Гражданское дело № 2-108/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2018 года
Тымовский районный суд Сахалинской области
в составе:
председательствующего Заборской А.Г.,
при секретаре судебного заседания Шмакове Р.М.,
с участием:
прокурора Зотова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тымовского района в интересах неопределенного круга лиц к комитету по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Тымовского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к комитету по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ» (далее по тексту – КУМС МО «Тымовский городской округ», Комитет) о возложении обязанности, в обоснование которого указано, что в ходе проведения проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства при переселении граждан из ветхого и аварийного жилого фонда, а также законодательства о противодействии терроризму, установлено наличие на территории муниципального образования МО «Тымовский городской округ» полуразрушенного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, который заключением межведомственной комиссии от 12 июня 2007 года № 6 признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением комитета по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ» от 22 ноября 2013 года № 708 указанный многоквартирный дом расселен. Между тем, по состоянию на 29 ноября 2017 года снос дома ответчиком не осуществлен, контракт на проведение работ по сносу многоквартирного дома не заключен.
Кроме того, строение находится в технически опасном состоянии, имеет несколько выходов, которые не имеют дверей и не закрыты, а также лестницу, обеспечивающую беспрепятственный доступ на крышу, что допускает возможность беспрепятственного проникновения посторонних, в том числе в целях совершения террористических актов, подготовки к их совершению либо сокрытию следов их совершения, хранения оружия, предметов, добытых преступным путем, либо запрещенных к использованию на территории Российской Федерации. При этом, комитетом по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ» меры, препятствующие к несанкционированному доступу людей к заброшенному многоквартирному дому по вышеуказанному адресу, не принимаются.
Ссылаясь на положения Федеральных законов от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» прокурор просит:
- возложить на комитет по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ» обязанность незамедлительно со дня вступления решения суда в законную силу ограничить доступ граждан в помещения заброшенного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>;
- возложить на комитет по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ демонтировать заброшенный многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Тымовское, <адрес>;
- возложить на комитет по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ списать многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>;
- возложить на комитет по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ» обязанность в срок ДД.ММ.ГГГГ исключить многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, из реестра муниципальной собственности.
Определением суда от 15 мая 2018 года производство по делу в части требований о возложении на комитет по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ» обязанности по незамедлительному ограничению доступа граждан в помещения многоквартирного дома и его демонтажу прекращено в связи с отказом прокурора от иска в указанной части и принятии отказа судом.
Прокурор по делу ФИО4 в остальной части исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Ответчик комитет по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ», будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. В ранее проведенном судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО5 исковые требования не признал, пояснив, что спорный многоквартирный дом фактически снесен, на его месте построен новый дом.
Выслушав мнение прокурора ФИО4, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и решают иные вопросы местного значения.
Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Пунктом 5 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества установлены Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30 августа 2011 года № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества».
Согласно пункту 2 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества объектами учета в реестрах является, в том числе, находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество.
Согласно Положению о комитете по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ» исполнительно – распорядительным органом местного самоуправления, осуществляющим правомочия собственника муниципального имущества, и, как следствие, ведение его реестра, является комитет по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ».
Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам обследования многоквартирного дома комиссией по оценке жилых помещений жилой <адрес> пгт. <адрес> признан аварийным, подлежащим разбору, что подтверждается соответствующими актом и заключением от 12 июня 2007 года, жильцы дома расселены.
По данным ответчика, не оспоренных прокурором, комитетом по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ» произведены мероприятия по сносу спорного многоквартирного дома.
Таким образом, судом установлен факт демонтажа дома, вместе с тем, сведений о снятии дома с баланса муниципального образования «Тымовский городской округ», а равно исключении его из реестра имущества муниципальной собственности материалы дела не содержат.
Оценивая требования прокурора Тымовского района о возложении на ответчика соответствующей обязанности, суд находит их заслуживающими внимания по следующим основаниям.
Так, порядок списания муниципального имущества установлен Положением о списании муниципального имущества МО «Тымовский городской округ», утвержденным решением Собрания МО «Тымовский городской округ» от 30 мая 2013 года № 46 (далее по тексту – Порядок), в соответствии с которым с бухгалтерского учета (баланса) пользователей подлежат списанию следующие группы основных средств независимо от их стоимости, а также иные нефинансовые активы, пришедшие в непригодность вследствие морального и физического износа, при авариях, стихийных бедствиях, иных чрезвычайных ситуациях, а также по другим причинам неспособности в дальнейшем приносить экономические выгоды: объекты недвижимого имущества, в том числе, здания, сооружения, строения и др.
Из Порядка также следует, что списание объектов недвижимого имущества оформляется распоряжением КУМС МО «Тымовский городской округ» в виде согласования на списание имущества, актом на списание основных средств, внесением соответствующих изменений в состав имущества казны и реестр муниципальной собственности МО «Тымовский городской округ».
Вместе с тем, в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о соблюдении установленной процедуры списания спорного строения с баланса муниципального образования «Тымовский городской округ», а равно о внесении изменений в состав имущества казны и реестр муниципального имущества.
Таким образом, поскольку бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по списанию снесенного многоквартирного дома с баланса муниципального образования МО «Тымовский городской округ» и исключению сведений о нем из реестра муниципального имущества нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Тымовского района о возложении на КУМС соответствующей обязанности, поскольку отражение многоквартирного <адрес><адрес> в реестре муниципального имущества приводит к неопределенности судьбы спорного объекта в имущественном обороте, нецелесообразному выделению денежных средств из казны муниципального образование на его содержание.
Поскольку дата исполнения решения суда, определенная прокурором в исковом заявлении, на день рассмотрения дела истекла, суд в соответствии с положением части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным установить ответчику месячный срок, в течение которого решения суда должно быть исполнено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Тымовского района, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на комитет по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ» обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу списать многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с баланса муниципального образования «Тымовский городской округ», исключить его из реестра муниципальной собственности.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Тымовский районный суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено 17 мая 2018 года.
Судья А.Г. Заборская