ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1087/17 от 19.01.2018 Кабанского районного суда (Республика Бурятия)

Дело № 2- 17/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2018 г. с. Кабанск

Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Герасименко В.С., с участием истца Зарубиной Л.П., третьего лица Зарубина С.В., представителя ответчика Космыниной Н.В., при секретаре Мисюра Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зарубиной Л.П. к Публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 14» об обязании согласовать проект узла тепловой энергии, подключении к отоплению с теплосчетчиком «Авектра» модели ТСУ-25/7, возмещении судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Зарубина Л.П. обратилась в суд с иском к ПАО «ТГК-14» об обязании согласовать проект узла тепловой энергии, подключении к отоплению с теплосчетчиком «Авектра» модели ТСУ-25/7, возмещении судебных расходов, мотивируя свои требования нарушением ПАО «ТГК-14» ее прав как потребителя на согласование проекта и установление теплосчетчика.

В судебном заседании истец Зарубина Л.П. на своих требованиях настаивала и суду пояснила, что проживает в с. Тимлюй в двухквартирном доме. 11 сентября 2017 года ей приобретен теплосчетчик «Авектра» модели «ТСУ-25/7». В ноябре 2016 года подала заявление в Теплоэнергосбыт п. Каменск Кабанского района на подключение ее квартиры к центральному отоплению. 19.04.2017 г. получила ответ об отказе на подключение. После чего обратилась к директору Тимлюйской ТЭЦ, после чего 14.09.2017г. сотрудниками ПАО «ТГК-14» ей были выданы условия подключения, в котором говорилось о предоставлении рабочего проекта узла учета тепловой энергии. Обратилась к специалистам в п. Селенгинск Кабанского района, которые разработали данный проект. В связи с тем, что теплосчетчик «Авектра» модели ТСУ-25/7 подходил по всем параметрам и требованиям, внесен в государственный Реестр средств измерений, используется в частном секторе п. Селенгинск Кабанского района при учете тепловой энергии, выписала счетчик с завода изготовителя. Ей созданы все условия для подключения к центральной системе отопления, подведены новые трубы от теплотрассы в дом, составлен рабочий проект. 18 октября 2017 года ей вновь отказали в согласовании проекта и подключении к системе отопления с теплосчетчиком «Авектра» модели ТСУ-25/7. 23 октября 2017 года ей работниками Теплоэнергсбыта было предложено подключиться к центральной системе отопления без теплосчетчика и оплачивать по установленному тарифу. В связи с чем считает, что нарушены ее права и просит требования удовлетворить в полном объеме. В настоящее время ее квартира подключена к сетям инженерно-технического обеспечения ПАО «ТГК-14».

Третье лицо Зарубин С.В. поддержал исковое заявление Зарубиной Л.П., просил удовлетворить.

Представитель ответчика ПАО «ТГК – 14» по доверенности Космынина Н.В. против иска возражала, пояснила, что подключение потребителей к системам теплоснабжения производится ПАО «ТГК-14» в Порядке, установленном законодательством Российской Федерации в соответствии с разделом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения», в соответствии с п. 5 подключение объекта осуществляется в порядке, который включает следующие этапы: выбор заявителем теплоснабжающей организации или теплосетевой организации (исполнителя); заключение договора о подключении, в том числе подача заявителем заявки на подключение к системе теплоснабжения и выдача условий подключения, являющихся неотъемлемой частью указанного договора; исполнение сторонами условий договора о подключении, в том числе подключение объекта к системе теплоснабжения и подписание сторонами акта о подключении объекта и акта разграничения балансовой принадлежности. Осуществление подключения завершается согласно п. 43 Правил № 307 составлением и подписанием обеими сторонами акта о подключении и акта разграничения балансовой принадлежности, в котором указываются границы раздела тепловых сетей, теплопотребляющих установок и источников тепловой энергии по признаку владения на праве собственности или ином законном основании. Согласно п. 49 «Правил коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя» (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013г. № 1034, далее — Правила № 1034) проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета. Поскольку договорных отношений между истцом и ответчиком не сложилось, требование об обязании ПАО «ТГК-14» согласовать рабочий проект узла учета тепловой энергии не основаны на требованиях действующего законодательства. 07 сентября 2017 года ПАО «ТГК-14» по заявлению истца выдало Зарубиной Л.П. технические условия на проектирование узла учета тепловой энергии в п. 11 которых указан перечень рекомендуемых приборов учетов, так же в п. 12 технических условий предусмотреть техническую возможность непрерывного автоматического контроля работы проектируемого учета узла, возможность корректного, не требующей последующей обработки, считывания накопленной тепловычислителем информации программно-техническими средствами «Теплоэнергосбыт Бурятии». 02 октября 2017 года, потребителем был предоставлен на согласование рабочий проект узла учета тепловой энергии в квартире <адрес>, с. Тимлюй. В указанном проекте качестве прибора учета был представлен теплосчетчик «Авектра ТСУ-25/7», который по мнению специалистов ПАО «ТГК-14» не может быть принят в качестве коммерческого прибора, поскольку не соответствует требованиям Правил № 1634, а именно, согласно п. 128 «Методики осуществления коммерческого учета тепловой"" энергии, теплоносителя», утвержденной Приказом Минстроя России № 99/пр от 17.03.2014г. емкость архива теплосчетчика должна быть не менее: часового — 60 суток, суточного — 6 месяцев, месячного (итоговые значения) — 3 года. При более подробном и полном рассмотрении проекта узла учета было выявлено, что теплосчетчик «Авектра ТСУ-25/7» имеет глубину архива не более 2—х лет, что подробно отражено в руководстве по эксплуатации к прибору учета. В связи с чем, просит суд в исковых требованиях отказать.

Представитель третьего лица- глава МО ГП «Каменское» извещен надлежаще о дне и времени судебного заседания, не явился, просил о рассмотрении в его отсутствие.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Из показаний свидетеля Т., которая работает в должности инженера-метролога ЖКХ «Селенгинское» следует, что у истца закрытая схема теплосчетчика, в доме нет горячей воды (ГВС), только теплоноситель. При установке теплосчетчика ставятся датчики температуры, на вход и на выход, и на трубопровод. Температура учитывается, по подающему и по обратному трубопроводу, расходомер устанавливается на подающий трубопровод, т.е. там, где расход выше, температура больше. Счетчик «Авектра» модели ТСУ-25/7 подходит по всем параметрам. ТГК-14 не учитывает, что потребление не превышает 1 Гкал/ч. Если потребление не превышает 1 Гкал/ч допустимо применять индивидуальные счетчики тепла. Данный счетчик соответствует всем параметрам. При этом сотрудниками ПАО «ТГК-14» не представлено сведений о том, почему не подходит теплосчетчик Авектра.

Из показаний свидетеля Б., являющегося инженером группы по работе с приборами учета инспекции ПАО «ТГК-14» следует, что прибор учета «Авектра» модели ТСУ- 25/7» действительно зарегистрирован в реестре средств измерений как прибор измеряющий количество теплоты. Но кроме теплоты потребитель потребляет еще теплоноситель, а данный счетчик, по его мнению, не имеет возможности измерить сколько теплоносителя может израсходовать потребитель. Данный прибор учета не соответствует методике коммерческого учета утвержденной приказом № 99 Минстроя России, так как в данном случае расходомер установлен на обратной трубе, то есть соответственно они не увидят, сколько прошло теплоносителя. Должен быть один счетчик, один вычислитель и два расходомера, тогда будут корректными вычисления, данный счетчик не учитывает, сколько потребитель забрал себе теплоносителя, он учитывает только сколько теплоты прошло через расходомер, нет учета количества тепла, которое пришло по подающей трубе. Данный прибор учета не регистрирует разность температур по подаче и в обратке при минимальном режиме, то есть определенная погрешность, утвержденная ГОСТ. Методика коммерческого учета подразумевает измерение времени, в котором счетчик работал, в том числе и во внештатном режиме. Счетчик не соответствует правилам коммерческого учета, не учитываются внештатные ситуации и наличие расхода у потребителя.

Так судом установлено, что истец Зарубина Л.П. приобрела теплосчетчик «Авектра» модели ТСУ-25/7, номер теплосчетчика 4702. В руководстве по эксплуатации указано, что теплосчетчик «Авектра» соответствует требованиям ГОСТ Р ЕН 1434-1-2011, признан годным и допущен к эксплуатации, в графе «дата первичной поверки» стоит дата 11.09.2017 г. и дата продажи 11.09.2017г., печать.

Зарубина Л.П. в ноябре 2016г. обратилась в Теплоэнергосбыт п. Каменск, согласно ответу директора ТТЭЦ Кулакова В.С. (без даты) для подключения объекта (квартиры истца) необходимо произвести укладку подающего и обратного трубопровода от ТК 309 до объекта.

18 апреля 2017г. исх. № ЮД-875 зам. директора по сбыту ПАО «ТГК-14» Дорфман Ю.В. Зарубиной направлен ответ о том, что рассмотрение технической возможности подключения к тепловым сетям жилого дома № 20 возможно только после подачи заявлений о подключении собственникам обеих квартир данного дома.

07 сентября 2017 года ПАО «ТГК-14» по заявлению истца выдало Зарубиной Л.П. технические условия на проектирование узла учета тепловой энергии.

Согласно ст. 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Подключение потребителей к системам теплоснабжения производится в Порядке, установленном законодательством Российской Федерации в соответствии с разделом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения».

Согласно разделу 3 Порядка подключение к системам теплоснабжения осуществляется на основании договора о подключении к системам теплоснабжения (далее - договор о подключении). По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение, а заявитель обязуется выполнить действия по подготовке объекта к подключению и оплатить услуги по подключению. Основанием для заключения договора о подключении является подача заявителем заявки на подключение к системе теплоснабжения в случаях: необходимости подключения к системам теплоснабжения вновь создаваемого или созданного подключаемого объекта, но не подключенного к системам теплоснабжения, в том числе при уступке права на использование тепловой мощности…

Осуществление подключения завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о подключении объекта к системе теплоснабжения, подтверждающего выполнение сторонами обязательств по договору о подключении, содержащего информацию о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и разграничении эксплуатационной ответственности сторон (п.43 Правил № 307).

Согласно акту о подключении, фиксирующего техническую готовность к подаче тепловой энергии на объект капительного строительства 31 декабря 2017 года жилой дом истца Зарубиной Л.П. подключен к сетям инженерно-технического обеспечения ПАО «ТГК-14».

Согласно п.9 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013г. № 1034 « О коммерческом учете тепловой энергии, тепоносителя» теплоснабжающая организация, теплосетевая организация и потребитель имеют право установки на узле учета дополнительных приборов для контроля режима подачи и потребления тепловой энергии, теплоносителя в том числе для дистанционного снятия показаний с тепловычислителя, не препятствующих при этом осуществлению коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и не влияющих на точность и качество измерений.

Используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию (п.9 Правил коммерческого учета)

Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование и установку приборов учета; в) ввод в эксплуатацию узла учета; г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) поверку, ремонт и замену приборов учета (п. 17 Правил).

Для источника тепловой энергии проект измерительной системы узла учета разрабатывается на основании технического задания, подготовленного владельцем источника тепловой энергии и согласованного со смежной теплоснабжающей (теплосетевой) организацией в части соблюдения требований настоящих Правил, условий договора и условий подключения источника тепловой энергии к системе теплоснабжения.

Проект узла учета для иных объектов помимо источников тепловой энергии разрабатывается на основании: а) технических условий, выдаваемых теплоснабжающей организацией по запросу потребителя; б) требований настоящих Правил; в) технической документации на приборы учета и средства измерений (п. 39 Правил).

Потребитель направляет на согласование в теплоснабжающую (теплосетевую) организацию копию проекта узла учета. В случае несоответствия проекта узла учета положениям пункта 44 настоящих Правил теплоснабжающая (теплосетевая) организация обязана в течение 5 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета направить потребителю уведомление о представлении недостающих документов (сведений) (п.50 Правил).

Теплоснабжающая (теплосетевая) организация не вправе отказаться от согласования проекта узла учета в случае его соответствия пункту 44 настоящих Правил. В случае непредоставления сведений о согласовании или замечаний к проекту узла учета в течение 15 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета проект считается согласованным (п. 51 Правил).

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что приобретенный Зарубиной Л.П. теплосчётчик «Авектра» предназначен для измерений количества тепловой энергии, тепловой мощности, объемного расхода, объёма, температуры, разности температур теплоносителя в закрытых системах водяного теплоснабжения. Теплосчётчик используется для учета потребленного тепла в жилых, о6щественных и производственных зданиях. Состоит из ультразвукового преобразоватёля расхода (расходомера), датчиков температуры и вычислителя. Расходомер измеряет объем теплоносителя в трубопроводе, прошедший от поставщика тепловой энергии к потребителям. Датчики определяют разность температуры воды на входе в систему отопления и на выходе из нее. Тепловычислитель по этим сведениям рассчитывает количество потребленной тепловой энергии, учитывая при этом и массу теплоносителя, приходящуюся на единицу объёма в зависимости от его температуры.

В соответствии с п. 98 ""Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1034 от 18.11.2013 «в открытых и закрытых системах теплопотребления, суммарная тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, на узле учета с помощью приборов определяется только время работы приборов узла учета, масса (объем) полученного и возвращенного теплоносителя, а также масса (объем) теплоносителя, расходуемого на подпитки. Если теплопотребление не превышает 0,1 Гкал/ч допустимо применять индивидуальные счетчики тепла. При перепаде температур 80/60 расчетный расход теплоносителя составляет 9.97 м. куб/ч.

Таким образом, суд приходит к выводу, что теплосчетчики Авектра может использоваться в узлах учета коттеджей, квартир и т.д.

Согласно п.8 Постановлением Правительства РФ № 1034 от 18.11.2013 теплоснабжающие организации или иные лица не вправе требовать от потребителя тепловой энергии установки на узле учета приборов или дополнительных устройств, не предусмотренных настоящими Правилами.

В соответствии с п.33 Постановления Правительства РФ № 1034 от 18.11.2013 узел учета оборудуется теплосчетчиками и приборами учета, типы которых внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Судом установлено, что теплосчетчик Авектра сертифицирован по ГОСТ Р ЕН 1434-1-2011 и внесен в Госреестр Росстандарта под номером 60763-15 и соответствует всем требованиям Российского законодательства.

Представитель ответчика не представил доказательств, что должно быть установлено два расходомера, а также обоснованность отказа в допуске прибора учета «Авектра» модели ТСУ-25/7.

Кроме того, довод ответчика о том, что данный теплосчетчик имеет глубину архива не более 2-х лет и в связи с этим не может быть установлен, суд считает несостоятельным, поскольку согласно руководству по эксплуатации (п.11 – работа с теплосчетчиком) «…В меню А3 расположен архив накопленных расходов тепла и теплоносителя помесячно за последние три года..»

С учетом изложенного суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика о необоснованности иска.

На основании изложенного суд считает бездействие ответчика в части согласования проекта узла учета тепловой энергии и подключении к центральному отоплению с теплосчетчиком «Авектра» модели ТСУ-25/7 незаконным, нарушающим права потребителя Зарубиной Л.П., имеющей право на установку прибора учета тепловой энергии, а иск подлежащим удовлетворению в данной части.

Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. Тем самым действующим законодательством на ресурсоснабжающую организацию при наличии у гражданина- потребителя индивидуального прибора учета потребленной энергии возложена обязанность взимать плату исходя из его показаний.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Зарубиной Л.П. удовлетворить.

Обязать Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 14» согласовать проект узла учета тепловой энергии по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Тимлюй, <адрес>, подключить квартиру к центральному отоплению с теплосчетчиком «Авектра ТСУ-25/7».

Взыскать с ПАО «ТГК - 14» в пользу Зарубиной Л.П. расходы на оплату государственной пошлины в размере 600 рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в мотивированном виде.

Судья Герасименко В.С.