Дело № 2-1087/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 апреля 2016 года г.Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа –Югры в составе:
председательствующего судьи Мельникова И.В.
при секретаре Выдриной О.В.
с участием ФИО1
представителя истца ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ОАО «ЖЭУ » о защите прав потребителя, о признании отказа в предоставлении информации незаконной, об обязании предоставить информацию относительно деятельности управляющей компании
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ОАО «ЖЭУ » о признании отказа в предоставлении информации о деятельности управляющей компании ОАО «ЖЭУ » незаконным, о понуждении предоставить:
- план работ по содержанию и ремонту общего имущества дома на 2016 год,
- протоколы общего собрания собственником жилого дома № (адрес) в части утверждения тарифа по содержанию и ремонту за период 2013-2015гг., а также в части утверждения перечня работ и услуг, разрешения вопроса о сдаче в аренду общего имущества многоквартирного дома(МКД),
- копии договоров аренды общего имущества МКД дома № (адрес), сведения о размере дохода полученного ответчиком от сдачи в аренду общего имущества МКД,
- отчет о финансовой деятельности.
Свои требования мотивирует тем, что является собственником жилого помещения, расположенного г. (адрес), при этом указанный многоквартирный дом находится под управлением ответчика ОАО «ЖЭУ ». Указывает, что (дата), (дата) она обращалась к ответчику с письменным заявлением о предоставлении информации о деятельности данной организации в соответствии со Стандартом раскрытия информации, а именно о доходах и расходах по содержанию и ремонту общего имущества МКД за 2013 год, сведений о сдаче общего имущества МКД в аренду за период с 2009 года по 2013 год, каким образом используются средства полученные от аренды общего имущества, на что ею (истцом) был получен ответ лишь о сумме полученных денежных средств от сдачи общего имущества в аренду без указания на что направлена указанная сумма. Полагает, что имеет право получать информацию о деятельности управляющей компании не только в сети «Интернет», но и по личному письменному заявлению, учитывая, что интересующую ее информацию на сайте ответчика в сети «Интернет» так и не была размещена.
Кроме того, просит взыскать с ответчика судебные расходы с уплатой госпошлины в размере (иные данные) рублей и оплатой услуг представителя в размере (иные данные) рублей.
До рассмотрения дела по существу истец ФИО1 исковые требования увеличила, просит обязать ответчика предоставить:
- план работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД за 2009-2016годы,
- копии договоров управления многоквартирным домом,
- акты весенне-осеннего осмотра, акты выполненных работ за 2012-2016гг.,
- тарификацию по видам выполненных работ за счет полученных арендных платежей за период с 2013-2015гг.,
- сведения об уплате НДС и налога на прибыль с арендных платежей за период с 2009-2016гг., мотивировав тем, что 12.11.2013г., 28.10.2015г., 21.01.2016г., 03.02.2016г., 16.02.2016 года, 09.03.2016г. она обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении информации, однако ответы на них не получила в полном объеме.
Также просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере (иные данные). и в возмещение почтовых расходов (иные данные) руб.
В судебном заседании истец и ее представитель заявленные исковые требования поддержали, суду пояснили, что общее имущество МКД, в котором расположена ее квартира, сдается ответчиком в аренду, при этом ответчик скрывает информацию об этих сделках, о полученных доходах по сделкам, а также о том, куда направлены указанные денежные средства. Сведения же о содержании МКД необходимы в целях минимизации затрат. Указывает, что поводом для обращения явились действия управляющей компании, которая, в связи со взысканием с нее в пользу ресурсоснабжающей организацией на основании решения Арбитражного суда ХМАО около 20 млн. рублей пытается возложить указанные убытки на собственников МКД. Утверждает, что она пыталась получить информацию о финансово-хозяйственной деятельности ответчика, при этом на официальном сайте годовые отчеты за предыдущие периоды отсутствуют, как отсутствует и иная информация, на ознакомление с которой она имеет право в соответствии с законом.
Представитель ответчика ОАО «ЖЭУ » в судебное заседание не явился, согласно поданному заявлению просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно п. 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации ( в ред. от 21.07.2014г) управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 731 от 23 сентября 2010 года утвержден Стандарт раскрытия информации организациям, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирным домом.
пунктом 3 Стандарта определены виды информации, подлежащие раскрытию управляющими организациями, в том числе
а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);
б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;
в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг;
е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);
з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;
и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;
к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
а пунктом 5 определено каким путем должна раскрываться необходимая информация.
В соответствии с п. 18 Стандарта предоставление информации по запросу, поступившему в электронной форме, осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом по адресу электронной почты потребителя в течение 10 рабочих дней со дня поступления запроса.
Раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде.
В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация (п. 17 Стандарта).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного г. (адрес).
Управление жилым многоквартирным домом (адрес) осуществляет ответчик ООО «Жилищно-эксплуатационный участок » с (дата).
Из представленного истцом скринщота с сайта управляющей компании следует, что на сайте размещены: Годовой отчет УК за 2014 год, а также акты-осеннего осмотра 2013 года, и проект договора управления, действующие с 2015 года тарифы, а также сведения об использовании с 2009 года общего имущества МКД ОАО «МТС». Иной информации на сайте не имеется. При этом при проверке указанного сайта в ходе судебного разбирательства информации по дому (адрес) в указанном разделе обнаружено не было.
Учитывая, что в соответствии с п. 3 Стандарта на сайте ответчика отсутствует необходимая информация в соответствии с указанным перечнем, то ответчик обязан предоставить такую информацию истцу, при этом в полном объеме.
Вместе с тем, учитывая, что истцом была получена информация из Департамента ЖКХ, и Нефтеюганской межрайпрокуратуры относительно использования общего имущества МКД, при этом истцом представлен протокол собственников МКД, где разрешен вопрос о прекращении Договора аренды с арендатором, при этом вопрос о использовании собственниками МКД арендных платежей не разрешался, а кроме того, учитывая, что на сайте размещена информация лишь только о наличии проекта договора управления многоквартирного дома, а сведения о заключенном( заключенных) договоре ( договорах) обязан бы предоставить истец, то в указанной части требования истца, как и необходимость представления документов, подтверждающих оплату НДС с налога на прибыль по арендным платежам, с учетом доводов, полученных истцом от Нефтеюганского межрайпрокурора, то требования истца в части предоставления копии договоров аренды общего имущества МКД дома № (адрес), сведений о размере дохода полученного ответчиком от сдачи в аренду общего имущества МКД, копии договоров управления многоквартирным домом, тарификацию по видам выполненных работ за счет полученных арендных платежей за период с 2013-2015гг., сведений об уплате НДС и налога на прибыль с арендных платежей за период с 2009-2016гг. удовлетворению не подлежат
Учитывая, же в соответствии с п.15 Стандарта информация хранится в течение 5 лет, то отчеты о финансовой деятельности УК, которые должны быть размещены не позднее 1 квартала текущего года, планы работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД, могут быть предоставлены лишь за 2010-2015 г.
Разрешая требования истца о компенсации морального вреда, суд исходит из положений ст. 151 Гражданского кодекса РФ, в которой указано, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Истец в связи с не предоставлением ей ответчиком достоверной информации относительно своей деятельности, основывает свои требования о компенсации морального вреда на положениях ст. 15 Закона «О защите прав потребителей», где закреплено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Таким образом, учитывая, в судебном заседании нарушение прав истца как потребителя со стороны ответчика было установлено, то при определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает размер и характер причиненного вреда, степень нравственных страданий, перенесенных истцом в связи с нарушением его потребительских прав и полагает, что моральный вред будет компенсирован выплатой истцу денежных средств в сумме 2 000 рублей.
По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к числу которых согласно ст. 94 ГПК РФ, в том числе, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимыми расходы.
В силу ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Суд учитывает, что соответствии с п.4 ст. 421 Гражданского Кодекса РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, при этом к их числу относятся и те условия, которыми устанавливаются размер и порядок оплаты услуг представителя, поэтому учитывая вышеизложенные положения ст. 100 ГПК РФ, а также характер возникших правоотношений, уровень сложности дела, объем совершенных представителем действий в суде, поэтому размер расходов подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца суд устанавливает в 5 000 руб., признавая указанную сумму заявленной в разумных пределах, а также сумму в размере 300 рублей оплаченную истцом в качестве госпошлины при подаче иска в суд.
Кроме того, разрешая требование истца о возмещении почтовых расходов, суд, принимая во внимание разъяснения постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» взыскивает и 172 руб. в пользу истца.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 15,450 Гражданского Кодекса РФ, ст. 158,162 Жилищного кодекса РФ, ст. 56, 194, 195, 199 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать необоснованным бездействие Управляющей компании ОАО «Жилищно-эксплуатационный участок » в части предоставления сведений и обязать ответчика предоставить истцу: план работ по содержанию и ремонту общего имущества дома на 2016 год, протоколы общего собрания собственником жилого дома № (адрес) в части утверждения тарифа по содержанию и ремонту за период 2013-2015гг., а также в части утверждения перечня работ и услуг, отчеты о финансовой деятельности за 2010-2015 гг., планы работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД за 2010-2016годы, акты весенне-осеннего осмотра, акты выполненных работ за 2012-2016гг. ( за исключением осени2013 года) по дому № (адрес).
Взыскать с ОАО «Жилищно-эксплуатационный участок » в пользу истца компенсацию морального вреда 5 000 руб., а также судебные издержки в сумме 472 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд.
Председательствующий: подпись
Решение в законную силу не вступило.
Решение изготовлено 25.04.2016г.