ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1084/2022 от 08.06.2022 Кумертауского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-1084/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Кумертау 08 июня 2022 года

Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующей судьи Лыщенко Е.С.,

с участием прокурора Дингизбаевой Г.Г.,

при секретаре Янбековой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кумертау в интересах Музалёва Д.А. к Администрации городского округа Республики Башкортостан о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения

УСТАНОВИЛ:

Прокурор РБ обратился с иском в интересах Музалёва Д.А. к Администрация ГО о возложении обязанности предоставить последней жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 18 квадратных метров, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Мотивировал свои требования тем, что прокуратурой проведена проверка по факту не предоставления Музалёву Д.А. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Установлено, что Музалёв Д.А., года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Музалёва Д.А. – мать Музалёва Е.Н., решением Кумертауского городского суда РБ от лишена родительских прав, отца у него нет, в связи с чем, Музалёв Д.А. находился на полном государственном обеспечении. Постановлением Администрации ГО от Музалёв Д.А. признан нуждающимся в жилом помещении и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения. Музалёв Д.А. не является нанимателем жилого помещения по договору найма, или членом семьи нанимателя жилого помещения и проживает по адресу: . Решением Совета городского округа от «Об утверждении норм площади жилого помещения и норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, действующих на территории городского округа Республики Башкортостан» установлены: учетная норма площади жилого помещения в размере не более 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека; норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. В нарушение требований закона, Музалёв Д.А. жилой площадью не обеспечен. Музалёв Д.А. юридически не грамотен, средств для обращения за квалифицированной юридической помощью не имеет, в связи с тяжелым материальным положением, является лицом, относящимся к категории граждан, оставшихся без попечения родителей, относится к социально незащищенной категории граждан.

Просит обязать Администрацию ГО обеспечить Музалёва Д.А. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на территории Республики Башкортостан с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 18 квадратных метров, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

В судебном заседании прокурор Дингизбаева Г.Г. поддержала заявленные исковые требования, привела доводы, изложенные в нем, просила удовлетворить требования в полном объеме.

Истец Музалёв Д.А. в суд не явился, с известного суду места его жительства вернулись конверты с судебными извещениями, с отметкой «истек срок хранения».

Представитель ответчика Валеева Э.С. в судебное заседание не явилась, представила возражение на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении требований прокурора г. Кумертау РБ в интересах Музалёва Д.А. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать и рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Правительства Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебного извещения. Заявления об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в его отсутствии, о наличии уважительных причин, препятствующих явке в судебное заседание, в суд не поступали.

Суд, руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии со статьей 8 (пункты 7-9) Федерального закона от N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 года, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от N 131-ФЗ.

Согласно части 6 статьи 19 указанного Закона, наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.

В развитии указанных предписаний ст. 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет бюджета субъекта РФ.

Соответственно в ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ закреплено, что определенным федеральным законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Применительно к вышеизложенному, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления" от N 131-ФЗ.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от N 260-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу п. 8.4 Постановления Правительства РБ от N 407 "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан" жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно: общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания.

Таким образом, из выше приведенных норм установлено, что обязанность обеспечения Музалёва Д.А. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию ГО , поскольку порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому обязанность обеспечения Музалёва Д.А. жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию городского округа при условии наделения её в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Судом установлено, что Музалёв Д.А., года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Родители Музалёва Д.А. – мать Ф.., решением Кумертауского городского суда РБ от лишена родительских прав, отец в свидетельстве о рождении вписан со слов матери. Постановлением Администрации ГО от Б. устроена в детский дом и являлась воспитанницей государственного бюджетного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом .

Постановлением Администрации ГО от Музалёв Д.А. признан нуждающимся в жилом помещении и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения.

Музалёв Д.А. не является нанимателем жилого помещения по договору найма, или членом семьи нанимателя жилого помещения и проживает у друзей (как указал в заявлении прокурору) по адресу: .

Согласно постановлению главы администрации от за Музалёвым Д.А. закреплена жилая площадь в квартире по адресу: .

Согласно акту обследования жилого помещения от установлено общая площадь квартиры составляет 28,2 кв.м., жилая – 16,7 кв.м. Граждане, проживающие в данном жилом помещении: А. (мать Музалёва Д.А.), ее сын Ц.., К. (тетя Музалёва Д.А.) и ее внучка Ю.. Музалёв Д.А. зарегистрирован в квартире формально, в квартире не проживает, совместного хозяйства не ведет.

Решением Совета городского округа от «Об утверждении норм площади жилого помещения и норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, действующих на территории городского округа РБ» установлены: учетная норма площади жилого помещения в размере не более 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека: норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Между тем, как установлено судом, Музалёв Д.А., являющийся нуждающимся в жилом помещении по договорам социального найма, до настоящего времени администрацией ГО не обеспечен благоустроенным жилым помещением, в связи с чем, нарушены его жилищные права, поскольку он имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.

На основании выше изложенного, суд приходит к выводу, что Музалёв Д.А. имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на территории Республики Башкортостан с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 18 квадратных метров исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

В связи с чем, исковые требования признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое требование прокурора в интересах Музалёва Д.А. к Администрации городского округа Республики Башкортостан о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения – удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Республики Башкортостан обеспечить Музалёва Д.А., года рождения, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на территории Республики Башкортостан с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 18 квадратных метров, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кумертауский межрайонный суд РБ в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующая подпись