Дело №2-108/2021
УИД 61RS0049-01-2021-000002-28
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 марта 2021 года село Песчанокопское
Песчанокопский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Золотухиной О.В.,
при секретаре Стекольниковой М.С.,
при участии представителя истца- прокурора Рассказовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-108/2021 по исковому заявлению Ростовского межрайонного природоохранного прокурора, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, к ООО «Южное молоко» об устранении нарушений в пользовании водными объектами,
У С Т А Н О В И Л :
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Южное молоко» об устранении нарушений в пользовании водными объектами, в котором, просит:
- обязать ООО «Южное молоко» устранить нарушения законов путем установки средств измерения объема забора водных ресурсов из водного объекта <адрес>, внесенных в Государственный реестр средств измерений, согласования схемы систем водопотребления и водоотведения с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов.
В обоснование своих требований указывает следующее: Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзора за исполнением законов в сфере охраны и использовании водных объектов выявлены нарушения законов, допущенные ООО «Южное молоко» при сбросе сточных вод в водный объект. Установлено, что ООО «Южное молоко» является водопользователем, использует для целей забора водных ресурсов водный объект <адрес> для орошения земель сельскохозяйственного назначения на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ№ Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 205 в соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и пользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, который определяет последовательность действий собственников водных объектов и водопользователей при ведении ими учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, а также представления сведений такого учета. Так, пунктами 3, 4, 6, 7 Порядка установлено, что учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений. Для организации учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества пользователем составляется схема систем водопотребления и водоотведения, предоставляющая информацию о размещении мест забора и сброса сточных вод и (или) дренажных вод, количестве и качестве забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод, о системах оборотного водоснабжения, повторного использования вод, а также передачи (приема) воды потребителям. Схема систем водопотребления и водоотведения подлежит согласованию территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в 15- дневный срок. Измерение объемов забора (изъятия) воды или сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных вод и (или) дренажных вод установкой на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средств измерения расходов (уровней) воды. Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод должен производится средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных вод и (или) дренажных вод. Согласно п.п. 10, 19 п. 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ№ одним из условий использования водного объекта является: определение учета объема сброса инструментальными методами по показаниям аттестованных средств измерений; представление на согласование в Донское БВУ схемы систем водопотребления и водоотведения в течение месяца после получения решения о предоставлении водного объекта в пользование. В нарушение ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 30, 39 Водного кодекса Российской Федерации, п.п. 3, 4, 6, 7 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных ресурсов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 205, ООО «Южное молоко» учет объема забора водных ресурсов из водного объекта <адрес> средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений, не ведется, схема систем водопотребления и водоотведения с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов не согласована. По фактам выявленных нарушений директору «Южное молоко» внесено представление, вместе с тем нарушения законов фактически не устранены. В соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции РФ одним из таких прав является право каждого на благоприятную окружающую среду. Одним из основных принципов водного законодательства является значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, а также в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфологических и других особенностей. Неэффективное и несвоевременное исполнение возложенных федеральным законодательством обязанностей ООО «Южное молоко» нарушает интересы Российской Федерации как собственника водных объектов, нарушает порядок государственного мониторинга водных объектов, осуществляемого в целях своевременного выявления и прогнозирования негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и др., тем самым нарушает права неопределенного круга лиц- граждан Российской Федерации, проживающих на территории <адрес>, других прилегающих населенных пунктов, а также лиц, временно находящихся на указанной территории. Ссылаясь на ч.1 ст.45 ГПК РФ, истец считает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании представитель истца прокурор Песчанокопского района Рассказова В.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Южное молоко» в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, представил в суд отзыв, в котором указал, что с исковыми требованиями согласны частично по следующим причинам: из ответа на представление Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры Ростовской области исх. № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «Южное Молоко» не только признает правомерность требований об устранении нарушений федеральных законов, вызванных отсутствием учета объема забора водных ресурсов из водного объекта средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений, а также отсутствия согласованной с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов схемы систем водопотребления и водоотведения, но и приняло меры по устранению выявленных нарушений. Так, для согласования с Донским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов схемы систем водопотребления и водоотведения ООО «Южное Молоко» заключило договор возмездного оказания услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является выполнение работ по разработке схемы систем водопотребления и водоотведения, а также сопровождение согласования схемы в Донском БВУ со сроком выполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно письму Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов № от ДД.ММ.ГГГГ, представленная ООО «Южное Молоко» на рассмотрение схема систем водопотребления и водоотведения согласована на срок действия представленного права пользования рекой Егорлык с целью забора (изъятия) водных ресурсов на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ№ при условии установки прибора учета в 1 квартале 2021 года и отсутствия изменений параметров водопользования и водохозяйственной обстановки водного объекта с объемом забора (изъятия) в размере 566,21 тыс. м?/год. В соответствии с вышеуказанным решением о предоставлении водного объекта в пользование забор (изъятие) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения производится в период с июня по август. Следовательно, с сентября 2020 года по май 2021 года забор (изъятие) водных ресурсов не производится. Практического значения отсутствие в период с сентября 2020 года по май 2021 года средства измерения объема забора водных ресурсов из водного объекта нет. Вместе с тем, как указано в ответе на представление Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры Ростовской области, ООО «Южное Молоко», в целях использования средств учета забора водных ресурсов из водного объекта средствами, внесенными в Государственный реестр средств измерений, заключило договор поставки № от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является поставка расходомера № Расходомер-счетчик ультразвуковой РУС-1, согласно представленному заводом-производителем паспорту, зарегистрирован в Государственном реестре средств измерений под № и допущен к применению в Российской Федерации. Вышеуказанный расходомер был поставлен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается универсальным передаточным документом № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако незамедлительно произвести монтаж расходомера, что подразумевает, в том числе, земляные и бетонные работы для установки опор под трубу диаметром не менее 200 мм, на которую устанавливается расходомер, с учетом погодных условий и местности в зимнее время проблематично. Установка расходометра будет выполнена при становлении благоприятных погодных условий в срок до апреля 2021 года, что соответствует утвержденной Донским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов схеме систем водопотребления и водоотведения. Таким образом, представитель ответчика указывает на то, что требования в части согласования схемы систем водопотребления и водоотведения с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов выполнены, а требования истца в части установки средств измерения объема забора водных ресурсов из водного объекта <адрес>, внесенных в Государственный реестр средств измерений, ответчиком признаются обоснованными.
Представитель Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв, согласно которому ООО «Южное молоко» предоставлено право пользования <адрес> с целью забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта без возврата воды в водный объект на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ№ По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отделом водных ресурсов по Ростовской области Донского БВУ согласована схема систем водопотребления и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, при условии установки прибора учета в 1 квартале 2021 года.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Судом установлено, что на основании решения Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Южное молоко» является водопользователем водного объекта <адрес><адрес>) для забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения в объеме 566,21 тыс.куб.м/год, в период июнь-август. Цель использования водного объекта или его части: забор (изъятие) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (п.2.1)(т.1 л.д.15-19).
Постановлением министерства природных ресурсов и экологии <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Южное молоко» было привлечено к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей, поскольку осуществляет свою деятельность с нарушением обязательных требований природоохранного (в том числе водного) законодательства, а именно: водопользователем ООО «Южное молоко», право пользования которым предоставлено Минприроды Ростовской области, не соблюдены требования приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета и (или) дренажных вод, их качества не согласована с Донским ВВУЦ схема систем водопотребления (водоотведения) (т.1 л.д.20-22).
Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзора за исполнением законов в сфере охраны и использовании водных объектов, выявлены нарушения законов, допущенные ООО «Южное молоко» при сбросе сточных вод в водный объект. Прокуратурой выявлено, что ООО «Южное молоко» учет объема забора водных ресурсов из водного объекта средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений, не ведется, схема систем водопотребления и водоотведения с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов не согласована.
По выявлению вышеуказанных нарушений Ростовским межрайонным природоохранным прокурором 29.10.2020 ООО «Южное молоко» вынесено представление с требованиями принять меры к устранению допущенных нарушений законов, их причин и условий, им способствующих, недопущению их в дальнейшем (т.1 л.д.23-26).
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного Кодекса РФ, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии с п. 2 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденного Приказом Минприроды России от Минприроды России от 09.11.2020 N 903 (далее - Порядок) обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества возлагается на физических лиц (индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Собственники водных объектов осуществляют учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества в случае использования таких водных объектов в указанных целях
Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений.
Измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных, в том числе дренажных, вод средствами измерения расходов (уровней) воды, которые устанавливаются на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод должен производиться аттестованными средствами измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных, в том числе дренажных, вод( п. 3, 4, 5 Порядка).
Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что по согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды (сбрасываемых сточных, в том числе дренажных, вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов.
Действовавший до 01.01.2021 Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденный Приказом Минприроды РФ от 08 июля 2009 года N 205, содержал аналогичные положения.
Таким образом, применение расчетного метода без приборов учета объема забранной воды возможно только в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений. Ответчик в нарушение положений статей 12, 56 ГПК РФ допустимых и достаточных доказательств отсутствия технической возможности установки средств измерения не представил.
Согласно п.п. 11, 20 п. 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 19.07.2016 № одним из условий использования водного объекта является: ведение (с помощью аттестованных средств измерений) учета объема сбора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и контроля его качества; предоставление на согласование в Донское БВУ схемы систем водопотребления и водоотведения в течение месяца после получения решения о предоставлении водного объекта в пользование (т.1 л.д.15-19).
Судом установлено, что ответчиком исполнено требование Ростовского межрайонного природоохранного прокурора по согласованию с Донским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов схемы систем водопотребления и водоотведения, что подтверждается следующими документами:
- договором № возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ООО «Южное молоко» заключило договор подряда с ФИО3 на разработку схемы систем водопотребления и водоотведения с сопровождением для согласования в Донском БВУ (т.1 л.д.49-50);
-схемой систем водопотребления и водоотведения ООО «Южное молоко» (т.1 л.д. 52-99);
- письмом Донского БВУ № от ДД.ММ.ГГГГ, адресованном директору ООО «Южное молоко», которому представленная на рассмотрение схема систем водопотребления и водоотведения ООО «Южное молоко» согласована на срок предоставления права пользования <адрес> с целью забора (изъятия) водных ресурсов, при условии установки прибора учета в 1 квартале 2021 года и отсутствия изменений параметров водопользования и водохозяйственной обстановки водного объекта с объемом забора (изъятия) в размере 566,21 тыс. куб.м/год (т.1 л.д.51).
Таким образом, данное нарушение ответчиком устранено, оснований для удовлетворения исковых требований в части согласования схемы систем водопользования и водоотведения не имеется.
Ответчик заключил договор поставки № от ДД.ММ.ГГГГ с НПО «Наука» на поставку расходомера №, используемого для учета объема сбора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта (т.1 л.д. 105-107).
В представленном поставщиком НПО «Наука» паспорте № расходомер РУС-1 зарегистрирован в Государственном реестре средств измерений под № и допущен к применению в Российской Федерации (т.1 л.д.111-114).
Согласно передаточному акту № от ДД.ММ.ГГГГ расходомер был поставлен ответчику ООО «Южное молоко» ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.109-110).
При этом, данные об установки средства измерения у суда отсутствуют, в связи с чем, на Общество должна быть возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем установки средств измерения объема забора водных ресурсов из водного объекта <адрес>, внесенных в Государственный реестр средств измерений.
Учитывая характер допущенных нарушений, предпринимаемые ответчиком меры к их устранению, суд считает возможным в соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ установить срок исполнения обязательств- до 1.04.2021.
Руководствуясь ст. 12, 45, 56, 195-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора, поданные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, к ООО «Южное молоко» об устранении нарушений в пользовании водными объектами удовлетворить частично.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Южное молоко» устранить допущенные нарушения путем установки средств измерения объема забора водных ресурсов из водного объекта <адрес>, внесенных в Государственный реестр средств измерений.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Установить срок исполнения обязательства- до 1.04.2021.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Песчанокопский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.В.Золотухина
Мотивированное решение изготовлено 9.03.2021