Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2012 года город Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Беспаловой О.В.,
при секретаре Калининой Ю.С.,
с участием заявителя К.,
представителя заявителя М.,
представителя заинтересованного лица Администрации г.о. ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению К. к Администрации городского округа Шуя об оспаривании действий органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
К. обратилась в суд с заявлением к Администрации г.о.Шуя, в котором просит обязать Администрацию г.о. Шуя устранить в полном объеме препятствие к осуществлению ее прав и свобод путем выдачи ей разрешения на переустройство жилого помещения – квартиры №… жилого дома № … по ул. … в г. … в целях установки индивидуального квартирного источника тепловой энергии.
… … 2012 года заявитель К. заявленные требования изменила, просила суд признать незаконным отказ Администрации г.о. Шуя от 06.06.2012 года № … в выдаче разрешения на переустройство жилого помещения – квартиры № … жилого дома № … «а» по ул. … в г. Шуя; обязать Администрацию г.о. Шуя устранить в полном объеме препятствие к осуществлению ее прав и свобод путем выдачи ей разрешения на переустройство жилого помещения – квартиры № … жилого дома № … по ул. … в г. Шуя в целях установки индивидуального квартирного источника тепловой энергии.
Заявленные требования заявитель обосновывает следующим. Она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <...> д. …, кВ. … Согласно актам комиссии ТСЖ «Радуга» от 10.01.2012 года и 21.01.2012 года температура в отопительный сезон в принадлежащей ей квартире не превышает 16 градусов по Цельсию, что не соответствует нормативным требованиям. Обслуживающая организация не в состоянии обеспечить необходимый (нормативный) температурный режим в квартире, в связи с чем ею было принято решение о переустройстве принадлежащей ей квартиры, заключающееся в переустройстве инженерных систем и установке индивидуального отопительного прибора. Ею было подано заявление в ТСЖ «Радуга» о разрешении установки индивидуального котла отопления в ее квартире, которое было согласовано председателем ТСЖ «Радуга» при условии соблюдения всех норм и правил закольцовки отопления на пятом этаже, после чего ею были получены Технические условия Шуйского МУП ОК И ТС на установку газового котла-колонки, которые действительны по ноябрь 2013 года. Также ею были получены технические условия ОАО «Ивановооблгаз» № 235 от 27.03.2012 года, заключение о технической возможности установки в квартире теплогенератора с закрытой камерой сгорания и встроенным устройством для принудительного удаления дымовых газов, акт ВДПО № 0001710 от 03.02.2012 года, согласно которому вентиляционные каналы в помещении кухни ее квартиры соответствуют нормативным требованиям и пригодны для эксплуатации под газ. ООО «Проектная контора «БАЮН» был разработан проект переустройства инженерных систем жилого помещения, расположенного по адресу: <...> д. …, кв. …, который согласован с филиалом «Шуямежрайгаз» ОАО «Ивановооблгаз» В соответствии с данным проектом переустройство внутренних инженерных систем электроснабжения в связи с переводом на индивидуальное теплоснабжение указанной квартиры не нарушает целостности и функционирования существующей системы теплоснабжения многоквартирного дома. Затем она обратилась в Администрацию г.о. Шуя с заявлением о переустройстве и перепланировке жилого помещения с приложением всех необходимых документов. Однако в выдаче разрешения ей было отказано. Свой отказ Администрация г.о. Шуя мотивировала п. 15.ст.14 ФЗ «О теплоснабжении», согласно которому запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. Считает, что в данном случае Администрацией неверно толкуется вышеприведенная норма ФЗ «О теплоснабжении», поскольку ни на момент обращения в Администрацию г.о. Шуя, ни в настоящее время Правительством РФ не определен перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и правила подключения к системам теплоснабжения, в связи с чем отказ Администрации в выдаче разрешения на переустройство принадлежащей ей квартиры является незаконным. Данными незаконными действиями создаются препятствия для осуществления гражданских прав и свобод, так как в силу вышеизложенных обстоятельств не может нормально использовать принадлежащую ей на праве собственности квартиру по прямому назначению для проживания.
В судебном заседании заявитель К. и ее представитель М. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно суду пояснили, что отказ Администрации г.о. Шуя в выдаче разрешения на переустройство жилого помещения является незаконным, нарушающим ст.ст. 26, 27 Жилищного кодекса РФ, а также ФЗ «О теплоснабжении», который не запрещает устанавливать индивидуальное отопление. Отказ Администрации нарушает права ФИО2 на достойные условия проживания. Просят заявленные требования удовлетворить.
Представитель Администрации городского округа ФИО1 в судебном заседании заявленные требования не признала. Считает, что действиями Администрации никакие права заявителя не нарушены. Она проживает в многоквартирном доме, в котором имеется отопление, предусмотренное проектом многоквартирного дома. Действия Администрации законны, отказ вынесен в соответствии с п.15 ст.14 ФЗ «О теплоснабжении». Общедомовое имущество не должно изменяться. На это нужно согласие всех собственников многоквартирного дома. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Должностное лицо начальник Комитета архитектуры и градостроительства Администрации городского округ ФИО3 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка о вручении, суду о причинах своей неявки не сообщила, в связи с чем суд считает возможным на основании ч.2 ст. 157 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие должностного лица.
Суд, заслушав заявителя К., его представителя М., представителя Администрации городского округа ФИО1, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
Судом установлено, что К. 29 мая 2012 года обратилась в Администрацию городского округа Шуя с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения по адресу: <...> д. …, кв….. К данному заявлению были представлены следующие документы: регистрационное удостоверение, проектная документация переустройства жилого помещения на 34 листах, а именно: заявление в ТСХ «Радуга» на установку индивидуального котла отопления, согласованное председателем ТСЖ «Радуга» при условии соблюдения всех норм и правил закольцовки отопления на пятом этаже; технические условия Шуйского МУП ОК И ТС на установку газового котла-колонки; технические условия филиала «Шуямежрайгаз» ОАО «Ивановооблгаз» № … от 27.03.2012 года; заключение филиала «Шуямежрайгаз» ОАО «Ивановооблгаз» о технической возможности установки в квартире теплогенератора с закрытой камерой сгорания и встроенным устройством для принудительного удаления дымовых газов; расчет годовой потребности природного газа; акты комиссии ТСЖ «Радуга» от 10.01.2012 года и 21.01.2012 года о температуре воздуха в квартире; акт ВДПО № 0001710 от 03.02.2012 года о техническом состоянии вентиляционных и дымовых каналов; проект переустройства инженерных систем жилого помещения, расположенного по адресу: <...> д. …, кв…., части: газоснабжение, отопление, горячее водоснабжение, электроснабжение, изготовленный ООО «Проектная контора «БАЮН»; технический паспорт жилого помещения. (л.д.11-49,73)
6 июня 2012 года в письме, подписанном главным архитектором – начальником комитета архитектуры и градостроительства Администрации городского округа ФИО3 и направленном в адрес К., Администрация городского округа Шуя отказала К. выдать решение о согласовании переустройства жилого помещения, заключающееся в переходе на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. Основанием к отказу послужило наличие прямого запрета перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, предусмотренного п.15 ст. 14 ФЗ «О теплоснабжении».(л.д.7-8)
В силу ч.1 ст.25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Частью 1 ст. 26 Жилищного кодекса РФ установлено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В соответствии с постановлением Главы городского округа Шуя от 2 апреля 2009 года № 393 «О порядке согласования Администрацией городского округа Шуя переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» органом местного самоуправления, осуществляющим согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, является Администрация городского округа Шуя в лице главного архитектора (п.1). Решение о согласовании или об отказе в согласовании по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов готовится отделом главного архитектора по форме, установленной Правительством Российской Федерации, и подписывается главным архитектором городского округа Шуя (п.3 постановления).
Часть 2 ст.25 Жилищного кодекса РФ определяет документы, необходимые для предоставления в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, собственником данного помещения. Так, собственник должен представить:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи (ч. 3 ст. 26 ЖК РФ).
Частью 1 статьи 27 Жилищного кодекса РФ установлены случаи, в которых допускается отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Согласно части 2 указанной статьи решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Часть 3 ст. 27 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Анализируя решение Администрации городского округа Шуя об отказе К. в согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <...> д. …, кв…., суд приходит к выводу, что данное решение не соответствует требованиям ст. 27 Жилищного кодекса РФ, поскольку в нем не указано, на каком основании, предусмотренном ч.1 ст. 27 Жилищного кодекса РФ, К. был дан отказ.
Ссылки представителя ответчика на п.15.ст. 14 ФЗ «О теплоснабжении» суд находит несостоятельными, так как данная норма не является основанием к отказу в согласовании переустройства жилого помещения ввиду отсутствия ее в перечне оснований, предусмотренных ч.1 ст. 27 Жилищного кодекса РФ.
Действительно в соответствии с п.15 ст. 14 ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Однако, из указанной нормы Закона усматривается, что она носит отсылочный характер, и устанавливает запрет на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при условии, что они указаны в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации.
16 апреля 2012 года Постановлением Правительства РФ N 307 были утверждены Правила подключения к системам теплоснабжения, содержащие, в том числе, перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения.
Согласно п.44 настоящих Правил, в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям:
наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;
наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;
температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия;
давление теплоносителя - до 1 МПа.
На момент вынесения Администрацией городского округа Шуя решения об отказе К. в согласовании переустройства жилого помещения, заключающееся в переходе на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии Правила подключения к системам теплоснабжения действовали, в связи с чем доводы заявителя и представителя Администрации о том, что утвержденные в установленном порядке Правила отсутствуют, суд находит несостоятельными.
При решении вопроса о согласовании переустройства жилого помещения К. должностным лицом, уполномоченным в соответствии с постановлением Главы городского округа Шуя от 2.04.2009 года № 393 подписывать решение о согласовании или об отказе согласовании переустройства жилого помещения, Правила подключения к системам теплоснабжения во внимание приняты не были, в связи с чем предоставленные проекты не оценивались на соответствие требованиям п.44 указанных Правил, что не допустимо и противоречит нормам действующего законодательства.
Довод представителя Администрации, что на переустройство жилого помещения необходимо согласие всех собственников многоквартирного дома, не может быть принят во внимание, так как предоставление такого согласия не предусмотрено ч.2 ст. 26 Жилищного кодекса РФ, а требовать другие документы, кроме указанных в этой норме права, в силу ч.3 ст. 26 Жилищного кодекса РФ, орган, осуществляющий согласование, не вправе.
Кроме того, обжалуемый отказ Администрации г.о. Шуя в согласовании переустройства жилого помещения вынесен не по мотиву п.1 ч.1 ст. 27 Жилищного кодекса РФ (непредоставление документов), а на основании п.15 ст. 14 ФЗ «О теплоснабжении».
Таким образом, отказ Администрации городского округа Шуя об отказе в согласовании переустройства жилого помещения К. вынесен по основаниям, не предусмотренным ст. 27 Жилищного кодекса РФ, и без учета положений Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 года № 307, в связи с чем является незаконным и подлежит отмене.
Поскольку представленные К. проекты не оценивались на соответствие требованиям действующего законодательства, в частности п.44 Правил подключения к системам теплоснабжения, суд полагает, что следует обязать Администрацию городского округа Шуя рассмотреть повторно заявление К. о переустройстве квартиры в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199, 258ГПКРФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление К. к Администрации городского округа Шуя об оспаривании действий органа местного самоуправления удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации городского округа Шуя от 06 июня 2012 года № 1945 в согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <...> д. …, к. ….
Обязать Администрацию городского округа Шуя рассмотреть повторно заявление К. о переустройстве квартиры в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В удовлетворении заявленных требований в остальной части К. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.В.Беспалова.
Решение в окончательной форме изготовлено … 2012 года.