ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1089/19 от 08.04.2019 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 апреля 2019 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Солониной Е.А.,

при секретаре Абтрахимовой Н.З.,

с участием представителей ответчика ФИО1, действующего на основании доверенности от 01.02.2019 г. №<данные изъяты>, ФИО2, действующей на основании доверенности от 21.11.2018 г. №<данные изъяты>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-<данные изъяты>/2019 по исковому заявлению ФИО3 к Акционерному обществу «Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд» о признании незаконным отказа в назначении дополнительной пенсии; возложении обязанности по назначению дополнительной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением к Акционерному обществу «Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд» о признании незаконным отказа в назначении дополнительной пенсии; возложении обязанности по назначению дополнительной пенсии, мотивируя свои требования тем, что 12.02.2018 года ответчиком принято решение об отказе по заявлению о назначении дополнительного пенсионного обеспечения. Мотивировочная часть отказа состояла в отсылке на пункты статьи 5 Закона ХМАО - Югры от 06.07.2011 № 64-оз (ред. от 27.04.2016) «О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан». Отказ в назначении дополнительного социального обеспечения на основании вышеизложенных норм истец считает не обоснованным ввиду того, что проходил службу в органах внутренних дел на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течении 25 лет 5 месяцев (в периоды с <данные изъяты> годов). Следовательно, являвшийся работником бюджетной сферы на протяжении более чем 15 лет на территории ХМАО-Югры, имеет право на получение дополнительного пенсионного обеспечения согласно пункту 2 статьи 5 и пунктам 1- 3 части 2 статьи 8 Закона ХМАО - Югры от 06.07.2011 № 64-оз (ред. от 27.04.2016) «О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан»

Истец ФИО3 в судебное заседание не явился. Суд, с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители ответчика ФИО1, ФИО2 требования иска не признали, доводы отзыва на исковое заявление поддержали в полном объеме. Пояснил, что стаж работы в ОВД не дает права на дополнительное пенсионное обеспечение в соответствии с законом ХМАО-Югры № <данные изъяты> от 06 июля 2011 года.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ФИО3 обратился к ответчику с заявлением о назначении негосударственной пенсии по дополнительному пенсионному обеспечению ХМАО-Югры.

12.02.2018 ответчиком отказано в назначении истцу дополнительной пенсии в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.07.2011№ 64-оз «О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан».

Согласно справке от 12.12.2018 года № <данные изъяты>, ФИО3 является получателем пенсии с 09.06.2006 года.

Периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» с <данные изъяты> год, с <данные изъяты> год.

Как следует из заявления истца, прилагаемой к нему справки о получении пенсии за выслугу лет, копии трудовой книжки, истец проходил службу в органах внутренних дел на территории ХантыМансийского автономного округа - Югры в течение 25 лет 5 месяцев.

Указом Президента Российской Федерации от 08 ноября 2003 года № <данные изъяты> ФИО3 присвоено почетное звание «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации».

В соответствии со ст. 5 Закона ХМАО - Югры от 06.07.2011 N <данные изъяты> (ред. от 23.02.2013) «О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Законом, право на дополнительную пенсию имеют следующие категории граждан: 1) граждане, имеющие достижения и заслуги перед автономным округом: писатели, являющиеся членами Союза писателей России и состоящие на учете в Ханты-Мансийской окружной организации Союза писателей России; художники, являющиеся членами Союза художников России и состоящие на учете в Ханты-Мансийской окружной организации Союза художников России; граждане, награжденные орденами, являющимися государственными наградами Российской Федерации, в период работы на территории автономного округа; 2) граждане, имеющие стаж работы в бюджетной сфере; 3) граждане, которым до вступления в силу настоящего Закона установлена дополнительная пенсия в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 декабря 2004 года N 81-оз "О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан".

Согласно ст. 8 Закона ХМАО - Югры от 06.07.2011 N 64-оз (ред. от 23.02.2013) «О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» базовая часть дополнительной пенсии назначается гражданам, имеющим стаж работы в бюджетной сфере, при соблюдении следующих условий: 1) назначение страховой пенсии; 2) достижение мужчинами возраста 55 лет, женщинами - 50 лет; 3) стаж работы в бюджетной сфере не менее 15 лет; 4) прекращение работы по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг на возмездной основе, а также предпринимательской деятельности, за исключением достижения мужчинами возраста 60 лет, женщинами - 55 лет.

В силу ст. 2 Закона ХМАО - Югры от 16.12.2004 № 81-оз «О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» бюджетная сфера – бюджетная сфера - совокупность учреждений автономного округа и муниципальных образований автономного округа (бюджетные, автономные и казенные учреждения), а также учреждений, определенных пунктом 2 статьи 11 настоящего Закона.

Согласно ст. 11 Закона ХМАО - Югры от 16.12.2004 № 81-оз в стаж работы в бюджетной сфере включаются периоды работы в государственных и муниципальных учреждениях, а также в учреждениях до передачи их автономному округу или муниципальным образованиям автономного округа в соответствии с перечнем и в случаях, определяемых Правительством автономного округа.

Обязательства по назначению и выплате дополнительных пенсий на основании распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 декабря 2004 года № 996-рп «О реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» переданы в Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд.

В соответствии с п. 9 утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 сентября 2011 г. № 344-п Порядка назначения и выплаты дополнительной пенсии отдельным категория граждан, основанием для отказа фондом участнику в назначении дополнительной пенсии является несоответствие условиям, установленным статьями 7 и 8 Закона, то есть, отсутствие необходимого стажа работы в бюджетной сфере.

Следовательно, законодательство ХМАО-Югры, в соответствии с которым предусмотрено право отдельных категорий граждан на дополнительное пенсионное обеспечение, предусматривает, что дополнительная пенсия может быть назначена не всем лицам, имеющим стаж работы на территории ХМАО-Югры 15 лет, а лишь, тем, которые имеют необходимый стаж работы в государственных и муниципальных учреждениях, а также в учреждениях, которые были переданы в собственность автономного округа или муниципальных образований автономного округа в соответствии с перечнем и в случаях, определяемых Правительством автономного округа.

Указом Президента Российской Федерации от 18.07.1996 № 1039 утверждено положение о Министерстве внутренних Российской Федерации.

Пунктом 1 Положения № 1039 определено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.

При этом из пункта 2 Положения № 1039 следует, что МВД возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят: министерства внутренних дел республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований, управления (линейные: управления, отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах, региональные управления по борьбе с организованной преступностью, территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности, окружные управления материально-технического и военного снабжения, образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» так же закреплено МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции. При этом МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

Таким образом, анализ нормативных актов показывает, что Управление внутренних дел автономного округа является территориальным подразделением федерального органа государственной власти Российской Федерации.

Федеральным законом от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы», определено, что государственная должность - должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее - государственные органы), с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Статьей 2 Федерального закона от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы» определено, что под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Также статьей 7 Федерального закона 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Правоохранительная служба предусматривалась в государственных органах в МВД России и других органах, к которым может быть прикомандирован государственный служащий правоохранительных органов.

Следовательно, служба в органах внутренних дел является государственной службой, поскольку соответствует понятию обеспечение исполнения полномочий государственных органов.

Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», предусматривает условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения для категории лиц, проходивших службу в органах внутренних дел.

Следовательно, действующие федеральные нормативные акты предусматривают особый порядок пенсионного обеспечения для лиц, проходивших службу в системе МВД.

Следовательно, стаж работы истца в период с <данные изъяты> не является стажем работы в бюджетной сфере ХМАО-Югры и не дает право на дополнительное пенсионное обеспечение в соответствии с Законом ХМАО-Югры от 06.07.2011 № 64-оз «О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан».

При таких обстоятельствах, ответчиком обоснованно отказано истцу в назначении дополнительной пенсии в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.07.2011№ 64-оз «О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан».

На основании вышеизложенного исковые требования ФИО3 к Акционерному обществу «Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд» о признании незаконным отказа в назначении дополнительной пенсии; возложении обязанности по назначению дополнительной пенсии, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО3 к Акционерному обществу «Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд» о признании незаконным отказа в назначении дополнительной пенсии; возложении обязанности по назначению дополнительной пенсии, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 12 апреля 2019 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда подпись Е.А. Солонина

копия верна:

Судья Ханты-Мансийского

районного суда Е.А. Солонина