Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нальчик 10 марта 2020 года
Нальчикский городской суд КБР в составе председательствующего Маржохова А.В., при секретаре Тамазовой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Нальчик, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к МУП «Троллейбусное управление» о возложении обязанности представить расчет суммы экологического сбора за 2016-2018г.г. в Управление Росприроднадзора по КБР в двухмесячный срок,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Нальчика, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Нальчикский городской суд КБР к МУП «Троллейбусное управление» с вышеуказанным иском, аргументируя следующим.
Прокуратурой города Нальчик на основании обращения руководителя Управления Росприроднадзора по КБР ФИО1, проведена проверка законодательства об охране окружающей среды.
В ходе проверки выявлены нарушения названного законодательства.
В частности, установлено, что МУП «Троллейбусное управление» не исполняет обязательных требований о представлении расчетов суммы экологического сбора за 2016-2018 гг. в Управление Росприроднадзора по КБР.
Предпринимаемые Управлением Росприроднадзора по КБР меры к понуждению МУП «Троллейбусное управление» представить расчеты суммы экологического сбора за 2016-2018 гг. результатов не дали, что подтверждается материалами проверки.
Неправомерные действия ответчика препятствуют реализации принципов охраны окружающей среды и нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность, кроме того затрагиваются интересы как государства, так и интересы неопределенного круга лиц - жителей КБР, так как в соответствии со ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью и на возмещение вреда окружающей среде.
Извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства стороны в судебное заседание не явились.
От помощника прокурора поступило ходатайство о рассмотрении дела без ее участия. Исковые требования поддерживает и просит суд удовлетворить их.
Представитель ответчика и третьего лица также обратились в суд с ходатайством о рассмотрении дела без их участия.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно п. 1 ст. 24.2 Закона, производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации. Согласно п. 7 ст. 24.2 Закона, производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 6 ст. 24.5 Закона экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.
Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2015 N 1886-р.
Нормативы утилизации отходов от использования товаров утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 N 2491-р. Согласно указанному Распоряжению на 2016 год был установлен норматив утилизации для следующих групп товаров: бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная; мешки и сумки бумажные; изделия хозяйственные и санитарно-гигиенические и туалетные принадлежности; принадлежности канцелярские бумажные; изделия из бумаги и картона прочие; нефть и нефтепродукты; шины, покрышки и камеры резиновые; восстановление протекторов и резиновых шин; изделия из резины прочие; изделия пластмассовые упаковочные; бутыли, бутылки, флаконы и аналогичные изделия из пластмасс; стекло листовое гнутое и обработанное; стекло полое; тара металлическая легкая; бочки, барабаны, банки, ящики и аналогичные емкости алюминиевые для любых веществ (кроме газов) вместимостью не более 300 л; аккумуляторы; батареи аккумуляторные; услуги по изданию газет. На 2017г. перечень товаров, для которых установлен норматив утилизации дополнен следующими: деревянные тара и изделия, изделия пластмассовые строительные, изделия пластмассовые прочие, зеркала, изделия стеклянные изолирующие, бочки и аналогичные емкости из черных металлов, компьютеры и периферийное оборудование, оборудование коммуникационное, техника бытовая электронная, приборы оптические и фотографическое оборудование, оборудование электрическое осветительное, инструменты ручные с механизированным приводом, оборудование промышленное холодильное и вентиляционное, машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки. Лица, производящие товары из приведенных групп, либо производящие товары, которые реализуются в упаковке из товаров указанных групп, обязаны осуществлять утилизацию товаров, либо вносить экологический сбор.
Согласно подп. а) п. 2 Постановления Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 "О порядке взимания экологического сбора" уплата экологического сбора и представление расчета суммы экологического сбора осуществляются, начиная с 2017 года ежегодно - до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.
Пунктом 10 Правил взимания экологического сбора, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 закреплено: для уплаты экологического сбора, плательщик или его уполномоченный представитель представляет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в котором осуществляется декларирование количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки), заполненную форму расчета суммы экологического сбора, к которой прилагаются следующие документы: а) копии платежных документов об уплате экологического сбора; б) документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика.
Согласно п. 25 Правил взимания экологического сбора, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 в случае невнесения (или внесения не в полном объеме) экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора плательщиком в установленные сроки территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности. В случае если в течение 30 календарных дней со дня получения плательщиком требования о добровольном погашении задолженности плательщик не оплатил указанную задолженность в добровольном порядке, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования вправе взыскать задолженность в судебном порядке.
Доказательств того, что ответчик представил в Управление Росприроднадзора по КБР расчеты суммы экологического сбора за 2016-2018 гг. материалы дела не содержат.
При этих обстоятельствах, суд считает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд -
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г.Нальчика, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к МУП «Троллейбусное управление» удовлетворить.
Возложить на МУП «Троллейбусное управление» обязанность представить расчет суммы экологического сбора за 2016-2018г.г. в Управление Росприроднадзора по КБР в двухмесячный срок.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики, через Нальчикский городской суд, в течение месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.
Мотивированный текст решения изготовлен 11 марта 2020г.
Председательствующий- А.В.Маржохов
Копия верна
Судья Нальчикского городского суда А.В.Маржохов