ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-108/20 от 04.02.2020 Предгорного районного суда (Ставропольский край)

УИД 26RS0030-01-2019-002799-83

Дело 2-108/2020 (2-1965/2019)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 февраля 2020 года станица Ессентукская

Предгорный районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Демина А.Н.. помощника судьи Фальковой А.И., при секретаре Кюльбакове Г.В., с участием:

представителя истца Абайханова Д.Н.. действующего на основании доверенности,

представителя ответчика Винниченко В.И.., действующего на основании прав по должности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Предгорного районного суда ст. Ессентукской гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека к администрации муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного муниципального района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать водоснабжение населения питьевой водой надлежащего качества,

УСТАНОВИЛ:

Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека действуя в интересах неопределенного круга лиц (далее по тексту – истец), обратилось в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного муниципального района (далее по тексту – ответчик) о признании бездействия администрации МО Пригородного сельсовета <адрес>, выразившегося в ненадлежащей организации обеспечения населения качественной питьевой водой в <адрес> и Порт- Артур, <адрес>; о возложении обязанности на администрацию МО Пригородного сельсовета обеспечить безопасную эксплуатацию подземного источника водоснабжения, принятии мер по обеспечению безопасности подводного источника водоснабжения <адрес> и Порт-Артур направленных на защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций; о возложении на администрацию МО Пригородного сельсовета <адрес> обязанности обеспечить безопасную эксплуатацию нецентрализованных систем холодного водоснабжения <адрес> и Порт-Артур в соответствии с СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» Санитарные нормы и правила», путем обеспечения условий, необходимых для подачи холодной питьевой воды, соответствующей установленным требованиям в части принятия мер по организации Зоны санитарной охраны (ЗСО) на подземном источнике холодного водоснабжения <адрес> и Порт-Артур, обеспечения режима в ЗСО от загрязнения источника холодного водоснабжения и водопроводных сооружений <адрес> и Порт- Артур, а также территории, на которых он расположен; о возложении на администрацию МО Пригородного сельсовета <адрес> обязанности обеспечить безопасную эксплуатации нецентрализованных систем холодного водоснабжения, путем обеспечения условий, необходимых для подачи питьевой воды, соответствующей установленным требованиям в части организации проведения мероприятий по устранению причин возможного загрязнения при эксплуатации источника водоснабжения и водопроводных сооружений подземного источника холодного водоснабжения <адрес> и Порт-Артур, в части: планирования территории первого пояса ЗСО для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленения, ограждения и обеспечения охраной, предупредительными знаками, дорожками к сооружениям с твердым покрытием, обеспечении контроля за мерами по обеспечению безопасности подземного источника холодного водоснабжения <адрес> и Порт- Артур, направленные на защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращения возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций. Контроля за проведением обеззараживания воды в источнике холодного водоснабжения <адрес> и Порт- Артур. В случае не принятия мер администрацией МО Пригородный сельсовет <адрес> по организации Зоны санитарной охраны (ЗСО) на подземном источнике холодного водоснабжения <адрес> и Порт- Артур, <адрес>, учитывая опасность причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц - жителям <адрес>- Артур, <адрес> в будущем при эксплуатации подземного источника холодного водоснабжения, в силу ст. 1065 ГК РФ запретить эксплуатацию подземного источника холодного водоснабжения, как источника, создающего опасность причинения вреда жизни и здоровью жителей <адрес> и Порт- Артур, <адрес>.

Воспользовавшись своим правом, предусмотренным ст. 39 ГПК РФ, истец уточнил заявленные исковые требования, которые мотивировал тем, что согласно ст.40 Закона «О защите прав потребителей» от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 орган осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) может обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

Жители <адрес> и Порт-<адрес> пользующиеся или имеющие намерение воспользоваться услугой для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности являются добросовестными потребителями (абзац 3 преамбулы закона РФ «О защите прав потребителей).

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона 352-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические показателя. Согласно п.3. ст. 19 Федерального закона 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно ст. 14 от 06.10.2003г. -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: вопросы местного значения городского, сельского поселения (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 136-ФЗ): к вопросам местного значения городского поселения относятся: (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 136-ФЗ) п.3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; п.4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 91-ФЗ).

Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, для всестороннего и объективного рассмотрения коллективного обращения жителей <адрес> и Порт- Артур на ненадлежащее исполнение администрацией МО Пригородный сельсовет обязанностей по обеспечению качественной питьевой водой жителей <адрес> и Порт- Артур было возбуждено административное делопроизводство, проведено административное расследование. В Администрации МО Пригородный сельсовет Предгорного муниципального района были истребованы дополнительные материалы по делу, а также сведения, изложенные в документах которые могут быть признаны письменными доказательствами по делу об административном правонарушении, и документы, обладающие признаками вещественных доказательств. На момент проведения административного расследования, при визуальном осмотре источника водоснабжения <адрес> и Порт- Артур, а также изучения представленных материалов 22.10.2019г., в 15 часов 45 мин., было установлено:

1). На момент проведения проверки доводов обращения граждан, согласно представленных данных питьевая вода в водоисточнике не безопасна в эпидемиологическом отношении. Население <адрес> и Порт- Артур не обеспечивается безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека. Исполняющий обязанности главы администрации МО Пригородный сельсовет ФИО1 не организовал и не обеспечил производственный контроль за качеством и биологической безопасностью питьевой воды в источнике водоснабжения <адрес> и Порт- Артур в соответствии с установленными требованиями.

Также, на момент проведения административного расследования не представлены документально подтвержденные данные об организации и проведении исполняющим обязанности главы администрацией МО Пригородный сельсовет ФИО1 производственного контроля и биологической безопасности питьевой воды, подаваемой населению, в соответствии с программой производственного контроля, которая должна быть разработана должностными лицами администрации МО Пригородный сельсовет.

Следовательно, согласно представленным результатам лабораторных исследований, исследованные образцы воды питьевой не соответствуют требованиям, установленным СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», т.е. ответственные должностные лица администрации МО Пригородного сельсовета допустили нарушение п. 3.1, п. 3.2, п. 3.3., п. 3.4, п. 3.5 СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 65 "Об утверждении СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ- 13" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 32001, выразившейся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.

Также установлено, что после проведенной реконструкции водосборных сооружений источника водоснабжения <адрес> и Порт- Артур Администрация МО Пригородный сельсовет, либо ею уполномоченные должностные лица не обеспечили проведение исследований качества воды в пределах показателей таблицы п.4.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы".

Также, согласно представленных документов (Протокол лабораторных исследований Ж от 12.08.2019г), Администрация МО Пригородный сельсовет в лице исполняющего обязанности главы администрации МО Пригородный сельсовет- управляющего делами МО Пригородный сельсовет ФИО1 не обеспечил проведение повторного отбора проб воды и проведение дополнительных исследований в объеме микробиологических и (или) химических показателей, по которым отмечено превышение норматива. Стойкое ухудшение качества воды по микробиологическим и (или) химическим показателям в ряде повторно отобранных проб требует установления его причины и устранения, т.е. Администрацией МО Пригородный сельсовет в лице исполняющим обязанности главы администрации МО Пригородный сельсовет ФИО1, либо другого уполномоченного лица не обеспечено проведение мероприятий по устранению ухудшения качества воды, включающий в себя чистку, промывку и при необходимости профилактическую дезинфекцию в соответствии с приложение N 1 с последующим составлением акта в соответствии приложения СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 40 "О введении в действие санитарных правил "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02" (вместе с "СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ) (Зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 4059).

Все выше представленное является нарушением санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, и предусматривает привлечение к административной ответственности в соответствии ст. 6.5 КоАП РФ:

По выявленным фактам нарушений законодательства в отношении ответственного должностного лица- исполняющего обязанности главы администрации МО Пригородный сельсовет ФИО1, в соответствии ст. 6.5 КоАП РФ был составлен протокол об административном правонарушении, наложено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей. В адрес исполняющего обязанности главы администрации МО Пригородный сельсовет, управляющего делами Администрации МО Пригородный сельсовет ФИО1 было направлено представление об устранении причин и условий, способствовавших свершению административного правонарушения.

Также, на момент проведения административного расследования установлен факт сокрытия, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водного объекта, а именно- источника водоснабжения <адрес> и Порт- Артур лицами, обязанными сообщать такую информацию, а именно: исполняющим обязанности главы администрации муниципального образования Пригородный сельсовет ФИО1, в нарушении ст. 11 - ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г., п. 1.3, и. 1.4, и. 1.5, СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила» не обеспечено сообщение полной и достоверной информации о состоянии земель, водных объектов, в частности состояния источника хозяйственно- питьевого водоснабжения <адрес> и Порт- Артур, отсутствия организованных зон санитарной охраны источника водоснабжения <адрес> и Порт- Артур, что предусматривает привлечение к административной ответственности в соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ.

По выявленным фактам нарушений законодательства в отношении ответственного должностного лица- исполняющего обязанности главы администрации МО Пригородный сельсовет ФИО1, в соответствии ст. 8.5 КоАП РФ был составлен протокол об административном правонарушении, наложено административное наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей. В адрес исполняющего обязанности главы администрации МО Пригородный сельсовет, управляющего делами Администрации МО Пригородный сельсовет ФИО1 было направлено представление об устранении причин и условий, способствовавших свершению административного правонарушения.

Также, на момент проведения административного расследования было установлено, что администрацией МО Пригородный сельсовет <адрес> в лице исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования Пригородный сельсовет ФИО1, в нарушении и. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон», а также нарушении ст. 11 - ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г., п. 3.9 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «2.2.1/2.1.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 3.3.3.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила» не обеспечена установка специальных информационных знаков, обозначающих границы санитарно-защитных зон источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, и иных зон с особыми условиями использования территорий, специальных знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий, что предусматривает привлечение к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 7.2 КоАП РФ.

По выявленным фактам нарушений законодательства в отношении ответственного должностного лица- исполняющего обязанности главы администрации МО Пригородный сельсовет <адрес>- управляющего делами МО Пригородный сельсовет ФИО1, в соответствии ч. 2 ст. 7.2 КоАП РФ был составлен протокол об административном правонарушении, наложено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей. В адрес исполняющего обязанности главы администрации МО Пригородный сельсовет, управляющего делами Администрации МО Пригородный сельсовет ФИО1 было направлено представление об устранении причин и условий, способствовавших свершению административного правонарушения.

В рамках административного расследования также было установлено, что при эксплуатации источника питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения <адрес> и Порт- Артур Администрацией МО Пригородный сельсовет в лице исполняющего обязанности главы администрации МО Пригородный сельсовет <адрес>- управляющего делами МО Пригородный сельсовет ФИО1 не определен тип водозабора, величина водозабора, гидрологические особенности водоносного пласта, условий его питания и дренирования; для определения границ второго пояса ЗСО не проведены гидродинамические расчеты исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора; не обеспечено выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов.

На территории водоисточника проведены работы по реконструкции и замене водопроводных систем источника водоснабжения, с нарушением почвенного покрова. Работы проведены без согласования с ТОУ Роспотребнадзора по СК в <адрес>- как органа, осуществляющего государственный санитарно- эпидемиологический надзор. В нарушении требований, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О водоснабжении и водоотведении" работы по ревизии и замене систем источника питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения <адрес> и Порт-Артур проведены без учета схемы водоснабжения и водоотведения <адрес> и Порт-Артур Пригородного сельсовета, без разработки в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения проведены работы по реконструкции и модернизации схемы водоснабжения <адрес> и Порт-Артур. Работы по изменению схемы водоснабжения <адрес> и Порт-Артур без утверждения схемы водоснабжения и водоотведения органом местного самоуправления- Администрации МО Пригородный сельсовет, внесены конструктивные изменения в систему водосбора и водоснабжения каптажа, произведены организационные и строительные работы по переустройству и переоборудованию системы водосбора и в состав систем холодного водоснабжения каптаж <адрес> и Порт- Артур, и сооружения, включая сети инженерно-технического обеспечения, а также связанные с такими зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). При эксплуатации источника водоснабжения <адрес> и Порт- Артур, осуществлении иной хозяйственной деятельности на территории второго пояса ЗСО источника водоснабжения границы второго пояса ЗСО, на пересечении дорог, пешеходных троп и пр. не обозначены столбами со специальными знаками в соответствии с приложением 2 п. 3.3.3.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02. 2.1.4.

Следовательно, исходя из выше представленного. Администрация МО Пригородный сельсовет в лице исполняющего обязанности главы администрации МО Пригородный сельсовет- управляющего делами МО Пригородный сельсовет ФИО1 в нарушении ст.11, ст. 18, ст. 19- ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г., п. 2.2.2, 2.2.2.1, п.3.2.2., п. 3.2.3, п. 3.3.3.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02. 2.1.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ) (Зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 3399) и введенных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02" (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) (вместе с "СанПиН ДД.ММ.ГГГГ 110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы" допустил использования территории второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <адрес> и Порт- Артур.

По выявленным фактам нарушений законодательства в отношении ответственного должностного лица- исполняющего обязанности главы администрации МО Пригородный сельсовет <адрес>- управляющего делами МО Пригородный сельсовет ФИО1, в соответствии ч. 3 ст. 8.42 КоАП РФ был составлен протокол об административном правонарушении, наложено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей. В адрес исполняющего обязанности главы администрации МО Пригородный сельсовет, управляющего делами Администрации МО Пригородный сельсовет ФИО1 было направлено представление об устранении причин и условий, способствовавших свершению административного правонарушения.

Также, на момент проведения административного расследования было установлено, что на подземном источнике водоснабжения <адрес> и Порт-Артур Администрацией МО Пригородный сельсовет Предгорного муниципального района в лице исполняющего обязанности главы администрации МО Пригородный сельсовет- управляющего делами МО Пригородный сельсовет ФИО1 не приняты меры по обеспечению безопасности систем водоснабжения <адрес> и Порт- Артур и их отдельных объектов, направленных на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, а именно: не разработан проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения <адрес> и Порт- Артур, включающий в себя определение границ зоны и составляющих ее поясов; отсутствует (не разработан) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; отсутствуют (не разработаны) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО; не определены границы ЗСО и не разработан комплекс необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зависимости от вида источника водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения; не организована зона санитарной охраны источника водоснабжения <адрес> и Порт- Артур, включающая в себя территорию расположения водозабора, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала; не установлен специальный режим и не определен комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды в водоисточнике; Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод. Не установлена граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов, которая должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин, не обеспечивается режим в ЗСО, эксплуатация зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения осуществляется с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами, на водоисточнике, объекте водоснабжения (резервуаре) отсутствует охрана. Территория первого пояса ЗСО источника не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, не озеленена, не проводятся мероприятия для сохранения природного постоянства воды в водозаборе путем устранения и предупреждения возможности ее загрязнения, по периметру каптажа и накопительных емкостей не оборудовано (не устроена) отмостка из бетона или иного соответствующего строительным требованиям материала, радиусом не менее - метров с уклоном 0.1 м в сторону, противоположную притоку воды, не проводятся работы по расчистке и ограждению территории водозабора, здание не оборудовано канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса, не устроена (в случае отсутствия канализации) водонепроницаемыми приемниками нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса ЗСО при их вывозе. Водозаборы не оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.

Исходя из выше представленного установлено, что Администрация МО Пригородный сельсовет в лице исполняющего обязанности главы администрации МО Пригородный сельсовет -управляющего делами МО Пригородный сельсовет ФИО1, в нарушении и. 1.3, п.1.4, п.1.5, п. 1.6, п. 1.7, п. 1.10, п.1.11, п. 1.15, п. 1.17, п. 2.2.1.1, п. 3.2.1., п. 3.2.1.1, п. 3.2.1.3. п.3.2.1.4, п.3.2.1.5, СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила» утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. «О введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02»; п. 3.6 СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от N 65 "Об утверждении СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13" (Зарегистрировано в Минюсте России N 32001), допустил использование территории первого пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением санитарно- эпидемиологических требований.

По выявленным фактам нарушений законодательства в отношении ответственного должностного лица- исполняющего обязанности главы администрации МО Пригородный сельсовет <адрес>- управляющего делами МО Пригородный сельсовет ФИО1, в соответствии ч. 4 ст. 8.42 КоАП РФ был составлен протокол об административном правонарушении, наложено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей. В адрес исполняющего обязанности главы администрации МО Пригородный сельсовет, управляющего делами Администрации МО Пригородный сельсовет ФИО1 было направлено представление об устранении причин и условий, способствовавших свершению административного правонарушения.

Предъявление иска обусловлено отсутствием более эффективного способа защиты и пресечения нарушения прав жителей <адрес> и Порт- <адрес> на безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, обеспечении безопасной эксплуатации нецентрализованных систем холодного водоснабжения, пресечение угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

Полномочия на предъявление иска закреплены ст.40, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст.51 п.2 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", п.8.4.6. Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 16.08.06г. .

В связи с чем, истец просил суд признать не законным бездействие администрации МО Пригородный сельсовет <адрес> в лице исполняющего обязанности главы администрации МО Пригородный сельсовет - управляющего делами МО Пригородный сельсовет ФИО1, выразившейся в ненадлежащей организации обеспечения населения качественной питьевой водой в <адрес> и Порт- Артур, <адрес>.

Обязать администрацию МО Пригородный сельсовет <адрес>, в лице исполняющего обязанности главы администрации МО Пригородный сельсовет - управляющего делами МО Пригородный сельсовет ФИО1 в срок до ДД.ММ.ГГГГ гола обеспечить безопасную эксплуатацию нецентрализованных систем холодного водоснабжения <адрес>- догорка и Порт- Артур в соответствии с СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» Санитарные нормы и правила», а именно, организовать разработку проекта Зоны Санитарной Охраны (ЗСО), в который включить: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Обязать администрацию МО Пригородный сельсовет в лице исполняющего обязанности главы администрации МО Пригородный сельсовет - управляющего делами МО Пригородный сельсовет ФИО1, в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить безопасную эксплуатацию подземного источника водоснабжения, принять меры по обеспечению безопасности подземного источника водоснабжения <адрес> и Порт- Артур направленные на защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, а именно: Организации Зоны санитарной охраны (ЗСО) на подземном источнике холодного водоснабжения <адрес> и Порт- Артур, в части: - организовать Зону Санитарной Охраны (ЗСО) в составе трех поясов: -первый пояс (строгого режима) должен включать территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) должны включать территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарную охрану водоводов обеспечить санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, установить специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Постоянно обеспечивать режим в Зоны Санитарной Охраны (ЗСО) от загрязнения источника холодного водоснабжения и водопроводных сооружений <адрес> и Порт- Артур, а также территории, на которых он расположен.

Обязать администрацию МО Пригородный сельсовет <адрес> в лице исполняющего обязанности главы администрации МО Пригородный сельсовет - управляющего делами МО Пригородный сельсовет ФИО1, в 30 (тридцати) дневный срок обеспечить безопасную эксплуатации нецентрализованных систем холодного водоснабжения, путем обеспечения условий, необходимых для подачи питьевой воды, соответствующей установленным требованиям в части организации проведения мероприятий по устранению причин возможного загрязнения при эксплуатации источника водоснабжения и водопроводных сооружений подземного источника холодного водоснабжения <адрес> и Порт- Артур, путем проведения планирования территории первого пояса ЗСО для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленения, ограждения и обеспечения охраной, предупредительными знаками, дорожками к сооружениям с твердым покрытием, обеспечении контроля за мерами по обеспечению безопасности подземного источника холодного водоснабжения <адрес> и Порт- Артур, направленные на защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций. Контроль за проведением обеззараживания воды в источнике холодного водоснабжения <адрес> и Порт- Артур.

В случае не принятия мер администрацией МО Пригородный сельсовет <адрес> по организации Зоны санитарной охраны (ЗСО) на подземном источнике холодного водоснабжения <адрес> и Порт- Артур, <адрес>, учитывая опасность причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц - жителям <адрес> и Порт- Артур. <адрес> в будущем при эксплуатации подземного источника холодного водоснабжения, в силу ст. 1065 ГК РФ с ДД.ММ.ГГГГ запретить эксплуатацию подземного источника холодного водоснабжения, как источника, создающего опасность причинения вреда жизни и здоровью жителей <адрес> и Порт- Артур, <адрес>.

Представитель истца ФИО5, в судебном заседании заявленные уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным иске.

Представитель ответчика ФИО1, действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении, пояснил, что устранить выявленные нарушения в установленные сроки они не могут, поскольку отсутствует финансирование.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьей 43 Водного кодекса Российской Федерации установлено, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Статья 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения " (далее по тексту" - Закон N 52-ФЗ) определяет санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам. Так, согласно части 1 указанной нормы водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее – водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами (ч.2 ст. 18 Закона N 52-ФЗ).

Согласно частей 1, 3 статьи 19 Закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Так из представленных материалов дела следует, что в связи с коллективным обращением жителей муниципального образования Пригородного сельсовета в ТОУ Роспотребнадзора по СК, последним были проведены проверки качества поставляемой населению воды. По результатам проверки должностное лицо – исполняющий обязанности главы администрации МО Пригородный сельсовет- управляющего делами МО Пригородный сельсовет ФИО1, неоднократно был привлечен к административной ответственности, были выданы предписания по устранению выявленных нарушений, однако до настоящего времени предписания исполнены не были, выявленные нарушения не устранены.

Кроме того, по результатам лабораторных исследований Ж от 12.08.2019г. было установлено, стойкое ухудшение качества воды по микробиологическим и (или) химическим показателям в ряде повторно отобранных проб требуется установления его причины и устранения, т.е. Администрацией МО Пригородный сельсовет в не обеспечено проведение мероприятий по устранению ухудшения качества воды.

Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (ч.3 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения »).

Водный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы водопользования, предусматривает для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установление зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (п.2 ст.43).

Согласно п.5 ст.18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции Федерального закона №342-ФЗ) зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п.1.2, 1.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 ), настоящие СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Защитные санитарные зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения (абз.1 п.1.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02).

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (абзац второй названного пункта).

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п.1.13 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02).

Границы зон второго пояса подземных источников водоснабжения определяются согласно п.2.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02, зон второго пояса поверхностных источников питьевого водоснабжения – в соответствии с п.2.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02.

Согласно Федерального Закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять, государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ.

Соблюдение санитарных правил и норм является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, государственного санитарно-эпидемиологического нормировании, научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, мер по своевременному информированию населения о состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятиях. Организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарно-эпидемиологического законодательства, разрабатывать и проводить санитарно- противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека оказываемых услуг; пищевых продуктов товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению, своевременно информировать население о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

На основании п. 3 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденном Постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ N 554 - государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно- эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.

Согласно п.1, п.3, п.4 ст.29 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ«О защите прав потребителей» предусмотрено право потребителя при обнаружении недостатков оказанной услуги требовать от исполнителя их безвозмездного устранения, а также соразмерного уменьшения цены оказанной услуга.

Согласно ст. ст. 4, 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей», если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе (услуге), продавец (исполнитель) обязан выполнить работу (оказать услугу), соответствующую этим требованиям. Обеспечение возможности использовать товар по назначению является обязанностью изготовителя (исполнителя), т.е. потребитель имеет право на безопасность товара. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Из чего следует, что ответчик своими действиями нарушил ст. ст. 4, 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей» в части прав граждан-потребителей на получение качественной услуги по предоставлению питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Таким образом, факт нарушения ответчиками законодательства в сфере защиты прав потребителей нашел свое подтверждение в судебном заседании, ответчиком не оспаривался, в связи с чем, следует признать действия ответчика по нарушению прав неопределенного круга потребителей на получение услуг по питьевому водоснабжению, о качестве подаваемой питьевой воды потребителям незаконными, что данные нарушения могли привести к угрозе причинения вреда здоровью потребителей, противоправными в отношении неопределенного круга лиц (потребителей), а также обязать их организовать водоснабжение населения питьевой водой надлежащего качества, а именно питьевой водой удовлетворяющей требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» Санитарные нормы и правила».

Таким образом, судом установлено, что ответчиком неоднократно были нарушены требования санитарного законодательства.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека к администрации муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного муниципального района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать водоснабжение населения питьевой водой надлежащего качества, удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования Пригородный сельсовет <адрес> по ненадлежащей организации обеспечения населения качественной питьевой водой в <адрес> и Порт- Артур, <адрес> незаконным.

Возложить на администрацию муниципального образования Пригородный сельсовет <адрес> обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить безопасную эксплуатацию нецентрализованных систем холодного водоснабжения <адрес>- догорка и Порт- Артур в соответствии с СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» Санитарные нормы и правила», а именно, организовать разработку проекта Зоны Санитарной Охраны (ЗСО), в который включить:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Возложить на администрацию муниципального образования Пригородный сельсовет <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить безопасную эксплуатацию подземного источника водоснабжения, принять меры по обеспечению безопасности подземного источника водоснабжения <адрес> и Порт- Артур направленные на защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, а именно:

- Организации Зоны санитарной охраны (ЗСО) на подземном источнике холодного водоснабжения <адрес> и Порт- Артур, в части:

- организовать Зону Санитарной Охраны (ЗСО) в составе трех поясов:

-первый пояс (строгого режима) должен включать территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) должны включать территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарную охрану водоводов обеспечить санитарно - защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, установить специальный режим и определить комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Постоянно обеспечивать режим в Зоны Санитарной Охраны (ЗСО) от загрязнения источника холодного водоснабжения и водопроводных сооружений <адрес> и Порт- Артур, а также территории, на которых он расположен.

Возложить на администрацию муниципального образования Пригородный сельсовет <адрес> в 30 (тридцати) дней с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить безопасную эксплуатации нецентрализованных систем холодного водоснабжения, путем обеспечения условий, необходимых для подачи питьевой воды, соответствующей установленным требованиям в части организации проведения мероприятий по устранению причин возможного загрязнения при эксплуатации источника водоснабжения и водопроводных сооружений подземного источника холодного водоснабжения <адрес> и Порт- Артур, путем проведения планирования территории первого пояса ЗСО для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленения, ограждения и обеспечения охраной, предупредительными знаками, дорожками к сооружениям с твердым покрытием, обеспечении контроля за мерами по обеспечению безопасности подземного источника холодного водоснабжения <адрес> и Порт- Артур, направленные на защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций. Возложить на ответчика обязанность производить контроль за проведением обеззараживания воды в источнике холодного водоснабжения <адрес> и Порт- Артур.

В случае не принятия указанных мер администрацией муниципального образования Пригородный сельсовет <адрес> по организации Зоны санитарной охраны (ЗСО) на подземном источнике холодного водоснабжения <адрес> и Порт- Артур, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ запретить эксплуатацию подземного источника холодного водоснабжения, как источника, создающего опасность причинения вреда жизни и здоровью жителей <адрес> и Порт- <адрес>.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в полном объеме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: