Дело № 2 –108/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кинешма 30 января 2013 года
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Сироткина П.Б.,
с участием помощника Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Кормашова Р.С.,
при секретаре Осокиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к муниципальному учреждению Управление городского хозяйства г. Кинешмы о возложении обязанности разработать документы для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование и представить их в отдел водных ресурсов по Ивановской области для получения решения,
УСТАНОВИЛ:
Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц обратился в Кинешемский городской суд Ивановской области с иском к муниципальному учреждению Управление городского хозяйства г. Кинешмы о возложении обязанности разработать документы для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование и представить их в отдел водных ресурсов по Ивановской области для получения решения. Просит обязать МУ УГХ г. Кинешмы разработать документы для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование и представить их в отдел водных ресурсов по Ивановской области для получения решения в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Мотивирует свои исковые требования тем, что Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства юридическими лицами, осуществляющими сброс недостаточно очищенных сточных (дренажных) вод в поверхностные водные объекты. Установлено, что МУ Управление городского хозяйства г.Кинешмы (далее - МУ УГХ г. Кинешмы) осуществляет сброс недостаточно очищенных сточных вод, имея 3 водовыпуска: 2 - в <адрес>, 1 - в <адрес> что, в том числе, подтверждается отчетами № за ДД.ММ.ГГГГ. Однако, МУ УГХ г. Кинешмы не имеет необходимой разрешительной документации для надлежащего водопользования, а именно решения о предоставлении водного объекта в пользование. Данный факт свидетельствует о нарушении МУ УГХ г. Кинешмы ст.ст. 11, 22, 39, 44 Водного кодекса РФ, ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 3, 22, 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды». В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 г. № 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов» река Волга и устьевой участок реки Кинешемка в подпоре Горьковского водохранилища относятся к объектам федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов. Согласно ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются для сброса сточных (дренажных) вод. В соответствии со ст. 22 Водного кодекса РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать: сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части; сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; срок водопользования. К решению о предоставлении водного объекта в пользование прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним. Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод дополнительно должно содержать: указание места сброса сточных вод и (или) дренажных вод; объём допустимых сбросов сточных вод и (или) дренажных вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод. В соответствии с ч. 1 ст. 23 Водного кодекса РФ физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования. В соответствии с п.п. 9-11 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 844, в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование указываются: сведения о заявителе: полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, место нахождения, банковские реквизиты - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица и индивидуального предпринимателя; наименование и место расположения водного объекта; обоснование вида, цели и срока водопользования. К заявлению прилагаются: копии учредительных документов, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица; выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя; копия документа, удостоверяющего личность, - для физического лица; копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, - при необходимости; копия положительного заключения государственной экспертизы и акт о его утверждении - в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; информация о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источников средств, необходимых для их реализации; документ о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования; сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества воды в водном объекте; материалы в графической форме с отображением водного объекта, указанного в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование, и размещения средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к ним. К заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для сброса сточных и (или) дренажных вод дополнительно прилагаются следующие документы: расчёт и обоснование заявленного объёма сброса сточных и (или) дренажных вод и показателей их качества; сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учёта объёмов и контроля (наблюдения) качества сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод. Место предполагаемого сброса сточных и (или) дренажных вод обозначается в графических материалах, прилагаемых к заявлению. В соответствии с ч. 2 ст. 23 Водного кодекса РФ в течение тридцати дней со дня получения заявления о предоставлении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование либо отказывает в предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование. Согласно Положению об отделе водных ресурсов бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в субъекте РФ, утверждённому приказом Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 09.02.2005 № 12, отдел водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового водного управления по Ивановской области является структурным подразделением Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов на территории Ивановской области, возложенные на Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов. В соответствии с пунктом 4.2 указанного Положения одной из задач отдела водных ресурсов по Ивановской области является предоставление в пределах установленной компетенции водохранилищ, которые полностью расположены на территории соответствующего субъекта РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством РФ, или частей таких водохранилищ в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются - презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, а также принцип запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. На основании п.п. 1, 2, 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами. В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст.ст. 22, 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы сбросов веществ. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Использование водного объекта для сброса сточных вод без решения о предоставлении водного объекта в пользование является самовольным занятием водного объекта, то есть фактическим завладением водным объектом (его частью) с целью удовлетворения хозяйственных и иных личных нужд и (или) получения коммерческой выгоды. Незаконное осуществление деятельности по сбросу сточных вод в водный объект, находящийся в федеральной собственности, без правоустанавливающих документов нарушает интересы Российской Федерации. В связи с тем, что отсутствует согласованный проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект, создана реальная угроза населению, поскольку статья 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятия спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. В решении о предоставлении водного объекта в пользование указываются место сброса сточных (дренажных) вод, объём допустимых сбросов сточных (дренажных) вод, требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод. Тем самым, незаконными действиями МУ УГХ г. Кинешмы нарушаются интересы Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, поскольку сброс сточных вод в реку Волга и в реку Кинешемка, осуществляется без учёта экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов может привести к истощению водных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. Таким образом, сброс недостаточно очищенных сточных вод в реку Волга и реку Кинешемка со стороны МУ УГХ г. Кинешмы продолжается до настоящего времени, необходимая разрешительная документация не получена, что создает угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.
Представитель третьего лица отдела водных ресурсов Верхнее-Волжского БВУ по Ивановской области о месте и времени судебного разбирательства извещён своевременно и правильно, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия.
Представитель третьего лица ООО «Ивгипроводхоз» о месте и времени судебного разбирательства извещался своевременно и правильно, в суд не явился, о причинах неявки суд не уведомил, заявлений с просьбой рассмотреть дело без его участия, об отложении рассмотрения дела, возражений по заявленным исковым требованиям не представил.
Суд, с согласия представителей сторон, представителя третьего лица администрации городского округа Кинешма считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.
В судебном заседании помощник Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Кормашов Р.С. исковые требования поддержал, подтвердил изложенное в исковом заявлении. Просит обязать МУ УГХ г. Кинешмы разработать документы для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование и представить их в отдел водных ресурсов по Ивановской области для получения решения в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании представитель ответчика МУ УГХ г. Кинешмы Березина О.Н. суду пояснила, что с исковыми требованиями согласна частично. Понимает необходимость получения решения о предоставлении водного объекта в пользование. МУ УГХ ранее уже обращались за получением данного решения в отдел водных ресурсов Верхнее-Волжского БВУ, однако, в ДД.ММ.ГГГГ им было отказано по причине отсутствия у них приборов учёта сточных вод. В ДД.ММ.ГГГГ они обратились в ООО «А» для обследования на возможность установки приборов учёта объёмов ливневых стоков. По результатам обследования подтверждено отсутствие технической возможности установки приборов учёта объёмов ливневых стоков средствами измерений, внесёнными в государственный реестр средств измерений.
Представитель третьего лица администрации городского округа Кинешма Иванова Д.Д. суду пояснила, что считает исковые требования прокурора не обоснованными. Считает, что у прокурора не было оснований обращаться в порядке ст. 45 ГПК РФ, поскольку получение МУ УГХ г. Кинешмы решения о предоставлении водного объекта в пользование не создаёт угрозы причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.
Выслушав помощника Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, представителя ответчика, представителя третьего лица администрации городского округа Кинешма, изучив материалы дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Суд не может согласиться с доводами представителя третьего лица администрации городского округа Кинешма о том, что у прокурора отсутствуют основания для обращения с иском в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, а также принцип запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
На основании п.п. 1.2, 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами.
В соответствии с ч.ч.1, 4 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. ст. 22, 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы сбросов вещества допустимого воздействия на окружающую среду, которые должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территории и акваторий.
Использование водного объекта для сброса сточных вод без решения о предоставлении водного объекта в пользование является самовольным занятием водного объекта, то есть фактическим завладением водным объектом (его частью) с целью удовлетворения хозяйственных и иных личных нужд и (или) получения коммерческой выгоды. Незаконное осуществление деятельности по сбросу сточных вод в водный объект, находящийся в федеральной собственности, без правоустанавливающих документов нарушает интересы Российской Федерации и права граждан на благоприятную окружающую среду.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии у прокурора полномочий на подписание и представление данного иска в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, подлежащего рассмотрению судом общей юрисдикции.
Согласно ч. 2 ст. 11, ч.1 ст. 23 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование в том числе, для сброса сточных вод и (или) дренажных вод. Физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
Согласно Приказу Росводресурсов от 02.09.2004г. № 8 (с изм. от 04.04.2012 г.) «Об утверждении Положений о бассейновых водных управлениях Федерального агентства водных ресурсов» в бассейне реки Волга предоставление права пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности осуществляет Нижне-Волжское бассейновое водное управление.
Судом установлено, что муниципальное учреждение Управление городского хозяйства г. Кинешмы осуществляет сброс недостаточно очищенных сточных (дренажных) вод, имея 3 водовыпуска: 2 - в <адрес> 1 - в <адрес>, при этом не имеет необходимой разрешительной документации для надлежащего водопользования, а именно решения о предоставлении водного объекта в пользование, что не оспаривается и представителем ответчика в судебном заседании.
Постановлением государственного инспектора отдела геологического надзора и охраны недр Управления Росприроднадзора по Ивановской области №ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания МУ УГХ г. Кинешмы признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования по ст. <данные изъяты> – самовольное занятие водного объекта, а именно в пользовании водным объектом без решения о предоставлении водного объекта в пользование.
С учётом мнения представителя ответчика суд считает, что срок для указанных разработки и представления документов - ДД.ММ.ГГГГ является разумным и достаточным.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры удовлетворить.
Обязать муниципальное учреждение Управление городского хозяйства г. Кинешмы разработать документы для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование и представить их в отдел водных ресурсов по Ивановской области для получения решения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Кинешемский городской суд Ивановской области.
Председательствующий П.Б. Сироткин