ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-108/2018 от 20.04.2018 Тазовского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> ЯНАО 20 апреля 2018 года

Тазовский районный суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Молоковой Е.А.

при секретаре Бочановой Н.Н.

с участием помощника прокурора <адрес> Поленова Д.И.,

истца ФИО1,

представителя ответчика МКОУ ТШИ ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, предъявленного в интересах ФИО1, к муниципальному казённому общеобразовательному учреждению Тазовская школа-интернат среднего общего образования о возложении обязанности выплатить единовременное, ежемесячное пособие молодому специалисту,

установил:

прокурор <адрес> в интересах ФИО1 предъявил в суд иск к МКОУ ТШИ. В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО1 о нарушении МКОУ ТШИ требований законодательства о социальном обеспечении, при которой установлено, что ФИО1 окончила ГБПОУ ЯНАО «Новоуренгойский многопрофильный колледж» по специальности 4ДД.ММ.ГГГГ Преподавание в начальных классах, квалификация – учитель начальных классов, с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность воспитателя МКОУ ТШИ, ДД.ММ.ГГГГ с ней заключён трудовой договор на неопределённый срок. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к руководителю МКОУ ТШИ о предоставлении единовременного, ежемесячного пособий молодому специалисту, обращение оставлено без рассмотрения. ДД.ММ.ГГГГ на повторное обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в выплате пособий заявителю отказано, что не согласуется с требованиями ч.ч. 1-1, 1-2 ст. 21 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ-ЗАО «Об образовании в <адрес>», п.п. 2.1, 3.1 постановления Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ-П «О предоставлении мер социальной поддержки работникам государственных и муниципальных организаций, входящих в систему образования <адрес>». Учитывая, что полученное Салиндер профессиональное образование соответствует должности, на которую она принята, отказ в выплате пособий неправомерен.

Просил возложить на МКОУ ТШИ обязанность выплатить единовременное пособие молодому специалисту в размере 100 000 руб., ежемесячное пособие молодому специалисту за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 88 000 руб.

Участвующий в деле помощник прокурора <адрес> Поленов Д.И. требования иска поддержал по изложенным в нём доводам, просил удовлетворить их в полном объёме.

Истец ФИО1 в суде заявленные прокурором в её интересах требования поддержала и пояснила, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ, в июне 2016 года окончила Новоуренгойский многопрофильный колледж, получила средне-специальное образование по специальности преподаватель начальных классов. ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в Тазовскую школу-интернат на должность воспитателя на основании имеющегося у неё диплома учителя начальных классов. Ранее не работала, по специальности устроилась после окончания учебного заведения. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением к директору школы о выплате пособий молодому специалисту – единовременного и ежемесячного, ответ на обращение не получила. Повторно обратилась о выплатах в мае 2017 года, в чём ей отказано, после чего обратилась в прокуратуру о нарушении её трудовых прав. В настоящее время находится в отпуске по уходу за ребёнком. Просила удовлетворить требования прокурора. Указала также, что в её трудовом договоре отсутствуют условия о трёхлетней отработке и о возврате пособий в случае увольнения до истечения указанного срока, об этом к работодателю не обращалась.

Представитель МКОУ ТШИ ФИО4 в суде иск прокурора в интересах ФИО1 не признал. Указал, что ФИО1 получила профессиональное образование по специальности Преподавание в начальных классах, ей присвоена квалификация учителя начальных классов. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по трудовому договору принята на должность воспитателя, с предложенной должностью согласилась. Поскольку ФИО1 принята на должность, не соответствующую полученной специальности, она не имеет право на получение единовременного, ежемесячного пособий. Просил в иске отказать.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Судом установлены следующие фактические обстоятельства:

МКОУ Тазовская школа-интернат среднего общего образования является действующим юридическим лицом, директор ФИО2 (копия устава, карточка предприятия л.д. 33-55).

ФИО1 не достигла возраста 30 лет, имеет документ об образовании и квалификации, не имеет стажа работы в образовательных учреждениях ЯНАО (копия паспорта, диплома, трудовой книжки л.д. 8, 74-78).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на работу на неопределённый срок воспитателем в МКОУ ТШИ (копия приказа от ДД.ММ.ГГГГ-к, трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 9-18).

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в МКОУ ТШИ с заявлениями о выплатах единовременного, ежемесячного пособий молодому специалисту, в чём ей отказано ДД.ММ.ГГГГ в связи с несоответствием требованиям, предъявляемым к молодым специалистам (копия заявления, ответа л.д. 19, 61).

Согласно ст. 21 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ-ЗАО «Об образовании в <адрес>» лицам в возрасте до тридцати лет включительно, имеющим документ об образовании и о квалификации, принятым на основное (постоянное) место работы по трудовому договору на неопределенный срок в государственные организации автономного округа, осуществляющие образовательную деятельность, или муниципальные организации в автономном округе, осуществляющие образовательную деятельность, на должности педагогических работников, соответствующие полученному профессиональному образованию по специальности или направлению подготовки, или присвоенной квалификации, связанные с организацией образовательного процесса и (или) воспитанием детей, не имеющим стажа работы в государственных организациях автономного округа, осуществляющих образовательную деятельность, или муниципальных организациях в автономном округе, осуществляющих образовательную деятельность, на данных должностях на день приема на работу (далее - молодые специалисты), предоставляются следующие меры социальной поддержки: единовременное пособие молодому специалисту; ежемесячное пособие молодому специалисту. Перечень должностей педагогических работников, связанных с организацией образовательного процесса и (или) воспитанием детей, утверждается постановлением <адрес> (ч. 1 ст. 21).

Молодые специалисты имеют право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, при наличии в заключенном на неопределенный срок трудовом договоре следующих условий: отработать в государственной организации автономного округа, осуществляющей образовательную деятельность, или муниципальной организации в автономном округе, осуществляющей образовательную деятельность, не менее трех лет на должностях педагогических работников, соответствующих полученному профессиональному образованию по специальности или направлению подготовки, или присвоенной квалификации, связанных с организацией образовательного процесса и (или) воспитанием детей; возвратить единовременное пособие в случае расторжения трудового договора по основаниям, предусмотренным статьями 71, 78, 80, пунктами 5 - 8, 11 статьи 81, пунктами 1, 2 статьи 336 Трудового кодекса Российской Федерации, до истечения трехлетнего периода со дня приема на работу в государственную организацию автономного округа, осуществляющую образовательную деятельность, или муниципальную организацию в автономном округе, осуществляющую образовательную деятельность, на должности педагогических работников, соответствующие полученному профессиональному образованию по специальности или направлению подготовки, или присвоенной квалификации, связанные с организацией образовательного процесса и (или) воспитанием детей (ч. 1-1 ст. 21).

Выплаты, установленные настоящей статьей, производятся за счет средств окружного бюджета и в размерах, установленных постановлением <адрес> (ч. 4 ст. 21).

Порядок предоставления установленных настоящей статьей мер социальной поддержки работникам организаций, входящих в систему образования автономного округа, устанавливается постановлением <адрес> (ч. 5 ст. 21).

В целях реализации ч.ч. 1, 5 ст. 21 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗАО «Об образовании в <адрес>» принято постановление Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-П «О предоставлении мер социальной поддержки работникам государственных и муниципальных организаций, входящих в систему образования <адрес>», утвердившее Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки работникам государственных и муниципальных организаций, входящих в систему образования <адрес>, Перечень должностей педагогических работников, связанных с организацией образовательного процесса и (или) воспитанием детей.

В указанный Перечень должностей педагогических работников (Приложение к постановлению -П) включены учитель, воспитатель.

При рассмотрении дела установлено, что ФИО1 в соответствии с требованиями, предъявляемыми законом к данным правоотношениям, является молодым специалистом, поскольку не достигла возраста 30 лет, имеет документ о среднем профессиональном педагогическом образовании и квалификации учителя, принята на основное место работы по трудовому договору в муниципальную организацию <адрес>, осуществляющую образовательную деятельность, на должность педагогического работника, связанную с организацией образовательного процесса и воспитанием детей, не имеет стажа работы в государственных организациях автономного округа, осуществляющих образовательную деятельность, или муниципальных организациях в автономном округе, осуществляющих образовательную деятельность, на данных должностях на день приема на работу.

Основным доводом ответчика для отказа в выплате пособий молодому специалисту указано, что истец принята на должность воспитателя, не соответствующую профессиональному образованию по специальности и присвоенной квалификации – учитель начальных классов, при этом воспитатель – должность, связанная с воспитанием детей, учитель – должность, связанная с организацией образовательного процесса, что относится к разным направлениям деятельности.

Оценив данный довод, суд его отвергает, как основанный на ошибочном толковании закона.

Как следует из ч. 1 ст. 21 Закона ЯНАО -ЗАО «Об образовании в Ямало-ненецком автономном округе» молодым специалистом в контексте данной нормы закона может быть признан работник, принятый на должности педагогических работников, соответствующие полученному профессиональному образованию по специальности или направлению подготовки, или присвоенной квалификации, связанные с организацией образовательного процесса и (или) воспитанием детей.

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн утверждён Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», который предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с п. 9 приказа н лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

В раздел III «Должности педагогических работников» справочника включены должности учитель, воспитатель.

Требования в квалификации учителя: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Требования к квалификации воспитателя: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ утверждён федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 4ДД.ММ.ГГГГ Преподавание в начальных классах, в разделе IV которого «Характеристика профессиональной деятельности» указана область профессиональной деятельности выпускников (п. 4.1): обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных программ начального общего образования.

Анализ данных положений указывает, что квалификационными требованиями для должностей учителя, воспитателя является профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», учитель выполняет функции обучения и воспитания.

Из представленных доказательств, в том числе должностной инструкции воспитателя МКОУ ТШИ (л.д. 56-59) установлено, что ФИО1 имеет среднее профессиональное образование по специальности преподавание в начальных классах, квалификация – учитель начальных классов, занимает должность воспитателя, выполняет функции организации учебно-воспитательного процесса в классе. Обязанности работника исполняет на основании заключённого с работодателем и действующего трудового договора.

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод, что ФИО1 принята на должность педагогического работника, соответствующую полученному профессиональному образованию по направлению подготовки, которая связана с организацией образовательного процесса и воспитанием детей, в связи с чем суд полагает ошибочным заявленный довод ответчика об отсутствии у истца права на получение пособий молодому специалисту в связи с несоответствием полученного образования, квалификации и должности. Иные основания для отказа в выплате пособий молодому специалисту ответчиком не заявлены.

Вместе с тем в трудовом договоре, заключённом ФИО1 с МКОУ ТШИ на неопределённый срок, отсутствуют обязательства отработать в образовательной организации в автономном округе не менее трёх лет на должностях педагогических работников, соответствующих полученному профессиональному образованию по специальности или направлению подготовки, или присвоенной квалификации, связанных с организацией образовательного процесса и (или) воспитанием детей; возвратить единовременное пособие в случае расторжения трудового договора по основаниям, предусмотренным ст.ст. 71, 78, 80, п.п. 5-8, 11 ст. 81, п.п. 1, 2 ст. 336 Трудового кодекса Российской Федерации, до истечения трёхлетнего периода со дня приема на работу в организацию в автономном округе, осуществляющую образовательную деятельность, на такие должности педагогических работников.

Указанные требования истцом в суде не заявлены, о наличии спора о праве в данной части стороны не сообщили.

Изложенное свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения требований иска.

При этом право истца на обращение к работодателю за заявленными выплатами может быть реализовано в предусмотренный законом срок после устранения указанных обстоятельств. Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность работодателя и работника заключать соглашения об изменении определённых сторонами условий трудового договора, истец вправе обратиться к работодателю с заявлением о включении в заключенный с ней трудовой договор указанных условий. В случае отказа в удовлетворении такого заявления ФИО1 имеет право обратиться за судебной защитой нарушенного права.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать прокурору <адрес> в удовлетворении требований, предъявленных в интересах ФИО1.

Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Тазовский районный суд <адрес>.

Судья Е.А. Молокова