З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Город Саянск 14 июня 2019 года
Гражданское дело №2-79/2019 (2-1089/2018)
Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего Гущиной Е.Н., при секретаре судебного заседания Туголуковой Т.Н., с участием представителя процессуального истца - помощника прокурора Филиппова Я.И., представителя третьего лица администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Саянска Иркутской области в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию "Водоканал-Сервис" о возложении обязанности обратиться в орган регулирования тарифов с предложением об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения,
у с т а н о в и л:
прокурор города Саянска Иркутской области в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предъявил иск к Муниципальному унитарному предприятию "Водоканал-Сервис" о возложении обязанности обратиться в орган регулирования тарифов с предложением об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
В обоснование иска указано, что проведенной проверкой за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства выявлены нарушения установленного законодательством порядка ценообразования (тарифного регулирования цен).
Установлено, что МУП «Водоканал-Сервис» в соответствии с постановлением администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» от 27 декабря 2013 года №110-37-1544-13 является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения городского округа муниципального образования «город Саянск».
Согласно информации МУП «Водоканал-Сервис» <номер изъят> от 29 октября 2018 года тариф на осуществление технологического присоединения для МУП «Водоканал-Сервис» не устанавливался, размер платы за осуществление технологического присоединения к системам водоснабжения и водоотведения рассчитывается локальными сметными расчетами исходя из объемов работ для конкретного технологического присоединения ресурсным методом в ГЭСН. При этом, МУП «Водоканал-Сервис» в 2017 году осуществлено 10 подключений (технологических присоединений) к системам водоснабжения и водоотведения, в 2018 - 8.
По данному факту прокуратурой города Саянска директору МУП «Водоканал-Сервис» внесено представление об устранении нарушений закона <номер изъят> от 02 ноября 2018 года с требованием обратиться в орган тарифного регулирования с заявлением об утверждении тарифов на осуществление подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения для МУП «Водоканал-Сервис».
Согласно ответу МУП «Водоканал-Сервис» <номер изъят> от 07 декабря 2018 года на указанное представление прокурора, МУП «Водоканал-Сервис» производит подрядные работы по устройству, монтажу, установке приборов учета на централизованных сетях водоснабжения, что не может рассматриваться как технологическое присоединение новых абонентов. В целях инвестиционной привлекательности для новых абонентов, прямой заинтересованности в увеличении доходной части путем получения дополнительной реализации поставленного ресурса, учитывая технологические возможности централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «город Саянск» осуществляется подключение абонентов без взимания платы за подключение.
Вместе с тем, ч. 14 ст. 18 Закона о водоснабжении предусмотрено, что взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается.
Манипулирование терминологией и иные способы завуалировать (скрыть) платежи за подключение (технологическое присоединение), по мнению прокурора, не меняют правовой природы платежей, которые произведены во исполнение работ непосредственно связанных с технологическим присоединением.
Таким образом, в нарушение ч.1 ст. 31 Закона о водоснабжении, МУП «Водоканал-Сервис» на протяжении длительного времени осуществляет деятельность, подлежащую обязательному тарифному регулированию - подключение (технологическое присоединение) к централизованным сетям холодного водоснабжение в отсутствие утвержденного тарифа.
На основании изложенного, прокурор просил возложить обязанность на ответчика МУП «Водоканал-Сервис» в срок до 01 мая 2019 года обратиться в орган регулирования тарифов с предложением об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
В судебном заседании прокурор Филиппов Я.И. поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Ответчик МУП «Водоканал-Сервис», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил.
В связи с чем, принимая во внимание мнение прокурора, суд определил о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
В судебном заседании 27 февраля 2019 года представитель ответчика и третьего лица - городского округа муниципального образования «город Саянск» ФИО2 исковые требования прокурора не признала, просила в их удовлетворении отказать, поскольку подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведение производится МУП «Водоканал-сервис» бесплатно.
Установление для МУП «Водоканал-Сервис» тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведение приведет к увеличению стоимости работ, что приведет к снижению инвестиционной привлекательности муниципального образования.
Представитель третьего лица администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» ФИО1 просила суд отказать в удовлетворении исковых требований прокурора по основаниям, указанным в возражениях.
Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости полного удовлетворения заявленных прокурором исковых требований.
В силу ч.1 ст.424 Гражданского кодекса РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки, и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с ч.ч. 2,8 ст.31 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении) к регулируемым видам деятельности относится подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и регулированию подлежит, в том числе тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В силу ч.3 ст. 18 Закона о водоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединяя) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с п.4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года №406 (далее - Основы ценообразования), в систему регулируемых тарифов в сфере холодного водоснабжения входит, в том числе тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Согласно п. 82 Основ ценообразования размер платы за подключение
рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Таким образом, согласно требованиям Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Основ ценообразования, Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения в обязательном порядке подлежат государственному регулированию.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой города Саянска, установлено, что МУП «Водоканал-Сервис» в соответствии с постановлением администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» от 27 декабря 2013 года № 110-37-1544-13 является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения городского округа муниципального образования «город Саянск».
Согласно информации МУП «Водоканал-Сервис» <номер изъят> от 29 октября 2018 года тариф на осуществление технологического присоединения для МУП «Водоканал-Сервис» не устанавливался, размер платы за осуществление технологического присоединения к системам водоснабжения и водоотведения рассчитывается локальными сметными расчетами исходя из объемов работ для конкретного технологического присоединения ресурсным методом в ГЭСН.
Вместе с тем, ч. 14 ст. 18 Закона о водоснабжении предусмотрено, что взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается.
Следовательно, для осуществления деятельности по подключению (технологическому присоединению) к централизованной системе водоснабжения Законом о водоснабжении предусмотрена безальтернативная обязанность тарифного регулирования такой деятельности.
Пунктом 14 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее - Правила регулирования тарифов) предусмотрено, что регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.
Данная норма подлежит применению с 25 мая 2013 года, поскольку указанное постановление официально опубликовано 15 мая 2013 года. Вместе с тем, с заявлением об установлении указанного тарифа, в том числе долгосрочного, МУП «Водоканал-Сервис» в регулирующий орган не обращалось, тариф в отношении рассматриваемой деятельности не устанавливался, что свидетельствует о систематическом нарушении МУП «Водоканал-Сервис» Правил регулирования тарифов.
Таким образом, в нарушение ч.1 ст. 31 Закона о водоснабжении, МУП «Водоканал-Сервис» на протяжении длительного времени осуществляет деятельность, подлежащую обязательному тарифному регулированию - подключение (технологическое присоединение) к централизованным сетям холодного водоснабжение в отсутствие утвержденного тарифа.
Каких-либо данных, свидетельствующих об отнесении расходов МУП «Водоканал-Сервис» на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведение на счет указанного предприятия и об освобождении от этих расходов заказчиков, суду не предоставлено. Следовательно, следует признать, что утверждение представителя администрации городского округа и МУП «Водоканал-Сервис» по доверенностям ФИО2 о том, что указанные работы проводятся названным предприятием бесплатно для заказчиков, заинтересованных в выполнении для работ по присоединению, не доказано.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения.
В соответствии с п. 4.3 ч. 1 ст. 17 того же Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона Иркутской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре.
В силу ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Исковое заявление прокурора подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку установить круг лиц, которые заключат публичные договоры подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения, не представляется возможным ввиду вероятностного характера заключения договоров об осуществлении указанного подключения (технологического присоединения).
На основании изложенного требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
На основании ст.198 ГПК РФ, в связи с удовлетворением иска прокурора, государственная пошлина в размере 300 рублей, рассчитанная в соответствии со ст.333.19 НК РФ, подлежит взысканию с ответчика в бюджет муниципального образования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.12 ГК РФ, ст.ст. 194-198, 206, 233-236 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора города Саянска Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию "Водоканал-Сервис" о возложении обязанности обратиться в орган регулирования тарифов с предложением об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал-Сервис" обратиться в орган регулирования тарифов с предложением об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения в срок до 01 декабря 2019 года.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия "Водоканал-Сервис" в бюджет муниципального образования «город Саянска» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Копию заочного решения выслать ответчику и истцу не позднее трех дней со дня его принятия в окончательной форме с уведомлением о вручении.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: Е.Н. Гущина