ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1088/18 от 14.06.2018 Северского районного суда (Краснодарский край)

к делу № 2-1088/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Северская 14 июня 2018 года

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Безугловой Н.А.,

при секретаре Остапенко М.А.,

с участием истца – ФИО1,

с участием представителя ответчика – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску ФИО1 к ГБУ СО КК «ФИО3 специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» об оспаривании незаконных действий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском у ГБУ СО КК «ФИО3 специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» об оспаривании незаконных действий. В обоснование заявленных исковых требований сослался на то, что он находится в ГБУ СО КК «ФИО3 специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» фактически с января 2014. Зарегистрирован официально 09 декабря 2014 года по адресу: <адрес>. Является инвалидом второй группы. Обратившись с заявлением в Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «ФИО3 специальный дом-интернат для престарелых инвалидов» по вопросу о взыскания с него части (75%) из ежемесячной денежной выплаты за предоставление социальных услуг, истец 05 марта 2018 года получил ответ № 01- 17/43 о том, что им был подписан договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, согласно которому размер ежемесячной платы за предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания составляет семьдесят пять процентов среднедушевого получателя социальных услуг. На основании решения суда от 05 апреля 2017 года принято взыскать с ФИО1 задолженность за оказанные социальные услуги за период с 01 сентября 2016 года по 28 февраля 2017 года в сумме 8 188 рублей 03 копейки в пользу ГБУ СО КК «ФИО3 специальный дом - интернат для престарелых инвалидов». Учитывая изложенное истцу необходимо в соответствии с Договором производить оплату за предоставление социальных услуг, рассчитанную с учетом его доходов. Также истцом получено уведомление о том, что согласно договору № 20 от 12 января 2015 года, заключенному между ним и домом-интернатом в соответствии с ФЗ от 28 декабря 2013 года № 442 -ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», стоимость предоставляемых услуг, составляет 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг и оплачивается в безналичном расчете через УПФР ст. Северской. По мнению ФИО1 включение ГБУ СО КК «ФИО3 специальный ДИПИ» в среднедушевой доход инвалидов для расчета оплаты за предоставление социальных услуг в стационарной форме является незаконным. В соответствии с ранее действовавшим законодательством, истец оплачивал оказанные социальные услуги в размере 75 процентов пенсии. Включение выплат, заменивших льготы в натуральной форме, в расчет среднедушевого дохода противоречит нормам законодательства, а также нарушает принцип равенства всех инвалидов, проживающих в доме-интернате. Те инвалиды, которые получают ежемесячную денежную выплату в денежной форме, должны платить больше инвалидов, получающих указанную выплату в натуральном выражении. Пунктом «ж» части 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года № 1075, установлено, что при расчете среднедушевого дохода учитываются доходы, полученные в денежной форме, в том числе пенсии, пособия, стипендии и аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расчет среднедушевого дохода на одиноко проживающего гражданина определяется как одна двенадцатая суммы его дохода за расчетный период. Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года № 1075, не содержат положений об исключении каких-либо отдельных социальных выплат из числа выплат, указанных в пункте 5. Частью 2 статьи 12.1 Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации: - пенсий; - дополнительного материального социального обеспечения; - ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); - иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно). При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугороднего), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг. Изменение ответчиком размера оплаты за предоставление социальных услуг - увеличение этого размера путем включения в среднедушевой доход размера ежемесячной денежной выплаты инвалиду, противоречит положениям ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442 - ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», из которых следует, что в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия её предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года. На основании изложенного, ФИО1 просил суд признать незаконным действия государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «ФИО3 специальный дом-интернат для престарелых инвалидов» по определению платы за стационарное обслуживание для инвалида ФИО1 путем включения в его среднедушевой доход размера ежемесячной денежной выплаты. Обязать государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «ФИО3 специальный дом- интернат для престарелых инвалидов исключить из размера задолженности ФИО1 с марта 2017 года по февраль 2018 года денежную сумму в размере 19 533 рублей 13 копеек.

Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований истца, предоставив суду возражения.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что социальное обслуживание граждан на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 31 указанного Федерального закона, социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно: несовершеннолетним детям; лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей настоящего Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 32 указанного Федерального закона, Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. №1075, при расчете среднедушевого дохода учитываются пенсии, пособии, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в денежной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.

В целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», а также Закона Краснодарского края от 22 октября 2014 года № 3051 КЗ «О социальном обслуживании населения на территории Краснодарского края» в стационарных учреждениях, расположенных на территории Краснодарского края, в том числе в ГБУ СО КК «ФИО3 специальный ДИПИ» со всеми проживающими гражданами заключены договоры о предоставлении социальных услуг.

Между ГБУ СО КК «ФИО3 специальный ДИПИ» и истцом 12 января 2015 года заключён договор о предоставлении социальных услуг № 20, согласно п. 1 которого учреждение обязуется оказывать социальные услуги на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, содержащей сведения о формах, видах, объёме, периодичности, условиях, сроках и предоставления социальных услуг, а также мероприятиях по социальному сопровождению.

В силу п. 11 вышеуказанного договора, стоимость услуг составляет 75 % среднедушевого дохода истца.

Согласно ч.ч. 1 – 3 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона. Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы. Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.

Ранее между сторонами действовал договор от 15 января 2014 года № 39 расторгнутый по обоюдному согласию.

Согласно ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», в рамках длящихся правоотношении для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь установленные размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия её предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размера платы за предоставленные этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставленных соответствующих услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по соответствию на 31 декабря 2014 года.

Данная норма носит сохранный характер и указывает на возможность граждан, получающих социальные услуги в рамках длящихся правоотношений, сохранить по состоянию на 1 января 2015 года тот размер платы за получение социальных услуг, который был по состоянию на 31 декабря 2014 года. При этом необходимо учитывать, что размер платы за получение социальной услуги определяется исходя из ее объема, периодичности, условий, сроков предоставления. Таким образом, размер платы сохраняется в случае, если не изменился объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальной услуги. При изменении какого-либо показателя, например, объема предоставления социальной услуги, размер платы может быть изменен.

Законом Краснодарского края от 26 декабря 2014 года № 3087-K3 «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг на территории Краснодарского края» утвержден новый перечень предоставляемых социальных услуг. Ранее действующий перечень утратил силу.

Приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 12 июля 2016 года № 852 «О внесении изменений в приказ министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 22 декабря 2014 года № 1042 «Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Краснодарском крае» изменены объемы предоставления социальных услуг.

На основании договора о предоставлении социальных услуг от 12 января 2015 года № 20, объем социальных услуг, предоставляемых истцу увеличен.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу.

Отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от социального обслуживания, социальной услуги освобождает уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и поставщиков социальных услуг от ответственности за предоставление социального обслуживания, социальной услуги.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 к ГБУ СО КК «ФИО3 специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» об оспаривании незаконных действий заявлены не обоснованно и не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШЕНИЕ:

Иск ФИО1 к ГБУ СО КК «ФИО3 специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» об оспаривании незаконных действий оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца СО КК дня его принятия.

Судья Н.А. Безуглова