Дело № 2-1088/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 октября 2018 года г. ФИО1 Ярославской области
Ростовский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Бабич В.Е.,
при секретаре Путиной М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ростовского межрайонного прокурора Ярославской области в интересах субъекта Российской Федерации к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования «Центр внешкольной работы» о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Ростовский межрайонный прокурор Ярославской области в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования «Центр внешкольной работы» (далее - МОУ ДО «Центр внешкольной работы»), просит взыскать с ответчика в пользу областного бюджета денежные средства в размере 89028,39 руб.
В обоснование заявленных требований указывает, что Ростовской межрайонной прокуратурой проведена проверка по акту Контрольно-счетной комиссии городского поселения ФИО1.
В ходе проверки установлено, что на основании распоряжения № 22 от 13.10.2017г. Контрольно-счетной комиссией гп. ФИО1 осуществлена проверка МОУ ДО «Центр внешкольной работы» по вопросу целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных в рамках реализации областной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области» на 2011-2016 гг. на мероприятия по модернизации коммунальной инфраструктуры.
МОУ ДО «Центр внешкольной работы» с 2013 года в рамках реализации п. 1.6 перечня мероприятий областной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области» на 2011-2016 гг., утвержденной Постановлением Правительства Ярославской области от 02.11.2010 г. № 820-п, муниципальной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ростовского муниципального района, утвержденной Постановлением Администрации Ростовского муниципального района № 295 от 15.02.2011 г., муниципальной программы «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Ростовского муниципального района, утвержденной Постановлением Администрации Ростовского муниципального района № 444 от 24.02.2014 г., Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели в 2014 году № 282 от 29.04.2014 г., осуществляло мероприятия по строительству блочно-модульной котельной с подключением к инженерным сетям в гп. ФИО1.
В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение п. 9 Методики предоставления и распределения субсидии, утвержденной Постановлением Правительства Ярославской области от 02.11.2010 г. № 820-п, учреждением за счет средств областного бюджета при выполнении вышеуказанных мероприятий осуществлен внутренний платеж между лицевыми счетами 821.05.112.8 «по учету субсидий на иные цели» на 821.05.121.6 «по учету операций со средствами бюджетных учреждений» на сумму 9000000 руб. Из указанной суммы бюджетные средства в размере 89028,39 руб. направлены на хозяйственные нужды МОУ ДО «Центр внешкольной работы» и оставшаяся часть на погашение задолженности по решению Арбитражного суда по делу № А82-4142/2015 от 24.03.2016 г.
Направление средств субсидии на вышеуказанные цели не предусмотрено Методикой предоставления и распределения субсидии, утвержденной Постановлением Правительства Ярославской области от 02.11.2010 г. № 820-п, и является нецелевым расходованием средств субсидии.
По фактам выявленных нарушений Контрольно-счетной комиссией гп. ФИО1 29.12.2017 г. внесено представление, которое МОУ ДО «Центр внешкольной работы» отклонено.
По результатам изучения акта Контрольно-счетной комиссии межрайонной прокуратурой в адрес директора МОУ ДО «Центр внешкольной работы» 09.04.2018 г. внесено представление, которое учреждением также отклонено.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Шишкова В.В. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика директор МОУ ДО «Центр внешкольной работы» ФИО2, а также представитель по доверенности ФИО3 иск не признали.
Директор МОУ ДО «Центр внешкольной работы» ФИО2 пояснила, что контрольно-счетной комиссией гп. ФИО1 по итогам проверки были составлены Протоколы об административных правонарушениях от 28.06.2018 г. № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6 о нецелевом расходовании средств областного бюджета на сумму 89028,39 руб. С данными протоколами не согласна, так как израсходованные денежные средства не являются средствами областного бюджета, поскольку денежные средства в сумме 900000,50 руб. были получены от ООО «Генерация. Энергетическое оборудование» в качестве неустойки за просрочку выполнения работ по Решению Арбитражного суда Ярославской области по делу №А82-4142/2015 от 24.03.2016 г.
МОУ ДО «Центр внешкольной работы» обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением к ООО «Генерация. Энергетическое оборудование» о взыскании неустойки за просрочку выполнения работ по строительству блочно-модульной газовой котельной. Определением Арбитражного суда к производству был принят встречный иск ООО «Генерация. Энергетическое оборудование» о взыскании задолженности по оплате выполненных работ.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 24.03.2016 г. по делу № А82-4142/2015 с ООО «Генерация. Энергетическое оборудование» в пользу МОУ ДО «Центр внешкольной работы» взыскана неустойка за просрочку выполнения работ в размере 900000,50 руб., а также 11298,04 руб. расходы на уплату госпошлины, 112699,40 руб. в счет возмещения расходов на оплату экспертизы, а всего 1023997,94 руб. По встречным требованиям ООО «Генерация. Энергетическое оборудование» принято решение о взыскании с МОУ ДО «Центр внешкольной работы» в пользу ООО «Генерация. Энергетическое оборудование» денежных средств в сумме 3097130,00 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами - 61039,27 руб., а также расходы по уплате госпошлины 28078,10 руб., а всего - 3186247,37 руб. На основании Постановления о зачете встречных однородных требований от 07.09.2016 г. к исполнительному производству № 30645/16/76019-ИП был произведен взаимозачет встречных однородных требований на сумму 1023997,94 руб., из которых сумма неустойки за просрочку выполнения работ - 900000,50 руб.
В соответствии с письмами Минфина России от 25.03.2013 г. № 02-06-07/9374, от 23.01.2014 г. № 02-06-07/2378 «Об отражении в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операций по оплате обязательств с удержанием санкций, исчисленных согласно гражданско-правовому договору (контракту) при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем своих обязательств», а так же на основании Постановления о зачете встречных однородных требований от 07.09.2016 г. к исполнительному производству № 30645/16/76019-ИП бухгалтерией МУ «Центр обслуживания образовательных учреждений» была произведена бухгалтерская операция, не противоречащая установленным правилам ведения бухгалтерского учета.
МУ «Центр обслуживания образовательных учреждений» осуществляет бухгалтерское обслуживание финансово-хозяйственной деятельности МОУ ДО «Центр внешкольной работы» по договору от 02.03.2015 г.
На основании указанных документов, в случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление к исполнителю договора (контракта), заключенного на нужды учреждения в рамках осуществления им, как получателем субсидии деятельности, санкций (неустойки, пеней, возмещение ущерба), средства, полученные в результате применения мер указанной гражданско-правовой ответственности, признаются собственными доходами учреждения (по приносящей доход деятельности).
Таким образом, денежные средства, полученные бюджетным учреждением в виде неустойки по договорам, являются доходами бюджетного учреждения, подлежат отражению на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетных учреждений, открытом учреждению в органе Федерального казначейства и используются данным учреждением в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности.
Поэтому неустойка за просрочку выполнения работ в сумме 900000,50 руб. была отражена по источнику финансирования КФО 2, и является собственным доходом учреждения, и, следовательно, расход денежных средств в сумме 900000,50 руб. был произведен в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, не является нецелевым расходованием.
На основании Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности от 01.01.2017 г. на счету учреждения на начало 2016 года имелся остаток денежных средств в сумме 27073,46 руб. За 2016 год поступили денежные средства в сумме 990369,04 рублей: по КОСГУ 130 в сумме 78995,00 руб. (30650,00 руб. - платные услуги сданы в кассу на основании приходного кассового ордера № 2 от 15.04.2016 г. (приложение № 1) и 48345,00 руб. - поступление родительской платы за питание в лагере; по КОСГУ 180 в сумме 11373,54 руб. (1870,52 руб. - добровольное пожертвование - сдано в кассу на основании приходного кассового ордера № 2 от 15.04.2016 г. (приложение № 2), 8000,00 руб. - добровольное пожертвование - сданы в кассу на основании приходного кассового ордера № 2 от 22.07.2016 г. (приложение № 3), 1503,02 руб. - добровольное пожертвование - сдано в кассу на основании приходного кассового ордера № 2 от 23.11.2016 г. (приложение № 4); по КОСГУ 140 сумма 900000,50 руб. поступила 16.09.2016 г. как неустойка за просрочку выполнения работ по исполнительному листу А 82-4142/2015 от 06.05.16 с ООО «Генерация Энергетическое оборудование».
Итого доходы от приносящей доходы деятельности составляют 1017442,50 рублей. Остаток денежных средств на 15.09.2016 г. составил 32668,98 руб.
В учреждении были произведены расходы с 15.09.2016 г. за счет собственных доходов на сумму 32580,00 рублей. Из средств поступления неустойки по исполнительному листу в сумме 900000,50 руб. были произведены расходы на сумму 900089,48 руб. Таким образом, денежные средства в сумме 89028,39 руб. израсходованы по назначению и не являются нецелевым расходованием денежных средств.
На основании приказа Управления финансов Администрации Ростовского муниципального района от 25.01.2018 г. № 10 с 29.01.2018 г. по 01.02.2018 г. в МОУ ДО «Центр внешкольной работы» была проведена проверка по выполнению мероприятий по реализации МЦП «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ростовского муниципального района на 2014-2017 гг.» за 2015-2016 годы. В результате проверки, согласно Акту от 01.02.2018 г., финансовых нарушений не установлено.
После окончания строительства блочно-модульной газовой котельной и расчетов с подрядными организациями сумма сэкономленных средств областного бюджета составила 541768,54 руб., целевая субсидия была возвращена в областной бюджет, что свидетельствует об эффективном и обоснованном расходовании бюджетных средств.
Представитель по доверенности ФИО3 полностью поддержала позицию директор МОУ ДО «Центр внешкольной работы» ФИО2, дав аналогичные пояснения.
Представитель Контрольно-счетной комиссии г.п. ФИО1 по доверенности ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить, пояснив, что со стороны ответчика имело место нецелевое расходование денежных средств, которые подлежат взысканию в доход областного бюджета в размере 89028,39 руб.
Представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области в судебное заседание представителя не направил, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором пояснил, что строительство блочно-модульной котельной завершено, она эксплуатируется
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Суду представлен акт проверки Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы», проведенной Контрольно-счетной комиссией г.п. ФИО1 от 15.12.17г. ( л.д. 5-21), согласно которого установлен факт нецелевого использования бюджетных средств со стороны ответчика по делу, а именно при осуществлении мероприятий по строительству блочно-модульной котельной в рамках областной целевой программы, в нарушение п. 9 Методики предоставления и распределения субсидии, утвержденной Постановлением Правительства Ярославской области от 02.11.2010 г. №820-п, МОУ ДО ЦВР за счет средств областного бюджета осуществлен внутренний платеж между лицевыми счетами 821.05.112.8 «по учету субсидий на иные цели» на 821.05.121.6 «по учету операций со средствами бюджетных учреждений» на сумму 9000000 руб. Из указанной суммы бюджетные средства в размере 89028,39 руб. направлены на хозяйственные нужды МОУ ДО «Центр внешкольной работы» и оставшаяся часть на погашение задолженности по решению Арбитражного суда по делу № А82-4142/2015 от 24.03.2016 г.
Указанные обстоятельства также подтверждаются постановлением о возбуждении исполнительного производства от 11.06.16г., постановлением о зачете встречных однородных требований от 07.09.16г., заявлением директора МОУ ДО ЦВР ФИО2, мемориальным ордером №315Р от 15.09.2016г., карточкой счета 201.11 за 15.09.16г.- 31.12.16г., заключением контрольно – счетной комиссии г.п. ФИО1 ( л.д. 26-36), постановлением Мирового судьи судебного участка № 2 Ростовского района от 22 августа 2018г., которым прекращено производство по административному делу в отношении директора МОУ ДО ЦВР ФИО2 по ст. ст. 15.14, 15.14, 15.14, 15.14, 15.14, 15.14 КОАП РФ за малозначительностью правонарушений, ограничившись устным замечанием, постановление вступило в законную силу.
Представители ответчика доказывают, что нецелевого использования бюджетных средств МОУ ДО «Центр внешкольной работы» не допускало, имело место расходование личных средств бюджетного учреждения, поскольку в соответствии с Письмом Министерства финансов РФ от 25 марта 2013г. № 02-06-07/9374 полученные бюджетным учреждением денежные средства в виде неустойки являются доходами бюджетного учреждения.
Суд считает данные доводами несостоятельными, поскольку к спорным правоотношениям Письмо Министерства финансов РФ от 25 марта 2013г. № 02-06_07/9374 не применимо, т.к. фактически денежные средства от подрядчика в виде неустойки не поступали в бюджетное учреждение, а имел место взаимозачет.
Доводы представителя ответчиков об отсутствии замечаний при строительстве котельной со стороны Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, Управления финансов РМР суд во внимание не принимает, поскольку данными органами осуществлен внутренний контроль, из отчетов, полученных Департаментом фактически не видно целевое использование денежных средств.
Контрольно-счетная комиссия г.п. ФИО1 является органом внешнего контроля, этим органом достоверно установлен факт нецелевого использования ответчиком бюджетных средств в размере 89028,39 руб., которые подлежат взысканию в доход областного бюджета.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования Ростовского межрайонного прокурора Ярославской области.
Взыскать с Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы» в пользу областного бюджета денежные средства в размере 89028,39 руб.
Взыскать с Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы» в доход бюджета бюджетной системы Российской Федерации государственную пошлину в размере 2870,84 руб.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.Е. Бабич