ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1085/2022 от 11.05.2022 Ставропольского районного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2022 года г.Тольятти

Ставропольский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Безденежного Д.В.,

с участием истца ФИО1, её представителя Усанова В.П. по ордеру адвоката,

представителя ответчика администрации с.п. Приморский ФИО2 по доверенности,

представителя ответчика главы администрации с.п. Приморский – ФИО2 по доверенности,

представителя третьего лица Собрания представителей с.п. Приморский ФИО3 по доверенности

помощника прокурора Ставропольского района Самарской области Семидотченко А.П.,

при секретаре судебного заседания Дзанаевой З.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1085/2022 по исковому заявлению ФИО1 к администрации с.п. Приморский м.р. Ставропольский Самарской области, главе администрации с.п.Приморский ФИО4, о признании распоряжения и приказа главы администрации с.п. Приморский незаконным, о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 предъявила в Ставропольский районный суд Самарской области исковое заявление к администрации с.п. Приморский м.р. Ставропольский Самарской области, главе администрации с.п.Приморский ФИО4, о признании распоряжения и приказа главы администрации с.п. Приморский незаконным, о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, в котором с учетом уточненных требований просит:

Признать незаконным распоряжение главы администрации с.п.Приморский, м.р. Ставропольский, Самарской области № 37к от 13.12.21 г.

Признать незаконным приказ главы администрации с.п. Приморский, м.р. Ставропольский, Самарской области о расторжении трудового договора от 15.02.22 г.

Восстановить ФИО1 в должности специалиста 1 категории администрации с.п. Приморский м.р. Ставропольский Самарской области с 15.02.22 г.

Взыскать в пользу ФИО1 с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула.

Взыскать в пользу ФИО1 с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

Заявленные требования мотивированы тем, что истец работала специалистом 1 категории Администрации с.п. Приморский Ставропольского района Самарской области с 01.11.14 года, за период работы она получила ряд благодарностей, не имела ни одного взыскания.

В соответствии с приказом о расторжении трудового договора от 15.02.22 г. истец была уволена на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штата работников организации.

Согласно уведомления о сокращении от 13.12.21 г. сокращение штата производится в связи с оптимизацией расходов.

Данный довод работодателя не соответствует действительности, так как в январе 2021 года глава сельского поселения выходил к депутатам с запросом о введении новой клетки в структуру администрации с.п. Приморский, в связи с тем, что имеющиеся работники не справляются с объемом работы.

Истец считает, что реальная причина увольнения заключается в том, что в 2020 году выставляла свою кандидатуру на должность главы с.п. Приморский, ФИО4 в личном разговоре пояснил, что кто-то из администрации м.р. Ставропольский Самарской области не желает чтобы она работала, и предложил уволится по собственному желанию, после ее отказа ей было вручено уведомление о сокращении численности штата администрации. Таким образом, реальной причиной является конфликт между истцом и ФИО4

Истец считает, что процедура увольнения представительного органа работников не была соблюдена. В данном случае решение о сокращении штата администрации с.п. Приморский является изменением структуры Администрации с.п. Приморский, утвержденной решением Собрания представителей № 6/9 от 31.08.11г. Решение о сокращении штата администрации с.п. Приморский, было вынесено ФИО4 единолично, без согласования с кем-либо. Истец присутствовала на заседании собрания представителей с.п. Приморский 22.12.22 г., где подняла вопрос о своем сокращении, депутатами было принято решение об отказе в сокращении ее штатной единицы. Поскольку ее увольнение произведено незаконно, в ее пользу с работодателя подлежит взысканию заработная плата за время вынужденного прогула.

Считает, что незаконным увольнением ей причинены нравственные страдания, считает, что справедливой будет компенсация морального вреда в размере 50 000 рублей.

Определением суда к участи в деле в качестве 3-его лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, было привлечено Собрание представителей с.п. Приморский, занесенным в протокол судебного заседания 26.04.2022 года.

На основании определения суда занесенного в протокол судебного заседания 11.05.2022 в качестве соответчика, вследствие оспаривания истцом распоряжения №37 от 13.12.2021 года, с учетом положений ч.2 ст.33.1 ГПК РФ, по делу, в качестве соответчика, был привлечен глава администрации с.п. Приморский ФИО4

Истец ФИО1 и ее представитель адвокат Усанов В.П. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали и просили их удовлетворить по основаниям изложенным в иске. Дополнительно сторона истца пояснила, что сама процедура увольнении в связи с сокращением штата нарушений не содержит, ФИО1 за три месяца была предупреждена о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата, после отказа от предложенной должности истец была уволена и получала пособие в следствии сокращения штата, поскольку состоит на учете в Центре занятости населения. Считает, что в нарушение устава с.п. Приморское, глава администрации с.п. Приморское ФИО4 не обращался в Собрание представителей об изменении структуры администрации, следовательно он самостоятельно без достаточных и законных на то оснований организовал сокращение штата, при личной заинтересованности в её увольнении, поскольку имел место конфликт в следствии выдвижения ею своей кандидатуры на муниципальных выборах, при том что реального сокращения штата не произошло, так как в структуре администрации как была должность специалиста 1 категории, так она и осталась, денежные средства в бюджете как были заложены на 2022 год, так они и выделены, при том, что ни какой информации, указаний либо решений, об оптимизации расходов ни от Собрания представителей села, ни от администрации района не было. То, что в администрации изменили штатное расписание в данном случае не имеет значение, поскольку это внутренний локальный документы бухгалтерского учета.

Представитель ответчиков - администрация с.п. Приморский м.р. Ставропольский Самарской области и главы администрации с.п. Приморский ФИО4, - ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась и просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. Пояснила, что в настоящее время истцу выплачивается компенсация вследствие увольнения в связи с сокращением штата. В начале года было утверждение нового штатного расписания.Сокращение штата произошло в связи с оптимизацией расходов, для экономии денежных средств. Формирование нового штата было в рамках распоряжения главы как работодателя. Структура администрации дублируется штатным расписанием. В рамках этой структуры глава формирует штатное расписание. Штатное расписание не должно противоречить штатной структуре.Структура администрации предполагает взаимоподчиненность главе, прямую или последовательную. Штатное расписание формирует штатные единицы. Штатное расписание является нормативным актом. Не смотря на то, что структура администрации утвержденная еще в 2011 году не изменилась, в штате администрации должность занимаемая истцом была исключена. Считает, что в данном случае, глава администрации действовал на основании Федерального закона РФ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах органов местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку формирование местной администрации находится в его компетенции и он самостоятельно как работодатель определяет порядок деятельности администрации в том числе сотрудников ему подчиненных в соответствии с Законодательством РФ.

Представитель третьего лица – Собрания представителей с.п. Приморский– Абрамова Т.С. с исковыми требованиями согласилась и просила их удовлетворить. Пояснила, что бюджет на 2022 год профицитный. Согласно заключению за 2021 год у администрации с.п. Приморский в профиците осталось два миллиона рублей. Никаких оснований для оптимизации бюджета не имелось. В администрации с.п. Приморский очень большой объем работы, есть прямая необходимость в специалистах. Никакого указания из района не поступало, Собранию об этом не известно. На должность специалиста выделялись денежные средства на 2022 год. Глава администрации с.п. Приморский ФИО4 к Собранию представителей об изменении структуры администрации, в виде упразднения должности –специалиста 1 категории, не обращался, и Собрание представителей решение об изменении структуры администрации поселения не принимало.

Прокурор Ставропольского района Самарской области в лице помощника прокурора Семидотченко А.П., давшая заключение по настоящему делу в порядке ч.3 ст.45 ГПК РФ, полагала требования истца о восстановлении на работе в прежней должности, со взысканием среднего заработка за время вынужденного прогула, подлежащим удовлетворению. Увольнение истца произведено работодателем незаконно, решение о сокращении всего штата работников не являлось оптимизацией. Принимая во внимание, что истец от работы не отказывался, законных оснований для его увольнения не имелось. Размер компенсации морального вреда, причиненного истцу действиями ответчика, подлежит определению с учетом принципов соразмерности и справедливости.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО6 пояснил, что с сентября 2021 являлся депутатом Собрания представителей с.п. Приморский, а с ноября 2021 года избран председателем Собрания представителей. С 2011 года по настоящее время вопроса об изменении структуры Администрации с.п. Приморский не было, подобные разговоры со стороны главы возникли к концу года в отношении ФИО1 Сама ФИО1 попросила выступить на собрании 21.12.2021 года, ей дали слово, она пояснила, что работает в администрации с 2011 года. За время ее работы нареканий не было, и что она получила уведомление о сокращении штатной единицы. Она пояснила, что в 2020 году из-за увеличения работы, была введена штатная единица, добавился специалист. Эта сумма может быть на одного сотрудника, а может на двух по пол ставки. До этого вопрос о структуре никак не решался, как она установлена в 2011, так и продолжала существовать. Глава сельского поселения пояснил, что ему нужно оптимизировать бюджет, на что в ему пояснили, эта не та статья, которую надо оптимизировать. Работы много, приходится даже задерживаться, что это повлияет негативно на работу. ФИО1 выполняла работу по обеспечению деятельности в том числе Собрания представителей. После ее увольнения, работа ведется неудовлетворительно в виду перегруженности специалистов. Он предлагал главе поселения, поскольку имеются есть сотрудники менее загруженные, есть водитель, трактористы, что возможно в этих областях искать оптимизацию. Вопрос об оптимизации в 2020-2021 году не стоял. Депутаты были против увольнения ФИО1. Бюджет профицитный, но не дефицитный точно.

Суд, выслушав пояснения истца и его представителя, возражения представителя ответчика, заключение прокурора, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, приходит к выводу о том, что исковые требования законны и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция РФ признает право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1), что не означает, однако, обязанности кого бы то ни было предоставить гражданину определенную должность или конкретную работу. Свобода труда проявляется, прежде всего, в его договорном характере, и вопрос о работе лица по определенной профессии, специальности, квалификации или должности решается именно в рамках трудового договора. Эта свобода, вместе с тем, предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими лицами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 1999 года №19-П, 15 марта 2005 года № 3-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2006 года № 263-О).

В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со ст.11ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) втрудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно ч. 1 ст. 56 ТК РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Ст. 22 ТК РФ предусмотрено, что работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами. При этом работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Трудовой кодекс РФ, закрепляя требования к содержанию трудового договора, права сторон по определению его условий, предусматривает, что трудовой договор может заключаться на неопределенный срок и на определенный срок - не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен данным Кодексом и иными федеральными законами (ч. 1 ст. 58 ТК РФ).

Заключая трудовой договор, работник обязуется добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину и правила внутреннего трудового распорядка организации (ст. 21 ТК РФ). Виновное неисполнение данных требований может повлечь привлечение работника к дисциплинарной ответственности, что является одним из способов защиты нарушенных прав работодателя.

В соответствии с частью 1 статьи 34Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно части 3 статьи 34 Федерального закона порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 1 статьи 43 и части 3 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов и принимается представительным органом муниципального образования, регулирует вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

Согласно пункту 2 части 1, части 3 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования. Представительный орган местного самоуправления принимает решения в пределах предоставленных полномочий большинством голосов от установленной численности депутатов, если иное не установлено поименованным федеральным законом.

Пункт 5 части 1 статьи 44Федерального закона N 131-ФЗ предусматривает обязательность установления в уставе муниципального образования наименования и полномочий выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, ФЗ N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иным нормативным правовым актам РФ, а также Конституциям (уставам), законам, иным нормативно правовым актам субъектов РФ.

В соответствии с частью 8 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Уставом сельского поселения Приморский, утвержденным 10.092009 года решением №209 Собрания представителей с.п. Приморский предусмотрено, что к иным полномочиям Собрания представителей поселения отнесено утверждение структуры Администрации поселения по представлению Главы поселения (п. 9 части 2 статьи 36 Устава).

В соответствии со статьей 45 Устава, Администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом поселения, наделяемым Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами и законами Самарской области.

Администрация поселения обладает правами юридического лица и действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.

Судом установлено, что на основании решения № 6/9 от 31.08.2011 г. собранием представителей с.п. Приморский м.р. Ставропольский Самарской области утвердило структуру администрации с.п. Приморский м.р. Ставропольский Самарской области.

01.11.2014 г. между Администрацией с.п. Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области "работодатель" и ФИО1 "муниципальный служащий" заключен трудовой договор, согласно которому ФИО1 принимается на должность специалиста 1 категории Администрации с.п. Приморский.

Согласно п. 6.1 трудовой договор заключен на неопределенный срок с 01.11.2014 г.

Согласно выписке из протокола общего собрания работников администрации с.п. Приморский м.р. Ставропольский Самарской области от 15.01.2020 г. № 1 создан представительный орган работников для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта, заключения и контроля за выполнением коллективного договора в составе 1 человек. Поручено право подписи коллективного договора (изменений и дополнений к нему) от представительного органа уполномоченному представителю ФИО1

Согласно распоряжению № 37к от 13.12.2021 г. о сокращении штатной единицы, вынесенное главой с.п. Приморский м.р. Ставропольский Самарской области следует, что в целях оптимизации расходов на содержание администрации с.п. Приморский м.р. Ставропольский самарской области следует исключить с 15.02.2022 г. из штатного расписания администрации с.п. Приморский м.р. Ставропольский Самарской области должность специалиста 1 категории администрации с.п. Приморский м.р. Ставропольский Самарской области - 1 штатная единица. Уведомить ФИО1, замещающую должность и ГКУ Самарской области "Центр занятости населения г.о. Тольятти" о предстоящем высвобождении по сокращению штата сотрудников.

13.12.2021 г. в адрес ФИО1 от главы с.п. Приморский м.р. Ставропольский Самарской области поступило уведомление, что в связи с распоряжением № 37к от 13.12.2021 г. о сокращении штатной единицы, вынесенное главой с.п. Приморский м.р. Ставропольский Самарской области ее должность будет сокращена 15.02.2022 г. и трудовой договор расторгнут с выплатой выходного пособия в размере среднемесячного заработка.

Согласно утвержденному штатному расписанию согласно распоряжению № 1К от 11.01.2022 г.должность специалист 1 категории, с тарифной ставкой 13 561 рублей, 13 561 рублей - за сложность, стаж - 2 712 рублей, премия в размере 25% - 3 390 рублей и всего в размере - 33 224 рублей, утверждена и подписано главой с.п. Приморский м.р. Ставропольский Самарской области ФИО4

Согласно утвержденному штатному расписанию и согласно распоряжению № 5К от 15.02.2022 г. должность специалист 1 категории, исключена из штатной единицы.

15.02.2022 г. ФИО1 от главы с.п. Приморский м.р. Ставропольский Самарской области поступило предложение о переводе на другую работу в связи с сокращением численности (штата) на должность инструктора по спорту с размером заработной платы - 6 945 рублей (временная работа до выхода работницы из отпуска по уходу за ребенком), от которой она отказалась.

15.02.2022 главой с.п. Приморский м.р. Ставропольский Самарской области был вынесен приказ о расторжении трудового договора с работником ФИО1.

Как указывалось выше, в соответствии с ч. 1 ст. 45 Устава Администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом поселения, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами и законами Самарской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 45 Устава Администрацией поселения руководит глава поселения на принципах единоначалия.

Согласно требований ст.44 ФЗ №131 Уставом муниципального образования должны определяться, структура и порядок формирования органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 8 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Аналогичное требование содержится в положений ч. 6 ст. 45 Устава Администрация, согласно которой структура Администрации поселения утверждается Собранием представителей поселения по представлению Главы поселения.

В соответствии с п.5 ст. 47 глава поселения издает в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Самарской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Собрания представителей поселения, постановления Администрации поселения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Самарской области, а также распоряжения Администрации поселения по вопросам организации работы Администрации поселения;

В соответствии п. 6 ст. 47 глава поселения формирует Администрацию поселения и руководит ее деятельностью:

В соответствии с п.8 ст. 47 глава поселения распределяет обязанности между должностными лицами Администрации поселения, утверждает положения о структурных подразделениях и органах Администрации поселения, не являющихся юридическими лицами;

В соответствии с п.8 ст. 47 Глава поселения осуществляет права и обязанности работодателя в отношении муниципальных служащих и иных работников Администрации поселения, в том числе назначает на должность и освобождает от должности заместителя Главы поселения, руководителей органов Администрации поселения, иных муниципальных служащих Администрации поселения, в установленном законодательством порядке принимает на работу и увольняет работников Администрации поселения, заключает и расторгает трудовые договоры (контракты), решает вопросы, связанные с прохождением муниципальной службы в Администрации поселения, принимает решения о поощрении муниципальных служащих и других работников, работающих в Администрации поселения, и применении к ним мер дисциплинарного взыскания, обеспечивает проведение аттестации, профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, работающих в Администрации поселения.

Проанализировав вышеуказанные нормы суд приходит к выводу, что в соответствии с положением устава администрации с.п. Приморский м.р. Ставропольский Самарской области, а также согласно положениям Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава с.п.Приморский м.р. Ставропольский Самарской области должен был обратиться к собранию представителей с предложением сократить штатное расписание, согласно которому должность «специалист 1 категории» должна быть сокращена.

С таким предложением глава с.п. Приморский м.р. Ставропольский Самарской области к Собранию представителей с.п. Приморский не обращался. На собрании не решался вопрос об оптимизации бюджета, как и вопрос о сокращении штата администрации с.п. Приморский м.р. Ставропольский Самарской области.

С учетом вышеизложенного, в судебном заседании установлено, что Глава администрации с.п. Приморский ФИО4, не смотря на утвержденную в 2011 году структуру администрации поселения, содержащую в себе должность «специалист 1 категории», в нарушение требований ч. 8 ст. 37 Федерального закона N 131-ФЗ, ст. 37 ч.8 Устава администрации с.п. Приморский, к Собранию представителей с.п. Приморский, как представительному органу муниципального образования, не обращался, при этом новая структура администрации, исключающая наличие должности «специалист 1 категории», которую занимала ФИО7, не утверждалась, с учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что Распоряжение №37к вынесенный 13.12.2021 года Главой администрации с.п. Приморский ФИО4, противоречит вышеприведенным нормам права, а потому является незаконным и подлежит отмене.

Поскольку Распоряжение №37к от 13.12.2021 года признано судом незаконно, с учетом имеющейся в структуре администрации с.п. Приморский должности «специалист 1 категории», суд приходит к выводу, что действительного сокращения штата, в следствии упразднения должности занимаемой истцом ФИО1, не было, в связи с чем суд приходит к выводу, что оснований для прекращения с ФИО1 трудового договора на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ у ответчика не имелось, в следствии чего нельзя признать законным и обоснованным увольнения ФИО1, так как установленная законом гарантия сохранения трудовых отношений с работниками не была соблюдена.

Согласно справке, выданной Администрацией с.п. Приморский м.р. Ставропольский № 302 от 04.04.2022 г. среднемесячный заработок ФИО1 специалиста 1 категории Администрации с.п. Приморский м.р. Ставропольский Самарской области за период 2021 год составляет 33 603,04 рублей.

В силу статьи 394 Трудового кодекса РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

С учетом выше установленных обстоятельств, принимая во внимание, что ФИО1 уволена с нарушением норм Трудового кодекса РФ, требования истца о восстановлении на работе в должности, занимаемой ей на момент увольнения, подлежат удовлетворению.

Доводы стороны ответчиков о том, что именно глава администрации в соответствии с положением Устава и ФЗ №131 руководит администрацией и по своему усмотрению определяет трудовые отношения, в виде штатной численности администрации, осуществления трудового распорядка, как руководитель, в данном случае являются ошибочными, поскольку возможность определения штатной численности сотрудников, возможность её оптимизации для рационального выполнения работы и соответствующей финансовой деятельности, безусловно относится к исключительной деятельности руководителя, однако в данном случае с учетом того, что должность «специалист 1 категории» является самостоятельной должностью прямо предусмотренная структурой администрации, в следствии чего Глава администрации обязан был в соответствии с требованием ч. 8 ст. 37 Федерального закона N 131-ФЗ, ст. 37 ч.8 Устава администрации с.п. Приморский обратиться к Собранию представителей, о необходимости утверждения новой структуры администрации, что им сделано не было.

Ссылка представителя ответчиков на апелляционное определение Верховного суда РФ №4-АПГ18-11 от 22.08.2018 года, не обоснована, поскольку в рассматриваемом деле как раз была соблюдена изменения структуры администрации с учетом вышеприведенных норм права, а также устава муниципального образования.

Согласно абзацу 2 статьи 394 Трудового кодекса РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Средний заработок за время вынужденного прогула определяется в соответствии с положениями статьи 139 Трудового кодекса РФ и Положением о порядке исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 № 922.

В абзаце 4 пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету. Однако при определении размера оплаты времени вынужденного прогула средний заработок, взыскиваемый в пользу работника за это время, не подлежит уменьшению на суммы заработной платы, полученной у другого работодателя, независимо от того, работал у него работник на день увольнения или нет, пособия по временной нетрудоспособности, выплаченные истцу в пределах срока оплачиваемого прогула, а также пособия по безработице, которое он получал в период вынужденного прогула, поскольку указанные выплаты действующим законодательством не отнесены к числу выплат, подлежащих зачету при определении размера оплаты времени вынужденного прогула.

Исходя из справки, выданной главой с.п. Приморский м.р. Ставропольский Самарской области № 287 от 31.03.2022 г. следует, что ФИО1 работала в должности специалиста 1 категории. 15.02.2022 г. сокращена в связи с сокращением штата. 15.02.2022 г. сотруднику был проведен расчет согласно законодательства РФ. Компенсация за неиспользованный отпуск в размере 49 513,41 рублей, заработная плата за февраль в размере 3 042 рублей, расчет по листку нетрудоспособности в размере 3 251,61 рублей, выходное пособие при сокращении в размере 31 966,40 рублей.

15.03.2022 г. ФИО1 был проведен расчет согласно законодательства РФ в размере 36 680 рублей 40 копеек выходное пособие при сокращении, с данной суммы НДФЛ не выплачивается.

15.04.2022 г. была произведена оплата выходного пособия при сокращении в размере 32 336 рублей 20 копеек, что подтверждено в судебном заседании истцом.

Судом установлено, что среднедневной размер заработной платы за период с 01.02.2021 по 31.01.2022 составляет 1598,32 рубля. С учетом увольнения ФИО1, с 15.02.2022 года, принимая во внимание принятое судом решения о восстановлении истца на работе 11.05.2022 размер компенсации за вынужденный прогул должна составлять 87907,60 рублей за 55 дней.

Однако, как установлено в судебном заседании, после увольнения ФИО1 в связи с сокращением штата, ей работодателем выплачено выходное пособие в течение 3- месяцев, то есть по 15.05.2022 года в размере 100983 рубля (31966,20+36680,40+32336,20), в связи с чем, суд приходит к выводу, что утраченный заработок у ФИО1, отсутствует.

Согласно ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Статьей 1101 ГК РФ установлено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце четвертом пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Из искового заявления следует, что в результате незаконного увольнения ФИО1 она испытывала нравственные страдания, связанные с утратой работы и дохода.

Принимая во внимание, что в результате незаконных действий работодателя нарушено право ФИО1 на труд, указанное обстоятельство безусловно свидетельствует о причинении работнику нравственных страданий. С учетом конкретных обстоятельств дела, суд считает необходимым определить ко взысканию с ответчика в пользу истца в счёт компенсации морального вреда 10 000 рублей.

Учитывая то обстоятельство, что в силу требований ст.ст. 89 ГПК РФ, ст. 393 ТК РФ, ст. 333.36 НК РФ истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, то возмещение судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением дела должно осуществляться по правилам ст. 103 ГПК РФ за счет ответчика, а также в порядке и размерах, предусмотренных ст. ст. 333.19-333.20 НК РФ, то есть с ответчика подлежат взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 700 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199, 211 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 – удовлетворить частично

Признать незаконным распоряжение главы администрации с.п. Приморский м.р. Ставропольский Самарской области №37 от 13.12.2021 года.

Признать незаконным приказ главы администрации с.п. Приморский м.р. Ставропольский Самарской области о расторжении трудового договора от 15.02.2022 года.

Восстановить ФИО1 на работе в должности специалиста 1 категории администрации с.п. Приморский м.р. Ставропольский Самарской области на дату незаконного увольнения.

Взыскать с администрации с.п. Приморский м.р. Ставропольский Самарской области в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 10000,00 рублей.

Взыскать с администрации с.п. Приморский м.р. Ставропольский Самарской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 700 рублей.

Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению в силу требований ст.211 ГПК РФ, но может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.

Мотивированное решение изготовлено 17.05.2022 г.

Судья Д.В. Безденежный

УИД: 63RS0027-01-2022-001032-10