Дело № 2-108/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Белокурихинский городской суд, Алтайского края, в составе:
председательствующего судьи Черниковой И.А.,
с участием ответчика САД,
при секретаре Ворожцовой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Читы» к САД о взыскании единовременной субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение «Центр занятости и населения города Читы» (далее по тексту ГКУ ЦЗН г. Читы) обратилось ДД.ММ.ГГГГ в Центральный районный суд г.Читы с иском к САД о взыскании денежных средств в виде незаконно полученной субсидии и выплату за создание рабочего места в сумме <данные изъяты>, судебные расходы в размере <данные изъяты><данные изъяты> копеек.
В обоснование своих требований указало на то, что САД имея статус безработного, находилась на учёте в ГКУ ЦЗН г. Читы, получала пособие по безработице. В ДД.ММ.ГГГГ. ей была предложена программа «Содействие самозанятости безработных граждан». САД зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. ДД.ММ.ГГГГ САД заключила договор № № с ГУ ЦЗН г. Читы о реализации мероприятий по снижению напряженности на рынке труда <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ. «Содействие самозанятости безработных граждан». Пунктом 2 договора предусмотрено, что САД осуществляет государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, а ГУ ЦЗН г. Читы осуществляет выделение субсидии. Пунктом 3.2 договора определён размер единовременной субсидии <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ САД прекратила деятельность индивидуального предпринимателя. Согласно пункту 4.2 договора, САД должна была в течение 12 месяцев со дня государственной регистрации осуществлять предпринимательскую деятельность, а в случае закрытия предпринимательской деятельности до окончания исполнения условий настоящего Договора возвратить Выплату в полном объёме. САД в нарушение условий договора осуществляла предпринимательскую деятельность менее 12 месяцев. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ САД заключила договор № № с ГУ ЦЗН г. Читы о реализации мероприятий по снижению напряженности на рынке труда <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ г. «Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан». В соответствии с условиями договора (пункт 4.1) САД создано одно дополнительное рабочее место для безработного гражданина, а Центр занятости (пункт 3.2) выплатил САД<данные изъяты>. На созданное рабочее место САД приняла ГЛЮ Согласно пункту 4.1 договора САД обязалась:- «… период действия рабочих мест не может быть менее 12 календарных месяцев с момента их создания. В случае прекращения действия рабочих мест по инициативе Работодателя до окончания исполнения условий настоящего Договора возвратить выплату в полном объёме». Однако, САД досрочно прекратила свою деятельность как индивидуального предпринимателя и уволила работника. Досрочно прекратив деятельность индивидуального предпринимателя САД не выполнила условия указанного договора, в добровольном порядке субсидию не вернула (л.д. 2-4).
ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом г.Читы было вынесено заочное решение о взыскании с САД<данные изъяты>( л.д. 32-36).
На основании заявления САД об отмене заочного решения от ДД.ММ.ГГГГ г., определением Центрального районного суда г.Читы от ДД.ММ.ГГГГ заочное решение было отменено ( л.д. 63-64).
Определением Центрального районного суда г. Читы ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску ГКУ «ЦЗН г. Читы» к САД о взыскании единовременной субсидии, судебных расходов по оплате государственной пошлины направлено по подсудности в Белокурихинский городской суд, в связи с тем, что на момент предъявления иска, ответчик САД проживала в <адрес> (л.д. 75-76).
В судебное заседание представитель ГКУ «ЦЗН г. Читы» ФПЛ, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., не явился, надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания (л.д. 82), предоставил ходатайство о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие, просил исковые требования удовлетворить в полном объёме.
В судебном заседании ответчик САД с исковыми требования согласна частично, пояснила, что она надлежащим образом осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, имела бизнес-план, отчиталась за полученные суммы, однако, не учла того обстоятельства, что подписала договор по условиям которого, должна осуществлять предпринимательскую деятельность в течение 12 месяцев, прекратила индивидуальную деятельность до окончания указанного срока. Вернуть всю сумму не согласна. Ей пришлось закрыть предпринимательскую деятельность ДД.ММ.ГГГГ г., так как изменились семейные обстоятельства, она с родителями и двумя детьми выехала на постоянное место жительство в <адрес>. Считает, что с учетом указанных обстоятельств возможно возвратить выплаченную сумму в размере не выполненных обязательств (43 дней).
В силу требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), с учётом мнения ответчика, суд рассмотрел настоящий спор при данной явке.
Заслушав САД, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Закон Российской Федерации № 1032-1 от 19.04.1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В силу ч.1 ст. 6 названного Закона законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 307 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ), в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательство. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В соответствии с частью 6 статьи 25 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» и пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» Правительством Российской Федерации утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации - Постановление Правительства РФ от 31.12.2008 N 1089 (ред. от 07.11.2009) «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» ( далее по тексту- Правила).
Как установлено пп. 1, 2 Правил, субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих следующие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что при нецелевом расходовании средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, указанные средства подлежат взысканию в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В силу п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий ( пп. 3 п. 3 названной нормы права).
При этом условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (пп. 2 п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Глава 28 Бюджетного кодекса РФ, в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ, действующей до 23.07.2013 N 252-ФЗ, т.е. на период спорных отношений, предусматривала ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ, в том числе меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства.
Для реализации вышеуказанного Постановления, в целях улучшения ситуации на рынке труда Правительство Забайкальского края постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № утвердило Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Забайкальского края в рамках которой по задаче «Дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Забайкальского края в ДД.ММ.ГГГГ», « Об утверждении Порядка расходования средств на реализацию мероприятий краевой целевой программы «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Забайкальского края в ДД.ММ.ГГГГ.», предусмотрены мероприятия: оказание организационной, консультационной и финансовой поддержки при организации собственного дела, оказание безработным гражданам консультационных, организационных услуг, финансовой поддержки при регистрации их в качестве индивидуальных предпринимателей, организации собственного дела.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ между САД и ГУ ЦЗН г. Читы заключен договор № № о реализации мероприятия по снижению напряженности на рынке труда <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ. «Содействие самозанятости безработных граждан» (л.д. 5-7), из которого следует, что предметом договора является содействие самозанятости безработных граждан.
Согласно п.2 данного договора, ответчик осуществляет государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, а ГУ ЦЗН г. Читы осуществляет выделение субсидии.
Размер единовременной субсидии согласно п.3.2 договора определён в размере <данные изъяты>.
Согласно пункту 4.2 САД обязалась в течении 12 месяцев со дня государственной регистрации осуществлять предпринимательскую деятельность, а в случае закрытия предпринимательской деятельности до окончания исполнения условий настоящего договора возвратить выплату в полном объёме.
САД зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.13).
После чего на основании заявки на кассовый расход № от ДД.ММ.ГГГГ г., ГУ ЦЗН г. Читы перечислило на банковский счёт САД субсидию в размере <данные изъяты> (л.д.16).
Кроме того, между САД и ГУ ЦЗН г. Читы ДД.ММ.ГГГГ заключён договор № <данные изъяты> по реализации мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Забайкальского края в ДД.ММ.ГГГГ «Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан».
Согласно данному договору, САД обязалась создать дополнительное одно рабочее место и принять на рабочие места безработных граждан по направлению Центра занятости заключить с ними трудовые договоры на неопределённый срок (п.4.1.,4.2 договора).
Согласно условий договора от ДД.ММ.ГГГГ г., САД обязалась, что период действия одного дополнительного рабочего места не может быть менее 12 календарных месяцев с момента его создания.
В случае прекращения действия рабочих мест по инициативе работодателя до окончания исполнения условий договора возвратить выплату в полном объеме (п. 4.1, л.д.8-11)
В свою очередь согласно п. 3.2 договора ГУ ЦЗН г. Читы выплатил ей <данные изъяты> исходя из 12-кратного размера максимальной величин пособия по безработице ( л.д. 17).
Данное обстоятельство ответчиком в судебном заседании не оспаривалось. В судебном заседании САД подтвердила, что при обращении в ЦЗН г. Читы она была зарегистрирована в качестве безработного, после одобрения её бизнес-плана, ею была получения субсидии с целью открытия и ведения собственного дела, а позднее дополнительное рабочее место. Она открыла кафе, осуществляла предпринимательскую деятельность, о чем отчитывалась перед истцом. Однако, при прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ она не учла условия заключения договора, предусматривающих возврат субсидии в случае закрытия предпринимательской деятельности до окончания условий договора.
Согласно условиям договоров № № от ДД.ММ.ГГГГ и № № от ДД.ММ.ГГГГ ( п.7) стороны несут ответственность в случае невыполнения либо ненадлежащего выполнения обязательств по настоящему договору в соответствии с действующим законодательством. Подписав договоры от ДД.ММ.ГГГГ № № и № № от ДД.ММ.ГГГГ г., САД со всеми условиями договоров согласилась и добровольно приняла на себя обязательства, предусмотренные п. 4.2 договора № № от ДД.ММ.ГГГГ и 4.1 договора № № от ДД.ММ.ГГГГ С порядком действий предпринимателя, получившего субсидию, САД ознакомилась, собственноручно расписалась.
Ответчиком условия заключенных договоров от ДД.ММ.ГГГГ № № и № № от ДД.ММ.ГГГГ не оспорены, с письменным заявлением об изменении данных договоров она в ГУ «ЦЗН г. Читы» не обращалась.
Кроме того, ответчиком не представлено суду доказательств, свидетельствующих о том, что при указанных условиях договоров, заключенных в рамках целевой программы по снижению напряженности на рынке труда в Забайкальском крае в ДД.ММ.ГГГГ., возврату подлежат суммы единовременной субсидии, пропорционально невыполненных обязательств, исходя из времени прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Судом не могут быть приняты во внимание указанные доводы ответчика, поскольку постановления Правительства Забайкальского края, условия договоров не предусматривают возможность возврата выплаты субсидии по частям, в ином размере, в том числе пропорционально неотработанного времени.
Согласно информации, предоставленной Межрайонной ИФНС России по г. Чите от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 14-15), копии свидетельства о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП, САД прекратила предпринимательскую деятельность ДД.ММ.ГГГГ г., в связи с принятием ею соответствующего решения.
В судебном заседании было установлено, что ответчиком бюджетные средства по договору от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> и по договору № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> в ГКУ Центр занятости населения г. Читы не возвращены. Таким образом, САД условия вышеназванных договоров нарушила, закрыла предпринимательскую деятельность до окончания условий договора, в связи с чем суммы субсидии подлежит возврату в полном объеме, в размере <данные изъяты>.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> копеек, подтвержденные платежным поручением (л.д. 18).
Руководствуясь ст. 98, 194- 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Читы» удовлетворить.
Взыскать с САД в пользу Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Читы» денежные средства, в виде полученных единовременных субсидий по договору № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты>, по договору № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, всего <данные изъяты>, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты><данные изъяты> копеек, а всего <данные изъяты><данные изъяты> копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд, через Белокурихинский городской суд, в течение месяца со дня его принятия.
Судья И.А.Черникова