РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2015 года с. Лесное
Лесной районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Москалева Ю.Н.
при секретаре Малиновской Т.В.,
с участием:
заместителя прокурора Лесного района Вихровой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Лесное Тверской области материалы гражданского дела № 2-108/2015 по исковому заявлению прокурора Лесного района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Лесное сельское поселение Лесного района Тверской области в лице Совета депутатов Лесного сельского поселения Лесного района об обязывании принять нормативно-правовые акты в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Лесного района обратился в Лесной районный суд Тверской области с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Лесное сельское поселение Лесного района Тверской области в лице Совета депутатов Лесного сельского поселения Лесного района об обязывании принять нормативно-правовые акты в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Лесного района проведена проверка законодательства о муниципальной собственности, в ходе которой в муниципальном образовании Лесное сельское поселение Лесного района выявлены нарушения действующего законодательства. Ссылаясь на законодательство Российской Федерации в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью, прокурор указывает, что в МО Лесное сельское поселение Лесного района нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок и условия приватизации муниципального имущества, порядок подведения итогов продажи государственного или муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, не разработаны. Отсутствие данных нормативно-правовых документов не позволяет осуществлять полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, получать от этого соответствующие доходы в местный бюджет, что нарушает права муниципального образования на обеспечение устойчивого развития территорий, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. В связи с этим нарушаются и соответствующие права неопределенного круга лиц, проживающих на территории данного муниципального образования. Просит суд: обязать муниципальное образование Лесное сельское поселение Лесного района в лице Совета депутатов Лесного сельского поселения Лесного района принять нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок и условия приватизации муниципального имущества, порядок подведения итогов продажи государственного или муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель прокурора Вихрова Е.С. исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика - Совета депутатов Лесного сельского поселения Лесного района в судебное заседание не прибыл, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, глава поселения ФИО1 представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования прокурора полностью поддерживает.
Выслушав заместителя прокурора,исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Уставом МО Лесное сельское поселение Лесного района Тверской области в структуру органов местного самоуправления входит Совет депутатов Лесного сельского поселения, к исключительной компетенции которого, в частности, относятся принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении, определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно письмам главы администрации Лесного сельского поселения от 28.08.2015 года № 1428, от 18.09.2015 года № 1634 план приватизации, порядок планирования приватизации муниципального имущества, подведения итогов продажи муниципального имущества, заключения с покупателями договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены, не разработаны (л.д. 6-7).
В соответствии сост. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Часть 3 указанной статьи закрепляет, что порядок и условия приватизации муниципального имущества осуществляются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Основные требования к приватизации муниципального имущества содержатся в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее Федеральный закон № 178-ФЗ).
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 2 Федерального закона № 178-ФЗ муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится муниципальное имущество), приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Порядок планирования приватизации муниципального имущества определяется органами местного самоуправления самостоятельно (ст. 10 Федерального закона № 178-ФЗ).
В соответствии с ч. 5 ст. 24 Федерального закона № 178-ФЗ подведение итогов продажи муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном органом местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что муниципальные правовые акты, регламентирующие порядок и условия приватизации муниципального имущества, порядок подведения итогов продажи муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены органом местного самоуправления – Советом депутатов Лесного сельского поселения Лесного района не разработаны.
В материалах дела имеется Решение Совета депутатов Лесного сельского поселения Лесного района от 19 февраля 2007 года № 13 «Об утверждении Порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью МО «Лесное сельское поселение». В ст. 6 Порядка определены общие положения приватизации и приобретения имущественных объектов в муниципальную собственность, а также компетенция органов местного самоуправления Лесного сельского поселения и отсутствует порядок и условия приватизации муниципального имущества.
Положение о порядке управления муниципальным имуществом, составляющим казну МО «Лесного сельского поселения», утвержденное Решением Совета депутатов Лесного сельского поселения Лесного района от 29.04.2010 года № 2-17/1, не регулирует порядок и условия приватизации муниципального имущества в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ.
Поскольку обязательным условием реализации отчуждения муниципального имущества путем приватизации является наличие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок и условия приватизации муниципального имущества, подведение итогов продажи муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены, суд полагает возможным исковые требования прокурора Лесного района удовлетворить.
В исковом заявлении прокурор просит обязать МО Лесное сельское поселение принять нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок подведения итогов продажи, а также порядок заключения с покупателем договора купли-продажи, в том числе и государственного имущества.
Указание на государственное имущество необходимо исключить из резолютивной части искового заявления, поскольку в компетенцию Совета депутатов Лесного сельского поселения Лесного района не входит порядок подведения итогов продажи государственного имущества и заключение с покупателем договора купли-продажи государственного имущества.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом мнения представителя ответчика, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда – один месяц с момента его вступления в законную силу.
Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 45 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Лесного района Тверской области в интересах неопределенного круга лицк муниципальному образованию Лесное сельское поселение Лесного района Тверской области в лице Совета депутатов Лесного сельского поселения Лесного района Тверской области об обязывании принять нормативно-правовые акты в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью удовлетворить частично.
Обязать муниципальное образование Лесное сельское поселение Лесного района Тверской области в лице Совета депутатов Лесного сельского поселения Лесного района Тверской области принять муниципальные правовые акты, регламентирующие порядок и условия приватизации муниципального имущества, порядок подведения итогов продажи муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части исковых требований прокурора к МО Лесное сельское поселение Лесного района Тверской области в лице Совета депутатов Лесного сельского поселения Лесного района Тверской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лесной районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Ю.Н. Москалев
1версия для печатиДело № 2-108/2015 ~ М-105/2015 (Решение)