Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 декабря 2018 года г. Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Старниковой Ю.Ю.,
при секретаре Бурда Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1086/2018 по иску прокурора Братского района в интересах Тангуйского муниципального образования к ФИО4 о возмещении ущерба бюджету,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд в интересах Тангуйского муниципального образования с иском к ФИО4 о возмещении ущерба бюджету.
В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой Братского района в рамках осуществления надзора за исполнением бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлено, что главой Тангуйского муниципального образования ФИО4 в результате незаконных действий причинен ущерб бюджету Тангуйского муниципального образования.
Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
23.11.2015 между администрацией Тангуйского сельского поселения, в лице главы Тангуйского муниципального образования ФИО4 и Обществом с ограниченной ответственностью «Альф Трейдинг» в лице ФИО1 (далее по тексту – ООО «Альф Трейдинг») на основании результатов проведения аукциона в электронной форме №0134300060015000007, зафиксированных протоколом подведения итогов №4 от 12.11.2015, заключен муниципальный контракт №2015.429548 на поставку автомобиля для нужд Тангуйского муниципального образования, по условиям которого ООО «Альф Трейдинг» приняло на себя обязательство поставить администрации Тангуйского сельского поселения автомобиль в г.Братск Иркутской области до 25.12.2015 в соответствии со Спецификацией на товар (приложение №1 к контракту) по цене 619 200,00 рублей. Срок действия контракта с момента двустороннего подписания до 31.12.2015.
Аукцион №0134300060015000007 проходил в электронной форме на площадке RTS-tender.
Администрация Тангуйского сельского поселения 16.11.2015 опубликовала проект муниципального контракта на поставку автомобиля для нужд Тангуйского муниципального образования.
ООО «Альф Трейдинг» 17.11.2015 оплатило гарантийное обеспечение муниципального контракта №2015.429548 в сумме 30 960,00 рублей (платежное поручение №5 от 16.11.2015) и подписало контракт 17.11.2015 в 09:49:17 по московскому времени.
Администрация Тангуйского сельского поселения 23.11.2015 подписала муниципальный контракт №2015.429548 в 05:46:08 по московскому времени.
На основании пункта 4.3 муниципального контракта №2015.429548 «Заказчик осуществляет предоплату в размере 30% от цены Контракта в течение 10 (десяти) календарных дней с момента двустороннего подписания Контракта», ООО «Альф Трейдинг» выставлен Счет №81 от 23.11.2015 на оплату 30% по муниципальному контракту №2015.429548 на поставку Lada largys 1,6 л. 16-кл., 5 МТ.105 л.с. /Люкс/ на сумму 185 760,00 рублей.
Администрация Тангуйского сельского поселения 04.12.2015 произвела оплату по указанному счету в сумме 185 760,00 рублей (платежное поручение №859323 от 04.12.2015).
По контактным телефонам, указанным в муниципальном контракте №2015.429548, контрактный управляющий администрации Тангуйского сельского поселения периодически отслеживал выполнение контракта.
В силу пунктов 1 и 7 статьи 95 Закона о контрактной системе в редакции Федерального закона от 13.07.2015 №249-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
В соответствии с пунктом 4.4 муниципального контракта №2015.429548 «Заказчик производит оплату за поставленный товар в размере 70% от цены Контракта в течение 10 (десяти) календарных дней с момента сдачи-приемки поставленного товара. Оплата товара осуществляется на основании:
- счет-фактуры Поставщика в оригинале;
- товарной накладной с подписями Сторон в оригинале».
В соответствии с пунктом 6.6 муниципального контракта №2015.429548 приемка товара по количеству и качеству производится непосредственно в месте, указанном в п.1.4 настоящего Контракта.
В силу пункта 6.9 муниципального контракта №2015.429548 датой поставки товара считается дата его принятия и подписания Сторонами (или их представителями) оригинала товарной накладной на Товар в 2 (двух) экземплярах.
22.12.2015 ООО «Альф Трейдинг» выставило Счет №89 от 22.12.2015 на оплату 70% по муниципальному контракту №2015.429548 на поставку Lada largys 1.6 л. 16-кл., 5 МТ.105 л.с. /Люкс/ на сумму 433 440 рублей.
Согласно заявке на кассовой расход от 23.12.2015 главой Тангуйского муниципального образования ФИО4 в нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также условий муниципального контракта №2015.429548 санкционировала оплату ООО «Альф Трейдинг» в отсутствие приемки поставленного автомобиля марки «Lada largys».
23.12.2015 администрация Тангуйского сельского поселения произвела оплату по указанному счету в сумме 433 440 рублей (платежное поручение №151574 от 23.12.2015).
ООО «Альф Трейдинг» после 23.12.2015 на связь с администрацией Тангуйского сельского поселения не выходило, до настоящего времени свои обязательства по исполнению условий муниципального контракта №2015.429548 не исполнило.
Согласно объяснению главы Тангуйского муниципального образования от 05.02.2016 ФИО4 в администрации Тангуйского сельского поселения с 09.02.2015 работает главный бухгалтер ФИО2, отвечающая за формирование заявок на кассовые расходы. Данные заявки направляются главным бухгалтером главе Тангуйского муниципального образования на подпись. После подписания заявки направляются бухгалтером ФИО3 в Федеральное казначейство. После подписания в электронном виде муниципального контракта, ФИО4 и контрактным управляющим администрации Тангуйского сельского поселения ФИО5 осуществлялся контроль за поставкой ООО «Альф Трейдинг» автомобиль марки «Lada largys». ФИО5 с целью осуществления контроля за поставкой автомобиля ежедневно осуществлялись звонки директору ООО «Альф Трейдинг» ФИО1 22.12.2015 ФИО1 сообщил ФИО5 о том, что автомобиль из г.Саратова везут в с.Тангуй Братского района и к 28.12.2015 данный автомобиль поступит по назначению. 22.12.2015 ФИО2 по устному распоряжению ФИО4 сформирована заявка на кассовой расход за декабрь 2015 года №861 на перечисление денежных средств в размере 433 400 рублей на счет ООО «Альф Трейдинг» за поставленный автомобиль марки «Lada largys». В этот же день ФИО4 подписала указанную заявку, которую ФИО2 передала ФИО3 для направления в Федеральное казначейство. 23.12.2015 Федеральным казначейством на основании заявки на счет ООО «Альф Трейдинг» перечислены денежные средства в размере 433 440 рублей.
Согласно данным объяснениям ФИО4 допустила нарушения законодательства и доверилась директору ООО «Альф Трейдинг» ФИО1, полагала, что 28.12.2015 автомобиль марки «Lada largys» поступит в адрес администрации Тангуйского сельского поселения.
Из объяснительных ФИО5 на имя главы Тангуйского муниципального образования ФИО4 и прокурора Братского района Грищенко С.А. следует, что 22.12.2015 директор ООО «Альф Трейдинг» ФИО1 сообщил ФИО5, что 25 декабря 2015 года состоится доставка товара и выслан на адрес электронной почты счет на оплату 70%. 25.12.2015 ФИО1 сообщил, что отгрузка состоится 28 декабря 2015 года. Однако, в указанный день машина не поступила, дозвониться до ФИО1 не получилось, ранее указанные телефоны были отключены или не зарегистрированы в сети.
Согласно объяснениям бухгалтера ФИО3 на имя главы Тангуйского муниципального образования ФИО4 и прокурора Братского района Грищенко С.А. оплата по муниципальному контракту №2015.429548 осуществлялась на основании заявки, подписанной руководителем и главным бухгалтером.
Из объяснительной от 29.01.2016 и объяснения от 09.02.2016 главного бухгалтера ФИО2 следует, что заявка на оплату по муниципальному контракту №2015.429548 была согласована с главой Тангуйского муниципального образования ФИО4
Согласно информации администрации Тангуйского сельского поселения от 01.06.2017 №247 Арбитражным судом Иркутской области вынесено решение от 20.04.2016 по делу №А19-772/2016 о взыскании с ООО «Альф Трейдинг» 681 120 рублей, исполнительный лист направлен в отдел судебных приставов Заводской РОСП (<...>).
Вместе с тем, 28.06.2017 исполнительное производство в отношении ООО «Альф Трейдинг» прекращено, в связи с невозможностью установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях.
Согласно сведениям сайта ФНС России ООО «Альф Трейдинг» 19.06.2017 прекратило деятельность юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ.
Из информации администрации Тангуйского сельского поселения от 31.10.2018 №612 следует, что поставка автомобиля марки «Lada largys» по муниципальному контракту №2015.429548 не осуществлена, денежные средства в бюджет Тангуйского муниципального образования не возвращены.
В соответствии со статьей 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежат возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Исходя из смысла указанной статьи, причинение вреда порождает обязательство между причинителем вреда и потерпевшим, вследствие которого на основании статьи 15 Гражданского РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных уму убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст.70 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со статьи 23 Устава Тангуйского муниципального образования в редакции решения Думы Тангуйского сельского поселения №61 от 08.12.2014 (далее по тексту – Устав) Глава Поселения возглавляет администрацию Поселения и исполняет полномочия председателя Думы Поселения.
В силу статьи 24 Устава Глава Поселения как Глава администрации Поселения руководит деятельностью администрации Поселения, организует и обеспечивает исполнение полномочий администрации Поселения по решению вопросов местного значения, а также приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности от имени Поселения.
В соответствии с решением Братской районной территориальной избирательной комиссии от 15.10.2012 №90/1111 ФИО4 избрана на должность главы Тангуйского муниципального образования.
Согласно принципу эффективности использования бюджетных средств, закрепленному в статье 34 БК РФ, при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, незаконными действиями главы Тангуйского муниципального образования ФИО4 по санкционированию непоставленного по муниципальному контракту от 23.11.2015 №2015.429548 автомобиля марки «Lada largys» причинен ущерб бюджету Тангуйского муниципального образования в размере 433 440 рублей, который она в соответствии с вышеуказанными требованиями гражданского законодательства обязана возместить.
Просил суд взыскать с ФИО4 в доход бюджета Тангуйского муниципального образования денежные средства в размере 433 440 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора Братского района Петакчян А.Г., действующая на основании прав по должности, исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Ответчик ФИО4 исковые требования не признала, суду пояснила, что в 2015 году согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в электронной форме Администрация Тангуйского муниципального образования разместила заявку на приобретение автомобиля для нужд Тангуйского муниципального образования. За полчаса до окончания срока действия заявки ООО «Альф Трейдинг» из г. Саратова подало заявку на участие в электронном аукционе, в связи с чем был заключен муниципальный контракт на поставку автомобиля, внесена предоплата согласно условиям данного муниципального контракта. Через 5 дней Администрация Тангуйского муниципального образования должна была оплатить полную стоимость автомобиля. Контролировала проведение данной закупки работник администрации - ФИО5 Автомобиль должен был быть доставлен согласно условиям муниципального контракта 28.12.2015. По телефону представитель ООО «Альф Трейдинг» пояснял, что автомобиль отправлен в адрес Тангуйского муниципального образования. Поскольку было окончание финансового года, перед новогодними праздниками бухгалтерия старалась обработать и оплатить имеющиеся финансовые заявки. В двадцатых числах декабря поступил звонок от ООО «Альф Трейдинг», в ходе разговора было сообщено, что автомобиль находится где-то в районе д. Воробьево Братского района. После чего сразу прислали счет на оплату, с которым к ФИО4 подошла главный бухгалтер. Главный бухгалтер неправильно ее поняла, и оплатила счет по поставке автомобиля до момента его получения. События происходили в пятницу, а в понедельник выяснилось, что автомобиль не поставлен, телефон ООО «Альф Трейдинг» был отключен. По факту мошеннических действий ООО «Альф Трейдинг» она обратилась в полицию г. Саратова, в прокуратуру г. Саратова, также неоднократно направляла письма в ООО «Альф Трейдинг», на которые ответа не получила. Также она обращалась в Арбитражный суд Иркутской области с иском к ООО «Альф Трейдинг» об обязании исполнить обязательства по муниципальному контракту, состоялось решение суда, которое до настоящего времени не исполнено.
Представитель ответчика ФИО4, ФИО6, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, в пояснениях указала, что перечисление денежных средств во исполнение муниципального контракта является ошибкой главного бухгалтера ФИО2, согласно п.2.5 должностной инструкции которой на ней лежит обязанность по проверке финансовых документов и их оплате. Меры, принятые ответчиком ФИО4 по возврату денежных средств указывают на виновность правоохранительных органов, прокуратуры, которые не приняли достаточных своевременных мер к ООО «Альф-Трейдинг».
Просила также при вынесении решения суд учесть уплаченные 16.11.2015 ООО «Альф Трейдинг» в пользу Администрации Тангуйского сельского поселения денежные средства в размере 30.960 руб., которые, по мнению представителя ответчика, не входят в размер причиненного ущерба, так как возвращены ООО «Альф Трейдинг» не были.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Тангуйского сельского поселения, ФИО5, действующая на основании доверенности, полагала исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению, суду пояснила, что с мая 2015 года она является контрактным управляющим на 0,5 ставки в Администрации Тангуйского сельского поселения и осуществляет проведение закупок согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», контролирует проведение аукционов и заключает контракты. После размещенной заявки на поставку автомобиля для нужд Тангуйского МО в последний момент поступила одна заявка от ООО «Альф Трейдинг», которое предоставило все необходимые документы. В реестре недобросовестных поставщиков данной фирмы не было. По итогам аукциона с ООО «Альф Трейдинг» был заключен муниципальный контракт на поставку автомобиля. После устных пояснений директора ООО «Альф Трейдинг» - ФИО1 о том, что автомобиль отправлен в Тангуй, на электронную почту поступил счет на оплату оставшихся 70 % стоимости автомобиля, который был передан главному бухгалтеру для согласования его оплаты с главой Тангуйского МО – ФИО4 Автомобиль не поступил, а счет был оплачен, хотя оплата счета должна быть произведена в течение 5 дней после подписания акта приема – передачи. Все телефоны ООО «Альф Трейдинг» сразу после оплаты счета оказались недоступными либо не зарегистрированными в сети.
Выслушав пояснения истца, ответчика, его представителя, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;
муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;
государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд;
электронная площадка - сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", соответствующий установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме, за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в контракт включаются обязательные условия:
о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи, представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования.
В соответствии со ст. 23 Устава Тангуйского муниципального образования (в редакции решения Думы Тангуйского сельского поселения №61 от 08.12.2014) Глава Поселения является высшим должностным лицом Поселения и наделяется в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 24 Устава, Глава Поселения, как Глава Тангуйского муниципального образования представляет поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени Поселения, от имени Поселения своими действиями приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности.
Как усматривается из материалов дела, согласно решению Братской районной территориальной избирательной комиссии №90/1111 от 15.10.2012 «Об установлении общих результатов выборов главы Тангуйского муниципального образования» ФИО4 избрана на должность главы Тангуйского муниципального образования.
03.11.2015 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru размещена информация о проведении закупки в форме электронного аукциона – поставки автомобиля для нужд Тангуйского муниципального образования, начальная (максимальная) цена контракта 619.200 руб., размер обеспечения исполнения контракта – 30.960 руб., дата проведения аукциона в электронной форме – 16.11.2015, срок поставки товара – до 25.12.2015 (закупка №0134300060015000007).
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 12.11.2015 №0134300060015000007-1 23.11.2015 Администрацией Тангуйского сельского поселения (заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью «АЛЬФ ТРЕЙДИНГ» (поставщик) заключен контракт на поставку автомобиля. Цена контракта – 619.200 руб.
Согласно копии муниципального контракта №2015.429548 от 23.11.2015 Администрация Тангуйского сельского поселения, именуемая в дальнейшем «Заказчик» в лице ФИО4, действующей на основании Устава, с одной стороны, и ООО «Альф Трейдинг» в лице ФИО1, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Поставщик», с другой стороны, заключили муниципальный контракт на поставку автомобиля в соответствии со спецификацией на товар. Место поставки товара – Иркутская область, город Братск. Срок поставки товара – до 25.12.2015. В соответствии с разделом 4 муниципального контракта установлена цена и порядок расчетов: цена контракта – 619.200 руб.; из п.п. 4.2, 4.3, 4.4 контракта следует, что оплата производится по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика. Заказчик осуществляет предоплату в размере 30% от цены контракта в течение 10 календарных дней с момента двустороннего подписания контракта. Заказчик производит оплату за поставленный товар в размере 70% от цены контракта в течение 10 календарных дней с момента сдачи-приемки поставленного товара.
Согласно п.п. 5.3, 5.4, 5.5 раздела 5 «Обеспечение исполнения контракта» обеспечение исполнения настоящего контракта устанавливается в размере 30.960 руб. Указанная сумма подлежит выплате Заказчику в качестве компенсации в случае неисполнении обязательств по Настоящему контракту. В случае предоставления Поставщиком в качестве обеспечения исполнения Контракта денежных средств, их возврат производится Заказчиком в течение 5 рабочих дней со дня получения письменного требования от поставщика при условии поставки полного объема необходимого товара.
В соответствии с п.6.3 Приемка поставленного товара осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Контрактом, в присутствии представителя Поставщика.
Из приложения №1 к Муниципальному контракту №2015.429548 от 23.11.2015 – спецификации на поставку товара, следует, что должен быть поставлен автомобиль Lada largys 1.6 л. 16-кл., 5 МТ.105 л.с. /Люкс/AL4/.
Согласно платежному поручению №5 от 16.11.2015 ООО «Альф Трейдинг» в обеспечение исполнения муниципального контракта №2015.429548 осуществило платеж в сумме 30.960 руб. в адрес получателя - Администрации Тангуйского сельского поселения.
В соответствии со счетом №81 от 23.11.2015, выставленным ООО «Альф Трейдинг», заявкой на кассовый расход от 04.12.2015 Администрации Тангуйского сельского поселения на декабрь 2015 платежным поручением №859323 от 04.12.2015 оплачено 30% стоимости муниципального контракта автомобиля Lada largus в размере 185.760 руб.
В соответствии со счетом №89 от 22.12.2015, выставленным ООО «Альф Трейдинг», заявкой на кассовый расход от 23.12.2015 Администрации Тангуйского сельского поселения на декабрь 2015 платежным поручением №151574 от 23.12.2015 оплачено 70% стоимости муниципального контракта автомобиля Lada largus в размере 433.440 руб. В заявке на кассовый расход в графе «руководитель» стоит подпись ФИО4
Согласно справке Администрации Тангуйского сельского поселения от 08.02.2016 оплата за автомобиль компании ООО «Альф Трейдинг» была произведена по КБК-990-0104-7012100-244-310 на сумму 619.200 руб. Оплата произведена за счет собственных средств бюджета Администрации.
Из информационного письма Главы Тангуйского муниципального образования от 31.10.2018 на имя прокурора Братского района Грищенко С.А. следует, что поставка автомобиля марки «Lada largus» по муниципальному контракту от 23.11.2015 №2015.429548, заключенному между Администрацией Тангуйского сельского поселения и ООО «Альф Трейдинг» не осуществлена, денежные средства в бюджет Тангуйского муниципального образования не возвращены.
Согласно Единому государственному реестру юридических лиц деятельность ООО «Альф Трейдинг» прекращена 19.06.2017 в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ.
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежат возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Исходя из смысла указанной статьи, причинение вреда порождает обязательство между причинителем вреда и потерпевшим, вследствие которого на основании статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно копии приказа о приеме на работу №3-л от 30.01.2015 ФИО2 с 02.02.2015 принята на работу на должность главного бухгалтера в Администрацию Тангуйского сельского поселения.
Из п.2.5 должностной инструкции главного бухгалтера Администрации Тангуйского сельского поселения следует, что главный бухгалтер организует работы по ведению регистров бухгалтерского учета на основе применения современных информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, исполнению смет расходов, учету имущества, обязательств, основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств, финансовых, расчетных и кредитных операций, издержек производства и обращения, продажи продукции, выполнения работ (услуг), финансовых результатов деятельности организации.
Таким образом, из п.2.5 должностной инструкции главного бухгалтера Администрации Тангуйского сельского поселения не следует, что ответственность за незаконное перечисление денежных средств из бюджета поселения несет главный бухгалтер. Главный бухгалтер без подписи главы администрации не может самостоятельно распорядиться бюджетными средствами муниципального образования, направив заявку в Управление Федерального казначейства для осуществления оплаты по договору поставки.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20.04.2016 по делу №А19-772/2016 удовлетворены исковые требования Администрации Тангуйского сельского поселения. С общества с ограниченной ответственностью «Альф Трейдинг» взыскано 681.120 руб., из них – 619.200 руб. предварительной оплаты по контракту, 61.920 руб. – штраф.
Из постановления, вынесенного 28.06.2018 судебным приставом-исполнителем Заводского РОСП г. Саратова УФССП России по Саратовской области ФИО7, следует, что исполнительное производство №29935/17/64041-ИП, возбуждено на основании исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Иркутской области по делу №А19-772/2016 и окончено на основании п.3 ч.1 ст. 46, п.3 ч.1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Частями 3-6 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в нарушение п.4.4 муниципального контракта, вытекающего из требований ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ответчик ФИО4, подписав заявку на кассовый расход 23.12.2015, после чего бюджетные средства Администрации Тангуйского сельского поселения в размере 433.440 руб. до поставки автомобиля были переведены на расчетный счет ООО «Альф Трейдинг», ФИО4 причинила ущерб бюджету Тангуйского муниципального образования в указанной сумме.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ денежные средства подлежат возмещению ФИО4 в доход бюджета Тангуйского муниципального образования в размере 433.440 руб.
Доводы представителя ответчика о том, что в действиях главного бухгалтера Администрации Тангуйского сельского поселения ФИО2 несвоевременно направившей в Управление Федерального казначейства по Иркутской области заявку на кассовый расход в размере оплаты 70% стоимости не поставленного по муниципальному контракту автомобиля, вопреки п. 2.5 должностной инструкции, не являются основанием для освобождения ответчика ФИО4 от гражданско-правовой ответственности по взысканию денежных средств бюджет Тангуйского муниципального образования в сумме 433.440 руб.
Так, из должностной инструкции главного бухгалтера не следует, что она единолично распоряжается бюджетом Тангуйского муниципального образования.
Кроме того, доводы представителя ответчика о том, что из суммы причиненного ущерба Тунгуйскому муниципальному образованию подлежит исключению сумма в размере 30.960 руб., уплаченная в качестве обеспечения исполнения муниципального контракта, так как денежные средства в указанном размере не были возвращены ООО «Альф Трейдинг», суд находит не заслуживающими внимания, поскольку, указанная сумма денежных средств не являлась авансовым платежом по муниципальному контракту и подлежала возврату только по требованию поставщика после исполнения муниципального контракта, соответственно, полученные от ООО «Альф Трейдинг» Тангуйским муниципальным образованием денежные средства в размере 30.960 руб. необходимо рассматривать как дополнительный доход бюджета Тангуйского муниципального образования, в связи с чем, сумма причиненного ответчиком ущерба в размере 433.440 руб. уменьшению на сумму 30.960 руб. не подлежит.
Работа, проведенная ответчиком ФИО4 по предотвращению последствий причиненного ущерба бюджету Тангуйского муниципального образования, выразившаяся в обращении с заявлением о привлечении к ответственности ООО «Альф Трейдинг» в следственные органы, прокуратуру, к судебным приставам не исключает оснований для взыскания с ФИО4 причиненного ущерба.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е ШИ Л:
Исковые требования прокурора Братского района, действующего в интересах Тангуйского муниципального образования, к ФИО4 удовлетворить.
Взыскать с ФИО4 в доход бюджета Тангуйского муниципального образования денежные средства в размере 433.440 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.Ю. Старникова