УИД 28RS0008-01-2019-002163-03
Дело №2-108/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,
при секретаре Олиферовой М.В.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области о признании незаконными и отмене заключения служебной проверки и приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, с учётом последующего уточнения исковых требований, обратился в суд с иском о признании незаконными и отмене заключения служебной проверки УМВД России по Амурской области №22/4-1772 от 28 ноября 2019 года в части установления в его действиях нарушения служебной дисциплины и решения о привлечении его к дисциплинарной ответственности, приказа начальника УМВД России по Амурской области №2064 л/с от 17 декабря 2019 года «О привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников МО МВД России «Зейский» в части привлечения его к дисциплинарной ответственности. В обоснование заявленных исковых требований истец указал на то, что он проходит службу в органах внутренних дел в должности заместителя начальника МО МВД России «Зейский» - начальника полиции. В соответствии с заключением, утверждённым начальником УМВД России по Амурской области по материалам служебной проверки, проведённой по факту нарушений требования п.18 Порядка и условия командирования сотрудников органов внутренних дел РФ на территории РФ, утверждённого приказом МВД России от 14 февраля 2017 года №65, принято решение о наложении на него дисциплинарного взыскания в виде замечания за нарушения п.«б» ст.5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел РФ, п.п.1 п.1 ст.12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.4 Положения о МО МВД России «Зейский», утверждённого приказом УМВД России по Амурской области от 29 августа 2017 года №508, п.4.1 контракта о прохождении службы в органах внутренних, выразившиеся в выполнении приказа УМВД России по Амурской области от 17 августа 2017 года №486 «Об утверждении Порядка и условий командирования сотрудников органов внутренних дел УМВД России по Амурской области», противоречащего требованиям Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и приказа МВД России от 14 февраля 2017 года №65 «Об утверждении Порядка и условий командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации», необеспечении их исполнения. Нарушение выразилось в направлении в служебные командировки сотрудников МО МВД России «Зейский» за пределы территории обслуживания МО МВД России «Зейский» без согласования с начальником УМВД, в соответствии с Порядком, установленным приказом начальника УМВД от 17 августа 2017 года №486. Вывод в заключении служебной проверки о его виновности в совершении нарушения влечёт возможные правовые последствия в виде предъявления требований к возмещению ущерба. С выводами служебной проверки он не согласен, считает, что они основаны на ошибочном толковании норм законодательства, не надлежащим образом установлены причины, повлекшие нарушение, вывод о наличии нарушения служебной дисциплины незаконен, поскольку его вина в совершении нарушения отсутствует. Так, в соответствии с п.6 приказа начальника УМВД от 17 августа 2017 года №486 регламентировано: «Разрешить начальникам МО МВД области командирование подчинённых сотрудников в служебные командировки по территории Амурской области с обязательным изданием приказов о командировании», в соответствии с п.14 Порядка, утверждённого указанным приказом плановые и внеплановые служебные командировки осуществляются по решению начальника УМВД или лица, исполняющего его обязанности. Начальники МО, ОМВД области самостоятельно принимают решение о направлении подчинённых сотрудников в служебную командировку только в пределах Амурской области. Все служебные командировки за пределы Амурской области осуществляются по решению начальника УМВД или лица, исполняющего его обязанности». В заключении служебной проверки содержится вывод об исполнении им требований указанного приказа, что и явилось нарушением, поскольку сотрудник полиции обязан выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону. Таким образом, сделан вывод о том, что требования указанного приказа не должны были исполняться им, так как приказ противоречит федеральному закону. При этом в заключении служебной проверки не указано какой статье и какого именно закона противоречит приказ. Указано только на противоречие требованиям Порядка, утверждённого приказом МВД №65-2017 года, который в свою очередь законом не является, а является ведомственным подзаконным актом. Считает, что приказ не содержит достаточно конкретных формулировок, а именно, указано, что в «пределах (за пределы) обслуживаемой территории» при этом не конкретизировано понятие обслуживаемой территории, не конкретизировано что разрешение необходимо получать отдельно на каждую конкретную командировку или достаточно разрешения полученного один раз на осуществление служебных командировок в пределах определённой территории. При такой формулировке требования приказа начальника УМВД №486 не могут восприниматься как явно или заведомо противоречащие приказу, а воспринимаются как нормы, конкретизирующие требования Порядка, установленного приказом МВД №65-2017 года. Таким образом, оснований для неисполнения приказа начальника УМВД от 17 августа 2017 года №486 в связи с его «заведомой незаконностью» или «явным противоречием закону» у него не имелось, и он обязан был его исполнять. С учётом изложенных требований считает себя не виновным в совершении нарушения, выразившегося в направлении сотрудников МО МВД России «Зейский» в служебные командировки без согласования с начальником УМВД, как следствие его действия не содержат признаков дисциплинарного проступка. Кроме того, считает, что при проведении служебной проверки был нарушен порядок её проведения, установленный приказом МВД РФ от 26 марта 2013 года №161, в связи с чем, заключение служебной проверки является незаконным.
В судебном заседании истец на удовлетворении требований настаивал, поддержал доводы, изложенные в иске, суду пояснил, что он может нести ответственность только за исполнение заведомо незаконного приказа. Приказ начальника УМВД №486 действовал на протяжении трех лет, и он не мог расценивать его как заведомо незаконный.
Представитель ответчика с иском не согласен, просит в его удовлетворении отказать по следующим основаниям: 21 ноября 2019 года в УРЛС УМВД поступил рапорт члена инспекторской комиссии МВД России ведущего эксперта ОХЖЗ СПУ ДПД МВД России подполковника внутренней службы ФИО3 по факту нарушений требования пункта 18 Порядка и условия командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 14 февраля 2017 года №65. В данном рапорте указано, что в большинстве случаев направление в служебные командировки за пределы территории обслуживания МО МВД России «Зейский» осуществляется по решению начальника МО МВД. В ходе служебной проверки, сотрудниками УРЛС УМВД осуществлен анализ служебных командировок в МО МВД, в результате которого установлено, что в 2019 году подполковником полиции ФИО1 издано три приказа о направлении в служебные командировки за пределы обслуживаемой МО МВД территории в нарушение приказа МВД России от 14 февраля 2017 года №65 «Об утверждении Порядка и условий командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации». В соответствии с ч.11 ст.53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для выполнения служебных поручений вне места постоянной службы сотрудник органов внутренних дел в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О полиции» может быть направлен в служебную командировку. Порядок и условия командирования сотрудника определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В соответствии с п.18. приказа МВД России №65-2017 служебные командировки сотрудников территориальных органов МВД России на районном уровне в пределах обслуживаемой территории осуществляются по решению начальников управлений, отделов, отделений МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям. Разрешение на осуществление служебных командировок за пределы обслуживаемой территории запрашивается начальником территориального органа МВД России на районном уровне в соответствующем вышестоящем территориальном органе МВД России в письменном виде (в том числе с использованием технических каналов связи). На основании изложенного, полномочий на разрешение убытия в командировку сотрудников органов внутренних дел у начальников МО, ОМВД области не имелось. В этой связи приказ УМВД №486-2017 издан с превышением полномочий и не соответствует Федеральному закону от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ. По результатам служебной проверки, за нарушения п.«б» ст.5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента РФ от 14 октября 2012 года №1377, п.п.1 п.1 ст.12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.4 Положения о МО МВД России «Зейский», утверждённого приказом УМВД России по Амурской области от 29 августа 2017 года №508, п.4.1 контракта о прохождении службы в органах внутренних дел, выразившиеся в выполнении приказа УМВД России по Амурской области от 17 августа 2017 года №486 «Об утверждении Порядка и условий командирования сотрудников органов внутренних дел УМВД России по Амурской области», противоречащего требованиям Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и приказа МВД России от 14 февраля 2017 года №65 «Об утверждении Порядка и условий командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации», необеспечении их исполнения, принято решение о наложении на заместителя начальника отдела – начальника полиции МО МВД России «Зейский» подполковника полиции ФИО1 дисциплинарного взыскания - замечания. Приказом УМВД от 17 декабря 2019 года №2064 л/с на истца наложено дисциплинарное взыскание – замечание. Полагает, что установленный порядок проведения служебной проверки нарушен не был, проверка проведена в установленные сроки, истец законно и обоснованно был привлечён к дисциплинарной ответственности.
Заслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01 марта 2017 года между УМВД России по Амурской области и истцом заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел РФ по должности заместителя начальника полиции по охране общественного порядка МО МВД России «Тындинский».
Согласно данному контракту гражданин (сотрудник) берёт на себя обязательства, связанные с прохождением службы в ОВД РФ, а начальник УМВД России по Амурской области обязуется обеспечить гражданину (сотруднику) прохождение службы в ОВД РФ в соответствии с Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (п.1). Гражданин (сотрудник) обязуется выполнять обязанности по должности заместителя начальника полиции по охране общественного порядка МО МВД России «Тындинский» (п.2). Гражданин (сотрудник) ФИО1 обязуется выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие законодательству Российской Федерации (п.4.1), добросовестно выполнять служебные обязанности в соответствии с настоящим контрактом, должностным регламентом (должностной инструкцией) (п.4.3).
Ответственность сторон контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей и взятых на себя обязательств по настоящему контракту наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.13).
Приказом начальника УМВД России по Амурской области №1711 л/с от 14 октября 2019 ФИО1 назначен на должность заместителя начальника отдела МВД России – начальником полиции МО МВД России «Зейский».
Приказом начальника УМВД России по Амурской области №1840 л/с от 07 ноября 2019 на истца как на заместителя начальника отдела МВД России – начальника полиции МО МВД на период командировки подполковника полиции ФИО4 с 23 по 26 октября 2019 года, без освобождения от выполнения обязанностей по замещаемой должности временно возложено исполнение обязанностей начальника МО МВД России «Зейский».
В соответствии с Положением о Межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации «Зейский», утверждённым приказом УМВД России по Амурской области №508 от 29 августа 2017 года, настоящее Положение определяет основные полномочия и организацию деятельности МО МВД России «Зейский» (реализующем задачи и функции органов внутренних дел на территории городского округа города Зея и Зейского муниципального района) (п.1).
МО МВД России «Зейский» в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, законами Амурской области по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции, нормативными правовыми актами МВД России, правовыми актами УМВД, а также настоящим положением (п.4).
МО МВД России «Зейский» в соответствии с разделом III указанного положения возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности, руководителем УМВД России по Амурской области. Начальник МО МВД России «Зейский» осуществляет руководство на основе единоначалия и несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на МО МВД России «Зейский» задач, состояние служебной дисциплины и законности среди подчинённых, эффективность профилактической и воспитательной работы с ними; разрешает в пределах компетенции выезд в служебные командировки сотрудникам и работникам МО МВД России «Зейский» (п. 12, 23).
Служба сотрудников органов внутренних дел регулируется специальными нормативными актами – Законом «О полиции», Федеральным законом от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Частью 1 статьи 49 Федерального закона №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусмотрено, что нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признаётся виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на сотрудников органов внутренних дел в случае нарушения ими служебной дисциплины, перечислены в статье 50 Федерального закона №342-ФЗ. К ним относятся замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел.
Нормы Трудового кодекса РФ применяются к правоотношениям, возникшим при прохождении службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм трудового законодательства по аналогии.
В соответствии с п.33 Порядка МВД России от 26 марта 2013 года №161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 30.05.2013 года №28587) сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, пользуется правами и несёт обязанности, предусмотренные частью 6 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ.
В силу п.43 Порядка МВД России №161, приказ о наложении дисциплинарного взыскания в установленном порядке объявляется сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка.
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.
Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника. (ст.51 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ).
Согласно п.34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» днём обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинён работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий.
В то же время, в отношении сотрудников органов внутренних дел действуют специальные нормы. Так, в силу п.16 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Приказом МВД России от 26 марта 2013 года №161, служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о её проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя (начальника), принявшего решение о проведении служебной проверки, может быть продлён, но не более чем на тридцать дней.
Согласно п.13 Порядка, основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершённого сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных ст.14 Федерального закона №342-ФЗ, а также заявление сотрудника.
Согласно п.15 Порядка, решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для её проведения.
Согласно ст.52 Федерального закона №342-ФЗ, служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершённого сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьёй 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника.
При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причинённого сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.
Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка: обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя; имеет право: представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки; ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований).
В заключении по результатам служебной проверки указываются: установленные факты и обстоятельства; предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания.
Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, её проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки.
Как следует из материалов настоящего гражданского дела, 28 ноября 2019 года на имя начальника УМВД России по Амурской области, инспектором по особым поручениям ОК УРЛС УМВД России по Амурской области ФИО5 представлено заключение по результатам проверки по рапорту члена инспекторской комиссии МВД России ведущего эксперта ОХЖЗ СПУ ДПД МВД России подполковника внутренней службы ФИО3. по факту нарушений требования пункта 18 Порядка и условия командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 14 февраля 2017 года №65.
Из данного заключения следует, что 21 ноября 2019 года в УРЛС УМВД поступил рапорт члена инспекторской комиссии МВД России ведущего эксперта ОХЖЗ СПУ ДПД МВД России подполковника внутренней службы ФИО3. по факту нарушений требования пункта 18 Порядка и условия командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, утверждённого приказом МВД России от 14 февраля 2017 года №65. В данном рапорте указано, что в большинстве случаев направление в служебные командировки за пределы территории обслуживания МО МВД России «Зейский» осуществляется по решению начальника МО МВД. В ходе служебной проверки, сотрудниками УРЛС УМВД осуществлён анализ служебных командировок в МО МВД, в результате которого установлено, что за инспектируемый период издано приказов о направлении в служебные командировки за пределы обслуживаемой МО МВД территории: в 2017 году - 307 (подписаны начальником МО МВД подполковником полиции ФИО6 - 217; врио начальника МО МВД подполковником полиции ФИО11 21; подполковником полиции ФИО7 - 53; подполковником полиции ФИО12. - 9; майором юстиции ФИО8 - 4); в 2018 году - 293 (подписаны начальником МО МВД подполковником полиции ФИО6 - 234; врио начальника МО МВД подполковником полиции ФИО7 - 50; подполковником полиции ФИО13. - 7; майором юстиции ФИО8 -2); в 2019 году - 217 (подписаны начальником МО МВД подполковником полиции ФИО6 - 64; врио начальника МО МВД начальником МО МВД подполковником полиции подполковником полиции ФИО7 - 137; врио начальника МО МВД подполковником полиции ФИО14 - подполковником полиции ФИО1 - 3.); за пределы Амурской области в 2017 году - издано 12 приказов, в 2018 году 9 приказов, в 2019 году - 7 приказов. В ходе проверки установлено, что проекты приказов МО МВД о командировках личного состава, готовились в нарушение приказа МВД России от 14 февраля 2017 года №65 «Об утверждении Порядка и условий командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации», а в соответствии с приказом УМВД России по Амурской области от 17 августа 2017 года №486 «Об утверждении Порядка и условий командирования сотрудников органов внутренних дел УМВД России по Амурской области». В соответствии с ч.11 ст.53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для выполнения служебных поручений вне места постоянной службы сотрудник органов внутренних дел в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О полиции» может быть направлен в служебную командировку. Порядок и условия командирования сотрудника определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В соответствии с п.18 Приказа МВД России №65-2017 служебные командировки сотрудников территориальных органов МВД России на районном уровне в пределах обслуживаемой территории осуществляются по решению начальников управлений, отделов, отделений МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям. Разрешение на осуществление служебных командировок за пределы обслуживаемой территории запрашивается начальником территориального органа МВД России на районном уровне в соответствующем вышестоящем территориальном органе МВД России в письменном виде (в том числе с использованием технических каналов связи). На основании изложенного, полномочий на разрешение убытия в командировку сотрудников органов внутренних дел у начальников МО, ОМВД области не имелось. В этой связи, приказ УМВД №486-2017 издан с превышением полномочий и не соответствует Федеральному закону от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ.
Приказы от 23 октября 2019 года №565 л/с, от 25 октября 2019 года №566 л/с, №568 л/с о направлении сотрудников полиции в служебные командировки за пределы г.Зея и Зейского района подписаны врио начальника МО МВД России «Зейский» ФИО1
Согласно ст.43 Порядка МВД России №161, приказ о наложении дисциплинарного взыскания в установленном порядке объявляется сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка.
Все вышеперечисленные пункты названного выше Порядка стороной ответчика были соблюдены. В частности, оспариваемое заключение составлено, согласовано, утверждено и подписано уполномоченными на то должностными лицами УМВД России по Амурской области в соответствии с действующим законодательством.
Из содержания оспариваемого заключения следует, что при проведении проверки истец был опрошен, к материалам проверки приобщено письменное объяснение ФИО1 от 22 ноября 2019 года.
Результаты проведённой служебной проверки в отношении истца были закреплены в приказе №2064 л/с от 17 декабря 2019 года, которым в отношении ФИО1 было применено взыскание в виде замечания. Данный приказ вынесен уполномоченным должностным лицом, в установленные законом сроки и в соответствии с требованиями законодательства.
На основании вышеизложенного, с доводами истца относительно имевшего место нарушения Порядка №161 при проведении служебной проверки, суд согласиться не может.
На основании результатов служебной проверки начальником УМВД России по Амурской области был вынесен приказ «О привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудником МО МВД России «Зейский» №2064 л/с от 17 декабря 2019 года, согласно которому, дисциплинарное взыскание в виде замечания наложено на заместителя начальника отдела – начальника полиции МО МВД России «Зейский» ФИО1 за нарушение п.«б» ст.5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года №1377, п.п.1 п.1 ст.12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.4 Положения МО МВД России «Зейский», утверждённого приказом УМВД России по Амурской области от 29 августа 2017 года №508, п.4.1 контракта о прохождении службы в органах внутренних, выразившиеся в выполнении приказа УМВД России по Амурской области от 17 августа 2017 года №486 «Об утверждении Порядка и условий командирования сотрудников органов внутренних дел УМВД России по Амурской области», противоречащего требованиям Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и приказа МВД России от 14 февраля 2017 года №65 «Об утверждении Порядка и условий командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации», необеспечении их исполнения.
Согласно ст.3 Федерального закона №342-ФЗ, регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с: Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции»; Федеральным законом от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Как установлено пп.1-2 ч.3 ст.4 указанного Федерального закона, принципы службы в органах внутренних дел реализуются при соблюдении следующих положений: сотрудник органов внутренних дел в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом; сотрудник органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей подчиняется только прямым руководителям (начальникам). Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинён по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником); сотрудники, не подчинённые друг другу по службе, могут быть старшими или младшими по подчинённости; старшинство сотрудников определяется замещаемой должностью, а в случае, если сотрудники замещают равнозначные должности, - по специальному званию.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник органов внутренних дел обязан знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющих его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации.
В соответствии с п.«б» ч.5 гл.2 Дисциплинарного устава органов внутренних дел РФ, утверждённого указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года №1377, сотрудник обязан выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральным законам
В силу п.12 гл.4 Дисциплинарного устава органов внутренних дел РФ, приказ, отдаваемый руководителем, обязателен для исполнения подчиненными, за исключением заведомо незаконного приказа. При получении приказа, явно противоречащего закону, сотрудник обязан руководствоваться законом. При этом сотрудник обязан уведомить руководителя, отдавшего заведомо незаконный приказ, или вышестоящего руководителя о неисполнении незаконного приказа.
В соответствии с п.13 этого же Устава, приказ может быть отдан в письменной или устной форме, в том числе посредством использования технических средств связи, одному подчинённому или группе подчинённых. Приказ, отданный в письменной форме, является основным распорядительным служебным документом (правовым актом), издаваемым руководителем (начальником) на правах единоначалия.
Приказ руководителя (начальника), за исключением явно противоречащего закону, должен быть исполнен беспрекословно, точно и в срок. Обсуждение приказа и его критика недопустимы. При невозможности исполнения приказа сотрудник обязан незамедлительно уведомить об этом руководителя (начальника), отдавшего приказ (п.19).
В силу ч.11 ст.53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», для выполнения служебных поручений вне места постоянной службы сотрудник органов внутренних дел в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О полиции» может быть направлен в служебную командировку. Порядок и условия командирования сотрудника определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Приказом МВД России от 14 февраля 2017 года №65, утверждён Порядок и условия командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 11 апреля 2017 года №46343).
Согласно п.18 указанного Порядка и условий, служебные командировки сотрудников территориальных органов МВД России на районном уровне в пределах обслуживаемой территории осуществляются по решению начальников управлений, отделов, отделений МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям (включая управления внутренних дел по административным округам Главного управления МВД России по г.Москве, управление внутренних дел по г.Сочи Главного управления МВД России по Краснодарскому краю), управлений, отделов, отделений МВД России на части территорий административных центров субъектов Российской Федерации, управлений, отделов, отделений МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейных отделов, отделений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления МВД России по г.Москве.
Разрешение на осуществление служебных командировок за пределы обслуживаемой территории запрашивается начальником территориального органа МВД России на районном уровне в соответствующем вышестоящем территориальном органе МВД России в письменном виде (в том числе с использованием технических каналов связи).
Приказом начальника УМВД России по Амурской области от 17 августа 2017 года №486 «Об организации служебных командировок», утверждён Порядок и условия командирования сотрудников органов внутренних дел УМВД России по Амурской области в целях исполнения требований приказа МВД России от 14 февраля 2017 года №65, совершенствования организации и повышения эффективности служебных командировок в УМВД России по Амурской области.
Данным приказом начальникам МО, ОМВД области разрешено командирование подчинённых сотрудников в служебные командировки по территории Амурской области с обязательным изданием приказов о командировании (п.6).
Согласно п.14 главы III Порядка к приказу №486, разрешения выездов в служебные командировки, плановые и внеплановые служебные командировки осуществляются по решению начальника УМВД или лица, исполняющего его обязанности. Начальники МО, ОМВД области самостоятельно принимают решение о направлении подчинённых сотрудников в служебную командировку только в пределах Амурской области. Все служебные командировки за пределы Амурской области осуществляются по решению начальника УМВД или лица, исполняющего его обязанности.
Поводом для издания Приказа о привлечении истца к дисциплинарной ответственности послужили его действия, связанные с подписанием приказов о направлении подчинённых сотрудников в служебные командировки самостоятельно в период временного исполнения им обязанностей начальника МО МВД России «Зейский на основании приказа УМВД России по Амурской области от 17 августа 2017 года №486, и необеспечение исполнения п.18 Положения, утверждённого приказом МВД России от 14 февраля 2017 года №65.
Таким образом, из текста приказа УМВД России по Амурской области №486 (п.6), следует, что он вступает в прямое противоречие с Приказом №65 (п.18), изданным в пределах полномочий МВД России и в соответствии с ч.11 ст.53 Федерального закона №342-ФЗ, подлежащим непосредственному применению при наличии таких противоречий.
С учётом изложенного, при командировании сотрудников МО МВД России «Зейский», являясь врио начальника МО МВД России «Зейский» истец должен был руководствоваться не приказом УМВД России по Амурской области №486, а соблюдать порядок, установленный уполномоченным на то органом – МВД России в соответствии с требованиями Федерального закона года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как следует из материалов дела, в настоящее время приказ УМВД России по Амурской области от 17 августа 2017 года №486 отменён на основании заключения служебной проверки от 28 ноября 2019 года (Приказ УМВД России по Амурской области №32 от 27 января 2020 года).
Доводы истца о том, что оснований для неисполнения приказа №486 не имелось, так как он издан вышестоящим руководством и ему дана правовая оценка правовым отделом, не могут быть приняты судом во внимание, так как в соответствии с п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющих права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации возложена на каждого сотрудника органов внутренних дел.
Доводы истца о том, что положения приказа УМВД России по Амурской области №486, не содержит достаточно конкретных формулировок, которые не могут восприниматься как явно или заведомо противоречащие приказу, а воспринимаются как нормы, конкретизирующие требования Порядка, установленного приказом МВД России №65, являются его субъективным восприятием содержания правового документа и не опровергают ни выводов служебной проверки, ни приказа о наказании.
Никаких доказательств наличия объективных оснований для признания заключения служебной проверки УМВД России по Амурской области от 28 ноября 2019 года №22/4-1772 и приказ начальника УМВД России по Амурской области №2064 л/с от 17 декабря 2019 года в части установления в действиях истца нарушения служебной дисциплины и привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности, судом не установлено, соответственно требования истца в указанной части подлежат отказу в удовлетворении.
В связи с изложенным, приказ начальника УМВД России по Амурской области №2064 л/с от 17 декабря 2019 года «О привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников МО МВД России «Зейский»» в части привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности на основании заключения служебной проверки от 28 ноября 2019 года №22/4-1772 в части установления в действиях ФИО1 нарушений служебной дисциплины, соответствует установленным фактическим обстоятельствам, в связи с чем, применение к истцу дисциплинарного взыскания является правомерным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении, заявленных истцом требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области о признании незаконными и отмене заключения служебной проверки и приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.Н. Куприянова
Мотивированное решение составлено 05 марта 2020 года.
Судья