торгов с момента утверждения схемы размещения рекламных конструкций не основаны на законе. Также в исковом заявлении должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты нарушенных, по мнению Истца, законных интересов неопределённого круга лиц. По этой позиции Истец ссылается на статью 12 ГК РФ. Однако в этой статье такой способ защиты гражданских прав как понуждение органов власти к чему-либо отсутствует. При этом Истец не обращается в суд с требованиями о признании недействительным акта органа местного самоуправления или неприменении судом акта органа местного самоуправления, противоречащего закону, как это предусмотрено той же статьёй 12 ГК РФ, а также АПК РФ и КоАП РФ. Кроме того, часть 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», на которую делается ссылка в исковом заявлении, регламентирует полномочия Истца, не имеющие отношения к рассматриваемому делу. Из вышеизложенного видно, что исковое заявление не соответствует требованиям статьи 131 ГПК РФ. Один из главных моментов в рассматриваемом деле - это обращение с иском в защиту нарушения, которое только может произойти в будущем, но ещё не произошло. Схема размещения рекламных конструкций, в соответствии с которой возможно организовать и провести торги, по мнению Истца, ещё не утверждена. Соответственно, в настоящее время нельзя говорить о том, что Администрацией не будут организованы такие торги либо о том, что они будут организованы в срок, превышающий 3 месяца с момента утверждения указанной схемы. Защита от нарушения, которое только может произойти, законом не допускается. Более того, Администрацией предпринимаются меры по организации и проведению торгов по продаже права на заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление. Так, в газете «Сургутские ведомости» от 21.11.2015 № 46 (726) опубликовано извещение о проведении 15.12.2015 торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление, а также конкурсная документация. Указанные торги были приостановлены в связи с необходимостью совершенствования конкурсной документации. То есть Администрацией соответствующие действия в соответствии с Законом о рекламе предпринимаются, документы подготавливаются, что подтверждает необоснованность подачи Истцом искового заявления. Просит исковое заявление оставить без удовлетворения.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее Закон о рекламе) заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкции, указанных в данных схемах.
Согласно ч. 5.6. ст. 19 Закона о рекламе аукцион или конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции
на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, которое находится в государственной или муниципальной собственности и на котором на основании договора между соответственно органом государственной власти, органом местного самоуправления и владельцем рекламной конструкции установлена рекламная конструкция, проводится по истечению срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Из материалов дела следует, что рекламные конструкции на территории города Сургута размещались на основании договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Срок действия всех договоров истёк в 2012-2013 гг. Согласно сведениям Администрации города, по состоянию на конец 2015 года на территории города Сургута установлено 346 незаконно эксплуатируемых отдельно стоящих рекламных конструкций.
Решением Думы г. Сургута от 29 сентября 2006 г. № 74-1УДГ "О Правилах распространения наружной рекламы на территории города Сургута" утверждены Правила распространения наружной рекламы на территории города Сургута (далее Правила).
Положение о порядке организации и проведения торгов по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных (ой) конструкций (и) на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление, утверждено Решением Думы г. Сургута от 29 сентября 2006 г. № 74- 1УДГ (является Приложением 3 1 к Правилам) (далее Положение).
Согласно ст. 2 Положения организатором торгов по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных (ой) конструкций (и), на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление, выступает уполномоченный орган Администрации города.
Организатор торгов:
разрабатывает перечень рекламных мест, выставляемых на торги по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных (ой) конструкций (и);
разрабатывает конкурсную документацию;
определяет начальную цену предмета торгов в соответствии с методикой определения размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление, согласно приложению 2 к Правилам распространения наружной рекламы на территории города Сургута;
устанавливает критерии определения победителя торгов;
осуществляет материально-техническое обеспечение работы конкурсной комиссии;
организует составление и опубликование извещения о проведении торгов;
определяет дату, время и место проведения торгов;
принимает от претендентов заявки для участия в торгах; даёт разъяснения по конкурсной документации по запросам претендентов; публикует информацию о результатах торгов в официальном печатном издании города;
осуществляет иные функции, возложенные на организатора торгов настоящим Положением.
На основании ст. 5 Положения участником торгов может стать любое юридическое или физическое лицо - претендент, предоставивший организатору торгов не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения торгов, указанной в извещении, документы, предусмотренные Положением.
На основании ч. 5.8. ст. 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
Как утверждает ответчик, Администрацией предпринимаются меры по организации и проведению торгов по продаже права на заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление. Так, в газете «Сургутские ведомости» от 21.11.2015 № 46 (726) опубликовано извещение о проведении 15.12.2015 торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление, а также конкурсная документация. Указанные торги были приостановлены в связи с необходимостью совершенствования конкурсной документации. То есть Администрацией соответствующие действия в соответствии с Законом о рекламе предпринимаются, документы подготавливаются.
Вместе с тем, до настоящего времени торги по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных (ой) конструкций (и) на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление органом местного самоуправления не проведены, в связи с чем, созданы препятствия в реализации законных прав неопределенному кругу лиц, в частности права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной и иной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В связи с тем, что субъектный состав возможных участников торгов не определен, претендентом и участником торгов может являться любое физическое и юридическое лицо, вне зависимости от осуществляемой ими деятельности, прокурор города Сургута обращается в суд с настоящим исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, так и в интересах самого муниципального образования.
Кроме того, с соответствии со ст. 42 Бюджетного кодекса РФ к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества.
Суд соглашается с доводами истца о том что, не проведение торгов по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных (ой) конструкций (и) на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление, и соответственно отсутствие соответствующих договоров, влечет недопоступление денежных средств в бюджет города Сургута по соответствующей статье доходов бюджета в течении длительного периода времени.
К доводам ответчика о том, что Истец не обращается в суд с требованиями о признании недействительным акта органа местного самоуправления или неприменении судом акта органа местного самоуправления, противоречащим закону, суд относится критически, поскольку истец сам выбирает способ защиты нарушенного права и законных интересов, а в данном случае путем предъявления гражданского иска в суда на основании ст. 12 ГК РФ, согласно которой защита гражданских прав осуществляется путем: пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
С учетом изложенного суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Обязать Администрацию города Сургута ХМАО-Югры организовать проведение торгов по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных (ой) конструкций (и) на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление.
Апелляционная жалоба может быть подана в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Мотивированное решение составлено 04.07.2016г.
Судья подпись Д.Ю. Сальников
КОПИЯ ВЕРНА
Судья Д.Ю. Сальников