Дело № 2-1088/14 17 марта 2014 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга
в составе: председательствующего судьи Левиной Е.В.
при секретаре Дмитриевой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Центрального Банка РФ в лице Межрегионального управления службы банка России по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (г. Санкт-Петербург) к Кредитному потребительскому кооперативу граждан «Наш Банкир» о ликвидации,
УСТАНОВИЛ:
Центральный Банк РФ в лице Межрегионального управления службы банка России по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (г. Санкт-Петербург) обратился в суд с иском к Кредитному потребительскому кооперативу граждан «Наш Банкир» о ликвидации, указывая, что Кредитный потребительский кооператив граждан «Наш Банкир» (ИНН ХХХ) был зарегистрирован МИФНС России № ХХХ по СПб <дата>; согласно полученной информации ответчик не является членом ни одной из .......... существующих саморегулирующих организаций кредитных потребительских кооперативов РФ, что является нарушением ст. 35 п.3 Закона о кредитной кооперации, а значит, подлежит ликвидации. В связи с чем истец просит ликвидировать Кредитный потребительский кооператив граждан «Наш Банкир»; обязать ответчика произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией, в шестимесячный срок; возложить на учредителей Кредитного потребительского кооператива граждан «Наш Банкир» обязанность по осуществлению ликвидации кооператива.
Представитель истца ФИО1 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ФИО2, действующий по доверенности, в судебное заседание явился, не возражал против удовлетворения исковых требований.
Ответчики ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица – МИФНС России № ХХХ по СПб в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие.
Суд, проверив материалы дела, изучив доводы истца, выслушав мнение сторон, оценив в совокупности все имеющиеся по делу доказательства, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.61 п.2 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:
- по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
- по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу ст. 61 п.3 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В силу ст. 61 п.4 ГК РФ юридическое лицо, за исключением учреждения, казенного предприятия, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.
Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст.65 ГК РФ юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.
В соответствии с ч.1,2 ст.18 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Фонд может быть ликвидирован: если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом; в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с п.9.1 Федерального закона от 10.07.2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п.1 ст. 5, п.8 ч.2 ст. 5 ФЗ от 18.07.2009 года № 190-ФЗ «О кредитной корпорации» регулирование отношений в сфере кредитной корпорации осуществляется Банком России. Банк России в рамках осуществления полномочий по контролю и надзору в установленной сфере деятельности обращается в суд с требованиями о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных ФЗ от 18.07.2009 года № 190-ФЗ «О кредитной корпорации».
Согласно п. 1 Положения о Службе Банка России по финансовым рынкам, утвержденным решением Совета директоров Банка России (протокол от <дата> № ХХХ) Служба является подразделением ЦБ РФ, созданным в соответствии с решением Совета директоров Банка России от <дата>.
В соответствии с п. 3 Положения о Службе Банка России по финансовым рынкам в ее состав входят центральный аппарат и территориальные подразделения.
Согласно п. 1.2 Положения о территориальном подразделении Службы Банка России по финансовым рынкам, территориальным подразделением Службы является межрегиональное управление Службы, действующее на территории федерального округа (региона).
Таким образом, Межрегиональное управление службы банка России по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (г. Санкт-Петербург) является территориальным подразделением Службы, осуществляющим свою деятельность на территории Северо-Западного федерального округа.
В силу п. 12.23 Положения о службе, п. 3.2.24 Положения о территориальном подразделении Службы Банка России по финансовым рынкам Межрегиональное управление службы банка России по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (г. Санкт-Петербург) участвует в судебных заседаниях по вопросам, возникающим по результатам проверок некредитных финансовых организаций и эмитентов, проводимых службой, Межрегиональным управлением, а также иным вопросам, относящимся к компетенции Службы.
Согласно ч.1 ст. 35 Закона от 18.07.2009 года № 190-ФЗ «О кредитной корпорации» саморегулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляется на условиях их объединения в саморегулируемые организации кредитных кооперативов (далее - саморегулируемые организации), создаваемые в целях регулирования и контроля деятельности кредитных кооперативов, являющихся их членами, а также в целях представления и защиты интересов членов саморегулируемых организаций. При этом, в соответствии с ч.3 данного закона кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию. До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).
В соответствии с ч.4 ст. 35 Закона от 18.07.2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», кредитный кооператив, обязанный быть членом саморегулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти в случае нарушения требования о вступлении (членстве) в саморегулируемую организацию.
Кредитный потребительский кооператив граждан «Наш Банкир» (ИНН ХХХ) был зарегистрирован МИФНС России № ХХХ по СПб <дата>.
Согласно материалам регистрационного дела КПК «Наш Банкир», представленного МИФНС России № ХХХ по СПб, учредителями (участниками) КПК «Наш Банкир» являются: ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО4.
Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе, являвшееся территориальным органом Федеральной службы по финансовым рынкам и осуществлявшее до <дата> государственное регулирование отношений в сфере кредитной корпорации, направило запрос в 10 существующих на данный момент саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, данные о которых содержатся в государственном реестре саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов с просьбой предоставить информацию о членстве в данных организациях КПК «Наш Банкир».
Согласно предоставленной информации, КПК «Наш Банкир» не является членом ни одной из 10 существующих саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов РФ, что является нарушением п. 3 ст. 35 Закона от 18.07.2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», а значит, подлежит ликвидации.
По состоянию на дату подачи искового заявления сведения, подтверждающие членство КПК «Наш Банкир» в одной из саморегулируемых организаций, в Межрегиональном управлении отсутствуют.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, которые в ходе рассмотрения дела представителем ответчика не оспаривались, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Центрального Банка РФ в лице Межрегионального управления службы банка России по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (г. Санкт-Петербург) к Кредитному потребительскому кооперативу граждан «Наш Банкир» о ликвидации – удовлетворить.
Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив граждан «Наш Банкир», место нахождение: Санкт-Петербург, <адрес>, ИНН ХХХ, ОГРН ХХХ.
Обязать Кредитный потребительский кооператив граждан «Наш Банкир» произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией, в шестимесячный срок, после вступления решения в законную силу.
Обязать учредителей Кредитного потребительского кооператива граждан «Наш Банкир» осуществить ликвидацию Кредитного потребительского кооператива граждан «Наш Банкир».
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.
Судья
.