ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1085/2022 от 18.04.2022 Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

61RS0006-01-2021-009032-49

Дело №2-1085/2022

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2022 года г. Ростов-на-Дону

Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи НИКОНОРОВОЙ Е.В.,

при секретаре Богатой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПАО Сбербанк к ФИО1, третье лицо: ФИО2, о взыскании материального ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 07 мин. в ВСП № СКМ ФИО1 в Сбербанк онлайн.про оформил сим-карту СберМобайл с номером телефона + на имя клиента Я.А.А. в его отсутствие. 29.05.2021 года в 22 час. 18 мин. на дебетовую карту Visa Classic клиента М.И.Н. поступил перевод денежных средств на сумму 147000 рублей с дебетовой карты Visa Classic клиента ФИО2 в УС , расположенном в ВСП в 22 час. 33 мин. по дебетовой карте Visa Classic клиента М.И.Н. осуществлена операция выдачи наличных денежных средств в сумме 50000 рублей. Операцию совершает СКМ ФИО1 В 22 час. 34 мин. к номеру телефона + сим-карты СберМобайл, оформленной на имя клиента Я.А.А. осуществлено подключение услуги Мобильный банк по дебетовой карте Visa Classic клиент М.И.Н. На мобильном устройстве iPhone v.12.1.0 c IP-адресом в 22 час. 44 мин. осуществлена регистрация в личном кабинете Сбербанк Онлайн клиента М.И.Н. В личном кабинете Сбербанк Онлайн клиента М.И.Н. сформирована заявка на расчет кредитного потенциала, далее сформирована заявка на дебетовую карту MasterCard СберКарта, осуществлено подключение услуги Мобильный банк к номеру телефона сим-карты СберМобайл, оформленной на имя клиента Я.А.А. в 21 час. 00 мин. в личном кабинете Сбербанк Онлайн клиента М.И.Н. осуществлен перевод денежных средств в сумме 1800 рублей между счетами клиента. В УС , расположенном в ВСП в 21 час. 01 мин. осуществлена попытка выдачи наличных денежных средств в сумме 1800 рублей по дебетовой карте MasterCard СберКарта клиента М.И.Н. Операция отклонена банком. В 21 час. 04 мин. осуществлена блокировка дебетовой карты MasterCard СберКарта клиента М.И.Н. В 21 час. 06 мин. на линию ЕРКЦ с номера телефона + поступило сообщение от имени клиента М.И.Н. по вопросу разблокировки дебетовой карты, карта разблокирована. В 21 час. 16 мин. по дебетовой карте MasterCard Сберкарта осуществлена операция выдачи наличных денежных средств в сумме 1700 рублей. Операцию совершает СКМ ФИО1 В 21 ас. 16 мин. в личном кабинете СберБанк Онлайн клиента М.И.Н. осуществлена попытка перевода денежных средств в сумме 43000 рублей между счетами клиента. Операция отклонена Банком. В 21 час. 35 мин. осуществлена блокировка карты и Сбербанка Онлайн клиента М.И.Н. 29.05.2021 года осуществлена регистрация в мобильном приложении Сбербанк Онлайн клиента ФИО2 На мобильном устройстве iPhone v.12.1.0 c IP-адресом осуществлен вход в личный кабинет клиента ФИО2 В 15 час.19 мин. сформирована заявка на получение потребительского кредита в сумме 295455 рублей 55 копеек. В качестве дополнительного номера указан номер телефона сим-карты СберМобайл, оформленной на имя клиента Я.А.А. В 22 час. 10 мин. на дебетовую карту Visa Classic клиента ФИО2 зачислен кредит в сумме 295454 рубля 55 копеек и автоматически произведено списание страховой премии в размере 35454 рубля 55 копеек. По договору страхования ДСЖ и ПК12 «Защита жизни заемщика» № от 29.05.2021 года. В 22 час.12 мин. осуществлен перевод денежных средств в сумме 147000 рублей с дебетовой карты Visa Classic клиента ФИО2 на дебетовую карту Visa Classic клиента М.И.Н. Комиссия банка за перевод денежных средств составила 970 рублей. В ВСП 31.05.2021 года в 18 час. 21 мин. ФИО1 от имени клиента М.И.Н. оформлено заявление на получение дебетовой карты Visa Сберкарта по материалам видеонаблюдения зафиксировано, что в это время на рабочем месте СКМ ФИО1 присутствовал клиент, возраст которого не соответствует возрасту М.И.Н. 03.06.2021 года осуществлена выдача дебетовой карты Visa Сберкарта выпущенной на имя клиента М.И.Н., в 16 час. 04 мин. осуществлено подключение услуги Мобильный банк к номеру телефона сим-карты СберМобайл, оформленной на имя клиента Я.А.А. в 16 час. 05 мин. оформлено заявление на закрытие счета дебетовой карты Visa Classic клиента М.И.Н. операции АС Банка проведены СКМ ФИО1 По материалам видеонаблюдения установлено, что операции от имени клиента М.И.Н. осуществлены третьим лицом, в присутствии которого 30.05.2021 года СКМ ФИО1 оформил заявление на получение дебетовой карты Visa Сберкарта клиента М.И.Н. В ходе служебного расследования установлено, что в качестве клиента М.И.Н. по просьбе СКМ ФИО1 выступил знакомый – К.А.С. 28.06.2021 года и 30.06.2021 года в ходе телефонных разговоров клиент ФИО2 сообщил, что ФИО1 является его родственником. Ранее он обращался к ФИО1 с просьбой об оформлении кредита для приобретения сельскохозяйственной техники. Пояснил, что добровольно передал информацию о своих персональных данных ФИО1 ФИО2 утверждает, что ему не известно о зачислении на его банковскую карту кредитных денежных средств в сумме 295500 рублей и о действующем кредите. В ходе служебного расследования установлено, что мобильное устройство iPhone v.12.1.0 c IP-адресом , на котором зафиксированы входы в личные кабинеты клиентов Я.А.А., М.И.Н., ФИО2 за период с 16.05.2021 года по 30.05.2021 года также использовалось для входов в личный кабинет сотрудника ФИО1 в период с 28.05.2021 года по 04.06.2021 года. В объяснительной от 03.06.2021 года ФИО1 сообщает, что с клиентами Я.А.А., М.И.Н., ФИО2 знаком, оформил сим-карту СберМобайл на имя Я.А.А. в отсутствие клиента в ВСП , в последующем использовал данную сим-карту в личных целях. ФИО1 пояснил, что дебетовой картой Visa Classic клиента М.И.Н. пользовался лично, подключил к карте клиента Мобильный банк к номеру телефона + сим-карты СберМобайл, оформленный на имя клиента Я.А.А. для того, чтобы осуществить вход в личный кабинет СберБанка Онлайн клиента М.И.Н. ФИО1 пояснил, что он оформил кредит на имя клиента ФИО2 в личном кабинете СберБанка Онлайн клиента. Для входа в Сбербанк Онлайн клиент ФИО2 по телефону сообщил ему информацию о номере карты и коды для входа в личный кабинет и подтверждения операций. Перевод денежных средств в сумме 147000 рублей с карты ФИО2 на карту М.И.Н. является вознаграждением для ФИО1 за оказанную услугу по оформлению кредита. Таким образом, ФИО1 нарушил п.3.4 ПВК от 26.04.2019 года № 881-11, п.1.6-1.10 ТС проведения операций выдачи дебетовых карт ПАО Сбербанк от 25.09.2014 года № 3494 в части оформления операции по выдаче карты в отсутствие клиента/доверенного лица/законного представителя: п.1.8 ТС № 3494 от 25.09.2014 в части отсутствия идентификации клиента по документу, удостоверяющему личность; р.4 Политики управления риском поведения Группы ПАО Сбербанк от 21.10.2019 № 5057, п.1.5, 2.1 Кодекса корпоративной этики; Постановление Правления от 30.09.2015 № 534а; Распоряжение от 25.09.2018 № 1516-Р «О внесении изменений в Распоряжение от 01.04.2015» № 420-Р «Об установлении правил реагирования на выявляемые факты нарушений, допущенных работниками блоков «Розничный бизнес» «Мобильный банк». Подтвержденные факты реализации услуги «Мобильный банк» к дебетовым картам без ведома клиента; р.4 Политики управления риском поведения Группы ПАО Сбербанк от 21.10.2019 № 5057; п.1.5, 2.1 Кодекса корпоративной этики Постановления Правления от 30.09.2015 № 5346а; Распоряжение от 25.09.2018 № 1516-Р «О внесении изменений в Распоряжение от 01.04.2015 № 420-Р «Об установлении правил реагирования на выявленные факты нарушений, допущенных работниками ВСП блока «Розничный бизнес» «Сбербанк Онлайн». Подтвержденные факты реализации услуги «Сбербанк Онлайн» без ведома клиента; слайд 9 Книги стандартов Консультанта (ред.01.05.2016); п.2.1 р.2 Функции и должностные обязанности Альбом должностных инструкций (типовых) работников внутренних структурных подразделений Банка по обслуживанию физических и юридических лиц от 02.04.2019 № 2966-6 в части совершения операций в удаленных каналах обслуживания за клиента в отсутствие клиента; Релиз «Обучающие материалы по продукту сим-карты «СберМобайл» (V5), Книги стандартов Консультанта (слайд 9), Альбома должностных инструкций (типовых) работников внутренних структурных подразделений Банка по обслуживанию физических и юридических лиц от 02.04.2019 № 2966-6 (п.2.1); Распоряжение о внесении изменений в Распоряжение от 01.04.2015 № 420-Р «Об установлении правил реагирования на выявленные факты нарушений, допущенных работниками ВСП блока «Розничный бизнес» от 25.09.2018 № 1516-Р, р.4 Политики управления риском поведения Группы ПАО Сбербанк от 21.10.2019 № 5057, Мобильный виртуальный оператор, подтвержденные факты реализации услуги Мобильный виртуальный оператор (Сбермобайл) без ведома клиента; п.1.6 «Должностной инструкции» буллит 9 направления «Консультирования и реализация клиентам всего спектра банковских и небанковских продуктов и услуг, в т.ч. продуктов экосистемы» п.2.1 Должностной инструкции от 01.03.2021 года. Согласно акту служебного расследования, в результате неправомерного оформления кредитного договора без ведома и согласия клиента ФИО2 и присвоения принадлежащих клиенту денежных средств со стороны ФИО1 банку причинен прямой действительный ущерб в размере 295454 рубля 55 копеек. 29.06.2021 года в счет погашения задолженности поступили денежные средства в размере 7696 рублей 80 копеек, которые зачислены в полном объеме в счет погашения дебиторской задолженности, в связи с чем, фактический ущерб задолженности составил 287757 рублей 75 копеек. На основании изложенного, истец просит суд взыскать с ФИО1 в пользу ПАО Сбербанк сумму материального ущерба в размере 287757 рублей 75 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины.

Представитель истца ПАО Сбербанк в судебное заседание не явился, извещен о дне, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в исковом заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 161).

Третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела.

В отношении представителя истца и третьего лица ФИО2 дело рассмотрено судом в порядке ст.167 ГПК Российской Федерации.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о дне, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об уважительных причинах неявки в судебное заседание не сообщил.

Согласно ч.1 ст.233 ГПК Российской Федерации, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Поскольку представитель истца не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства в отсутствие ответчика, суд считает возможным рассмотреть дело в отношении ответчика ФИО1 в порядке ст.233 ГПК Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 232 ТК РФ сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

В силу ст. 238 ТК РФ, работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Согласно ст. 242 ТК РФ полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случаях, когда в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей.

Как следует из материалов дела, ФИО1 работал в ПАО "Сбербанк России" менеджером по продажам в Универсальном дополнительном офисе Ростовского отделения Юго-Западного банка (л.д. 14-23).

21.06.2021 года РВСП К.Е.Н. при обработке критичных отклонений, зарегистрированных в ИСУ по материалам видеонаблюдения установлен факт отсутствия клиента Я.А.А. в ВСП 20.05.2021 года при оформлении на его имя сим-карты СберМобайл (номер телефона +) СКМ ФИО1

В момент оформления сим-карты на имя клиента Я.А.А. СКМ ФИО1 отсутствовал на рабочем месте, находился в комнате отдыха.

Согласно запросу подразделения ВСП Ростовского отделения Юго-Западного банка от 21.06.2021 по подозрению в противоправных действиях старшего клиентского менеджера ВСП Ростовского отделения Юго-Западного банка ПАО Сбербанк ФИО1 при оформлении сим-карты СберМобайл на имя клиента Я.А.А., назначено проведение служебного расследования на выяснение обстоятельств, характера и причин наступления рискового события, мотива и механизма произошедшего инцидента, установлении вины и степени причастности сотрудников банка к событиям, определение ущерба, источников его погашения.

В рамках проведенного служебного расследования установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 час.07 мин. в ВСП СКМ ФИО1 в Сбербанк онлайн.про оформил сим-карту СберМобайл с номером телефона на имя клиента Я.А.А. в его отсутствие.

Согласно акту служебного расследования , 29.05.2021 года в 22 час. 18 мин. на дебетовую карту Visa Classic клиента М.И.Н. поступил перевод денежных средств на сумму 147000 рублей с дебетовой карты Visa Classic клиента ФИО2

В УС , расположенном в ВСП в 22 час. 33 мин. по дебетовой карте Visa Classic клиента М.И.Н. осуществлена операция выдачи наличных денежных средств в сумме 50000 рублей. Операцию совершает СКМ ФИО1

В 22 час. 34 мин. к номеру телефона + сим-карты СберМобайл, оформленной на имя клиента Я.А.А. осуществлено подключение услуги Мобильный банк по дебетовой карте Visa Classic клиент М.И.Н.

На мобильном устройстве iPhone v.12.1.0 c IP-адресом в 22 час. 44 мин. осуществлена регистрация в личном кабинете Сбербанк Онлайн клиента М.И.Н. В личном кабинете Сбербанк Онлайн клиента М.И.Н.

30.05.2021 года по дебетовой карте Visa Classic клиента М.И.Н. осуществлена операция выдачи наличных денежных средств в сумме 50000 рублей.

На мобильном устройстве iPhone v.12.1.0 c IP-адресом сформирована заявка на расчет кредитного потенциала, далее сформирована заявка на дебетовую карту MasterCard СберКарта, осуществлено подключение услуги Мобильный банк к номеру телефона сим-карты СберМобайл, оформленной на имя клиента Я.А.А. в 21 час. 00 мин. в личном кабинете Сбербанк Онлайн клиента М.И.Н. осуществлен перевод денежных средств в сумме 1800 рублей между счетами клиента.

В УС , расположенном в ВСП в 21 час. 01 мин. осуществлена попытка выдачи наличных денежных средств в сумме 1800 рублей по дебетовой карте MasterCard СберКарта клиента М.И.Н. Операция отклонена Банком.

В 21 час. 04 мин. осуществлена блокировка дебетовой карты MasterCard СберКарта клиента М.И.Н.

В 21 час. 06 мин. на линию ЕРКЦ с номера телефона поступило сообщение от имени клиента М.И.Н. по вопросу разблокировки дебетовой карты, карта разблокирована.

В 21 час. 16 мин. по дебетовой карте MasterCard Сберкарта осуществлена операция выдачи наличных денежных средств в сумме 1700 рублей. Операцию совершает СКМ ФИО1

В 21 ас. 16 мин. в личном кабинете СберБанк Онлайн клиента М.И.Н. осуществлена попытка перевода денежных средств в сумме 43000 рублей между счетами клиента. Операция отклонена Банком.

В 21 час. 35 мин. осуществлена блокировка карты и Сбербанка Онлайн клиента М.И.Н.

31.05.2021 в 18 час. 21 мин. СКМ ФИО1 от имени клиента М.И.Н. оформлено заявление на получение дебетовой карты Visa Сберкарта. По материалам видеонаблюдения зафиксировано, что в это время на рабочем месте СКМ ФИО1 присутствует клиент, возраст которого не соответствует возрасту клиента М.И.Н.

03.06.2021 в 16 час. 01 мин. осуществлена выдача дебетовой карты Visa Сберкарта , выпущенной на имя клиента М.И.Н. В 16 час. 05 мин. оформлено заявление на закрытие счета дебетовой карты Visa Classic клиента М.И.Н.

Операции в АС Банка проведены ФИО1

По материалам видеонаблюдения установлено, что операции от имени клиента М.И.Н. осуществлены третьим лицом – К.А.С..

Истец указываеи, что своими действиями ФИО1 нарушил п.3.4 ПВК от 26.04.2019 года № 881-11, п.1.6-1.10 ТС проведения операций выдачи дебетовых карт ПАО Сбербанк от 25.09.2014 года № 3494 в части оформления операции по выдаче карты в отсутствие клиента/доверенного лица/законного представителя; п.1.8 ТС № 3494 от 25.09.2014 в части отсутствия идентификации клиента по документу, удостоверяющему личность; р.4 Политики управления риском поведения Группы ПАО Сбербанк от 21.10.2019 № 5057, п.1.5, 2.1 Кодекса корпоративной этики; Постановление Правления от 30.09.2015 № 534а; Распоряжение от 25.09.2018 № 1516-Р «О внесении изменений в Распоряжение от 01.04.2015» № 420-Р «Об установлении правил реагирования на выявляемые факты нарушений, допущенных работниками блоков «Розничный бизнес» «Мобильный банк». Подтвержденные факты реализации услуги «Мобильный банк» к дебетовым картам без ведома клиента; р.4 Политики управления риском поведения Группы ПАО Сбербанк от 21.10.2019 № 5057; п.1.5, 2.1 Кодекса корпоративной этики Постановления Правления от 30.09.2015 № 5346а; Распоряжение от 25.09.2018 № 1516-Р «О внесении изменений в Распоряжение от 01.04.2015 № 420-Р «Об установлении правил реагирования на выявленные факты нарушений, допущенных работниками ВСП блока «Розничный бизнес» «Сбербанк Онлайн». Подтвержденные факты реализации услуги «Сбербанк Онлайн» без ведома клиента; слайд 9 Книги стандартов Консультанта (ред.01.05.2016); п.2.1 р.2 Функции и должностные обязанности Альбом должностных инструкций (типовых) работников внутренних структурных подразделений Банка по обслуживанию физических и юридических лиц от 02.04.2019 № 2966-6 в части совершения операций в удаленных каналах обслуживания за клиента в отсутствие клиента; Релиз «Обучающие материалы по продукту сим-карты «СберМобайл» (V5), Книги стандартов Консультанта (слайд 9), Альбома должностных инструкций (типовых) работников внутренних структурных подразделений Банка по обслуживанию физических и юридических лиц от 02.04.2019 № 2966-6 (п.2.1); Распоряжение о внесении изменений в Распоряжение от 01.04.2015 № 420-Р «Об установлении правил реагирования на выявленные факты нарушений, допущенных работниками ВСП блока «Розничный бизнес» от 25.09.2018 № 1516-Р, р.4 Политики управления риском поведения Группы ПАО Сбербанк от 21.10.2019 № 5057, Мобильный виртуальный оператор, подтвержденные факты реализации услуги Мобильный виртуальный оператор (Сбермобайл) без ведома клиента; п.1.6 «Должностной инструкции» буллит 9 направления «Консультирования и реализация клиентам всего спектра банковских и небанковских продуктов и услуг, в т.ч. продуктов экосистемы» п.2.1 Должностной инструкции от 01.03.2021 года.

Согласно п. 4.1, 4.3, 4.4 должностной инструкции менедженра по продажам Универсального дополнительного офиса, ФИО1 несет ответственность:

-за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией;

-за совершение правонарушений в процессе осуществления своей деятельности;

-за причинение материального и иного ущерба.

С учетом наличия вины сотрудника в причинении работодателю ущерба, ответственность за причиненный ущерб, лежит на ФИО1 (л.д. 7-14).

Ответчику ФИО1 направлено уведомление от 13.07.2021 года о наличии дебиторской задолженности в размере 292575 рублей 68 копеек, однако в добровольном порядке работник причиненный Банку (работодателю) ущерб не возместил (л.д. 54-55).

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.233-235 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ФИО1 в пользу ПАО Сбербанк материальный ущерб в размере 287757 рублей 75 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 6077 рублей 58 копеек.

Ответчик вправе подать в Первомайский районный суд г.Ростова-на-Дону заявление об отмене заочного решения в течение 7-ми дней со дня вручения ему копии этого решения, а также обжаловать заочное решение в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Заочное решение может быть обжаловано иными лицами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г.Ростова-на-Дону, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 25 апреля 2022 года.

Cудья Е.В. Никонорова