Дело № 2-7/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 января 2018 года г. Калачинск
Калачинский городской суд Омской области
в составе председательствующего судьи Шестаковой О.Н.,
при секретаре Сотниковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Робул ФИО7 к Казенному учреждению Омской области «Центр занятости населения Калачинского района» об обязании предоставить данные по заработной плате, к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в Калачинском районе Омской области (межрайонное) об обязании произвести перерасчет пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, в котором указала, что решением УПФР в Калачинском районе с 11.07.2017 г. ей назначена пенсия по старости в размере 11 664,04 руб. Расчет пенсии был произведен за период, когда она находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет. Со слов сотрудников УПФР для перерасчета пенсии необходимо было включить в расчет другие периоды трудовой деятельности, но не менее 5 лет, для чего УПФР были сделан запрос в КУ Омской области "Центр занятости населения Калачинского района" о предоставлении справки о заработной плате за период работы с 22.02.1994 г. по 31.12.1998 г. для исчисления пенсии. Предоставленная Центром занятости в УПФР справка о заработной плате за 1994-1997 годы № № от 27.06.2017 г. не содержит сведения за 1994 и 1997 годы, в примечании справки сказано о том, что лицевые счета в архиве Центра занятости за эти периоды отсутствуют. Полагая, что размер назначенной пенсии рассчитан ей несправедливо, просила обязать Центр занятости предоставить данные по заработной плате за период с 1994г. по 1999г., обязать УПФР произвести перерасчет пенсии с момента её обращения.
В судебном заседании истица ФИО1 исковые требования уточнила, просила обязать УПФР произвести перерасчет пенсии с учетом сведений о заработной плате за 1994-1998 г.г., содержащихся в справке КУ Омской области "ЦЗН Калачинского района" от 27.07.2017 г. со дня назначения ей пенсии, т.е. с 07.07.2017 года, поскольку сведения о её заработной плате за 1994-1998 г.г. были получены с опозданием не по её вине. Пояснила, что за год до наступления пенсионного возраста специалисты клиентской службы ГУ УПФР вызывали её для подготовки пакета документов, необходимых для назначения пенсии. Ей сообщили о направлении запросов о размере её заработной платы. Позднее она интересовалась, пришли ли ответы на запросы, ей ответили, что ответ пришел. О том, что по представленным справкам о заработной плате её пенсия будет небольшой, ей не сообщили. Только после назначения пенсии она узнала, что размер пенсии составит всего 11664 рубля 04 коп. Полагает, что это недоработка клиентской службы УПФР. Уже после назначения ей пенсии в целях её перерасчета по её просьбе были сделаны дополнительные запросы: в КУ Омской области "ЦЗН Калачинского района", на который ГУ УПФР в Калачинском районе был получил ответ 01.08.2017 года; и в Исторический архив Омской области, на который был получен ответ от 08.09.2017 года. Из устного пояснения специалиста клиентской службы следовало, что данные ответы на запросы не могли повлечь увеличение размера пенсии, так как в них отсутствовали сведения о её заработной плате за 1994, 1997 и 1998 г.г., и составить соответствующее заявление в ГУ УПФР ей никто не посоветовал. Только после её обращения в суд с настоящим иском ей позвонили из ГУ УПФР и предложили подать заявление о перерасчете размера пенсии с учетом сведений о её заработной плате, содержащихся в ответе КУ Омской области "ЦЗН Калачинского района", от 27.07.2017 г. (получен ГУ УПФР 01.08.2017 года), что она и сделала 24.11.2017 г., с 01.12.2017 г. размер её пенсии увеличился и составил 12299 рублей 91 коп. Полагала, что сотрудники клиентской службы ГУ УПФР исполнили свои обязанности ненадлежащим образом. Кроме того, полагала, что КУ Омской области «ЦЗН Калачинского района» при предоставлении в ГУ УПФР сведений о её заработной плате не проявил надлежащей старательности и не отыскал нужные документы за 1994 и 1997 г.г. в архиве предприятия.
Представитель ответчика ГУ УПФ в Калачинском районе (межрайонное) ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, так как истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный статьей 135 ГПК РФ, а именно, истец до подачи искового заявления с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии в Управление не обращалась. Пояснил, что расчет страховой пенсии истцу осуществлялся по нормам пункта 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Среднемесячный заработок застрахованного лица расчитан на основании архивной справки от 13.05.2016г. № №, выданной БУ Омской области «Исторический архив Омской области», о заработной плате истца в Калачинском горкоме ВЛКСМ в период с декабря 1984г. по декабрь 1988г. Отношение среднемесячной заработной платы истца к среднемесячной заработной плате по стране составило 0,92. Размер страховой пенсии составил 11 664,04 руб. Справка КУ Омской области «Центр занятости населения Калачинского района» от 27.07.2017г. № № о заработке истца в период 22.04.1994г. по 31.12.1998г. поступила в Управление 01.08.2017г., т.е. после вынесения решения о назначении страховой пенсии истцу. 24.11.2017г. истец обратилась в Управление с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии. 28.11.2017г. Управлением вынесено распоряжение о перерасчете размера пенсии. Перерасчет размера страховой пенсии произведен по нормам пункта 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», среднемесячный заработок застрахованного лица расчитан на основании справки КУ Омской области «Центр занятости населения Калачинского района» от 27.07.2017 г. № № о заработной плате истца в период с <***> г. по 2001г. в Управлении труда, занятости и миграции населения администрации Калачинского района. После перерасчета, отношение среднемесячной заработной платы истца к среднемесячной заработной плате по стране составило 1,049, размер начисленной страховой пенсии составил 12 299,91 руб.
Представитель ответчика Казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения Калачинского района» ФИО3 исковые требования не признал, пояснив, что документы о заработной плате за 1994 и 1997 г.г. в КУ Омской области «Центр занятости населения Калачинского района» отсутствуют, поскольку лицевые счета за указанные года в архиве КУ ЦЗН Калачинского района не сохранились, о чем было указано в справке от 27.07.2017 г., адресованной ГУ УПФР в Калачинском районе Омской области. Комиссионный акт об утрате документов на день судебного разбирательства не составлен, ввиду недостатка времени. Проведение учета документов в архиве для составления указанного акта планируется в ближайшее время.
Выслушав стороны, исследовав материалы, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или строит свои возражения.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 26.06.2017 г обратилась в Управление с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением Управления от 07.07.2017г. в соответствии с частью 1.1. статьи 8 Закона № 400-ФЗ с 11.07.2017 г. истцу назначена страховая пенсия по старости.
Расчет страховой пенсии истцу осуществлялся по нормам пункта 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Среднемесячный заработок застрахованного лица расчитан на основании архивной справки от 13.05.2016г. № Р- 8960, выданной БУ Омской области «Исторический архив Омской области», о заработной плате истца в Калачинском горкоме ВЛКСМ в период с декабря 1984г. по декабрь 1988г. Отношение среднемесячной заработной платы истца к среднемесячной заработной плате по стране составило 0,92. Размер страховой пенсии составил 11 664,04 руб.
19.07.2017 г. ГУ УПФР направил в КУ Омской области «ЦЗН Калачинского района» запрос № № о заработной плате истца за период с 1994 по 1998 г.г.
Справка КУ Омской области «Центр занятости населения Калачинского района» от 27.07.2017г. № № о заработке истца в период 22.04.1994г. по 31.12.1998г. поступила в ГУ УПФР 01.08.2017 г., т. е. после вынесения решения о назначении страховой пенсии истцу.
24.11.2017г. истец обратилась в Управление с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии. 28.11.2017г. Управлением вынесено распоряжение о перерасчете размера пенсии. Перерасчет размера страховой пенсии произведен по нормам пункта 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Среднемесячный заработок застрахованного лица расчитан на основании справки КУ Омской области «Центр занятости населения Калачинского района» от 27.07.2017 г. № № о заработной плате истца в период с <***> г. по 2001г. в Управлении труда, занятости и миграции населения администрации Калачинского района. После перерасчета, отношение среднемесячной заработной платы истца к среднемесячной заработной плате по стране составило 1,049. Размер начисленной страховой пенсии составил 12 299,91 руб.
Суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований об обязании КУ Омской области "ЦЗН Калачинского района" предоставить данные по заработной плате за период с 1994г. по 1999г., поскольку таковые предоставлены в рамках выплатного дела истицы 01.08.2017 года по запросу ГУ УПФР от 19.07.2017 г. № № (л.д. 26). То обстоятельство, что в предоставленной справке от 27.07.20167 г. № № отсутствуют сведения о заработной плате истицы за 1994,1998 гг., не могут повлиять на выводы суда, поскольку, как следует из представленной справки КУ Омской области "ЦЗН Калачинского района" от 27.07.20167 г. № №, основанием её выдачи являются лицевые счета <***>, 1996, 1998 г.г., лицевые счета за 1994 и 1997 гг. в архиве КУ "ЦЗН Калачинского района" отсутствуют.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.
В соответствии с ч.1 ст.18 № 400 –ФЗ « О страховых пенсиях», размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно ч. 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В соответствии с ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обращение за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии может быть представлено в форме электронного документа. При этом заявление о переводе на страховую пенсию, заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой, заявление о перерасчете размера страховой пенсии или заявление о выплате страховой пенсии, поданные в указанном порядке, принимается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в случае представления заявителем необходимых документов, подлежащих представлению с учетом положений части 7 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления.
Из положений ч.ч. 1, 2, 6 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: 1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения; 2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Заявление о перерасчете размера страховой пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях. |
Аналогичные положения о порядке и основаниях перерасчета размера пенсии содержатся в Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению", утвержденном Приказом Минтруда России от 19.01.2016 N 14н (ред. от 04.10.2016) "Об утверждении и зарегистрированном в Минюсте России 18.02.2016 N 41131.
Так, согласно п. 14 Административного регламента, рассмотрение заявления о перерасчете размера пенсии и вынесение распоряжения о перерасчете размера пенсии либо решения об отказе в перерасчете размера пенсии осуществляется территориальным органом ПФР не позднее чем через 5 рабочих дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными гражданином по собственной инициативе. В случае если до поступления документов, запрошенных территориальным органом ПФР в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, гражданин представит такие документы по собственной инициативе, территориальный орган ПФР рассматривает заявление о перерасчете размера пенсии с учетом документов, представленных гражданином по собственной инициативе, в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта.
В соответствии с п. 25 Административного регламента граждане при обращении за перерасчетом размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости представляют документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных статьей 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за переводом с одной пенсии на другую, заявление о перерасчете размера пенсии подаются со всеми документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина (п. 65 Административного регламента).
Должностное лицо не позднее рабочего дня, следующего за днем получения территориальным органом ПФР заявления, осуществляет его регистрацию, а также формирует и направляет гражданину в форме электронного документа уведомление, в котором содержится информация о получении его заявления с указанием даты представления в территориальный орган ПФР документов, необходимых для предоставления государственной услуги Срок представления гражданином документов, необходимых для перевода с одной пенсии на другую, перерасчета размера пенсии, не должен превышать 5 рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления. В случае непредставления таких документов в установленный срок заявление о назначении пенсии (о переводе с одной пенсии на другую) при обращении за переводом с одной пенсии на другую, заявление о перерасчете размера пенсии, поданные в форме электронного документа, не подлежат рассмотрению. (п. 75 Административного регламента).
Исходя из вышеуказанных положений пенсионного законодательства, по общему правилу, перерасчет размера пенсии по старости имеет заявительный характер, и может быть произведен только после представления необходимых для такого перерасчета документов.
В настоящем случае, основанием для перерасчета размера пенсии с 01.12.2017 года истицы могли послужить и послужили: справка КУ Омской области "ЦЗН Калачинского района" о заработной плате истицы от 27.07.2017 г., поступившая в ГУ УПФР 01.08.2017 года и заявление истицы о перерасчете размера пенсии, которое поступило в ГУ УПФР 24.11.2017 года.
Тем самым, законные основания для перерасчета размера пенсии истицы с 07.07.2017 года отсутствуют.
Доводы истицы исполнили свои обязанности о ненадлежащим исполнении сотрудниками клиентской службы ГУ УПФР своих должностных обязанностей, повлекшем несвоевременный перерасчет размера её пенсии по старости, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании положений законодательства.
Так, согласно п. 5 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению", утвержденном Приказом Минтруда России от 19.01.2016 N 14н (ред. от 04.10.2016) "Об утверждении и зарегистрированном в Минюсте России 18.02.2016 N 41131, информирование граждан по вопросам предоставления государственной услуги осуществляется: должностным лицом структурного подразделения территориального органа ПФР, ответственного за предоставление государственной услуги (далее - должностное лицо), при непосредственном обращении гражданина в территориальный орган ПФР; посредством телефонной и факсимильной связи; путем оформления информационных стендов в местах предоставления государственной услуги, на которых размещается информация, указанная в абзацах шестнадцатом - восемнадцатом пункта 69 Административного регламента; путем публикации информационных материалов в средствах массовой информации, издания информационных брошюр, буклетов, иной печатной продукции; размещения информации на сайте ПФР и на Едином портале; путем размещения брошюр, буклетов и других информационных материалов в помещениях территориальных органов ПФР, предназначенных для приема граждан, а также иных организаций всех форм собственности по согласованию с указанными организациями, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональные центры); посредством ответов на письменные обращения граждан.
В соответствии с п. 7 Административного регламента, при ответах на телефонные звонки и устные обращения по вопросам установления пенсий должностное лицо обязано в соответствии с поступившим обращением предоставлять следующую информацию: о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы предоставления государственной услуги (наименование, номер, дата принятия нормативного правового акта); о перечне категорий граждан, имеющих право на получение государственной услуги; о перечне документов, необходимых для получения государственной услуги; о сроках предоставления государственной услуги; об основаниях отказа в предоставлении государственной услуги; о месте размещения на сайте ПФР информации по вопросам предоставления государственной услуги.
Тем самым, истица не была лишена права на получение информации по вопросам предоставления государственной услуги установления (назначении и перерасчета) пенсии любым перечисленным в п. 5 Административного регламента способом, в связи с чем нарушений указанного права истицы суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Робул ФИО8 к Казенному учреждению Омской области «Центр занятости населения Калачинского района» об обязании предоставить данные по заработной плате, к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в Калачинском районе Омской области (межрайонное) об обязании произвести перерасчет пенсии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14.01.2018 года.
Судья Шестакова О.Н.