ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1087/2016 от 06.07.2016 Слободской районного суда (Кировская область)

Дело № 2-1087/2016 . РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июля 2016 года г. Слободской Кировской области

Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Лумповой И.Л.,

при секретаре Маракулиной К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кировского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Коммунальщик» об устранении нарушений водного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Кировский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Коммунальщик» об устранении нарушений водного законодательства. В обоснование иска указано, что ООО «Коммунальщик» осуществляет использование водного объекта река <данные изъяты> для целей сброса сточных и дренажных вод. Для целей очистки и сброса сточных и дренажных вод предприятием используются комплекс очистных сооружений биологической очистки, расположенный в черте населенного пункта <адрес>, в районе <адрес> по правому берегу реки <данные изъяты> на <данные изъяты> км от устья. В соответствии с предоставляемыми ежеквартально в Отдел водных ресурсов по Кировской области Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов отчетами о водопользовании обществом в <данные изъяты> квартале ДД.ММ.ГГГГ года осуществлен сброс сточных и дренажных вод в реку <данные изъяты> в объеме <данные изъяты>.куб.м. При этом в сбрасываемых предприятием сточных водах содержатся загрязняющие вещества – <данные изъяты>, а также иные вещества. Вместе с тем, предприятием не разработаны и не согласованы в установленном законом порядке нормативы допустимых сбросов вещество и микроорганизмов в используемые водные объекты, сбор загрязняющих веществ в водный объект – река <данные изъяты> осуществляется в отсутствие полученного в установленном порядке разрешения на сброс. Ссылаясь на ст.44, 35 Водного кодекса РФ, ст.19, 22, ч.4 ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.16, 18, 13 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.01.2013 № 2, п.1 постановления Правительства РФ от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты водопользователей», п.12, 14.1 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17.12.2007 № 333, прокурор указывает, что исходя из положений указанных нормативных актов водопользователи обязаны разрабатывать и согласовывать в установленном порядке нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты. В нарушение вышеназванных требований закона нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в используемый водный объект – реку <данные изъяты> ответчиком не разработаны и не утверждены. Отсутствие необходимой разрешительной документации не позволяет надлежащим образом организовать контроль в части сброса загрязняющих веществ в водные объекты, при стечении ряда неблагоприятных обстоятельств может служить условием причинения вреда окружающей среде и нарушает гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду и условия проживания. На основании изложенного прокурор просит обязать ООО «Коммунальщик» в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить разрешение на сброс веществ и микроорганизмов, а также разработать и направить на утверждение в отдел водных ресурсов по Кировской области Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в используемый водный объект – река <данные изъяты>.

Прокурор Облецов С.А. в судебном заседании на иске настаивал, подтвердил изложенное в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «Коммунальщик» в судебное заседание не явился. ООО «Коммунальщик» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в отзыве на иск заявленные требования признало, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Представитель третьего лица Камского бассейнового водного управления в судебное заседание не явился. Третье лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, иск прокурора поддерживает в полном объеме.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсуттсвие неявившихся лиц.

Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно ст. 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Часть 2 данной статьи предусматривает, что нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

Согласно ст.23 Закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Часть 4 ст.23 Закона № 7-ФЗ предусматривает, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Порядок получения разрешения на сброс веществ и микроорганизмов установлен Приказом Минприроды России от 09.01.2013 N 2.

Порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года и Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 года N 333.

В ходе проверки, проведенной природоохранной прокуратурой установлено, что ответчик ООО «Коммунальщик» является пользователем водного объекта – река <данные изъяты> на территории <адрес> на основании решения Департамента экологии и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет сброс сточных вод в водный объект – реку <данные изъяты>, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект в установленном законом порядке не оформлены, разрешение на сброс сточных вод в водный объект – реку <данные изъяты> не получено (л.д. 8-12). Данные факты признаны ответчиком.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд, исходя из приведенных выше правовых норм, приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности в установленном законом порядке получить разрешение на сброс загрязняющих веществ и оформить нормативы допустимого сброса, поскольку в результате отсутствия у ответчика нормативов допустимых сбросов в водный объект, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, которыми установлены нормативы допустимых сбросов, им не обеспечивается соблюдение таких нормативов, и соответственно, не обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом фактических обстоятельств дела суд находит разумным и обоснованным заявленный прокурором срок для исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Кировского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать ООО Коммунальщик» в срок до ДД.ММ.ГГГГ

получить разрешение на сброс веществ и микроорганизмов;

разработать и направить на утверждение в отдел водных ресурсов по Кировской области Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в используемый водный объект – река <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Слободской районный суд Кировской области в течение месяца со дня вынесения решения.

Судья . И.Л.Лумпова

.

.