ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-108/18 от 05.09.2018 Молоковского районного суда (Тверская область)

Дело № 2-108 /2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 сентября 2018 года п. Молоково

Молоковский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего федерального судьи Лыкова Ю.А.,

при секретаре Соколовой Т.П.,

с участием помощника прокурора Молоковского района Тверской области Лебедевой А.Г..

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Молоковского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Молоковский район» Тверской области и муниципальному учреждению культуры «Молоковский районный Дом культуры» о возложении обязанности установить при входе в здание Дома культуры для инвалидов по зрению информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании, оборудовать в зрительном зале Дома культуры места для людей на креслах-колясках и места для парковки транспортных средств,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Молоковского района Тверской области обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что прокуратурой Молоковского района проведена проверка исполнения МУК «Молоковский районный Дом культуры» (далее – РДК, Учреждение) требований законодательства о социальной защите населения, ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов.

Учреждение является некоммерческой организацией, созданной в целях удовлетворения общественных потребностей в сохранении и развитии народной традиционной культуры, поддержки любительского художественного творчества, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности, организации культурного досуга и отдыха людей и осуществляет деятельность по адресу: <...>.

Предметом деятельности РДК является оказание муниципальных услуг, выполнение работ, производство интеллектуальной и иной продукции в целях удовлетворения общественных потребностей в сфере культуры. Целями деятельности дома культуры являются: возрождение, сохранение и развитие на территории Молоковского района традиций народного творчества и культуры; осуществление государственной политики в области культуры и искусства; пропаганда среди жителей патриотического отношения к культурно-историческому достоянию Молоковского района (п.п. 2.1, 2.2 Устава).

Вместе с тем установлено, что ответчиками нарушаются требования федерального законодательства в сфере социальной защиты инвалидов.

Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

В силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

К объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.

С учетом изложенных правовых норм Учреждение относится к объектам социальной инфраструктуры.

На каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной инфраструктуры (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации) выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов (ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В целях реализации Федеральных законов от 24.11.1995 № 181-ФЗ, от 30.12.2009 № 384-ФЗ приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 605 утвержден Свод правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее – СНиП 35-01-2001), которым регламентированы основные требования к зданиям и сооружениям с учетом потребностей маломобильных групп населения.

СНиП 35-01-2001 разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 г. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.

В соответствии с п.п. 7.1.7, 7.1.8 СНиП 35-01-2001 в зрительных залах, на трибунах спортивно-зрелищных сооружений и других зрелищных объектах со стационарными местами должны быть предусмотрены места для людей на креслах-колясках из расчета не менее 1% общего числа зрителей. Выделенная для этого площадка должна быть горизонтальной с уклоном не более 2%. Каждое место должно иметь размеры не менее, м: при доступе сбоку - 0,55 x 0,85; при доступе спереди или сзади - 1,25 x 0,85.

При входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей.

Согласно п. 4.2.1. СНиП 35-01-2001 на индивидуальных автостоянках на участке около или внутри зданий учреждений обслуживания следует выделять 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов, в том числе 5% специализированных мест для автотранспорта инвалидов на кресле-коляске из расчета, при числе мест: до 100 включительно – 5%, но не менее одного места; от 101 до 200 – 5 мест и дополнительно 3%; от 201 до 1000 – 8 мест и дополнительно 2%; 1001 место и более – 24 места плюс не менее 1%, на каждые 100 мест свыше.

Выделяемые места должны обозначаться знаками, принятыми ГОСТ Р 52289 и ПДД на поверхности покрытия стоянки и продублированы знаком на вертикальной поверхности (стене, столбе, стойке и т.п.) в соответствии с ГОСТ 12.4.026, расположенным на высоте не менее 1,5 м.

В силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 СНиП 35-01-2001, в том числе разделы 2, 7, входят в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Также постановлением Госстроя России от 29.11.1999 № 73 утвержден Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» (деле – Свод правил).

Согласно п.п. 1.5, 5.1.1, 5.1.2 Свода правил проектные решения, предназначенные для маломобильных групп населения (далее МГН), должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории; безопасности путей движения. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

На основании ст. ст. 4, 6, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации нормы СНИП и СП являются обязательными к применению.

В силу ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основывается законодательство о градостроительной деятельности и изданию в соответствии с ним нормативных правовых актов, является принцип обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Однако прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства при входе в здание дома культуры не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению, в зрительном зале РДК отсутствуют места для людей на креслах-колясках, также на парковке около здания Учреждения отсутствуют парковочные места для парковки транспортных средств, управляемых инвалидами.

Согласно предоставленной ГКУ «Центр социальной поддержки населения» Молоковского района Тверской области информации на территории Молоковского района зарегистрировано 23 инвалида по зрению, а также 8 граждан, использующих кресла-коляски.

В соответствии с п. 11, 19.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов уполномочены на создание муниципальных учреждений, осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями (п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Учредителем МУК «Молоковский районный Дом культуры» является администрация Молоковского района.

При таких обстоятельствах администрация муниципального образования «Молоковский район» подлежит привлечению в качестве соответчика.

Поскольку функции и полномочия учредителя РДК осуществляет отдел культуры, молодежной политики, спорта и туризма Администрации Молокоуского района (п. 1.4 Устава), данное структурное подразделение подлежит привлечению в качестве третьего лица.

Право прокурора на обращение в суд в данном случае обусловлено следующим.

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием (ст.ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации).

В силу ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства; каждый имеет право на образование (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст.ст. 10, 13 Федерального закона от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Каждый имеет право на эстетическое воспитание и художественное образование, на выбор форм получения эстетического воспитания и художественного образования в соответствии с законодательством об образовании.

Таким образом, все, независимо от наличия ограниченных возможностей организма (инвалидности и т.п.), имеют равные права на свободное передвижение, в том числе для посещения образовательных и культурно-досуговых организаций в целях образования и свободного времяпровождения.

По смыслу приведенных правовых норм федерального законодательства целью установки мнемосхемы является отображение той информации, которая поможет в ориентации инвалидам по зрению в пространстве, а именно на схеме отображается информация о расположении отдельных помещений, кабинетов и входов в них. Такого рода информация на мнемосхеме и содержащиеся на схеме сведения позволят беспрепятственно и безопасно передвигаться внутри помещения.

Игнорирование ответчиками указанных требований в сфере социальной защите инвалидов нарушает право неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями организма (инвалидов) на обеспечение равных прав с другими гражданами, в том числе при реализации права на свободное передвижение для посещения образовательных и культурно-досуговых организаций.

Как указано в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Согласно ст. 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в частности путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

В судебном заседании процессуальный истец – помощник прокурора района Лебедева А.Г. исковые требования поддержала, подтвердив доводы, изложенные в иске, и просила возложить на ответчиков обязанность в срок до 01.02.2019 года установить при входе в здание Дома культуры для инвалидов по зрению информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании, оборудовать в зрительном зале Дома культуры места для людей на креслах-колясках и места для парковки транспортных средств.

Ответчики - представители администрации Молоковского района Тверской области и МУК «Молоковский районный Дом культуры», надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в своих заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений относительно заявленных к ним исковых требований не представили.

Третье лицо – представитель районного отдела культуры, молодежной политики, спорта и туризма при администрации Молоковского района Тверской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений относительно заявленных исковых требований не представил.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица.

Заслушав представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием (ст.ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации).

В силу ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, имеет право на образование (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, все, независимо от наличия ограниченных возможностей организма (инвалидности и т.п.), имеют равные права на свободное передвижение, в том числе для посещения образовательных и культурно-досуговых организаций в целях образования и свободного времяпровождения.

Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

В силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

К объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.

С учетом изложенных правовых норм МУК «Молоковский районный Дом культуры» относятся к объектам социальной инфраструктуры.

На каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной инфраструктуры (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации) выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов (ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В целях реализации Федеральных законов от 24.11.1995 № 181-ФЗ, от 30.12.2009 № 384-ФЗ приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 605 утвержден Свод правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее – СНиП 35-01-2001), которым регламентированы основные требования к зданиям и сооружениям с учетом потребностей маломобильных групп населения.

СНиП 35-01-2001 разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 г. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.

В соответствии с п.п. 7.1.7, 7.1.8 СНиП 35-01-2001 в зрительных залах, на трибунах спортивно-зрелищных сооружений и других зрелищных объектах со стационарными местами должны быть предусмотрены места для людей на креслах-колясках из расчета не менее 1% общего числа зрителей. Выделенная для этого площадка должна быть горизонтальной с уклоном не более 2%. Каждое место должно иметь размеры не менее, м: при доступе сбоку - 0,55 x 0,85; при доступе спереди или сзади - 1,25 x 0,85.

При входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей.

Согласно п. 4.2.1. СНиП 35-01-2001 на индивидуальных автостоянках на участке около или внутри зданий учреждений обслуживания следует выделять 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов, в том числе 5% специализированных мест для автотранспорта инвалидов на кресле-коляске из расчета, при числе мест: до 100 включительно – 5%, но не менее одного места; от 101 до 200 – 5 мест и дополнительно 3%; от 201 до 1000 – 8 мест и дополнительно 2%; 1001 место и более – 24 места плюс не менее 1%, на каждые 100 мест свыше.

Выделяемые места должны обозначаться знаками, принятыми ГОСТ Р 52289 и ПДД на поверхности покрытия стоянки и продублированы знаком на вертикальной поверхности (стене, столбе, стойке и т.п.) в соответствии с ГОСТ 12.4.026, расположенным на высоте не менее 1,5 м.

В силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 СНиП 35-01-2001, в том числе разделы 2, 7, входят в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Также постановлением Госстроя России от 29.11.1999 № 73 утвержден Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» (деле – Свод правил).

Согласно п.п. 1.5, 5.1.1, 5.1.2 Свода правил проектные решения, предназначенные для маломобильных групп населения (далее МГН), должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории; безопасности путей движения. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

На основании ст. ст. 4, 6, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации нормы СНИП и СП являются обязательными к применению.

В силу ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основывается законодательство о градостроительной деятельности и изданию в соответствии с ним нормативных правовых актов, является принцип обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

По смыслу приведенных правовых норм федерального законодательства целью установки мнемосхемы является отображение той информации, которая поможет в ориентации инвалидам по зрению в пространстве, а именно на схеме отображается информация о расположении отдельных помещений, кабинетов и входов в них. Такого рода информация на мнемосхеме и содержащиеся на схеме сведения позволят беспрепятственно и безопасно передвигаться внутри помещения.

Согласно п.п. 2.1, 2.2 Устава РДК (л.д.15-24) Учреждение является некоммерческой организацией, созданной в целях удовлетворения общественных потребностей в сохранении и развитии народной традиционной культуры, поддержки любительского художественного творчества, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности, организации культурного досуга и отдыха людей и осуществляет деятельность по адресу: <...>.

Предметом деятельности РДК является оказание муниципальных услуг, выполнение работ, производство интеллектуальной и иной продукции в целях удовлетворения общественных потребностей в сфере культуры. Целями деятельности дома культуры являются: возрождение, сохранение и развитие на территории Молоковского района традиций народного творчества и культуры; осуществление государственной политики в области культуры и искусства; пропаганда среди жителей патриотического отношения к культурно-историческому достоянию Молоковского района.

Судом установлено, что ответчиками нарушаются требования федерального законодательства в сфере социальной защиты инвалидов.

Согласно акта прокурорской проверки (л.д.6-9), следует, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства при входе в здание дома культуры не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению, в зрительном зале РДК отсутствуют места для людей на креслах-колясках, также на парковке около здания Учреждения отсутствуют парковочные места для парковки транспортных средств, управляемых инвалидами.

Согласно предоставленной ГКУ «Центр социальной поддержки населения» Молоковского района Тверской области информации (л.д.33), на территории Молоковского района зарегистрировано 23 инвалида по зрению, а также 8 граждан, использующих кресла-коляски.

В соответствии с п. 11, 19, 19.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов; создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов уполномочены на создание муниципальных учреждений, осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями (п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Учредителем МУК «Молоковский районный Дом культуры» является администрация Молоковского района.

При таких обстоятельствах, обязанность установить при входе в здание дома культуры информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для инвалидов по зрению, в зрительном зале РДК оборудовать места для людей на креслах-колясках и на парковке около здания Учреждения оборудовать парковочные места для парковки транспортных средств, управляемых инвалидами, лежит на ответчиках - МУК «Молоковский районный Дом культуры» и администрации Молоковского района.

На основании анализа указанных выше законодательных актов, в совокупности с исследованными в судебном заседании доказательствами, суд приходит к выводу, что не выполнение ответчиками указанных выше требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов нарушает право неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями организма (инвалидов) на обеспечение равных прав с другими гражданами, в том числе при реализации права на свободное передвижение для посещения РДК.

При таких обстоятельствах, прокурор обоснованно в соответствии со ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц, так как круг лиц, в интересах которых обратился прокурор, определить невозможно.

Суд, установив, что ответчиками до настоящего времени не проведены работы по установке информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению, в зрительном зале РДК не оборудованы места для людей на креслах-колясках, а также на парковке около здания Учреждения отсутствуют парковочные места для парковки транспортных средств, управляемых инвалидами, признает указанные в иске требованиями прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд, с учетом доводов истца устанавливает для исполнения решения суда срок до 01.02.2019г., так как считает, что данный срок будет достаточным и разумным для проведения работ по установке информационной мнемосхемы, нанесению на основных путях движения тактильной направляющей полосы, оборудованию мест для людей на креслах-колясках и мест для парковки транспортных средств.

Принимая во внимание, что истец - прокурор Молоковского района, исковые требования которого удовлетворены, и ответчик администрация Молоковского района, в соответствии с пподп. 9 и 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по настоящему делу, освобождены, на основании подп.3 п.1 ст.333.19, подп.8 п.1 ст.333.20, абз.2 ч.2 ст.333.18 НК РФ, в соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина в размере 150 рублей (абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ –300 рублей: 2 плательщика), подлежит взысканию с ответчика МУК «Молоковский районный Дом культуры», не освобожденного от уплаты государственной пошлины.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.45, 88, 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Молоковского района Тверской области удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования «Молоковский район» Тверской области и муниципальное учреждение культуры «Молоковский районный Дом культуры» в срок до 01.02.2019 года провести следующие мероприятия в соответствии с требованиями Свода правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»: установить при входе в здание, расположенное по адресу: <...>, для инвалидов по зрению информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании; оборудовать в зрительном зале здания, расположенного по адресу: <...>, места для людей на креслах-колясках из расчета не менее 1% общего числа зрителей; выделить не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки транспортных средств, управляемых инвалидами.

Взыскать с МУК в бюджет Молоковского муниципального района Тверской области государственную пошлину в размере 150 рублей.

Взыскать МУК «Молоковский районный Дом культурыв бюджет Молоковского муниципального района Тверской области государственную пошлину в размере 150 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Молоковский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 05 сентября 2018 года.

Председательствующий Ю.А. Лыков