<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Дело № 2-108/2021
79RS0003-01-2020-000535-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Ленинское 06 апреля 2021 г.
Ленинский районный суд Еврейской автономной области в составе:
председательствующего судьи Копыриной В.Г.,
при помощнике судьи Волошинской И.И.,
с участием старшего помощника прокурора района Молчановой Г.А.,
представителя ответчика ФИО1,
представителя третьих лиц МУП «ЛТС», МУП «Новый дом» Мицкевича В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к исполнению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Ленинского района Еврейской автономной области обратился в Ленинский районный суд ЕАО с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ленинского муниципального района ЕАО о понуждении к исполнению определенных действий. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района в ходе надзорных мероприятий установлено, что котельные, расположенные в <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...> находятся в собственности ответчика и относятся к третьей категория надежности электроснабжения. Апеллируя к Федеральному закону № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об основных принципах организации местного самоуправления», Закону ЕАО от 17.11.2014 № 607-ОЗ «Об отдельных вопросах осуществления местного самоуправления в ЕАО», Федеральному закону № 190 от 27.07.2010 «О теплоснабжении», Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, Правилам устройства энергоустановок, утв. приказом Министерства энергетики РФ от 08.07.2002 № 204, приказу Минстроя РФ от 16.12.2016 №944/пр об утверждении СП 89.13330 «СНиП 11-35-76 Котельные установки», правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, прокурор указывает, что во исполнения указанных норм, перечисленные котельные должны быть отнесены ко второй категории надежности. Выявленные нарушения могут повлечь негативные последствия по нарушению конституционных и жилищных прав граждан - потребителей коммунальных услуг на благоприятные условия жизни и предоставление в необходимых объемах коммунальных услуг надлежащего качества. На основании изложенного прокурор просил обязать администрацию Ленинского муниципального района в срок до 31.12.2020 организовать проведение мероприятий по переводу указанных котельных с третьей на вторую категорию надежности электроснабжения в соответствии с правилами правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861.
В ходе рассмотрения дела старшим помощником прокурора Оржеховским Е.П. исковые требования были уточнены в части адресов котельных расположенных в <...>; <...>; <...>, просил суд возложить обязанность на ответчика провести мероприятия указанные в иске в отношении котельных, расположенных по адресам <...> <...>, <...>.
В судебном заседании старший помощник прокурора Молчанова Г.А. уточненные исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила установить срок исполнения решения суда до 01.08.2021. Суду дополнила, что указанные котельные должны быть отнесены ко второй категории надежности, должны быть обеспечены дополнительными источниками питания, поскольку перерыв в электроснабжении котельных может повлечь негативные последствия для граждан, жилые помещения которых обеспечиваются тепловой энергией от котельных.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО ФИО1 исковые требования не признал и пояснил, что Правила устройства электроустановок, утвержденные приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204 распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые объекты электроустановок. Указанные в иске котельные относятся к 1960-1970 годам постройки, какая либо реконструкция, либо модернизация указанных котельных не производилась, поэтому к ним не могут быть применены названные правила, кроме того указные правила, согласно пункту 1.1.17 носят рекомендательный характер.
Представитель третьих лиц МУП «ЛТС», МУП «Новый дом» Мицкевич В.Г. возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал пояснения представителя ответчика ФИО1, суд дополнил, что котельные указные в иске спроектированы и построены в 1960-1970, имеют третью категорию надежности. Модернизация и реконструкция указных котельных не производилась, на котельных частично было заменено кровельное покрытие и заменены котлы в связи с их физическим износом, однако мощность котлов повышена при этом не была, а наоборот понижена. Некоторые котельные имеют резервные источники питания, кроме того имеется возможность прибегнуть к подключению дизельного генератора находящегося в собственности администрации района мощностью 100 кВт. В случае отключения электроэнергии. Необходимости подключения второй линии электропередач не зависимой от первой не имеется, отключение электроэнергии более чем на 1-2 часа не происходит, перерывов в электроснабжении более суток никогда не было, каких либо нарушений технологических процессов при работе и обслуживании котельных не было, как и негативных последствий для граждан, жилые помещения которых обеспечиваются тепловой энергией от котельных. Работы которые просит провести прокурор потребуют больших материальных затрат, которые в перспективе возможно выполнить будет только в течении 10 лет.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 4 ч. 1, ч. 3, 4 ст. 14, п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных районов относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Согласно частям 1, 1.1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Указанные полномочия органов местного самоуправления на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1, пунктами "г", "ж" части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.
В судебном заседании установлено, что котельные расположенные в с.Ленинское - «Школьная» по ул.Калинина,1Б - 1974 года, «ПМК» по ул.Ленина,13А - 1968 года, «Гостиничная» по ул.Ленина,2Б - 1975 года, «СХТ» по ул.Школьная,1А - 1971 года, «Морская» по ул.Почтовая,4А - 1976 года, «Центральная» по ул.Кагыкина,9А - 1979 года; в <...> года; <...> года, в <...> года в <...> года закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «ЛТС», МУП «Новый дом» от имени собственника муниципального имущества МО «Ленинский муниципальный района» ЕАО - КУМИ администрации района, что следует из договоров № 6 и № 7 от 25.09.2018.
Согласно п.1.2.17. Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 №204 и введенных в действие с 1 января 2003 года, категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.
В силу п.1.2.18 Правил в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории.
Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
Таким образом, в соответствии с действующими правилами, категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании документации, а также технологической части проекта.
Согласно актам разграничения балансовой принадлежности электросети и ответственности за эксплуатацию электроустановок между сетевой организацией и потребителем, составленным между администрацией Ленинского муниципального района и ОАО «ДРСК» от 20.12.2010 года, информации АО «ДРСК» «ЭС ЕАО» от 14.10.2020 указанные выше котельные имеют 3 категорию надежности снабжения электрической энергией.
В соответствии с п.1.2.20 указанных выше Правил - электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
Согласно п.1.2.21 тех же Правил - для электроприемников третьей категории электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, не превышают 1 суток.
Согласно информации департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО от 11.03.2021, 02.04.2021, 06.04.2021 в период с 2014 по 2020 в рамках государственной программы ЕАО «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в ЕАО» выполнены мероприятия по модернизации котельных расположенных по адресу: <...> Школьная, <...>. Реализация мероприятий по замене котельного оборудования, повышение категории надежности котельной относится к мероприятиям по модернизации (реконструкции) котельной, как улучшающие технико-экономические показатели объекта. Считает возможным отнесение к мероприятиям по модернизации работ по замене кровельного покрытия котельной при наличии изменений параметров существующих несущих конструкций кровли и в совокупности с другими проведенными работами по модернизации котельных, как улучшающие технико-экономические показатели котельной.
Согласно информации Дальневосточного управления Ростехнадзора от 05.04.2021 работы по замене котлов на котлы с аналогичными техническими характеристиками, а так же замена кровли на зданиях котельных не относятся к работам по реконструкции котельных установок.
Согласно информации администрации МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО, МУП «ЛТС», МУП «Новый дом» от 15.01.2021, 06.04.2021 в период с 2014 по 2020 производились следующие работы по замене котлов и кровельного покрытия:
с.Ленинское - «Школьная» по ул.Калинина,1Б - до 2011 три котла, заменены на три котла аналогичные по мощности,
«ПМК» по ул.Ленина,13А -2017- замена кровли 100%,
«Гостиничная» по ул.Ленина,2Б - до 2014 три котла, отремонтирован конвективный пакет, без увеличения мощности, заменены два котла на аналогичные по мощности, 2019- замена кровли 30%,
«СХТ» по ул.Школьная,1А - до 2016 три котла, заменены на три котла аналогичные по мощности, 2017- замена кровли 10%,
«Морская» по ул.Почтовая,4А - до 2014 три котла, заменен один котел на аналогичный по мощности,
«Центральная» по ул.Кагыкина,9А - до 2012 четыре котла, заменены на три котла аналогичные по мощности,
<...> - до 2015 два котла, заменены на два котла аналогичные по мощности, 2019- замена кровли 15%
<...>- замена кровли 100%
<...> - до 2020 три котла мощностью 1,16 МВт, и 0,63 МВт, заменены на три котла мощностью 1,16 МВт каждый, в зимний период эксплуатировали котлы поочередно, 2020- замена кровли 15%,
<...> - до 2018 три котла, заменены на 2 котла аналогичные по мощности.
Оценивая в совокупности, установленные по делу обстоятельства, оценивая доводы прокурора о том, что применительно к действующим котельным Правила устройства электроустановок, утвержденные приказом Минэнерго РФ от 8 июля 2002 года N 204, могут применяться, поскольку в период с 2014 по 2020 произошла модернизация котельных, суд приходит к следующему выводу.
Решением Ленинского районного суда от 24.11.2014 по делу № 2-776/2014 исковые требования прокурора Ленинского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО по отнесению котельных расположенных по адресу: <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...> <...>, <...> <...> из 3-й ко 2-ой категории надежности электроснабжения, оставлены без удовлетворения. Решение вступило в законную силу 31.12.2014.
Решениями Ленинского районного суда ЕАО от 27.09.2011, 28.09.2011 возложена обязанность установить резервные источники питания на котельных в с. Башмак, с. Лазарево, с. Кукелево, с.Ленинское.
Согласно пункту 1.1.1 названных Правил, они распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ, в том числе на специальные электроустановки, рассмотренные в разделе 7 настоящих Правил. Требования настоящих Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.
Таким образом, суд учитывает, что названные котельные в случае прекращения подачи электроэнергии могут быть обеспечены резервными источниками питания, доказательств того, что при работе и обслуживании котельных имелись нарушения технологических процессов производства, имелись перерывы в электроснабжении более суток, каких - либо наступивших негативных последствий для граждан (опасность для жизни и здоровья людей или значительный материальный ущерб) жилые помещения которых обеспечиваются тепловой энергией от котельных, по делу прокурором не представлено. Замена котлов на котельных к увеличению мощности не привела, а согласно сведениям Ростехнадзора работы по замене котлов на котлы с аналогичными техническим характеристиками, замена кровли не относятся к реконструкции котельных установок.
Таким образом, суд приходит к выводу, что законных оснований для перевода котельных из третьей категории надежности на вторую категорию надежности электроснабжения, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области о возложении обязанности в срок до 01.08.2021 обязать организовать проведение мероприятий по переводу котельных, расположенных по адресам:
в <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>, <...>; <...>; <...>;
с третьей на вторую категорию надежности электроснабжения в соответствии с правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Ленинский районный суд в течение месяца со времени вынесения в окончательной форме 12.04.2020.
Судья В.Г. Копырина
Мотивированное решение изготовлено 12.04.2020.
<данные изъяты>
<данные изъяты>