ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1086/13 от 03.10.2013 Читинского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2-1086/13

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

3 октября 2013 года

Читинский районный суд Забайкальского края

в составе председательствующего Сандановой Д.Б.

с участием прокурора Зориной Н.В.,

при секретаре Ленович К.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чита

гражданское дело по иску прокурора Читинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Атамановское» об обязании организовать завершение работ по строительству водоотвода на г. Шаман п.г.т. Атамановка и введению его в эксплуатацию, обратиться в Роспотребнадзор о получении заключения о соответствии качества воды из водоотвода санитарно-эпидемиологическими правилам и нормам, организовать охрану объекта (станций первого и второго подъемов воды)

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд с иском к администрации гп «Атамановское», указав следующее: в ходе проведенной прокуратурой проверки по поручению прокуратуры Забайкальского края и обращению и.о.министра края ФИО1 о неисполнении муниципального контракта на проведение работ по восстановлению системы водоснабжения мкр.БТРЗ пгт.Атамановка -неисполнении муниципального контракта - строительству водовода на горе «Шаман» установлено, что 16.08.2012 между администрацией гп. «Атамановское» и ООО СХ «СибСтройКонтракт» заключен муниципальный контракт №0191300005812000001-0086917-01 на строительство водовода на горе Шаман пгт.Атамановка. Строительство указанного водовода было вызвано необходимостью надлежащего обеспечения водоснабжением многоквартирных жилых домов по ул. Гагарина пгт.Атамановка, так как на протяжении нескольких лет жильцы квартир указанных домов, расположенных на верхних этажах, не были обеспечены водоснабжением; отмечались систематические перебои с водоснабжением в целом данных домов по различным причинам. Однако, как установлено проверкой, до на стоящего времени в полном объеме работы по строительству водовода не завершены, объект Заказчиком не принят и не введен в эксплуатацию. Прокуратурой Читинского района совместно с представителями Министерства территориального развития Забайкальского края, администрации МР «Читинский район», администрации гп. «Атамановское», проектной организации ООО «Забспецстройпроект», подрядчика ООО «СибСтройКонтракт» 09.08.2013 осуществлен выезд на объект, в ходе которого при визуальном осмотре объекта и изучении проектно-сметной документации установлено, что не выполнены следующие работы:1. по ограждению территории насосной станции первого подъема; 2. по утеплению резервуаров хранения питьевой воды (на станции второго подъема воды); 3. по утеплению трубопроводов, подводящих к резервуарам; 4. отсутствует резервное энергоснабжение на станции первого подъема воды; 5.вместо щебеночного покрытия проездов обустроено песчано-гравийное. Не выполнение указанных первых четырех видов работ подрядчиком ООО «СибСтройКонтракт» мотивировано тем, что указанные работы не заложены в смету и выполнять их за свои счет он не намерен. Данный факт также был подтвержден в ходе проверки. Исполнительным органом местного самоуправления, уполномоченным на решение вопросов местного значения, является администрация городского поселения «Атамановское».Таким образом, для организации надлежащего водоснабжения населения п.г.т. Атамановка, проживающих в жилых домах по ул. Гагарина и др., администрация гп «Атамановское» обязана незамедлительно организовать завершение всех необходимых работ по строительству водоотвода на г. Шаман п.г.т. Атамановка, позволяющих ввести в эксплуатацию данный объект. Просит суд обязать администрацию организовать завершение работ по строительству водоотвода на г. Шаман п.г.т. Атамановка и введению его в эксплуатацию, обратиться в Роспотребнадзор о получении заключения о соответствии качества воды из водоотвода санитарно-эпидемиологическими правилам и нормам, организовать охрану объекта (станций первого и второго подъемов воды), обратить решение к немедленному исполнению.

В судебном заседании прокурор Зорина Н.В. заявленные требования поддержала.

Представитель администрации гп «Атамановское» надлежаще извещенная в судебное заседание не явилась. Ходатайств об отложении дела не поступало. Ранее суду пояснила, что 15.07.2013 г. в связи с решением приемки в эксплуатацию скважины г. Шаман в п.г.т. Атамановка был поставлен вопрос об устранении замечаний отмеченных в журнале авторского надзора ФИО2, в связи с чем был составлен дефектный акт. Возникшие в процессе вопросы, связанные с выполнением работ на объекте, были переадресованы в «Забспецстройпроект». Никаких дополнительных соглашений об увеличении объектов работ и дополнительных затрат для их выполнения подписано не было. 30.07.2013г. генеральному директору ООО СХ «СибСтройКонтракт» была направлена претензия, с целью организации мер завершения работ по строительству водоотвода и ввода в эксплуатацию. Также администрацией было гарантировано, что все фактические работы согласно актов выполненных работ будут оплачены. Не выполнение отдельных видов работ подрядчиком ООО «СибстройКонтракт» считает обоснованно неправомерно. Соответствие качества воды их водоотвода на г. Шаман характеризует о пригодности качества воды протоколы лабораторных исследований (испытаний).

Суд, заслушав прокурора, исследовав представленные материалы дела, считает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям:

Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Статья 19 указанного закона предусматривает, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В соответствии с п.п. 1, 4, 5 ч.1, п.п. 1, 7 ч.2 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О водоснабжении и водоотведении» установлено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются, в том числе, приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению.

В силу п.п. 1, 4, 5, 10 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Часть 2 статьи 23, часть 4 статьи 24 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О водоснабжении и водоотведении» устанавливают, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям; органы местного самоуправления поселения, городского округа, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества.

Более того, в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также по максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и |их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи.Часть 1 статьи 49 ГрК РФ устанавливает, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

Архитектурно-проектное решение по строительству водовода подпадает под требование о проведении экспертизы проектного решения.

В соответствии с ч. 15 ст. 48 ГрК РФ проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, принуждение и исполнение обязанностей в натуре.

Судом установлено, что на территории гп «Атамановское» на г. Шаман ведутся работы по строительству водовода. Строительство указанного водовода было вызвано необходимостью надлежащего обеспечения водоснабжением многоквартирных жилых домов по ул. Гагарина пгт.Атамановка, так как на протяжении нескольких лет жильцы квартир указанных домов, расположенных на верхних этажах, не были обеспечены водоснабжением; отмечались систематические перебои с водоснабжением в целом данных домов по различным причинам.

Как установлено проверкой проведенной прокуратурой Читинского района, 16.08.2012 между администрацией гп. «Атамановское» и ООО СХ «СибСтройКонтракт» заключен муниципальный    контракт № на строительство водовода на горе Шаман пгт.Атамановка.

В соответствии с п. 1.1 Контракта Генеральный подрядчик (ООО СХ «СибСтройКонтракт») обязуется по заданию заказчика администрации гп. «Атамановское» выполнить своими силами и (или) привлеченными силами строительство водооотода на горе Шаман в пгт.Атамановка в соответствии с

документацией (Приложение №1 и №2), графиком выполнения работ, а Заказчик обязуется принять надлежащим образом выполненные работы и оплатить их результат согласно условиям настоящего контракта._ Пунктом 2.2. Контракта предусмотрено, что весь объем работ, предусмотренный в Приложении №1 и №2 к настоящему контракту, должен быть выполнен с момента заключения контракта до 01.10.2012. В соответствии с п.1 дополнительного соглашения к Контракту срок выполнения работ продлен до 30.05.2013, а в последствии до 01.07.2013 (дополнительное соглашение от 29.05.2013).

Однако, как установлено проверкой, установлено судом, до на стоящего времени в полном объеме работы по строительству водовода не завершены, объект Заказчиком не принят и не введен в эксплуатацию.

Прокуратурой Читинского района совместно с представителями Министерства территориального развития Забайкальского края, администрации МР «Читинский район», администрации гп. «Атамановское», проектной организации ООО «Забспецстройпроект», подрядчика ООО «СибСтройКонтракт» 09.08.2013 осуществлен выезд на объект, в ходе которого при визуальном осмотре объекта и изучении проектно-сметной документации установлено, что не выполнены следующие работы: 1. по ограждению территории насосной станции первого подъема; 2. по утеплению резервуаров хранения питьевой воды (на станции второго подъема воды); 3. по утеплению трубопроводов, подводящих к резервуарам; 4. отсутствует резервное энергоснабжение на станции первого подъема воды; 5.вместо щебеночного покрытия проездов обустроено песчано-гравийное. Не выполнение указанных первых четырех видов работ подрядчиком ООО «СибСтройКонтракт» мотивировано тем, что указанные работы не заложены в смету. Действительно, проверкой установлено, что между проектом и сметой имеются противоречия. Так, по проекту - ограждение станций первого и второго подъема воды составляет 382 метра, по смете заложено всего 200 метров; по проекту -утепление резервуаров - 100 мм, по смете 10 мм; проектом не предусмотрены точки подключения греющего кабеля трубопровода от резервуаров до жилых домов, дополнительно необходимо около 120 м. электрокабеля, что не предусмотрено ни сметой, ни проектом; на схеме генплана указано о наличии резервного энергоснабжения на станции первого подъема воды, однако проектом и сметой данный источник не предусмотрен. Также проверкой установлено, что территории станций первого и второго подъема не охраняются, что не обеспечивает сохранность имущества и безопасность качества воды, поскольку имеется свободный доступ для посторонних лиц.

Как следует из материалов дела, администрацией гп. «Атамановское» не было организовано проведение экспертизы проектной документации по строительству водовода, которая своевременно выявила бы несоответствия между проектом и сметой и др. возможные нарушения, что позволило бы избежать указанных разногласий при строительстве объекта. Кроме этого до настоящего времени администрацией гп. «Атамановское» не проверено качество и объем выполненных работ в соответствии с представленными Подрядчиком актами формы КС-2 №10 от 10.06.2013, №№ 10 - 16 от 17.06.2013, о чем свидетельствует факт их не подписания со стороны Заказчика и отсутствия дефектных актов и претензионных писем в случае, если работы выполнены не надлежащим образом либо не выполнены. Каких-либо мер по организации завершения работ по строительству водовода и ввода его в эксплуатацию администрацией поселения не принято (понуждение в судебном порядке подрядчика выполнить работы, расторжение муниципального контракта и заключение нового и др.)._ Ограждение насосной станции первого подъема (артезианской скважины) требуется выполнить обязательно с целью обеспечения санитарно-эпидемиологический безопасности источника питьевого водоснабжения и предупреждения проникновения посторонних лиц.

Утепление резервуаров хранения питьевой воды и подводящих к резервуарам трубопроводов требуется выполнить в обязательном порядке для предупреждения возможности замерзания воды в емкостях и трубах при аварийной остановке насосного оборудования (ремонтных работах, замене глубинного насоса и т.д.) в зимний период.

Для предотвращения угрозы размораживания в зимний период системы водоснабжения из-за отключения основного источника энергоснабжения, необходима установка автономного резервного источника энергоснабжения (автономной электростанции).

Непринятие ответчиком мер по организации завершения работ по строительству водовода на г. Шаман в п.г.т. Атамановка и введению его в эксплуатацию приведет к прекращению водоснабжения населения в случае аварийной ситуации и перемерзания водовода в зимний период, создаст угрозу санитарно-эпидемиологического благополучия граждан, нарушению прав добросовестных потребителей услуги водоснабжения, а также возникновению чрезвычайной ситуации, в результате которой будет причинен существенный вред жизни и здоровью граждан.

Исполнительным органом местного самоуправления, уполномоченным на решение вопросов местного значения, является администрация городского поселения «Атамановское».

Поскольку обязанность организации надлежащего водоснабжения населения п.г.т. Атамановка, организация завершения всех необходимых работ по строительству водовода на горе Шаман п.г.т. Атамановка, позволяющих ввести в эксплуатацию данный объект возложена на администрацию гп «Атамановское» и на день вынесения решения данное требование не выполнено, администрация обязана организовать завершение работ по строительству водовода на горе Шаман п.г.т. Атамановка и введению его в эксплуатацию, кроме того обратиться в Роспотребнадзор о получении заключения о соответствии качества воды из водовода на г. Шаман санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, организовать охрану объекта, а именно станций первого и второго подъемов воды.

Исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Учитывая, что имеется угроза загрязнения воды в случае отсутствия санитарно-защитной зоны ( отсутствие ограждения), перемерзания водовода в условиях отсутствия его утепления, а до установления низких температур наружного воздуха осталось 3 месяца, решение суда подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Обязать администрацию городского поселения «Атамановское» организовать завершение работ по строительству водовода на горе Шаман п.г.т. Атамановка и введению его в эксплуатацию.

Обязать администрацию городского поселения «Атамановское» обратиться в Роспотребнадзор о получении заключения о соответствии качества воды из водовода на горе Шаман санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.

Обязать администрацию городского поселения «Атамановское» организовать охрану объекта – водовода на горе Шаман, а именно станций первого и второго подъемов воды.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий: Санданова Д.Б.