ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1087/2017 от 14.02.2017 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2-1087/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Уфа 14 февраля 2017 года

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан

в составе: председательствующего судьи Индан И. Я.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Башкортостанской таможне Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы о признании приказа об увольнении -к от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, о восстановлении на службе в должности старшего уполномоченного отдела административных расследований, о возложении обязанности выплатить утраченное денежное довольствие,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Башкортостанской таможне Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы о признании приказа об увольнении -к от
ДД.ММ.ГГГГ незаконным, о восстановлении на службе в должности старшего уполномоченного отдела административных расследований, о возложении обязанности выплатить утраченное денежное довольствие, мотивируя свои требования тем, что ФИО1 проходила службу в таможенных органах Российской Федерации с
ДД.ММ.ГГГГ год в различных должностях на основании срочных трудовых договоров; с ДД.ММ.ГГГГ проходила службу должности старшего уполномоченного отдела административных расследований Башкортостанской таможне Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы. За все время службы, продолжительностью 17 лет 10 месяцев, не имела взысканий, успешно проходила аттестации. Служба в таможенных органах являлась единственным местом работы ФИО1 и единственным источником дохода. Башкортостанская таможня обращалась к
ФИО1 с напоминаниями о необходимости написания и направления заявления о заключении контракта о службе на новый срок, в случае ее желания продолжить службу. Так, ДД.ММ.ГГГГ письмом и. о. начальника Башкортостанской таможни ФИО4 сообщил ФИО1, что вопрос заключения контракта на новый срок регламентирован приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах РФ и типовой формы контракта о службе в таможенных органах РФ», приложил для написания образец заявления о заключении контракта о службе на новый срок. ДД.ММ.ГГГГ начальник Башкортостанской таможни ФИО5 телеграммой уведомил истицу, что надо соблюдать сроки, установленные приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ, в части написания заявления о заключении контракта на новый срок, указав, что образец указанного заявления был направлен мне письмом. ДД.ММ.ГГГГФИО1 написала заявление о заключении контракта о службе на новый срок в таможенных органах Российской Федерации и в этот же день направила его в Башкортостанскую таможню электронной почтой на электронный адрес Башкортостанской таможни, с последующей досылкой по почте, тем самым подтвердив свое желание продолжить службу. ДД.ММ.ГГГГ письмом заместитель начальника Башкортостанской таможни ФИО6 направил ФИО1 на ознакомление характеристику. Однако, приказом и. о. начальника Башкортостанской таможни полковника таможенной службы ФИО4 от
ДД.ММ.ГГГГ-к истец уволена 17 января 2017 года со службы в таможенных органах в связи с окончанием срока службы, предусмотренного контрактом, в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». При увольнении не учтено, что ФИО1 является одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Увольнение со службы в таможенных органах влечет за собой существенное снижение уровня гарантий, предоставляемых ФИО1 как одинокой матери, воспитывающей ребенка-инвалида. Специальные меры государственной защиты, которые предоставляются одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет, и матерям, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до
18 лет, включают гарантии, направленные на предотвращение потери ими работы, в том числе, увольнения с государственной службы, и утраты заработка (денежного содержания), например, запрет увольнения по инициативе работодателя (представителя нанимателя). Наличие специфики прохождения службы в таможенных органах не означает, что правовое положение ФИО1, совмещавшей прохождение службы с выполнением материнских обязанностей, должно существенно отличаться от правового положения других государственных служащих. Решение об увольнении истицы ФИО1 не может расцениваться как согласующееся с провозглашенными Конституцией Российской Федерации принципами справедливости и юридического равенства, а также с задачами охраны семьи, материнства и детства; увольнение не является необходимым в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, что свидетельствует о нарушении ст. 7, 19, 37, 38, 55 Конституции Российской Федерации. Учитывая, что ФИО1 находилась на службе в таможенных органах с ДД.ММ.ГГГГ, трудовые отношения не могут рассматриваться как срочные, а при наличии заявления о заключении контракта о службе на новый срок и желании продолжить службу, увольнение в связи с окончанием срока службы, предусмотренного контрактом, ФИО1 считает увольнением по инициативе работодателя. Башкортостанской таможней не произведен с истицей ФИО1 окончательный расчет, не предоставлены документы по трудовой деятельности, находящиеся в личном деле, а также листки расчета заработной платы за последние месяцы, не выдана трудовая книжка.

Истец ФИО1 в суд явилась, иск поддержала, в обоснование своих требований ссылалась на доводы, изложенные в иске, кроме того, просила учесть, что находилась на службе в таможенных органах с 1999 года, следовательно, трудовые отношения не могут рассматриваться как срочные; просила принять к вниманию, что не имела взысканий, нареканий, успешно проходила аттестации, добросовестно относилась к исполнению трудовых обязанностей, служба в таможенных органах являлась для нее единственным местом работы и источником дохода, просила учесть, что до окончания срока службы она написала заявление о заключении контракта о службе на новый срок, тем самым подтвердив свое желание продолжить службу; просила учесть, что она является одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида ДД.ММ.ГГГГ года рождения и увольнение со службы в таможенных органах влечет за собой существенное снижение уровня гарантий, предоставляемых одиноким матерям, воспитывающим ребенка-инвалида.

Представители ответчика ФИО7, действуя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8, действуя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в суд явились, иск не признали, ссылались на доводы возражения на иск, представленного в дело, просили учесть, что увольнение истицы произведено не по инициативе работодателя, а в связи с истечением срока контракта; просили принять к вниманию отсутствие нарушений процедуры увольнения, предусмотренной специальными нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц; заслушав заключение помощника прокурора ФИО9, указавшей на необоснованность иска; проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Эти и иные положения ст. 37 Конституции Российской Федерации, закрепляющие гарантии свободного труда, конкретизированы в трудовым законодательством.

Порядок и основания прохождения службы в таможенных органах и увольнения из таможенных органов Российской Федерации урегулированы нормами Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".

В соответствии со ст. 1 и 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.

В соответствии с положениям ст. 6 и 10 Федерального закона от
21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", поступление граждан на службу в таможенные органы является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах. Контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника, сроком на один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах.

Порядок заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и условия заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации на должностях сотрудников таможенных органов, предусмотренных штатными расписаниями таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России (далее - таможенные органы), права и обязанности граждан Российской Федерации и сотрудников таможенных органов при заключении контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации определяются Положением, утвержденным приказом ФТС России от 01.12.2008 N 1504.

Пунктом 19 Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации предусмотрено, что не позднее чем за три месяца до истечения срока контракта сотрудник должен быть письменно предупрежден об истечении срока контракта и о возможности его увольнения со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона.

В соответствии с п. 21 Положения при решении о незаключении с сотрудником контракта на новый срок он должен быть предупрежден об увольнении со службы в таможенных органах в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня истечения срока действия контракта.

Согласно пп. 4 п. 2 ст. 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по основанию окончания срока службы, предусмотренного контрактом.

Исходя из установленного ст. 12 ГПК Российской Федерации принципа диспозитивности истец самостоятельно определяет характер нарушенного права и избирает способ его защиты. Процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 года
N 2-П и от 26 мая 2011 года N 10-П).

Установлено, что с 11 марта 1999 год ФИО1 проходила службу в таможенных органах Российской Федерации в различных должностях на основании срочных трудовых договоров.

С ДД.ММ.ГГГГФИО1 проходила службу должности старшего уполномоченного отдела административных расследований Башкортостанской таможне Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы.

На основании собственноручного заявления от ДД.ММ.ГГГГФИО1 о заключении с ней контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации на срок – 3 года, издан приказ -к от
ДД.ММ.ГГГГ и заключен контракт к/14 от
ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 на срок 3 года с ДД.ММ.ГГГГ. С приказом -к от ДД.ММ.ГГГГ истица ознакомлена, о чем свидетельствует ее подпись; контракт к/14 от ДД.ММ.ГГГГ подписан ФИО1; обратное не доказано.

ДД.ММ.ГГГГ работодателем в адрес ФИО1 направлено уведомление об истечении срока срочного контракта
ДД.ММ.ГГГГ, приложен образец заявления о заключении контракта о службе на новый срок. Уведомление получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ, то есть за 3 месяца до истечения срока контракта.

ДД.ММ.ГГГГ работодателем в адрес ФИО1 направлена телеграмма с разъяснением порядка заключения контракта на новый срок. Уведомление получено членом семьи истца ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ работодателем в адрес ФИО1 направлена характеристика для ознакомления; предоставлен срок для ознакомления и выражения согласия (несогласия) с характеристикой до
ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 подано заявление о заключении контракта о службе на новый срок в таможенных органах Российской Федерации посредством информационно-коммуникационной системы Интернет, а также почтовой досылкой по почте.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 подано заявление о несогласии с характеристикой.

ДД.ММ.ГГГГ (не поздне чем за 1 месяц до истечения срока контракта) руководителем работодателя принято решение о незаключении контракта с ФИО1 на новы срок.

ДД.ММ.ГГГГ работодателем в адрес ФИО1 направлено уведомление об увольнении ДД.ММ.ГГГГ по истечению срока контракта к/14 от ДД.ММ.ГГГГ; уведомление получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГФИО1 уволена ДД.ММ.ГГГГ со службы в таможенных органах в связи с окончанием срока службы, предусмотренного контрактом, в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ
«О службе в таможенных органах Российской Федерации».

ДД.ММ.ГГГГ работодателем в адрес ФИО1 направлено уведомление об увольнении ДД.ММ.ГГГГ
с приложением копии приказа от ДД.ММ.ГГГГ-к, с требованием явиться ДД.ММ.ГГГГ для получения трудовой книжки либо дать согласие на направление трудовой книжки почтовой досылкой.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГФИО1 посредством информационно-коммуникационной системы Интернет подано заявление с согласием на направление трудовой книжки почтовой досылкой, а также требование о направлении ей документов по трудовой деятельности.

ДД.ММ.ГГГГ работодателем в адрес ФИО1 направлено требование об указании почтового адреса досылки трудовой книжки.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 посредством информационно-коммуникационной системы Интернет сообщен почтовый адрес досылки трудовой книжки.

ДД.ММ.ГГГГ работодателем в адрес ФИО1 направлены документы по ее трудовой деятельности.

ДД.ММ.ГГГГ работодателем в адрес ФИО1 направлены оригинал трудовой книжки и прочие документы по ее трудовой деятельности.

Проверяя доводы истца о незаконности увольнения, суд учитывает следующее.

ФИО1 является одинокой матерью, воспитывает ребенка ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (согласно справке о рождении от ДД.ММ.ГГГГ сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка).

Согласно справке МСЭ-201 4 от ДД.ММ.ГГГГФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ установлена инвалидность на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы ФИО1 о незаконности приказа об увольнении -к от ДД.ММ.ГГГГ и о невозможности прекращения трудовых отношений с истицей в связи с наличием на ее, как матери-одиночки, иждивении ребенка-инвалида ДД.ММ.ГГГГ года рождения, суд отвергает.

Так, деятельность, которую осуществляют таможенные органы, предопределяет специальный правовой статус сотрудников этих органов. Государство, регулируя служебные отношения указанной категории граждан, в том числе порядок поступления и прохождения службы, вправе устанавливать в этой сфере особые правила, в частности предусмотреть замещение должностей сотрудников таможенных органов только на основании контракта, заключаемого на определенный срок.

Конституционный Суд Российской Федерации применительно к различным видам деятельности, связанным с осуществлением публичных функций, высказывал в своих решениях суждение о том, что гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определения от 1 декабря 1999 года N 219-О, от 7 декабря 2001 года N 256-О и от 20 октября 2005 года N 378-О).

Установление федеральным законодателем определенных ограничений прав и свобод в отношении лиц, проходящих правоохранительную службу, само по себе не противоречит статьям 19 (часть 1), 37 (часть 1) и 55 (части 2, 3) Конституции Российской Федерации и согласуется с положениями пункта 2 статьи 1 Конвенции N 111 "Относительно дискриминации в области труда и занятий", принятой в Женеве 25 ноября 1958 года на 42-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда относительно дискриминации в области труда и занятий, согласно которым не считаются дискриминацией различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 года N 7-П).

Согласно подпункту 4 пункту 2 статьи 48 Федерального закона
"О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по основанию окончания срока службы, предусмотренного контрактом.

Каких-либо исключений, устанавливающих невозможность прекратить служебные отношения в связи с истечением срока действия контракта, законом не установлено. Правовая природа контракта как акта, заключаемого на конкретный срок, предполагает, что регулируемые им правоотношения при наступлении определенной календарной даты (истечение срока) прекращаются. Заключая контракт о службе в таможенных органах, гражданин тем самым соглашается и с тем, что по окончании предусмотренного контрактом срока его служба в таможенных органах будет прекращена.

Таким образом, прекращение контракта в связи с окончанием срока службы, предусмотренного контрактом, является самостоятельным основанием к прекращению служебных отношений, обстоятельством, не зависящим от воли сторон, в свою очередь специальным законодательством, регулирующим порядок прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, не установлена обязанность перезаключить с сотрудником контракт о службе в таможенных органах на новый срок, приводить мотивы отказа в заключении такого контракта.

Установлено, что ответчиком был издан приказ -к от
ДД.ММ.ГГГГ и с ФИО1 заключен контракт к/14 от ДД.ММ.ГГГГ на срок 3 года с
ДД.ММ.ГГГГ. Основанием заключения срочного контракта является собственноручное заявление истицы. С приказом -к от ДД.ММ.ГГГГ истица ознакомлена, контракт ФИО1 подписан.

На момент заключения контракта ФИО1 имела специальное звание, являлась сотрудником таможенных органов, в связи с чем в соответствии с приведенными правовыми нормами прохождение ею службы было возможным только на основании контракта о службе, заключенного только на определенный срок.

Иных условий прохождения службы в таможенных органах действующим законодательством не предусмотрено.

Вопреки доводам ФИО1, увольнение в связи с истечением срока трудового договора (контракта) не является увольнением по инициативе работодателя, так как истечение срока действия срочного служебного контракта является событием, наступление которого не зависит от воли работодателя, а потому увольнение служащего по данному основанию отнесено к общим основаниям прекращения служебного контракта.

Вопреки доводам истца ФИО1, применение к возникшим правоотношениям сторон положений Трудового кодекса Российской Федерации в данном случае не допускается, поскольку порядок и основания прохождения службы в таможенных органах и увольнения из таможенных органов Российской Федерации урегулированы нормами специального Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

Доводы ФИО1, изложенные в иске о неправильном применении работодателем норм права, касающихся запрета на увольнение женщины, воспитывающей несовершеннолетнего ребенка-инвалида, содержат ошибочное толкование норм материального права, так как ни таможенное законодательство, ни нормы трудового права не содержат запрета на увольнение работника, если трудовые отношения между сторонами носили срочный характер и этот срок истек.

Статья 261 ТК Российской Федерации устанавливает гарантии беременным женщинам и женщинам, имеющим детей, при расторжении трудового договора.

Согласно ч. 4 ст. 261 ТК Российской Федерации расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка-ребенка в возрасте до четырнадцати лет, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным п. 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой ст. 81 или п. 2 ст. 336 настоящего Кодекса).

В соответствии с ч. 1 ст. 79 ТК Российской Федерации срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. Данная норма регулирует отношения, возникающие при наступлении определенного события - истечения установленного срока действия трудового договора. Это обстоятельство не связано с инициативой работодателя и наступает независимо от его воли.

Увольнение в связи с истечением срока контракта (трудового договора) не относится к основаниям увольнения по инициативе работодателя, а является самостоятельным основанием для прекращения трудового договора, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК Российской Федерации.

Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает обязанности работодателя продлять срочный трудовой договор с лицами, имеющими детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, до достижения ребенком возраста 18 лет, в отличие от случаев истечения срока действия срочного трудового договора в период беременности женщины, для которых ч. 2 ст. 261 ТК Российской Федерации предусмотрено продление срочного трудового договора до окончания беременности.

По той же причине на ФИО1 не распространяется запрет на увольнение.

Истечение срока действия контракта истца приходилось на
ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, с этого дня ФИО1 должна была быть уволена.

Доводы ФИО1 о том, что она выразила желание на продолжение работы, о чем свидетельствует ее заявление, не могут быть приняты судом во внимание и служить основанием для удовлетворения требований о восстановлении на службе. Заключение контракта на определенный срок предполагает, что по истечении данного срока отношения между сторонами могут быть прекращены независимо от того, существуют ли объективные обстоятельства, препятствующие возобновлению или продлению этих отношений. Доводы истца ФИО1 об обратном противоречат положениям п. 1 и 5 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", согласно которым истечение срока действия контракта является основанием для прекращения служебных отношений, заключение контракта о службе в таможенных органах с сотрудником на новый срок является правом руководителя таможенного органа, а не его обязанностью. В рассматриваемой ситуации решение о не продлении с ФИО1 контракта на новый срок было принято работодателем в пределах прав, предоставленных ему действующим законодательством.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о восстановлении на работе не имеется.

В удовлетворении иска к Башкортостанской таможне Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы о признании приказа об увольнении -к от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, о восстановлении на службе в должности старшего уполномоченного отдела административных расследований, а также производных требований о возложении обязанности выплатить утраченное денежное довольствие, следует отказать.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении иска ФИО1 к Башкортостанской таможне Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы о признании приказа об увольнении -к от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, о восстановлении на службе в должности старшего уполномоченного отдела административных расследований, о возложении обязанности выплатить утраченное денежное довольствие отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путём подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.

Председательствующий: И. Я. Индан