№ 2-108/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Таштып 10 июня 2020 г.
Таштыпский районный суд Республики Хакасия в составе
судьи Филипченко Е.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Трошевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия к ФИО1 о взыскании бюджетных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия (далее также - Минсельхозпрод РХ) обратилось с названным иском к ФИО1, в котором просило взыскать с ответчика средства субсидии в размере 51 000 руб.
В обоснование требований указано, что между Минсельхозпрод РХ и крестьянским (фермерским) хозяйством, главой которого являлся ФИО1, заключено Соглашение о предоставлении субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия из республиканского бюджета РХ от 03.04.2015 Номер (далее – Соглашение). На основании указанного Соглашения крестьянскому (фермерскому) хозяйству, главой которого являлся ФИО1, 28.06.2016 истцом из республиканского бюджета РХ была предоставлена субсидия на приобретение новой сельскохозяйственной техники и технического оборудования в размере 51 000 руб. Согласно информации, содержащейся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является ФИО1, прекратило свою деятельность 19.01.2018. Указанное свидетельствует о несоблюдении получателем субсидии условия, предусмотренного п.п. «в» п.2.1 Соглашения о том, что получатель субсидии обязуется осуществлять сельскохозяйственную деятельность в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства в течение 3 лет с даты представления субсидии. Письмом от 24.01.2020 Номер-П ФИО1 уведомлен о необходимости возврата бюджетных средств, однако до настоящего времени ответчик их не возвратил.
В судебное заседание представитель истца Минсельхозпрод РХ не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Представителем истца ФИО2, действующим на основании доверенности, подано заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Суд в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, считает, что были нарушены условия Соглашения от 03.04.2015, деньги были ему перечислены не в 2015 г., а в 2016 г.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения ответчика ФИО1, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (действующей на момент спорных отношений) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 3.1. статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Статьями 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.02.2005 № 41, Минсельхозпрод РХ является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, к полномочиям которого, в т.ч. относится предоставление государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия на цели, предусмотренные нормативными правовыми актами Республики Хакасия; контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на поддержку агропромышленного комплекса Республики Хакасия.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.07.2012 № 717 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 19.11.2012 № 781 «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013-1020 годы» целью Программы является: стабилизация роста агропромышленного производства, повышение конкурентоспособности продукции и экономической эффективности агропромышленного производства, развитие сельской местности.
Ответственным исполнителем государственной Программы является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия.Постановлением Правительства Республики Хакасии от 16.02.2015 № 47 утвержден Порядок предоставления государственной поддержки в виде субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия в 2015 году (далее –Порядок).
Пунктом 7.2 Порядка предусмотрено предоставление субсидий на приобретение новой сельскохозяйственной техники и технологического оборудования. В частности, субсидии на приобретение новой сельскохозяйственной техники и технологического оборудования предоставляются за счет средств республиканского бюджета, в том числе по направлению возмещения части затрат на покупку техники и (или) оборудования (далее - техника, оборудование), в том числе в кредит под залог приобретаемой техники, оборудования (далее - кредит) или в лизинг.
Из материалов дела следует, что 3 апреля 2015 г. между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия и крестьянским (фермерским) хозяйством, в лице главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО1, заключено соглашение Номер «О предоставлении субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия из республиканского бюджета Республики Хакасия в 2015 году».
В последующем 30.04.2015, 18.09.2015 и 09.03.2016 в вышеуказанное соглашение были внесены изменения путем заключения дополнительных соглашений истца и ответчика от 30.04.2015 Номер, 18.09.2015 Номер и 09.03.2016 Номер.
В соответствии с п.п.3.2.1. Соглашения получатель субсидии обеспечивает выполнение условий, предусмотренных п. 2.1. Соглашения.
Подпунктом «в» п. 2.1. Соглашения предусмотрено, что получатель субсидии обязуется осуществлять сельскохозяйственную деятельность в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства, которому предоставлена субсидия, предусмотренная п. 7.2 Порядка - в течение не менее 3-х лет с даты предоставления субсидии.
Пунктом 3.1.2 Дополнительного соглашения от 09.03.2016 Номер ФИО1 предусмотрена субсидия на приобретение новой сельскохозяйственной техники и технологического оборудования за счет средств республиканского бюджета в сумме 51 000 руб.
Согласно п.п.3.1.3. и 3.2.6. Соглашения Минсельхозпрод РХ имеет право требовать вернуть предоставленные субсидии и возвращает неправомерно полученные субсидии в случаях: установления факта несоблюдения получателем субсидии условий, предусмотренных в п.2.1. Соглашения; установления факта предоставления получателем субсидии недостоверных сведений, содержащихся в документах.
Таким образом, вышеуказанное предусматривает возврат денежных средств, предоставленных по соглашению Номер «О предоставлении субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия из республиканского бюджета Республики Хакасия в 2015 году» от 03.04.2015 в случаях установления факта несоблюдения получателем субсидии условий, предусмотренных в п.2.1. Соглашения; и установления факта предоставления получателем субсидии недостоверных сведений, содержащихся в документах.
Из материалов дела видно, что главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 была предоставлена субсидия на приобретение новой сельскохозяйственной техники и технологического оборудования (подраздел 7.2 Порядка) в размере 51 000 руб. Указанное подтверждается выпиской по лицевому счету ИП главы КФХ ФИО1, платежными поручениями Номер от ДД.ММ.ГГГГ, Номер от ДД.ММ.ГГГГ, Номер от ДД.ММ.ГГГГ, Номер от ДД.ММ.ГГГГ, Номер от ДД.ММ.ГГГГ, Номер от ДД.ММ.ГГГГ, Номер от ДД.ММ.ГГГГ, Номер от ДД.ММ.ГГГГ, Номер от ДД.ММ.ГГГГ, Номер от ДД.ММ.ГГГГ, Номер от ДД.ММ.ГГГГ, Номер от ДД.ММ.ГГГГ, в которых указывается, что это денежные средства субсидии на приобретение новой сельскохозяйственной техники и технологического оборудования.
Согласно выписке из ЕГРИП крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является ФИО1, прекратило свою деятельность 19.01.2018.
Следовательно, условия заключенного Соглашения ответчиком не исполнены.
Разделом 6 Соглашения и разделом 6 Порядка предусмотрен соответствующий порядок возврата субсидии в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, а именно Минсельхозпрод РХ в течение 15 рабочих дней со дня установления факта несоблюдения получателем субсидии условий, предусмотренных в п.2.1. Соглашения, письменно уведомляет получателя субсидии о необходимости возврата полученной суммы (части суммы) субсидии с указанием реквизитов счета для перечисления денежных средств. Получатель субсидии в течение 15 рабочих дней с момента получения уведомления производит возврат указанной в уведомлении суммы субсидии в добровольном порядке. В случае отказа от добровольного возврата указанной в уведомлении суммы субсидии или возврата ее не в полном объеме возврат производится в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из письма от 24.01.2020 Номер-П, а также отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, представленных истцом, следует, что ФИО1 был уведомлен о необходимости возврата бюджетных средств в размере 51 000 руб., однако до настоящего времени возврат денежных средств не был осуществлен.
Поскольку судом установлено, что ответчиком нарушены императивные условия Соглашения, а также то обстоятельство, что в добровольном порядке полученная субсидия ответчиком не возвращена, то суд считает, что с ФИО1 подлежит взыскать 51 000 руб.
Поскольку требования истца удовлетворены, при этом истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, то государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика ФИО1, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с пп. 1 п.1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1730 рублей.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия к ФИО1 о взыскании бюджетных средств удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия средства субсидии в размере 51 000 рублей.
Взыскать с ФИО1 госпошлину в доход местного бюджета в размере 1730 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный Суд Республики Хакасия с подачей апелляционной жалобы через Таштыпский районный суд.
Председательствующий Филипченко Е.Е.
Справка:
Настоящее решение в окончательной форме изготовлено 15 июня 2020 г.