Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 12 апреля 2016 года
Левобережный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Селяниной Ю. В., при секретаре ФИО2,
с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО3, представителей ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к открытому акционерному обществу «Управляющая компания <адрес>» об обязании исключить из платежного документа строку по взиманию платы за услугу по обслуживанию домофона, обязании произвести перерасчет излишне начисленных платежей, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к открытому акционерному обществу «Управляющая компания <адрес>» об обязании исключить из платежного документа строку по взиманию платы за услугу по обслуживанию домофона, обязании произвести перерасчет излишне начисленных платежей, взыскании компенсации морального вреда ссылаясь на то, что она является собственником <адрес>, в <данные изъяты>. индивидуальным предпринимателем ФИО6 жильцам 1-го подъезда указанного дома за их средства был установлен домофон и оплачена установка новой двери. После выполнения работ всё оборудование домофона передано по акту в собственность жильцов подъезда. Те жильцы, которые не оплачивали эту работу и не установили в своих квартирах домофон, также получили ключи для беспрепятственного входа и выхода. С 2009 г. все собственники квартир услугу домофон оплачивали на счёт ИП ФИО6, при этом жильцы довольны его работой. Начиная <данные изъяты> ответчик без заключения договора с жильцами и без их согласия, внес в свои платёжные квитанции плату за обслуживание домофона в размере 30 руб., то есть за домофон приходят две квитанции. В соответствии с Жилищным кодексом РФ домофон не входит в перечень общего имущества дома, в связи с чем, считает, что ее права потребителя ответчиком грубо нарушаются в течение <данные изъяты>. После получения квитанции с задолженностью, она испытывает обиду, недоверие к власти, которая не считается с мнением жильцов. Она получает пенсию с учётом инвалидности 8000 руб. и лишняя оплата ее очень расстраивает. Кроме того, в результате имеющейся задолженности, она не может оформить жилищную субсидию. Своими незаконными действиями, самоуправством, не желанием учитывать ее права и законные интересы, ответчик наносит моральный вред, который она оценивает в сумму <данные изъяты>. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 151, 433, 834 ГК РФ, ст. ст. 15, 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», просит обязать ОАО «УК <адрес>» исключить строку «Домофон» в платёжном документе; произвести перерасчёт за излишне начисленные услуги, обозначенные как задолженность, исходя из суммы 30 руб. ежемесячно, начиная с октября 2015 г.
В процессе судебного разбирательства ФИО1 исковые требования уточнила, просила удалить строку «Домофон» из сводного счёта для внесения платы за жилое помещение, предоставленные коммунальные и иные услуги ОАО «УК <адрес>, произвести перерасчёт начисленной суммы коммунальных платежей, вычесть платёж за «Домофон» <данные изъяты>., взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>., взыскать с ответчика судебные расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>. и почтовые расходы в размере <данные изъяты>
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что в ее квартире имеется домофонное оборудование, которое издает звуковой сигнал и с его помощью она может открыть входную дверь в подъезд. Оплата услуг по обслуживанию домофона до октября 2015 г. ею осуществлялась ИП ФИО6, однако с октября 2015 г. указанную оплату стала выставлять в платежном документе управляющая компания, в связи с чем, она не знает кто является надлежащим лицом, осуществляющим обслуживание домофонного оборудования, установленного жильцами за свои собственные средства в <данные изъяты>. Договор на установку домофона и его последующее обслуживание у нее отсутствует. Считает действия ответчика не законными, поскольку управляющая компания собрание жильцов по вопросу обслуживания домофона с жителя не проводила.
Представитель истца ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске, суду пояснила, что домофон не является общим имуществом многоквартирного дома, поскольку собственники дома не приняли на общем собрании решения и не включили домофон в состав общего имущества, в приложении к договору управления домом в перечень услуг по обслуживанию, работы по обслуживанию домофона не включены, в связи с чем, управляющая компания незаконно взимает плату. При этом, ответчик обязан осуществлять обслуживание не всего общего имущества дома, а только имущества включенного в общее на основании договора управления по решению жильцов. ООО «ПКС-Сервис» ненадлежащим образом оказывает услуги по заключенному с ответчиком договору, своевременно не устраняет неисправности. В нарушении ст. 44 ЖК РФ оплата выставляется ответчиком как дополнительная плата отдельной строкой за домофон, что влечет за собой двойную оплату.
Представитель ответчика ОАО «УК <адрес>» ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, суду пояснила, что домофонное оборудование является общедомовым имуществом, обслуживание домофонного оборудования как общедомового имущества должна осуществлять управляющая организация в соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, ч. 3 ст. 36 ЖК РФ. Состав общего имущества многоквартирного дома также определяется в порядке, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. Подпунктом «д» п. 2 вышеуказанных Правил установлено, что в состав общего имущества включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры). В письме Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>Об обязанности заключения договора на техническое обслуживание домофона, как общего имущества многоквартирного дома» указано, что домофон как оборудование, находящееся в многоквартирном доме и обслуживающее более одного помещения (квартиры), полностью отвечает признакам общего имущества в многоквартирном доме, указанным в части 1 статьи 36 ЖК РФ, в подпункте "д" пункта 2 и пункте 7 (автоматически запирающиеся устройства дверей подъездов многоквартирного дома) Правил. Оказание услуг по содержанию общего имущества жилыми домами, в том числе обслуживание домофонного оборудования, относится к компетенции управляющей организации, следовательно, на собственнике помещения в доме лежит обязанность нести расходы на содержание общедомового имущества, которым является, в том числе, и домофонное оборудование, как многофункциональное сложное электрическое оборудование, расположенное в подъездах жилых домов обслуживают более одного жилого помещения и входят в состав общего имущества многоквартирного дома, их содержание, обслуживание и ремонт относятся к обязанности управляющей организации. Управляющая компания при принятии обязанности по обслуживанию домофонного оборудования не нарушала действующее законодательство, а напротив, привела свою деятельность в соответствие с жилищным законодательством и судебной практикой. В управлении ОАО «УК <адрес>» <данные изъяты> находится 342 многоквартирных дома, проектами которых не предусмотрено наличие домофонного оборудования. Жильцы многоквартирных домов осуществили установку домофонного оборудования за свой счет силами сторонних специализированных организаций. К моменту выбора в качестве управляющей организации ОАО «УК <адрес>» собственники помещений многоквартирных домов осуществляли оплату за обслуживание домофонного оборудования специализированным организациям, ранее осуществившим установку этого оборудования, по предложенным такими организациями тарифам, в связи с чем, собственниками принято решение утвердить тариф на оказание услуг по содержанию и ремонту общедомового имущества управляющей организации без учета стоимости за обслуживание домофонного оборудования, что подтверждается условиями договоров управления. При утверждении условий договоров управления с ОАО «УК <адрес>» в перечень общедомового имущества собственниками включено, в частности: «механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры)»; однако, услуга «обслуживание домофонов», как автоматических запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома не входит в перечень услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (Приложение № Договора управления). При определении вида работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания того или иного жилого дома используется минимальный перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ, собственники жилых помещений многоквартирных домов самостоятельно на общем собрании определяют конкретные работы и услуги, условия их выполнения и оплаты, руководствуясь в том числе и конструктивными особенностями дома, его инженерных сетей. Услуги по обслуживанию домофонного оборудования Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> не включены в минимальный перечень необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ; однако домофонное оборудование исходя из условий договора управления и судебной практики входит в состав общедомового имущества и собственники помещений по факту уже утвердили стоимость услуг за обслуживание такого оборудования сверх установленного управляющей организации тарифа. Таким образом, собственники осуществляют оплату фактически оказанных управляющей компании в соответствии с условиями заключенного им договора на управление и обслуживание жилого комплекса и придомовой территории, соразмерно объему оказанных услуг. При этом, истец не обращалась в ОАО «УК <адрес>» <адрес> по вопросу перерасчета оплаты за содержание домофонного оборудования, а проверка прокуратуры, на которую имеется ссылка в исковом заявлении, проводилась в отношении другого многоквартирного дома. В результате указанной проверки ОАО «УК <адрес>» было вынесено представление об устранении нарушений законодательства относительно вынесения платы за «Домофон» в отдельную строю платежного документа, то есть нарушение формы платежного документа. В ходе проведения указанной проверки не было выявлено нарушений в части правомочности взимания платы за домофон.
Выслушав лиц, участвующих в деле проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец ФИО1 является собственником ? долей в праве общей долевой собственности на <адрес>А по <адрес>(л. д. 76).
Вход в подъезд дома истца оборудован домофоном. Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались в судебном заседании.
ФИО1<данные изъяты> г. оплату за услугу по обслуживанию домофона вносила на счет ИП ФИО5 (л. д. 6).
Согласно копии протокола общего собрания собственников помещения в многоквартирном <адрес>А по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «УК <адрес>» является обслуживающей организацией указанного дома (л. д. 56-57).
Согласно представленным истцом квитанциям на оплату, выставленным управляющей компанией, лицевой счет на <адрес>А по <адрес> открыт на истца, с <данные изъяты> имеется задолженность в размере <данные изъяты> как следует из квитанций начисления за услугу «домофон» за период <данные изъяты> г. производятся отдельной строкой в размере 30 руб. (л. д. 9,10,11,83).
Статьями 1,4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрено, что настоящий закон регулирует отношения, возникающие между потребителем и изготовителем, исполнителем по продаже товаров (выполнение работ, оказание услуг). Отношения в области прав потребителей регулируются ГК РФ, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ "О защите прав потребителей".
Поскольку отношения сторон вытекают из договора об оказании услуг, то в данном случае наряду с иными нормами материального права применимы нормы и Закона «О защите прав потребителей».
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу положений ст. 156 УК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с п. ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491, устанавливают, что в состав общего имущества многоквартирного дома включена внутридомовая система электроснабжения, состоящая, в том числе, из автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома (п. 7 Правил).
Согласно п. 38 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 549) в платежном документе помимо сведений о плательщике, получателе платежа, коммунальных услуг указываются другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Как следует из п. 1.1 договора управления многоквартирным домом №а по <адрес>, заключенного собственниками многоквартирного дома и ответчиком, управляющая компания осуществляет функции по управлению многоквартирным домом, организует финансирование расходов на содержание, ремонт, управление в соответствии с действующим законодательством и в объеме финансирования, полученного в соответствии с разделом 4 договора, в том числе от собственников помещений в многоквартирном доме (л.д. 62,88-93).
В связи с чем, в силу заключенного между ответчиком и жильцами договора на управление многоквартирными домами истец наделен обязанностью по выполнению работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирных домах.
При этом, суд приходит к выводу, что с момента выбора управляющей организации обеспечение населения коммунальными услугами и содержание общего имущества к которому относится домофонное оборудование в составе единой системы автоматического запирающего устройства является обязанностью управляющей компании, оказывающей данные услуги самостоятельно либо посредством привлечения третьих лиц. Следовательно, обязанность заключения договора на техническое обслуживание домофона как общего имущества возлагается именно на управляющую организацию.
Ответчиком представлены суду доказательства тому, что обслуживание домофона в многоквартирном доме производит управляющая компания.
Так, ответчиком ОАО «УК <адрес>» с ООО «ПК-Сервис» заключен договор 12-ПКС на техническое обслуживание оборудования домофонов от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого ООО «ПК-Сервис» за плату выполняет работы и оказывает услуги по техническому обслуживанию, надлежащему содержанию и ремонту домофонного оборудования, которое является часть общедомового имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, в том числе <адрес> (л. д. 31-37).
При этом, наличие индивидуального договора собственника помещения с другими организациями по обслуживанию домофонного оборудования не означает невозможности выполнения управляющей компанией возложенных на нее обязанностей по обслуживанию данного оборудования наряду с другим общим имуществом, исходя из толкования положений ст. 44 ЖК РФ.
Таким образом, включение в Единый платежный документ платы по техническому обслуживанию запирающих устройств, не противоречит ст. 154 ЖК РФ.
На основании изложенного, действия ответчика ОАО «УК по <адрес>» по взиманию платы за оказанные услуги по техническому обслуживанию домофонного оборудования следует признать законными.
Доводы представителя истца о том, что выставление ответчиком платы за домофон как дополнительной платы отдельной строкой влечет за собой двойную оплату данной услуги не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания. Как установлено судом, домофонное оборудование является общим имуществом собственников многоквартирного дома и услуги по его обслуживанию должны оплачиваться в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения. Стороны установили перечень работ управляющей организации, которая она должна производить в рамках установленного тарифа. В этот перечень стороны не включили оспариваемые истцом услуги по содержанию домофона, стоимость по техническому обслуживанию и ремонту домофонов не включена в состав размера месячной платы за содержание и ремонт жилого помещения, начисляемых собственнику, указание в квитанции платы за обслуживание домофонного оборудования отдельной строкой не свидетельствует о двойном выставлении оплаты за данную услугу, доказательств обратного материалы дела не содержат. При этом суд учитывает, что действия ответчика по выставлению указанной платы в платежном документе отдельной строкой в отсутствии решения общего собрания собственников дома истцом не оспаривались.
Вопреки доводов истца, в материалах дела не имеется сведений о предъявлении им в установленном законом порядке претензий управляющей компании по вопросу качества предоставляемых услуг по обслуживанию домофона, от получения которых она не отказывалась, доказательств оказания указанных услуг ответчиком некачественно суду также не представлено.
В силу положений ст. ст. 36,44,154,155 ЖК РФ отсутствие решения общего собрания жильцов по вопросу заключения договора на обслуживание домофонного оборудования, определения абонентской платы не исключает обязанность истца по несению расходов на содержание указанного общего имущества, размер взимаемой платы за оказанную услугу истцом не оспорен.
На основании изложенного, суд считает, что доводы истца о том, что она не должна нести обязанность по оплате управляющей компании указанной услуги являются несостоятельными, как не основанные на законе и исковые требования об исключении из платежного документа строки по взиманию платы за услугу по обслуживанию домофона, понуждении произвести перерасчет излишне начисленных платежей не подлежат удовлетворению как необоснованно заявленные.
Суд также принимает во внимание то, что иных доказательств, суду не представлено и в соответствии с требованиями ст. 195 ГПК РФ основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Поскольку судом не установлено нарушения прав потребителя требования о взыскании компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению, как производные от основных требований.
Судебные расходы истца на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> и почтовые расходы в размере 80 руб. не подлежат взысканию в силу ст. 100 ГПК РФ, поскольку в удовлетворении исковых требований судом отказано в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении иска ФИО1 к открытому акционерному обществу «Управляющая компания <адрес>» об обязании исключить из платежного документа строку по взиманию платы за услугу по обслуживанию домофона, обязании произвести перерасчет излишне начисленных платежей, о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.
Судья Ю. В. Селянина
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.