Дело № 2-1084/2020
22RS0015-01-2020-001387-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 19 мая 2020 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Хохловой Е.В.,
при секретаре Зубковой А.В.,
с участием пом. прокурора Первомайского района Идрисовой В.В.,
представителя третьего лица ОГИБДД ОМВД России по Первомайскому району ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц, инвалидов к администрации Акуловского сельсовета Первомайского района Алтайского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Первомайского района Алтайского края обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц, инвалидов к администрации Акуловского сельсовета Первомайского района, просил обязать администрацию Акуловского сельсовета Первомайского района Алтайского края:
- организовать возле административного здания Акуловского сельсовета Первомайского района Алтайского края, расположенного по адресу: <...>, места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004, утвержденным приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 12-ст, в количестве не менее 10% от общего количества парковочных мест со знаками стояночных мест, предназначенных для транспортных средств, управляемых инвалидами, или перевозящих инвалидов – 6.4 «Парковка (парковочное место)» и 8.17 «Инвалиды», дорожной разметкой – 1.24.3 – дублирование дорожного знака «Инвалиды», в соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров – Правительством Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения», в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- оборудовать административное здание Акуловского сельсовета Первомайского района Алтайского края, расположенное по адресу: <...>, информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения) со шрифтом Брайля, отображающей информацию о помещениях в здании для инвалидов по зрению согласно СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Первомайского района проведена проверка соблюдения законодательства о правах инвалидов, в ходе которой выявлены вышеуказанные нарушения, а именно, около здания администрации не оборудованы места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, а само административное здание не оборудовано информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения) со шрифтом Брайля, отображающей информацию о помещениях в здании для инвалидов по зрению.
В судебном заседании пом.прокурора Первомайского района Идрисова В.В. исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Глава Администрации Акуловского сельсовета Первомайского района ФИО2 представила суду копию распоряжения Администрации Акуловского сельсовета Первомайского района от 06.05.2020 №9-р «О назначении ответственных лиц за создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в МО Акуловский сельсовет Первомайского района, Алтайского края»; контракт №044 от 27.04.2020 на поставку товара – табличку «Название организации» 500*700 со шрифтом Брайль и табличку «Кнопка вызова специалиста» 150*300 Брайль; договор поставки №БЗ-20/20 от 28.04.2020 дорожно-знаковой продукции: «Место стоянки», «Инвалиды», крепление дорожных знаков, стойки дорожных знаков оцинкованные; фототаблицы с изображением размещения у здания администрации дорожной разметки и дорожных знаков «Место парковки» и «Инвалиды»; с размещением у входа в здание администрации таблички с названием организации, режима работы со шрифтом Брайля, таблички «Кнопка вызова специалиста» со шрифтом Брайля и установленной кнопки вызова.
Представитель третьего лица начальник ОГИБДД ОМВД России по Первомайскому району ФИО1 в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, суду пояснил, что для организации мест для парковки, нанесения дорожной разметки и установки дорожных знаков действующим законодательством предусмотрен определенный порядок, в частности, согласование с органами ГИБДД. Акуловский сельсовет в ОГИБДД ОМВД России по Первомайскому району за таким согласованием не обращался. Представленные главой Администрации Акуловского сельсовета фототаблицы визуально свидетельствуют о том, что дорожные знаки и дорожная разметка, установленные ответчиком, не соответствуют действующим нормам и правилам.
Представители третьих лиц КГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Новоалтайску и Первомайскому району», Администрации Первомайского района, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя третьего лица, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Как следует из ст. 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
Как установлено ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в т.ч. утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Стоянки транспортных средств являются элементом обустройства автомобильных дорог и предназначены для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, что напрямую следует из положений из п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу требований ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 4.2.1 Свода правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденного приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605, на каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.
На такую стоянку в соответствии с п. 5.9.21 ГОСТ Р 52289-2004 "Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст устанавливается дополнительный дорожный знак.
В соответствии с п.7.1.8 СП 59.13330.2012 при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м на основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка 0,025 м.
Как установлено в судебном заседании, здание администрации Акуловского сельсовета Первомайского района Алтайского края принадлежит муниципальному образованию и включено в реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования Первомайского сельсовет.
Согласно представлению об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения прав инвалидов, внесенному 19.10.2017 прокуратурой Первомайского района, здание администрации Акуловского сельсовета Первомайского района Алтайского края, расположенное по адресу: <...>, не оборудовано парковочными местами для инвалидов, обозначенными знаками – 6.4 «Парковка (парковочное место)» и 8.17 «Инвалиды», а также соответствующей дорожной разметкой – 1.24.3 – дублирование дорожного знака «Инвалиды», не оборудовано информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей информацию о помещениях в здании для инвалидов по зрению.
Факт нарушения ответчиком требований по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры подтверждается также ответом администрации Акуловского сельсовета Первомайского района Алтайского края от 08.11.2017, от 17.03.2020.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства, глава Администрации Акуловского сельсовета ФИО2 пояснила, что в настоящее время у здания администрации сельсовета организована парковка транспортных средств с дорожной разметкой, установлены дорожные знаки 6.4. «Парковка (парковочное место)» и 8.17. « Инвалиды». Здание администрации сельсовета оборудовано табличками со шрифтом Брайля, установлена кнопка вызова специалиста. Принято распоряжение администрации Акуловского сельсовета о назначении ответственных лиц за создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов, в подтверждение чего, главой администрации были представлены суду: копия распоряжения Администрации Акуловского сельсовета Первомайского района от 06.05.2020 №9-р «О назначении ответственных лиц за создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в МО Акуловский сельсовет Первомайского района, Алтайского края»; контракт №044 от 27.04.2020 на поставку товара – табличку «Название организации» 500*700 со шрифтом Брайль и табличку «Кнопка вызова специалиста» 150*300 Брайль; договор поставки №БЗ-20/20 от 28.04.2020 дорожно-знаковой продукции: «Место стоянки», «Инвалиды», крепление дорожных знаков, стойки дорожных знаков оцинкованные; фототаблицы с изображением размещения у здания администрации дорожной разметки и дорожных знаков «Место парковки» и «Инвалиды»; с размещением у входа в здание администрации таблички с названием организации, режима работы со шрифтом Брайля, таблички «Кнопка вызова специалиста» со шрифтом Брайля и установленной кнопки вызова.
Однако, в ходе судебного разбирательства установлено, что дорожная разметка и дорожные знаки были установлены ответчиком без соблюдения установленного действующим законодательством порядка, без согласования с соответствующими органами. Из представленных ответчиком фототаблиц с изображением таблички с названием организации, режима работы со шрифтом Брайля, таблички «Кнопка вызова специалиста» со шрифтом Брайля и установленной кнопки вызова невозможно сделать однозначный вывод о том, что информационная мнемосхема (тактильная схема движения) со шрифтом Брайля содержит информацию о помещениях в здании для инвалидов по зрению.
В связи с изложенным, суд считает необходимым возложить на администрацию Акуловского сельсовета сельсовета Первомайского района Алтайского края обязанность устранить выявленные нарушения требований законодательства о правах инвалидов.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, с учетом мнения представителя истца, полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения вышеуказанных действий – в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Первомайского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц, инвалидов удовлетворить.
Обязать администрацию Акуловского сельсовета Первомайского района Алтайского края организовать возле административного здания Акуловского сельсовета Первомайского района Алтайского края, расположенного по адресу: <...>, места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004, утвержденным приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 12-ст, в количестве не менее 10% от общего количества парковочных мест со знаками стояночных мест, предназначенных для транспортных средств, управляемых инвалидами, или перевозящих инвалидов – 6.4 «Парковка (парковочное место)» и 8.17 «Инвалиды», дорожной разметкой – 1.24.3 – дублирование дорожного знака «Инвалиды», в соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Совета Министров – Правительством Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения», в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Акуловского сельсовета Первомайского района Алтайского края оборудовать административное здание Акуловского сельсовета Первомайского района Алтайского края, расположенное по адресу: <...>, информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения) со шрифтом Брайля, отображающей информацию о помещениях в здании для инвалидов по зрению согласно СП 52.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с администрации Акуловского сельсовета Первомайского района Алтайского края госпошлину в доход бюджета городской округ город Новоалтайск Алтайского края в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Хохлова Е.В.