УИД: 66RS0049-01-2020-000080-41
Дело № 2- 108/2020
Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2020 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2020 г. Режевской городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Старковой Е.Н., при секретарях Черноскутовой И.Ю., Степшиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Режевского городского прокурора к Администрации Режевского городского округа, Главе Режевского городского округа ФИО1 о возложении обязанности расторгнуть трудовой договор,
УСТАНОВИЛ:
Режевской городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Администрации Режевского городского округа, Главе Режевского городского округа ФИО1 о возложении обязанности расторгнуть трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ В обоснование исковых требований прокурор указал, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ на период отсутствия на работе основного работника назначен на должность муниципальной службы Свердловской области заведующим бюджетным отделом Финансового управления Администрации Режевского городского округа, в тот же день с ним заключен трудовой договор. Распоряжением Главы Администрации Режевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-Л ФИО2 переведен на должность муниципальной службы Свердловской области начальником Финансового управления Администрации Режевского городского округа, в тот же день с ним заключено дополнительное соглашение к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ Вышеуказанная должность относится к категории главных должностей муниципальной службы. В соответствии с Законом Свердловской области N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области" установлены квалификационные требования для замещения главных должностей муниципальной службы, которым ФИО2 на момент назначения на должность муниципальной службы Свердловской области начальника Финансового управления Администрации Режевского городского округа не соответствовал, поскольку не имел высшего образования по направлению подготовки «Экономика» или по специальности «Экономика и управление», удостоверенного дипломом государственного образца. Назначение на муниципальную должность лица, не отвечающего квалификационным требованиям, не соответствует закону и нарушает право граждан на равный доступ к муниципальной службе. Указанные обстоятельства в силу п. 11 ч. 1 ст. 77, ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации являются основанием для прекращения заключенного с ФИО2 трудового договора.
Истец - помощник Режевского прокурора Ольшанская Т.А. в судебном заседании требования к Администрации Режевского городского округа, Главе Режевского городского округа ФИО1 о возложении обязанности расторгнуть трудовой договор с ФИО2 поддержала, просила иск удовлетворить по основаниям указанным в нем.
Представитель ответчиков - Администрации Режевского городского округа, Главы Режевского городского округа Карташова И.Г. – ФИО3 действующий на основании доверенностей исковые требования не признал в полном объеме, просил в удовлетворении требований отказать по основаниям указанным в отзывах на иск.
Представитель третьего лица – Министерства финансов Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, направил отзыв на иск в котором изложил свою позицию относительно требований Режевского городского прокурора, просил гражданское дело рассмотреть в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель третьего лица – Финансового Управления Администрации Режевского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Третье лицо на стороне ответчика – ФИО2 и его представитель ФИО4 в удовлетворении требований Режевского городского прокурора к Администрации Режевского городского округа, Главе Режевского городского округа ФИО1 о возложении обязанности расторгнуть трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ просили отказать по основаниям указанным в отзыве на иск.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 11 Трудового кодекса РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ).
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ (ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации").
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).
Согласно ч. 1 ст. 84 Трудового кодекса РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в частности, если трудовой договор заключен в нарушение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
Распоряжением Главы Режевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N 103-л ФИО2ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность муниципальной службы Свердловской области заведующим бюджетным отделом Финансового управления Администрации Режевского городского округа на период отсутствия на работе основного работника, в тот же день с ним заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ
Распоряжением Главы Администрации Режевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-Л ФИО2 переведен на должность муниципальной службы Свердловской области - начальник Финансового управления Администрации Режевского городского округа, в тот же день с ним заключено дополнительное соглашение к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из материалов дела, на дату перевода ФИО2 на должность муниципальной службы Свердловской области - начальника Финансового управления Администрации Режевского городского округа последний имел высшее образования, что подтверждается дипломом о высшем образовании №, регистрационный N 60313, выдан ДД.ММ.ГГГГ Куйбышевским политехническим институтом им. В.В. Куйбышева (специальность "Автоматизация и комплексная механизация машиностроения", квалификация "Инженер-электромеханик"). Кроме того, ФИО2 имеет среднее профессиональное образование, что подтверждается дипломом <данные изъяты>, регистрационный N 14937, выдан ДД.ММ.ГГГГ Шадринским финансовым техникумом Минфина РФ (специальность "Финансы", специализация "Налоги и налогооблажение).
В силу ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Согласно со ст. 9 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
В соответствии со ст. 8 Закона Свердловской области от 29.10.2007 N 136-03 (в редакции Закона Свердловской области от 24.04.2012) установлены типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования и стажу муниципальной службы для главных должностей муниципальной службы – высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры и стаж муниципальной службы или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее двух лет либо стаж муниципальной службы или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее одного года (для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома).
Согласно Порядка назначения на должность начальника финансового управления Администрации Режевского городского округа, утвержденного Постановлением Администрации Режевского городского округа от 2 декабря 2010 г. N 2288 на должность Начальника Финансового управления Администрации Режевского городского округа может быть назначен гражданин Российской Федерации, имеющий: 1) высшее профессиональное образование по направлению подготовки "экономика" или по специальности "экономика и управление", удостоверенного дипломом государственного образца, либо наличие ученых степеней кандидата или доктора экономических наук; 2) опыт профессиональной деятельности в области государственного или муниципального управления, экономики, финансов и кредита - не менее 3 лет, в том числе стажа работы на руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации либо в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления или организациях, деятельность которых связана с экономикой, управлением, осуществлением финансово-кредитных операций, организацией бюджетного процесса бюджетов всех уровней, налогообложением, банковским делом, бухгалтерским учетом, анализом, аудитом и статистикой - не менее 2 лет; 3) знание Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Свердловской области, законов Свердловской области, Устава Режевского городского округа и иных нормативных правовых актов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей и муниципальной службы.
Указанные квалификационные требования к уровню профессионального образования и стажу муниципальной службы для главных должностей муниципальной службы установлены также решением Режевской Думы от 18.06.2014 N 42 "Об утверждении положения о квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Режевского городского округа". Квалификационные требования к уровню профессионального образования и стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки: высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры и стаж муниципальной службы не менее четырех лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее пяти лет. (в ред. Решения Режевской Думы от 15.02.2017 N 3). Для замещения должности начальника Финансового управления Администрации Режевского городского округа требуется наличие высшего образования по направлению подготовки "Экономика" или по специальности "Экономика и управление", удостоверенного дипломом государственного образца, либо наличие ученых степеней кандидата или доктора экономических наук и наличие опыта профессиональной деятельности в области государственного или муниципального управления, экономики, финансов и кредита - не менее трех лет, в том числе стажа работы на руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации либо в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления или организациях, деятельность которых связана с экономикой, управлением, осуществлением финансово-кредитных операций, организацией бюджетного процесса бюджетов всех уровней, налогообложением, банковским делом, бухгалтерским учетом, анализом, аудитом и статистикой не менее двух лет.
Должностная инструкция начальника Финансового управления Администрации Режевского городского округа, утвержденная распоряжением Администрации РГО от 13.05.2019 г. № 66-Л «Об утверждении в новой редакции должностных инструкций работников Финансового управления Администрации РГО» устанавливает квалификационные требования к уровню профессионального образования и стажу муниципальной службы и (или) государственной службы либо по стажу работы по специальности: высшее образование по направлению подготовки "Экономика" или по специальности "Экономика и управление", удостоверенного дипломом государственного образца, либо наличие ученых степеней кандидата или доктора экономических наук.
Пунктом 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части первой ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы. В частности, в соответствии с абзацами четвертым и шестым части первой этой статьи трудовой договор прекращается в случае отсутствия соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом, а также в случае заключения трудового договора в нарушение установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
Исходя из системного толкования положений Федерального закона 02.03.2007 N 25-ФЗ, принятого в его развитие Закона Свердловской области от 29.10.2007 N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области", в части установления квалификационных требований к замещению должностей муниципальной службы, и положений статей 77 и 84 Трудового кодекса Российской Федерации, следует вывод о том, что поступление на муниципальную службу граждан, не отвечающих квалификационным требованиям как по уровню профессионального образования, так и по стажу муниципальной службы, стажу работы по специальности, свидетельствует о нарушении установленных правил заключения трудового договора, исключающем возможность продолжения муниципальной службы, являющимся основанием к расторжению договора по п. 11 ч. 1 ст. 77 и ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации (нарушение установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом правил заключения трудового договора.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, ФИО2 на момент перевода на должность начальника Финансового управления Администрации Режевского городского округа и в настоящее время имеет высшее образования, что подтверждается дипломом о высшем образовании №, регистрационный №, выдан ДД.ММ.ГГГГ Куйбышевским политехническим институтом им. В.В. Куйбышева (специальность "Автоматизация и комплексная механизация машиностроения", квалификация "Инженер-электромеханик").
Кроме того, ФИО2 имеет среднее профессиональное образование, что подтверждается дипломом №, регистрационный №, выдан ДД.ММ.ГГГГ Шадринским финансовым техникумом Минфина РФ (специальность "Финансы", специализация "Налоги и налогооблажение).
Наличие у ФИО2 высшего образования (специальность "Автоматизация и комплексная механизация машиностроения", квалификация "Инженер-электромеханик") диплом <данные изъяты> регистрационный <данные изъяты>, выдан ДД.ММ.ГГГГ Куйбышевским политехническим институтом им. В.В. Куйбышева, среднего профессионального образования, что подтверждается дипломом <данные изъяты>, регистрационный <данные изъяты>, выдан ДД.ММ.ГГГГ Шадринским финансовым техникумом Минфина РФ (специальность "Финансы", специализация "Налоги и налогооблажение), прохождение ФИО2 в настоящее время обучения в УрФУ по дополнительной профессиональной программе «Экономика и управление предприятием» не подтверждает требуемой к занимаемой должности квалификации, а именно наличие высшего образования по направлению подготовки "Экономика" или по специальности "Экономика и управление", удостоверенного дипломом государственного образца, либо наличие ученых степеней кандидата или доктора экономических наук.
Поскольку в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что ФИО2 на момент назначения на должность муниципальной службы Свердловской области начальника Финансового управления Администрации Режевского городского округа не соответствовал предъявляемым к замещению данной должности муниципальной службы квалификационным требованиям, следовательно, назначение ФИО2 на вышеуказанную должность и продолжение работы в этой должности противоречит закону.
Ссылка в отзыве третьего лица ФИО2 и его представителя ФИО4 на необходимость выполнения требований ч. 2 ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации не может свидетельствовать о незаконности требований истца, т.к. ФИО2 в любом случае занимать должность муниципальной службы Свердловской области начальника Финансового управления Администрации Режевского городского округа не может (из-за несоответствия квалификационным требованиям), по этой должности трудовой договор подлежит прекращению. При решении вопроса об увольнении ФИО2 ответчиком необходимо соблюсти требования ч. 2 ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации.
В материалы настоящего дела ответчик не предоставил доказательства в подтверждение доводов о наличии вакансий, которые мог бы занять ФИО2, а потому пояснения о наличии таких вакансий как не подтвержденный доказательствами судом отклоняется (ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылка в отзыве ответчика - Администрации Режевского городского округа о получении ФИО2 дополнительного профессионального образования на базе имеющегося высшего профессионального образования для выполнения нового вида профессиональной деятельности по специальности финансы/Экономика не может служить подтверждением соответствия уровня имеющегося у ФИО2 образования к предъявляемым к замещению должности начальника Финансового управления Администрации Режевского городского округа муниципальной службы квалификационным требованиям.
Исковые требования прокурора о возложении обязанности на ответчиков расторгнуть трудовой договор с ФИО2 подлежат удовлетворению, поскольку принятие на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, нарушает права муниципального образования, неопределенного круга лиц, поскольку на указанную должность муниципальной службы назначено лицо без учета требований закона, регулирующего отношения муниципальной службы и устанавливающего специальные требования к муниципальным служащим, что противоречит принципу профессионализма и компетентности исполнения своих обязанностей муниципальными служащими, установленных ст. 4 Закона N 25-ФЗ от 02.03.2007.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию Режевского городского округа, Главу Режевского городского округа Карташова И. Г. устранить нарушения законодательства о муниципальной службе путем расторжения трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ с муниципальным служащим ФИО2.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Апелляционная жалоба, представление не могут содержать требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, или прокурора, приносящего апелляционное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанных жалобе, представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.
Судья Е.Н. Старкова