ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-108/2021 от 04.03.2021 Песчанокопского районного суда (Ростовская область)

Дело №2-108/2021

УИД 61RS0049-01-2021-000002-28

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

4 марта 2021 года село Песчанокопское

Песчанокопский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Золотухиной О.В.,

при секретаре Стекольниковой М.С.,

при участии представителя истца- прокурора Рассказовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-108/2021 по исковому заявлению Ростовского межрайонного природоохранного прокурора, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, к ООО «Южное молоко» об устранении нарушений в пользовании водными объектами,

У С Т А Н О В И Л :

Ростовский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Южное молоко» об устранении нарушений в пользовании водными объектами, в котором, просит:

- обязать ООО «Южное молоко» устранить нарушения законов путем установки средств измерения объема забора водных ресурсов из водного объекта <адрес>, внесенных в Государственный реестр средств измерений, согласования схемы систем водопотребления и водоотведения с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов.

В обоснование своих требований указывает следующее: Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзора за исполнением законов в сфере охраны и использовании водных объектов выявлены нарушения законов, допущенные ООО «Южное молоко» при сбросе сточных вод в водный объект. Установлено, что ООО «Южное молоко» является водопользователем, использует для целей забора водных ресурсов водный объект <адрес> для орошения земель сельскохозяйственного назначения на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 205 в соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и пользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, который определяет последовательность действий собственников водных объектов и водопользователей при ведении ими учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, а также представления сведений такого учета. Так, пунктами 3, 4, 6, 7 Порядка установлено, что учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений. Для организации учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества пользователем составляется схема систем водопотребления и водоотведения, предоставляющая информацию о размещении мест забора и сброса сточных вод и (или) дренажных вод, количестве и качестве забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод, о системах оборотного водоснабжения, повторного использования вод, а также передачи (приема) воды потребителям. Схема систем водопотребления и водоотведения подлежит согласованию территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в 15- дневный срок. Измерение объемов забора (изъятия) воды или сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных вод и (или) дренажных вод установкой на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средств измерения расходов (уровней) воды. Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод должен производится средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных вод и (или) дренажных вод. Согласно п.п. 10, 19 п. 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ одним из условий использования водного объекта является: определение учета объема сброса инструментальными методами по показаниям аттестованных средств измерений; представление на согласование в Донское БВУ схемы систем водопотребления и водоотведения в течение месяца после получения решения о предоставлении водного объекта в пользование. В нарушение ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 30, 39 Водного кодекса Российской Федерации, п.п. 3, 4, 6, 7 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных ресурсов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 205, ООО «Южное молоко» учет объема забора водных ресурсов из водного объекта <адрес> средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений, не ведется, схема систем водопотребления и водоотведения с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов не согласована. По фактам выявленных нарушений директору «Южное молоко» внесено представление, вместе с тем нарушения законов фактически не устранены. В соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции РФ одним из таких прав является право каждого на благоприятную окружающую среду. Одним из основных принципов водного законодательства является значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, а также в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфологических и других особенностей. Неэффективное и несвоевременное исполнение возложенных федеральным законодательством обязанностей ООО «Южное молоко» нарушает интересы Российской Федерации как собственника водных объектов, нарушает порядок государственного мониторинга водных объектов, осуществляемого в целях своевременного выявления и прогнозирования негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и др., тем самым нарушает права неопределенного круга лиц- граждан Российской Федерации, проживающих на территории <адрес>, других прилегающих населенных пунктов, а также лиц, временно находящихся на указанной территории. Ссылаясь на ч.1 ст.45 ГПК РФ, истец считает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании представитель истца прокурор Песчанокопского района Рассказова В.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просит их удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Южное молоко» в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, представил в суд отзыв, в котором указал, что с исковыми требованиями согласны частично по следующим причинам: из ответа на представление Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры Ростовской области исх. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «Южное Молоко» не только признает правомерность требований об устранении нарушений федеральных законов, вызванных отсутствием учета объема забора водных ресурсов из водного объекта средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений, а также отсутствия согласованной с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов схемы систем водопотребления и водоотведения, но и приняло меры по устранению выявленных нарушений. Так, для согласования с Донским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов схемы систем водопотребления и водоотведения ООО «Южное Молоко» заключило договор возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является выполнение работ по разработке схемы систем водопотребления и водоотведения, а также сопровождение согласования схемы в Донском БВУ со сроком выполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно письму Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ, представленная ООО «Южное Молоко» на рассмотрение схема систем водопотребления и водоотведения согласована на срок действия представленного права пользования рекой Егорлык с целью забора (изъятия) водных ресурсов на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ при условии установки прибора учета в 1 квартале 2021 года и отсутствия изменений параметров водопользования и водохозяйственной обстановки водного объекта с объемом забора (изъятия) в размере 566,21 тыс. м?/год. В соответствии с вышеуказанным решением о предоставлении водного объекта в пользование забор (изъятие) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения производится в период с июня по август. Следовательно, с сентября 2020 года по май 2021 года забор (изъятие) водных ресурсов не производится. Практического значения отсутствие в период с сентября 2020 года по май 2021 года средства измерения объема забора водных ресурсов из водного объекта нет. Вместе с тем, как указано в ответе на представление Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры Ростовской области, ООО «Южное Молоко», в целях использования средств учета забора водных ресурсов из водного объекта средствами, внесенными в Государственный реестр средств измерений, заключило договор поставки от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является поставка расходомера Расходомер-счетчик ультразвуковой РУС-1, согласно представленному заводом-производителем паспорту, зарегистрирован в Государственном реестре средств измерений под и допущен к применению в Российской Федерации. Вышеуказанный расходомер был поставлен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается универсальным передаточным документом от ДД.ММ.ГГГГ. Однако незамедлительно произвести монтаж расходомера, что подразумевает, в том числе, земляные и бетонные работы для установки опор под трубу диаметром не менее 200 мм, на которую устанавливается расходомер, с учетом погодных условий и местности в зимнее время проблематично. Установка расходометра будет выполнена при становлении благоприятных погодных условий в срок до апреля 2021 года, что соответствует утвержденной Донским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов схеме систем водопотребления и водоотведения. Таким образом, представитель ответчика указывает на то, что требования в части согласования схемы систем водопотребления и водоотведения с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов выполнены, а требования истца в части установки средств измерения объема забора водных ресурсов из водного объекта <адрес>, внесенных в Государственный реестр средств измерений, ответчиком признаются обоснованными.

Представитель Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв, согласно которому ООО «Южное молоко» предоставлено право пользования <адрес> с целью забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта без возврата воды в водный объект на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отделом водных ресурсов по Ростовской области Донского БВУ согласована схема систем водопотребления и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ исх. , при условии установки прибора учета в 1 квартале 2021 года.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Судом установлено, что на основании решения Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Южное молоко» является водопользователем водного объекта <адрес><адрес>) для забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения в объеме 566,21 тыс.куб.м/год, в период июнь-август. Цель использования водного объекта или его части: забор (изъятие) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (п.2.1)(т.1 л.д.15-19).

Постановлением министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Южное молоко» было привлечено к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей, поскольку осуществляет свою деятельность с нарушением обязательных требований природоохранного (в том числе водного) законодательства, а именно: водопользователем ООО «Южное молоко», право пользования которым предоставлено Минприроды Ростовской области, не соблюдены требования приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета и (или) дренажных вод, их качества не согласована с Донским ВВУЦ схема систем водопотребления (водоотведения) (т.1 л.д.20-22).

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзора за исполнением законов в сфере охраны и использовании водных объектов, выявлены нарушения законов, допущенные ООО «Южное молоко» при сбросе сточных вод в водный объект. Прокуратурой выявлено, что ООО «Южное молоко» учет объема забора водных ресурсов из водного объекта средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений, не ведется, схема систем водопотребления и водоотведения с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов не согласована.

По выявлению вышеуказанных нарушений Ростовским межрайонным природоохранным прокурором 29.10.2020 ООО «Южное молоко» вынесено представление с требованиями принять меры к устранению допущенных нарушений законов, их причин и условий, им способствующих, недопущению их в дальнейшем (т.1 л.д.23-26).

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного Кодекса РФ, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В соответствии с п. 2 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденного Приказом Минприроды России от Минприроды России от 09.11.2020 N 903 (далее - Порядок) обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества возлагается на физических лиц (индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

Собственники водных объектов осуществляют учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества в случае использования таких водных объектов в указанных целях

Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений.

Измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных, в том числе дренажных, вод средствами измерения расходов (уровней) воды, которые устанавливаются на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод должен производиться аттестованными средствами измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных, в том числе дренажных, вод( п. 3, 4, 5 Порядка).

Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что по согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды (сбрасываемых сточных, в том числе дренажных, вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов.

Действовавший до 01.01.2021 Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденный Приказом Минприроды РФ от 08 июля 2009 года N 205, содержал аналогичные положения.

Таким образом, применение расчетного метода без приборов учета объема забранной воды возможно только в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений. Ответчик в нарушение положений статей 12, 56 ГПК РФ допустимых и достаточных доказательств отсутствия технической возможности установки средств измерения не представил.

Согласно п.п. 11, 20 п. 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 19.07.2016 одним из условий использования водного объекта является: ведение (с помощью аттестованных средств измерений) учета объема сбора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и контроля его качества; предоставление на согласование в Донское БВУ схемы систем водопотребления и водоотведения в течение месяца после получения решения о предоставлении водного объекта в пользование (т.1 л.д.15-19).

Судом установлено, что ответчиком исполнено требование Ростовского межрайонного природоохранного прокурора по согласованию с Донским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов схемы систем водопотребления и водоотведения, что подтверждается следующими документами:

- договором возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ООО «Южное молоко» заключило договор подряда с ФИО3 на разработку схемы систем водопотребления и водоотведения с сопровождением для согласования в Донском БВУ (т.1 л.д.49-50);

-схемой систем водопотребления и водоотведения ООО «Южное молоко» (т.1 л.д. 52-99);

- письмом Донского БВУ от ДД.ММ.ГГГГ, адресованном директору ООО «Южное молоко», которому представленная на рассмотрение схема систем водопотребления и водоотведения ООО «Южное молоко» согласована на срок предоставления права пользования <адрес> с целью забора (изъятия) водных ресурсов, при условии установки прибора учета в 1 квартале 2021 года и отсутствия изменений параметров водопользования и водохозяйственной обстановки водного объекта с объемом забора (изъятия) в размере 566,21 тыс. куб.м/год (т.1 л.д.51).

Таким образом, данное нарушение ответчиком устранено, оснований для удовлетворения исковых требований в части согласования схемы систем водопользования и водоотведения не имеется.

Ответчик заключил договор поставки от ДД.ММ.ГГГГ с НПО «Наука» на поставку расходомера , используемого для учета объема сбора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта (т.1 л.д. 105-107).

В представленном поставщиком НПО «Наука» паспорте расходомер РУС-1 зарегистрирован в Государственном реестре средств измерений под и допущен к применению в Российской Федерации (т.1 л.д.111-114).

Согласно передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ расходомер был поставлен ответчику ООО «Южное молоко» ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.109-110).

При этом, данные об установки средства измерения у суда отсутствуют, в связи с чем, на Общество должна быть возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем установки средств измерения объема забора водных ресурсов из водного объекта <адрес>, внесенных в Государственный реестр средств измерений.

Учитывая характер допущенных нарушений, предпринимаемые ответчиком меры к их устранению, суд считает возможным в соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ установить срок исполнения обязательств- до 1.04.2021.

Руководствуясь ст. 12, 45, 56, 195-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора, поданные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, к ООО «Южное молоко» об устранении нарушений в пользовании водными объектами удовлетворить частично.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Южное молоко» устранить допущенные нарушения путем установки средств измерения объема забора водных ресурсов из водного объекта <адрес>, внесенных в Государственный реестр средств измерений.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Установить срок исполнения обязательства- до 1.04.2021.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Песчанокопский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.В.Золотухина

Мотивированное решение изготовлено 9.03.2021