Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Сыктывкарский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-10870/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Веселковой Т. А.
при секретаре Осиповой О. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре, «08» ноября 2010 года, гражданское дело по иску Чёрного Д.В. к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми о признании недействительными результатов служебной проверки, об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания, и
у с т а н о в и л :
Чёрный Д. В. обратился в суд с иском к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми (далее Министерство) о признании недействительными результатов служебной проверки от 29.06.2010 года в отношении него, об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора от июля 2010 года , о взыскании компенсации морального вреда в сумме ... рублей. В обоснование своих требований истец указал, что приказом Министерства от июля2007 года был назначен на должность .... На основании приказа Министерства от июня 2010 года в отношении Чёрного Д. В. была проведена служебная проверка с целью установления причин непринятия необходимых мер по реализации изменений в статью 23.55 КоАП РФ. Впоследствии результаты служебной проверки были оформлены письменным заключением от 29.06.2010 года, которые повлекли к изданию спорного приказа. Чёрный Д. В. полагает, что служебная проверка носила формальный характер, проведена поверхностно и в нарушении ст.59 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27.07.2004 года №79-ФЗ.
В судебном заседании истец Чёрный Д. В. в полном объеме поддержал ранее заявленные требования.
Уполномоченный надлежащей доверенностью представитель ответчика Шашев Р. А. не признал иск в полном объеме со ссылкой на письменные возражения по предъявленным требованиям .
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом установлено, что приказом Министерства от июля 2007 года Чёрный Д. В. был переведен с июля 2007 года на должность ....
Между сторонами по делу в июле 2007 года был заключен служебный контракт , на основании которого гражданский служащий в лице Чёрного Д. В. берет на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Республики Коми, а представитель нанимателя в лице Министерства обязуется обеспечить гражданскому служащему прохождение государственной гражданской службы Республики Коми в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе . Согласно п.2 данного служебного контракта Чёрный Д. В. обязуется исполнять должностные обязанности по должности ....
С должностным регламентом ... Министерства Чёрный Д. В. был ознакомлен 04.07.2008 года , что подтверждается его подписью в листке ознакомления . При прохождении гражданской службы ему были вменены должностные обязанности (раздел 3), связанные с организацией деятельности отдела (планирование, организация, мотивация, контроль), проведением правовых экспертиз законопроектов и проектов договоров (соглашений), разработкой проектов нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Коми, с представлением интересов Министерства в судебных органах, органах государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органах при рассмотрении правовых вопросов и т.п.
Приказом от июля 2010 года к Чёрному Д. В. применено дисциплинарное взыскание в виде выговора, а также на него возложены обязанности неукоснительно соблюдать должностные обязанности при исполнении возложенных на отдел . С данным приказом Чёрный Д. В. был ознакомлен под роспись 05.07.2010 года, при этом выразил свое несогласие в части применения дисциплинарного взыскания .
Основанием, послужившим для издания данного приказа, явилось заключение комиссии по проведению служебной проверки от 29.06.2010 года , в котором установлено, что Чёрный Д. В. в нарушение п.8.2 должностного регламента ... и п.2.1.1 Положения об отделе юридической и организационной работы Министерства не принял надлежащие меры по приведению деятельности Государственной жилищной инспекции Республики Коми в соответствие с КоАП РФ, а также не довел должную информацию до начальника Управления Делами, министра архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми о внесенных в КоАП РФ изменениях, которые непосредственно затрагивали деятельность инспекции.
В своих объяснениях от 24.06.2010 года Чёрный Д. В. указывает на то обстоятельство, что в соответствии с должностным регламентом ... ему не вменено осуществление контроля за надлежащим выполнением задач и функций Государственной жилищной инспекции Республики Коми, соблюдением законности ее деятельности .
Ранее истец в адрес ответчика 23.06.2010 года направил письменное заявление , в котором просил в целях подготовки мотивированного письменного объяснения предоставить в его адрес необходимые документы, где одним из запрашиваемых документов была справка (объяснение) из протокольного отдела Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми на предмет направления в Министерство для использования в работе и дальнейшей реализации Федерального закона от 28.12.2009 года №380-ФЗ в период с декабря 2009 года по апрель 2010 года. Однако данное письменное обращение истца Министерством не было исполнено и на момент рассмотрения дела по существу в суде, при этом данный факт сторонами не оспаривается.
В своих пояснениях при рассмотрении дела Чёрный Д. В. указал на то обстоятельство, что отсутствие у него запрашиваемых документов на момент направления объяснений в адрес ответчика лишило его возможности подготовить и предоставить более полное и аргументированное письменное объяснение.
Впоследствии Министерством был издан приказ от октября 2010 года, где с Чёрного Д. В. было снято дисциплинарное взыскание в виде выговора, объявленного на основании приказа от июля 2010 года , но со ссылкой «до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания».
Таким образом, по смысловой нагрузке данный приказ об отмене дисциплинарного взыскания должен вступить в силу лишь 05.10.2011 года, в связи с чем суд полагает, что на момент рассмотрения дела спорный приказ о наложении на Чёрного Д. В. дисциплинарного взыскания в виде выговора не отменен ответчиком, в связи с чем его заявленные требования подлежат рассмотрению судом по существу.
Сама же по себе формулировка, указанная в приказе от октября 2010 года «о снятии дисциплинарного взыскании, но до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания» противоречит нормам ст.194 ТК РФ, поскольку не требуется издания приказа для снятия дисциплинарного взыскания, если в течение года со дня применения его работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
Приказом Министерства от 19.05.2010 года утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции Республики Коми , где данная инспекция входит в состав Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми на правах самостоятельного структурного подразделения без образования юридического лица. Согласно п.9 Положения должностные лица Госжилинспекции РК несут персональную ответственность за качество проводимых проверок, достоверность данных, содержащихся в предписаниях, актах, протоколах, справках, определениях, постановлениях и информациях, их соответствие регламентирующим документам, а также за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну проверяемых организаций и других субъектов контроля.
Положениями должностного регламента ... РК определены должностные обязанности ... Госжилинспекции РК, где ему вменена работа по рассмотрению дел об административных правонарушениях в жилищной сфере, составления протокола о правонарушениях в области содержания территорий населенных пунктов, соблюдения нормативно-технических требований по содержанию, эксплуатации и использованию жилищного фонда и нежилых зданий, помещений и т.д. (п.3.2.3), при этом данный должностной регламент был утвержден 01.09.2008 года и в него на момент рассмотрения дела не вносились какие-либо изменения по указанным выше должностным обязанностям.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что именно на начальника Госжилинспекции РК в спорный период времени возлагались обязанности по осуществлению в пределах своих полномочий контроля за надлежащим выполнением задач и функций Госжилинспекции РК, в том числе и в сфере имеющихся прав рассмотрения дел об административных правонарушениях с учетом внесенных изменений в действующее законодательства.
В соответствии со ст.2 Закона Республики Коми «О некоторых вопросах государственной гражданской службы Республики Коми» от 05.03.2005 года №10-РЗ государственная гражданская служба Республики Коми - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях гражданской службы Республики Коми по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти Республики Коми, иных государственных органов Республики Коми и лиц, замещающих государственные должности Республики Коми (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи). Государственная гражданская служба Республики Коми входит в систему государственной службы Российской Федерации.
Поскольку нормами Закона Республики Коми о гражданской службе не регламентированы гарантии условия прохождения гражданской службы и их последствия, поэтому к данным положениям подлежат применению нормы Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
На основании ст.14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 года №79-ФЗ одним из основным правом гражданского служащего является ознакомление его с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста, при этом гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом (ст.15 Закона).
Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа (ч.3 ст.23 Закона).
Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа. В должностной регламент включаются, в том числе, должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы (ст.47 Закона).
На основании изложенного, обязанность гражданского служащего исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом - одна из основных, в значительной мере выражающих сущность его правового положения, обусловленную публично-правовым характером гражданской службы.
Согласно ч. 3 ст. 23 Закона гражданин, поступающий на гражданскую службу, и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.
Таким образом, обязанность исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом указана в Законе дважды: она включена в число законодательных предписаний, определяющих специфику правового статуса гражданского служащего, а также указана в качестве обязанности, которая возлагается на гражданина, поступающего на гражданскую службу, и на гражданского служащего непосредственно при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы.
Должностной регламент гражданского служащего - один из основных документов, в соответствии с которым осуществляется профессиональная служебная деятельность гражданского служащего. Этот документ утверждается представителем нанимателя и является составной частью административного регламента государственного органа, где его содержание определяется ст. 47 Закона.
Устанавливая обязанность гражданского служащего исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом, Закон определяет одновременно, что, во-первых, в служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством РФ и, во-вторых, запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом (ч. 7 ст. 24 Закона).
Учитывая значимость исполнения должностной обязанности, в ст. 52 Закона установлено, что гражданским служащим гарантируются условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом. Данная гарантия, введенная в качестве одной из основных государственных гарантий, предоставляемых гражданским служащим, призвана обеспечить их правовую и социальную защищенность, повысить мотивацию эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепить стабильность профессионального состава кадров гражданской службы.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, проанализировав приведенные нормы законодательства, суд считает, что со стороны ответчика имелось злоупотреблением своего права при проведении служебной проверки в части наделения на истца должностных обязанностей, которые ранее ему не были вменены на основании положений должностного регламента по его должности.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей определено как дисциплинарный проступок, за совершение которого представитель нанимателя имеет право применить предусмотренные статьей 57 указанного выше Закона дисциплинарные взыскания, но лишь в случае, когда работник ознакомлен под роспись со своими должностными обязанностями, которые ему вменены должностным регламентом.
Указание же членами комиссии в заключении по проведению служебной проверки суждений, связанных о непринятии Чёрным Д. В. необходимых мер по реализации внесенных изменений в статью 23.55 КоАП РФ, устанавливающую перечень лиц, имеющих право рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере использования и сохранности жилищного фонда независимо от формы собственности и т.д., является необоснованным по тем причинам, что функция по ведению контроля за надлежащим выполнением задач и функций Госжилинспекции РК в сфере имеющихся прав рассмотрения дел об административных правонарушениях с учетом внесенных изменений в действующее законодательства возложена согласно должностного регламента на ... Республики Коми. В связи с этим действия или бездействия данного должностного лица при указанных выше обстоятельствах могли быть оценены членами комиссии по проведению служебной проверки по спорному основанию, позволяющему привлечь гражданского служащего к дисциплинарной ответственности.
Кроме того, к материалам дела приобщены документы, предоставленные ответчиком по запросу суда, свидетельствующие о том, что Чёрный Д. В. непосредственно готовил проект письма за подписью зам. Главы Республики Коми Поздеева И. А., направленного в адрес Главы Республики Коми Торлопова В. А. , а также проект доклада министра Минархстроя РК Смышляева Н. Н. на 25.12.2009 года , в которых была высказана позиция Министерства на представление прокурора Республики Коми от 09.12.2009 года «Об устранении нарушений законодательства при исполнении органами власти республики контрольных полномочий в жилищно-коммунальной сфере» , в которой давалась оценка непосредственно о несоответствие организационно-правовых форм органов государственного контроля и надзора в жилищной и строительной сферах, а также противоречие федеральному законодательству отдельных норм положения о Государственной жилищной инспекции.
Вместе с тем, данное обстоятельство не было учтено членами комиссии при проведении служебной проверки.
На основании изложенного, необходимо признать недействительным заключение комиссии по проведению служебной проверки в отношении ... Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми от июня 2010 года в отношении Чёрного Д.В., а также отменить приказ Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми от июля 2010 года о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора в отношении ... Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми Чёрного Д.В..
Также подлежат удовлетворению исковые требования Чёрного Д. В. о возмещении морального вреда в соответствии со ст.237 Трудового кодекса РФ, поскольку необоснованное привлечение истца к дисциплинарной ответственности нарушают его права в части возможности реализации своих прав в полном объеме как гражданина России и государственного служащего. С учетом установленных по делу обстоятельств, судья определяет размер возмещения в пользу истца морального вреда в сумме ... рублей.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 400,00 рублей.
Суд не может принять во внимание довод Чёрного Д. В., касающегося, что ответчиком была проведена служебная проверка в нарушении ст.59 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27.07.2004 года №79-ФЗ, так как в состав комиссии по проведению служебной проверки был включен Шашев Р. А., который на момент ее проведения находился в непосредственном подчинении истца, в связи с чем имел заинтересованность в ее результатах. Однако истцом в адрес суда не были представлены доказательства, которые с достоверностью свидетельствовали о личном, прямом или косвенном интересе Ш. относительно проведения служебной проверки, при этом нормы данной статьи не ограничивают представителя нанимателя включать в состав данных комиссий работников, которые являются подчиненными по отношению к этому гражданскому служащему.
Руководствуясь, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, судья
РЕШИЛ:
Исковые требования Чёрного Д.В. удовлетворить частично.
Признать недействительным заключение комиссии по проведению служебной проверки в отношении ... Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми от июня 2010 года в отношении Чёрного Д.В..
Отменить приказ Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми от июля 2010 года о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора в отношении ... Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми Чёрного Д.В..
Взыскать с Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в пользу Чёрного Д.В. компенсацию морального вреда в сумме ... рублей.
Взыскать с Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми государственную пошлину в доход государства в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский суд в течение 10 дней.
Председательствующий- Т. А. Веселкова
а