ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-108/2021 от 12.05.2021 Томаринского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2-108/2021

УИД 65RS0014-01-2021-000044-08

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 мая 2021 года г.Томари Сахалинской области

Томаринский районный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Солодковой М.Ю.,

при секретаре Пермяковой Н.И.,

с участием прокурора Калинской В.В.,

истца ФИО1,

представителя КУМС МО «ТГО»,

администрации МО «ТГО» С.Е.А.,

представителя МКУ «УКС» МО «ТГО» Д.К,Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Томаринского района в интересах ФИО1 к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Томаринский городской округ», администрации муниципального образования «Томаринский городской округ», муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства» муниципального образования «Томаринский городской округ» о возложении обязанности организовать и обеспечить проведение капитального ремонта,

установил:

12 февраля 2021 года прокурор Томаринского района, действующий в интересах ФИО1, в соответствии со статьёй 45 ГПК РФ, обратился в суд с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Томаринский городской округ» (далее – КУМС МО «Томаринский городской округ», Комитет) о возложении обязанности в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить проведение капитального ремонта в жилом помещении , расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, в ходе которого заменить оконные блоки, установить счетчик холодного водоснабжения, установить электрическую плиту. В обоснование заявленных требований ссылаясь, в том числе на требования статьи 681 ГК РФ, части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170 (Приложение №8), указано, что прокуратурой района по обращению ФИО1 проведена проверка по вопросу соблюдения жилищных прав, по результатам которой установлено, что на основании постановления главы администрации МО «Томаринский городской округ» от 30.06.2008 №343 ФИО1 предоставлено жилое помещение по указанному адресу, акт приема-передачи при этом не составлялся, заключение жилищной комиссии о состоянии предоставленного жилого помещения отсутствует, установить первоначальное состояние жилого помещения не представляется возможным. 20 января 2021 года при проведении обследования данного жилого помещения установлено, что в зальной комнате имеются деревянные оконные блоки, на которых отсутствуют запирающие элементы, в ванной комнате отсутствует счетчик холодного водоснабжения, в кухне отсутствует электрическая плита.

Определением суда от 17 февраля 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечена Т.Р.В. в лице её законного представителя ФИО1

Протокольным определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация МО «Томаринский городской округ» и МКУ «Управление капитального строительства» МО «ТГО».

При рассмотрении дела участвующий в деле прокурор заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске доводам, просила учесть отсутствие доказательств со стороны ответчика о надлежащем состоянии переданного ФИО1 жилого помещения, и удовлетворить иск, возложив на администрацию МО «Томаринский округ» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить проведение капитального ремонта в жилом помещении , расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, в ходе которого заменить оконные блоки, установить счетчик холодного водоснабжения, установить электрическую плиту.

Истец ФИО1, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Т.Р.В., заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно суду пояснила о ненадлежащем состоянии жилого помещения, предоставленного ей администрацией МО «ТГО» в 2008 году как лицу, относящемуся к категории граждан - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. При предоставлении ей жилья акт проверки предоставляемого жилого помещения не составлялся, представитель администрации в квартиру вместе с ней не заходила, просто передав ей ключи. В частности указала, что в квартире находилась полуразрушенная печь, без каких-либо соединений, отводов, из кирпичной кладки, имеющей разрушения, никаких металлических элементов не имелось, как и устройств для её розжига и иного использования, вся квартира была без какого-либо ремонта, оконные блоки были деревянные, ветхие, в зале отсутствовали запорные устройства на окне и одной из дверей балкона, счетчики ей не устанавливали на водоснабжение в течение всего времени. Своими силами делала несколько раз ремонт, заменила полностью окно на кухне, разобрала с родственником оставшиеся элементы печи, окрашивала окно и балконную дверь в зале, проводила иные ремонтные работы для поддержания жилья в надлежащем состоянии. После трудоустройства временно проживает в Южно-Сахалинске на съемном жилье. О том, что ей были должны предоставить квартиру в Томари как ребенку-сироте в надлежащем состоянии узнала только в 2020 году. Уровень дохода ей не позволяет устранить полностью недостатки, о которых указано в иске прокурора, на ее иждивении находится несовершеннолетняя дочь. Просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель КУМС МО «Томаринский городской округ», представитель администрации МО «Томаринский городской округ» С.Е.А., действующая на основании доверенностей от 11.01.2021 и б/н от 11.01.2021, возражала против заявленных требований, указав о передаче полномочий Комитета в части проведения капитального ремонта МКУ «УКС» МО «Томаринский городской округ», об отсутствии у Комитета обязанностей по проведению ремонта в квартире ФИО1, в связи с тем что при предоставлении жилого помещения последней, имевшей на тот момент статус ребенка-сироты, ею самовольно была разобрана печь, в связи с чем обязанность по замене печи на электрическую плиту не может быть возложена на собственника жилья, полагала, что ответственность за ненадлежащее содержание оконных блоков в том числе, возлагается на нанимателя, который обязан поддерживать имущество в квартире в надлежащем состоянии. Относительно установления счетчика холодного водоснабжения просила учесть, что такие виды работ предусмотрены нормативным правовым актом, который вступил в силу не так давно. Также просила учесть наличие злоупотребление ФИО1 правом в качестве ребенка-сироты, поскольку данный статус ей утрачен по достижении совершеннолетия и с исковыми требованиями к администрации или КУМС истец в течение длительного времени не обращалась, в связи с чем обоснование её требований именно исходя из указанного статуса не может иметь место в связи с истечением в этой части срока давности.

Представитель МКУ «Управление капитального строительства» МО «Томаринский городской округ» Д.К,Д., действующая на основании доверенности от 07.12.2020, поддержала отзыв, представленный в судебном заседании, в котором с исковым заявлением не согласилась, ссылаясь на положения пункта 6 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ, пункт 6 статьи 8, пункт 1 статьи 46, абзацы 1,4 части 2 статьи 47 Устава МО «Томаринский городской округ», пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, также указала, что целью Учреждения является реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере строительства, реконструкции, ремонта, капитального ремонта объектов капитального строительства в указанном муниципальном образовании.

Выслушав мнение участвующего в деле прокурора, истца ФИО1, представителя КУМС МО «Томаринский городской округ», администрации МО «Томаринский городской округ» и представителя МКУ «Управление капитального строительства» МО «Томаринский городской округ», изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения (пункт 2 статьи 681 ГК РФ).

В силу части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение (пункт 2); осуществлять капитальный ремонт жилого помещения (пункт 3).

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности (часть 2 статьи 69 ЖК РФ).

Согласно пункту 8 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 № 25 в многоквартирном доме наниматель и члены его семьи имеют право пользования общим имуществом в этом доме.

В качестве пользователя жилым помещением наниматель имеет право требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг (подпункт «д» пункта 9 указанных Правил от 21.01.2006).

Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее –Правила №170).

Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств (абзац 1 раздела II указанных Правил).

Согласно пункту 2.6.2 Правил №170 при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений.

В Приложении №8 «Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда» к указанным Правилам в пункте 3 предусмотрена, в том числе установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов; в пункте 4 предусмотрено утепление жилых зданий (работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройство оконных заполнений с тройным остеклением, устройство наружных тамбуров); в пункте 6 указанного Приложения предусмотрена установка приборов учета расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей).

Как следует из пункта 1.7.1 указанных Правил переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Переоборудование жилых помещений может включать в себя, в том числе: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.

В соответствии с пунктом 4.9.1.12. Правил №170 печи и очаги должны иметь предтопочные листы, а также разделки от дымоходов до деревянных конструкций, соответствующие нормам проектирования.

Эксплуатация печей и очагов со сквозными трещинами в кладке и неисправными дверцами не допускается (пункт 4.9.1.14. Правил №170).

Пунктом 5.6.3 названных Правил установлено, что эксплуатацию стационарных кухонных электроплит, установленных централизованно при строительстве или реконструкции дома, осуществляет собственник жилищного фонда.

Электрические плиты должны присоединяться к электрической сети с помощью специального штепсельного соединения с заземляющим контактом (пункт 5.6.19 Правил №170).

Согласно Приложению №1 к указанным Правилам в таблице «Периодичность плановых и частичных осмотров элементов и помещений зданий, предусмотрен осмотр 1 раз в год печником-каменщиком печи (с газоходами).

В Приложении №2 «Предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования предусмотрены при наличии трещины и неисправности в печах, дымоходах и газоходах, могущих вызвать отравление жильцов дымовыми газами и угрожающих пожарной безопасности здания, в течение 1 суток (с незамедлительным прекращением эксплуатации до исправления).

Из материалов дела следует, что на основании постановления главы администрации МО «Томаринский городской округ» от 30 июня 2008 года №343 ФИО1 (категория граждан дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) предоставлено жилое помещение в муниципальном жилищном фонде города Томари по адресу: <адрес> (1-комнатная, площадью 30,3/18,1 кв.м.) на состав семьи – 1 человек. 03 июля 2008 года между ООО «Горизонт» и ФИО1 заключен договор социального найма указанного жилого помещения.

Согласно пояснений представителя администрации МО «ТГО» и КУМС «ТГО» в последнем договоре имеется явная техническая опечатка в фамилии истца.

16 октября 2020 года между КУМС МО «Томаринский городской округ» (наймодатель) и ФИО1 (наниматель) заключен типовой договор социального найма жилого помещения, согласно которому нанимателю и члену её семьи – Т.Р.В.(дочь) передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности МО «Томаринский городской округ» по адресу: <адрес>, однокомнатная, общей площадью 30,3 кв.м.

Характеристика предоставляемого жилого помещения, его технического состояния, а также санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, указана в техническом паспорте жилого помещения (пункт 2 указанного Типового договора).

04 декабря 2020 года ФИО1 обратилась в прокуратуру Томаринского района с заявлением по факту отказа администрации произвести ремонт, в связи с невозможностью проживания в указанном жилом помещении.

Согласно акту проверки от 20 января 2021 года, составленного помощником прокурора Калинской В.В. с привлечением и.о.начальника отдела ЖКХ администрации МО «Томаринский городской округ», ФИО1, при проведении проверки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что в ванной комнате отсутствует счетчик холодного водоснабжения, сантехника в ветхом состоянии, на потолке отслаивается штукатурка, стена неоднородные (отслоение штукатурного и обойного слоя), на полу частично отсутствует плитка; в зальной комнате отсутствует обойное покрытие, на стенах имеется частичное отслоение штукатурного слоя, на потолке имеется выбоина на стыке двух потолочных плит, полы деревянные (поверх полов – ДВП), имеется отслоение покрасочного слоя, отсутствуют внутренние стаканы для розетки; оконные блоки деревянные, частично наблюдается отслоение окрашенного слоя, отсутствуют запирающие элементы; на кухне металлопластиковое окно установлено ФИО1, отсутствует электроплита, линолеум имеет поверхностные повреждения; входная дверь металлическая, имеются механические повреждения дверного полотна. Результат проверки также зафиксирован на фототаблице (приложение к Акту проверки от 20.01.2021).

В адрес председателя КУМС МО «Томаринский городской округ» внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства по факту выявленных в ходе проверки прокуратурой недостатков, необходимости проведения текущего ремонта в том числе, в <адрес>.

Как следует из ответа КУМС МО «Томаринский городской округ» от 14.01.2021 у Комитета отсутствует обязанность по проведению текущего ремонта в указанном жилом помещении, в силу положений статьи 681 ЖК РФ. На обращение ФИО1 о проведении обследования жилого помещения на предмет проведения ремонта, было проведено обследование и составлен акт от 28.10.2020, в адрес ФИО1 направлен мотивированный ответ от 03.11.2020

Согласно ответа КУМС МО «ТГО» в адрес ФИО1 от 03 ноября 2020 года, Комитет, рассмотрев обращение истца, 28 октября 2020 года провел обследование её квартиры по указанному адресу, составлен комиссионный акт обследования, по результатам обследования комиссией выявлено, что необходимо выполнить текущий ремонт жилого помещения.

Из представленного представителем ответчика акта от 28 октября 2020 года, составленного комиссией в составе муниципального жилищного инспектора КУМС МО «ТГО», представителя МУП «Томари», квартиросъемщика, следует в том числе, что оконные блоки деревянные, частично наблюдается отслоение окрасочного слоя, отсутствуют запирающие элементы. В выводе указано о необходимости выполнения работ по текущему ремонту жилого помещения.

Факт регистрации истца с 16 июля 2008 года по настоящему время по вышеуказанному адресу подтверждается адресной справкой от 26 марта 2021 года, сведениями из паспорта гражданина РФ на имя ФИО1

В техническом паспорте жилого помещения по адресу: <адрес>, составленном по состоянию на 22 апреля 1981, в экспликации и поэтажном плане на <адрес> имеются указания о наличии в однокомнатной квартире шкафа, прихожей, ванной, кухни. Сведений о наличии печи либо электроплиты в техническом паспорте не содержится. Согласно пояснений представителя ответчика С.Е.А., полагает, что изображенное на поэтажном плане в помещении кухни оборудование возле цифрового обозначения размеров 0,50 х0,95 является печью.

Учитывая пояснения истца, прокурора и представителей ответчиков, представленные сторонами доказательства, при рассмотрении дела установлено, что факт о надлежащем состоянии печи при предоставлении ей жилого помещения не подтвержден, в связи с чем довод представителя администрации МО «ТГО» и КУМС МО «ТГО» о самовольных действиях истца при разборе остатков данной печи не может быть учтен судом, поскольку какой-либо надлежащей технической документации о характеристике указанного оборудования при предоставлении квартиры ФИО1, опровергающих доводы последний, ответчиком в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ не представлено, по запросу суда управляющей компанией представлена только вышеуказанная информация (технический паспорт). В этой связи, суд учитывает пояснения истца в совокупности с иными доказательствами по делу, и учитывает их в указанной части.

Кроме того, из пояснений представителя КУМС МО «Томаринский городской округ», администрации МО «Томаринский городской округ», а также представленных акта обследования, в том числе, следует, что в период с 2008 года по 2020 год фондом капитального ремонта были проведены ремонтные работы системы отопления, с заменой инженерного оборудования, а также выполнены работы по ремонту системы водоснабжения и водоотведения (замена центральных трубопроводов), что также подтверждает и истец ФИО1 Вместе с тем, администрацией МО «Томаринский городской округ» не представлено доказательств или каких-либо возражений по причине не принятия мер по установке прибора учета холодного водоснабжения при замене названной системы либо об отсутствии технической возможности и иных обстоятельствах. Также судом учитывается объем заявленных требований и отсутствие горячего водоснабжения в указанном многоквартирном доме в указанной части, полномочия администрации МО «Томаринского городского округа» и КУМС МО «Томаринский городской округ» и пояснения представителя МКУ «УКС» о порядке проведения капитальных работ.

В частности, в соответствии с частью 1 статьи 40 Устава МО «Томаринский городской округ» администрация городского округа, осуществляя исполнительно-распорядительные функции, направленные на решение вопросов местного значения городского округа и исполнение федерального и регионального законодательства, Устава городского округа, нормативных правовых актов Собрания городского округа, главы муниципального образования, самостоятельно решает вопросы управления и наделена следующими полномочиями: разрабатывает и представляет на утверждение Собрания городского округа проект бюджета муниципального образования и отчет о его исполнении (пункт 1); разрабатывает и утверждает проекты планов и программ социально-экономического развития муниципального образования, вносит предложения по координации планов и программ социально-экономического развития муниципального образования с планами предприятий, организаций, расположенных на территории муниципального образования, по вопросам, связанным с удовлетворением потребностей населения, экономическим и социальным развитием территории (пункт 2); осуществляет материально-техническое обеспечение мероприятий и программ, предусмотренных планом экономического и социального развития муниципального образования (пункт 3); управляет имуществом, находящимся в собственности МО «Томаринский городской округ», в случаях и порядке, установленных Собранием (пункт 8).

Администрация МО «Томаринский городской округ» обладает иными полномочиями, определенными федеральными законами, законами Сахалинской области, настоящим Уставом и положением об администрации (часть 2 статьи 40 Устава).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Положения об администрации МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области администрация муниципального образования «Томаринский городской округ», осуществляя исполнительно-распорядительные функции, направленные на решение вопросов местного значения городского округа и исполнение федерального и регионального законодательства, Устава муниципального образования «Томаринский городской округ», нормативных правовых актов Собрания городского округа, самостоятельно решает вопросы управления и наделена, в том числе следующими полномочиями: организует строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов жилищного, коммунального, производственного назначения, объектов инженерной инфраструктуры.

При таких обстоятельствах, в нарушение вышеприведенных требований жилищного законодательства, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствуют электропечь и счетчик холодного водоснабжения, что нарушает права нанимателя – ФИО1 на наличие необходимых условий для проживания в указанной квартире. Также вопреки доводов ответчика о пропуске срока давности в части применения к рассматриваемому спору законодательства о дополнительных гарантия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, злоупотреблении правом со стороны истца ФИО1, такого злоупотребления либо пропуска срока исковой давности при рассмотрении настоящего дела судом не установлено, поскольку с учетом положений, закрепленных, в том числе в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ, ФИО1 предоставлено вышеуказанное жилое помещение на условиях социального найма в установленном порядке.

С учетом изложенного, заявленные требования в части возложения обязанности на администрацию МО «Томаринский городской округ» обязанности организовать и обеспечить проведение капитального ремонта в указанном жилом помещении, в части установления счетчика холодного водоснабжения и установке электрической плиты, в соответствии с постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170 подлежат удовлетворению. При определении срока, необходимого для исполнения указанной обязанности администрацией МО «Томаринский городской округ», суд, руководствуясь принципом разумности сроков и требованием исполнимости решения суда, находит законным и обоснованным срок, указанный в исковом заявление – в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В части возложения обязанности на администрацию МО «Томаринский городской округ» организовать и обеспечить проведение капитального ремонта в названной квартире в течение этого же срока по замене оконных блоков, заявленные требования удовлетворению не подлежат, поскольку при рассмотрении дела стороной истца не представлены доказательства необходимости проведения такого вида работ, а из представленных сторонами вышеуказанных доказательств также не следует необходимость замены оконных блоков в зальной комнате, и следует, что оконный блок на кухне заменен полностью самой ФИО1, также учитываются пояснения истца об отслоении части окрашенного слоя на окне и отсутствии запирающего устройства на одной из балконных дверей в зале.

Принимая во внимание изложенное, заявленные требования к КУМС МО «Томаринский городской округ», МКУ «Управление капительного строительства» также не подлежат удовлетворению.

В силу положений статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что администрация МО «Томаринский городской округ» является органом местного самоуправления, с ответчика, освобожденного от уплаты государственной пошлины, не подлежит взысканию государственная пошлина.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Томаринского района в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования «Томаринский городской округ» о возложении обязанности организовать и обеспечить проведение капитального ремонта удовлетворить частично.

Возложить на администрацию муниципального образования «Томаринский городской округ» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить проведение капитального ремонта в жилом помещении №21, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, в ходе которого установить счетчик холодного водоснабжения, установить электрическую плиту.

В удовлетворении остальных исковых требований прокурора Томаринского района в интересах ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Томаринский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Дата составления мотивированного решения 14 мая 2021 года.

Председательствующий М.Ю.Солодкова

<данные изъяты>