ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-108/2021 от 06.04.2021 Улетовского районного суда (Забайкальский край)

УИД 75RS0021-01-2021-000132-93

Гражданское дело № 2-108/2021

Категория дела 2.209

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 апреля 2021 года

село Улёты Улётовского района Забайкальского края

Улётовский районный суд Забайкальского края в составе

председательствующего Крюковой О.Н.,

при секретаре Савицкой К.А.,

с участием истца старшего помощника прокурора Улётовского района Забайкальского края Шабанова М.О.,

представителя ответчика администрации муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края на основании доверенности Онофрийчук И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Улётовского района Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Горекинская основная общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края, администрации муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края о возложении обязанности по обеспечению антитеррористической защищенности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Улётовского района Забайкальского края обратился в суд с исковыми требованиями в защиту интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на следующее.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической защищенности МОУ Горекинская ООШ муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края и исполнения федерального законодательства о противодействии терроризму, по результатам которой установлено следующее. В нарушение требования закона «О противодействии терроризму» и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ паспорт безопасности школы до настоящего времени не составлен, меры по обеспечению антитеррористической защищенности в соответствии с присвоенной категории опасности не приняты. Невыполнение должных мер обеспечения антитеррористической защищенности учреждений образования отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательных учреждениях, создает условия беспрепятственного доступа к учреждениям посторонних лиц и создания возможных чрезвычайных ситуаций, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, которые в силу тех или иных обстоятельств могут оказаться в учреждении. Просил:

-обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Горекинская основная общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края составить паспорт безопасности в соответствии с требованиями Постановления в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

-обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Горекинская основная общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края обеспечить антитеррористическую защищенность здания, расположенного по адресу: адрес Улётовского района Забайкальского края, адрес соответствии с присвоенной категорией опасности, а именно: обеспечить пропускной и внутриобъектовый режимы и осуществление контроля за их функционированием; оснащение объекта (территории) системой наружного освещения; оснащение объекта системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской ФИО1 или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии; ограждение объекта по всему периметру; проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта; организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации;

-обязать администрацию муниципального района «Улетовский
район» профинансировать мероприятия по антитеррористической
защищенности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Горекинская основная общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края.

Истец помощник прокурора Улётовского района Забайкальского края Шабанова М.О. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме, суду дала пояснения, согласующиеся с содержанием искового заявления, полагала необходимым установить следующие сроки для исполнения заявленных исковых требований:

-по требованию: обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Горекинская основная общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края составить паспорт безопасности в соответствии с требованиями Постановления установить срок до ДД.ММ.ГГГГ;

-по требованию: обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Горекинская основная общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края обеспечить антитеррористическую защищенность здания, расположенного по адресу: адрес Улётовского района Забайкальского края, адрес соответствии с присвоенной категорией опасности, а именно: обеспечить пропускной и внутриобъектовый режимы и осуществление контроля за их функционированием; оснащение объекта (территории) системой наружного освещения; оснащение объекта системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской ФИО1 или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии; ограждение объекта по всему периметру; проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта; организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации установить срок до ДД.ММ.ГГГГ;

-по требованию: обязать администрацию муниципального района «Улетовский район» профинансировать мероприятия по антитеррористической защищенности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Горекинская основная общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края установит срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Горекинская основная общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края на основании прав по должности ФИО6, надлежаще извещенный о месте, дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыл, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, возражений против удовлетворения заявленных исковых требований суду не представил.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края на основании доверенности Онофрийчук И.А. исковые требования к администрации муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края признал частично, суду пояснил о том, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ мероприятия по антитеррористической защищенности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Горекинская основная общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края администрация муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края профинансирует, но не все, а только те, которые до настоящего времени не исполнены. По имеющейся у него неподтвержденной информации муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Горекинская основная общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края часть заявленных требований добровольно вне судебного порядка самостоятельно исполнило, в финансировании этих мероприятий необходимости нет.

Представитель третьего лица УФСБ России по Забайкальскому краю на основании доверенности ФИО7, надлежаще извещенная о месте, дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыла, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, суду представила отзыв, согласно которому просила требования прокуратуры Улётовского района Забайкальского края удовлетворить в полном объеме.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Забайкальскому краю на основании доверенности ФИО8, надлежаще извещенная о месте, дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыла, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, суду представила отзыв, согласно которому исковые требование считает обоснованными и не возражала против их удовлетворения.

Представитель третьего лица ОНД и ПР по Хилокскому, Улётовскому районам и городу Хилок УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, надлежаще извещенный о месте, дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыл, причину неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.

В соответствии с ч.1 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

В соответствии с ч.4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Согласно п.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N13 «О применении норм гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований статей 167 и 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд приходит к выводу о возможности рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав мнение явившихся участников процесса, ознакомившись с позициями неявившихся в судебное заседание третьих лиц, исследовав представленные истцом доказательства, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объёме. Приходя к указанному выводу, суд исходит из нижеследующего.

В силу ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от данные изъяты

данные изъяты

Пунктом 6 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35 «О противодействии терроризму» дается понятие антитеррористической защищенности объекта (территории) в соответствии с которым антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

В соответствии с п.3.1 ст.5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35 «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в, отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им ;на ином законном основании.

В соответствии с п.п. 6, 7, 8, 9, 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.

Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании количественных показателей государственных статистических террористических актах на территории субъекта Российской Федерации, а также на основании сведений о возможных угрозах совершения террористического акта в районе расположения объекта (территории).

Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия):

а) в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта
(территории) - в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований;

б) при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) - в течение 3
месяцев со дня окончания мероприятий по его вводу в эксплуатацию.

Работа комиссии осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня создания комиссии. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее последнего дня работы комиссии.

Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах и является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).

Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической защищенности МОУ Горекинская ООШ муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края и исполнения федерального законодательства о противодействии терроризму, по результатам которой установлено, что в нарушение указанных норм директором МОУ Горекинская ООШ «Улётовский район» приказ «О создании комиссии по обследованию к категорированию объекта образования» издан ДД.ММ.ГГГГ. Акт обследования и категорирования утвержден ДД.ММ.ГГГГ. По результатам обследования МОУ Горекинская ООШ MP «Улётовский район» присвоена 4 категория.

В соответствии с п.п. 43, 44, 45, 46, 47 Постановления на каждый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории).

Паспорт безопасности объекта (территории) подписывается должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), территориального органа Министерства Российской Федерации по гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждается руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), или уполномоченным им лицом.

Согласование паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня его подписания. Срок рассмотрения и согласования паспорта безопасности не должен превышать 10 дней с момента его поступления в территориальные органы и подразделения указанные в пункте 44 настоящих требований.

Паспорт безопасности объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования".

Паспорт безопасности объекта (территории) составляется в 2 экземплярам (1-й экземпляр паспорта безопасности объекта (территории) хранится на объекте (территории), 2-й экземпляр направляется в орган (организацию) являющийся правообладателем объекта (территории).

Копия (по согласованию с территориальным органом безопасности
бумажная или электронная) паспорта безопасности объекта (территории) с сопроводительным письмом направляется в территориальный орган безопасности по месту нахождения объекта (территории).

В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных норм законодательства паспорт безопасности школы до настоящего времени не составлен, меры к обеспечению антитеррористической защищенности МОУ Горекинская ООШ MP «Улетовский район» в соответствии с присвоенной категории опасности не приняты.

Не выполнение должных мер обеспечения антитеррористической защищенности учреждений образования отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательных учреждениях, создает условия беспрепятственного доступа к учреждениям посторонних лиц и создания возможных чрезвычайных ситуаций, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, которые в силу тех или иных обстоятельств могут оказаться в учреждении.

На основании ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, средней общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочии по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

Согласно ст.220 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом ил договором.

Учредителем муниципальных образовательных организации муниципального района «Улетовский район» является администрация муниципального района «Улётовский район».

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством финансирование образовательных учреждений является функцией орган; местного самоуправления.

В силу ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Таким образом, исходя из представленных доказательств, объяснений сторон, которые не противоречат представленным в дело документам, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора Улётовского района Забайкальского края в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Улётовского района Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Горекинская основная общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края составить паспорт безопасности в соответствии с требованиями Постановления в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Горекинская основная общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края обеспечить антитеррористическую защищенность здания, расположенного по адресу: адрес Улётовского района Забайкальского края, адрес соответствии с присвоенной категорией опасности, а именно: обеспечить пропускной и внутриобъектовый режимы и осуществление контроля за их функционированием; оснащение объекта (территории) системой наружного освещения; оснащение объекта системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской ФИО1 или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии; ограждение объекта по всему периметру; проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта; организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию муниципального района «Улетовский
район» профинансировать мероприятия по антитеррористической
защищенности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Горекинская основная общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьёй 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Улётовский районный суд Забайкальского края.

Решение в окончательной форме принято 6 апреля 2021 года.

Председательствующий О.Н. Крюкова