Дело № 2-108/2022
№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2022 года г. Севск
Севский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Хорзеевой Е.Е.,
при секретаре Миропольцевой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента образования и науки Брянской области к Анжрияшкину А.А. о взыскании единовременной компенсационной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент образования и науки Брянской области обратился в суд с иском к Андрияшкину А.А. о взыскании единовременной компенсационной выплаты.
В обоснование заявленных требований указал на то, что 17 ноября 2021 года между МБОУ СОШ № 1 им. Октябрьской революции г. Севска, Андрияшкиным А.А. и департаментом образования и науки Брянской области был заключен трехсторонний договор по предоставлению единовременной компенсационной выплаты учителю, прибывшему (переехавшему) на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо город с населением до 50 тыс. человек на территории Брянской области.
В соответствии с условиями указанного договора ответчик обязался работать в течение 5 лет по основному месту работы в МБОУ СОШ № 1 им. Октябрьской революции по трудовому договору от ДАТА. В случае прекращения трудового договора с образовательной организацией до истечения 5 лет с даты его заключения Андрияшкин А.А. обязался возвратить единовременную компенсационную выплату в размере <...> в бюджет Брянской области.
ДАТА Андрияшкину А.А. были переведены денежные средства в размере <...>. ДАТА ответчик уволен на основании ст. 80 ТК РФ по собственному желанию.
ДАТА истцом в адрес Андрияшкина А.А. направлено требование о возврате выплаченной ему единовременной компенсационной выплаты в размере <...> в течение 30 календарных дней со дня получения требования. В ответ на требование ДАТА Андрияшкиным А.А. была возвращена часть выплаты, а именно <...>.
ДАТА Андрияшкину А.А. было направлено уведомление о возврате оставшихся <...> единовременной компенсационной выплаты в бюджет Брянской области. Указанное уведомление получено ответчиком 4 марта 2022 года.
Просил суд взыскать с Андрияшкина А.А. в пользу департамента образования и науки Брянской области единовременную компенсационную выплату в размере 500 000 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами по п. 1 ст. 395 ГК РФ с 15 марта 2022 года по дату вынесения решения суда.
Представитель истца департамента образования и науки Брянской области, ответчик Андрияшкин А.А., будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия. Ответчик Андрияшкин А.А. указал в своем заявлении, что он не возражает против взыскания единовременной компенсационной выплаты в размере <...>, и возражает против взыскания процентов.
Представитель МБОУ СОШ № 1 им. Октябрьской революции г. Севска, будучи извещенным надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял.
При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии с п. 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению единовременных компенсационных выплат учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, в рамках государственнй программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642, единовременная компенсационная выплата предоставляется учителю органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), на основании заключенного с учителем договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, а также трудового договора, заключенного учителем с общеобразовательной организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления (далее - трудовой договор), предусматривающего в том числе распространение трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Брянской области от 01 ноября 2019 года № 229-рп «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Брянской области и регионального оператора по реализации мероприятий по осуществлению единовременной компенсационной выплаты учителям («Земский учитель»)» департамент образования и науки Брянской области определен уполномоченным органом исполнительной власти Брянской области, который вправе принимать решение о предоставлении единовременной компенсационной выплаты учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек на территории Брянской области (далее - единовременная компенсационная выплата).
В соответствии с п. 2.1 Положения о конкурсном отборе претендентов на право получения единовременной компенсационной выплаты учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек на территории Брянской области; Положения о конкурсной комиссии по отбору претендентов на право получения единовременной компенсационной выплаты учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек на территории Брянской области; Порядка предоставления и расходования единовременной компенсационной выплаты учителям, возврата единовременной компенсационной выплаты учителям, прошедшим конкурсный отбор и прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек на территории Брянской области, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2019 года № 696-п, условиями предоставления единовременной компенсационной выплаты учителю являются: возраст учителя до 50 лет включительно на дату подачи документов, наличие среднего профессионального или высшего образования, соответствие учителя квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, трудоустройство в общеобразовательную организацию на вакантную должность учителя, включенную в перечень вакантных должностей, с объемом учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю за ставку заработной платы, принятие учителем обязательства отработать в течение пяти лет по основному месту работы при условии учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю за ставку заработной платы в соответствии с трудовым договором.
В соответствии с п.п. 1.2, 1.3 Порядка предоставления и расходования единовременной компенсационной выплаты учителям, возврата единовременной компенсационной выплаты учителям, прошедшим конкурсный отбор и прибывшим (переехавшему) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек на территории Брянской области, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2019 года № 696-п, единовременная компенсационная выплата предоставляется в размере <...> на основании заключенного с общеобразовательной организацией трудового договора на работу по должности учителя из перечня вакантных должностей на срок не менее чем 5 лет с объемом учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю за ставку заработной платы и трехстороннего договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
В случае прекращения трудового договора с общеобразовательной организацией до истечения срока его действия (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) учитель возвращает единовременную компенсационную выплату в бюджет Брянской области (п. 3.1 Порядка).
При наступлении события, установленного в пункте 3.1 настоящего Порядка, уполномоченный орган направляет учителю не позднее 5 рабочих дней со дня окончания срока, установленного в пункте 3.1 настоящего Порядка, требование о возврате единовременной компенсационной выплаты. Учитель обязан исполнить требование о возврате единовременной компенсационной выплаты в течение 30 календарных дней со дня его получения (п. 3.2 Порядка).
Как следует из материалов дела, между ответчиком и МБОУ СОШ № 1 им. Октябрьской революции г. Севска 12 ноября 2021 года заключен трудовой договор №, согласно которому Андрияшкин А.А. был принят на работу в должности учителя физической культуры, с датой начала работы с ДАТА на неопределенный срок.
ДАТА между МБОУ СОШ № 1 им. Октябрьской революции г. Севска, департаментом образования и науки Брянской области и Андрияшкиным А.А. был заключен трехсторонний договор по предоставлению единовременной компенсационной выплаты учителю, прибывшему (переехавшему) на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо город с населением до 50 тысяч человек на территории Брянской области, согласно которому Андрияшкину А.А. предоставляется единовременная компенсационная выплата в размере <...>.
В соответствии с п. 2.3.2 указанного трехстороннего договора учитель обязуется работать в течение 5 лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, с количеством часов учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю за ставку заработной платы в соответствии с трудовым договором, заключенным учителем с образовательной организацией.
В случае прекращения трудового договора с образовательной организацией до истечения 5 лет с даты заключения трудового договора (за исключением случаев, предусмотренных п. 8 ч. 1 ст. 77, п.п. 1, 2, 4 ч. 1 ст. 81, п.п. 1, 2, 5-7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ) учитель обязуется возвратить единовременную компенсационную выплату в полном объеме в бюджет Брянской области. Учитель обязуется исполнить требование уполномоченного органа о возврате единовременной компенсационной выплаты в течение 30 календарных дней со дня его получения (п. 2.3.5 Договора).
В соответствии с п. 2.3.7 указанного трехстороннего договора в случае просрочки исполнения обязательства по возврату единовременной компенсационной выплаты, предусмотренного п. 2.3.5 настоящего договора, в полном объеме, уплатить проценты за пользование чужими денежными средствами в размере, предусмотренном п. 1 ст. 395 ГК РФ, со дня, когда денежные средства должны быть возвращены, до дня их возврата.
С условиями данного договора ответчик был согласен, о чем свидетельствует его подпись в договоре.
Согласно платежному поручению № Андрияшкин А.А. ДАТА получил единовременную компенсационную выплату в размере <...>, что также подтверждается выпиской из лицевого счета департамента образования и науки Брянской области № от ДАТА.
ДАТА Андрияшкин А.А. подал директору МБОУ СОШ № 1 им. Октябрьской революции г. Севска заявление на увольнение с занимаемой должности по собственному желанию с ДАТА.
В соответствии с приказом № от ДАТА прекращено действие трудового договора от ДАТА№, Андрияшкин А.А. – учитель физической культуры уволен с ДАТА по собственному желанию в соответствии со ст. 80 ТК РФ на основании заявления работника. С приказом ответчик ознакомлен 31 января 2022 года.
ДАТА директор МБОУ СОШ № 1 им. Октябрьской революции г. Севска направил в адрес департамента образования и науки Брянской области информационное письмо исх. № о том, что Андрияшкин А.А. уволен с ДАТА по собственному желанию.
Департаментом образования и науки Брянской области 7 февраля 2022 года в адрес Андрияшкина А.А. направлено требование (исх. №) о возврате в бюджет Брянской области единовременной компенсационной выплаты в течение 30 календарных дней со дня получения требования, с указанием на выплату процентов за пользование чужими денежными средствами в размере ст. 395 ГК РФ в случае просрочки исполнения обязательства.
Согласно платежному поручению № от ДАТА Андрияшкин А.А. вернул в бюджет Брянской области <...>.
ДАТА за исх. № департаментом образования и науки Брянской области Андрияшкину А.А. было повторно направлено уведомление о возвращении оставшихся <...> единовременной компенсационной выплаты в бюджет Брянской области. Данное уведомление было получено ответчиком 4 марта 2022 года.
В связи с тем, что ответчик, заключая трехсторонний договор от ДАТА на получение единовременной компенсационной выплаты, добровольно принял на себя обязанность отработать не менее определенного срока по трудовому договору, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока, обязался возвратить истцу перечисленную ему компенсационную выплату, учитывая, что обязательство, установленное указанным договором, Андрияшкиным А.А. не было исполнено, суд приходит к выводу о наличии у ответчика, уволившегося до истечения пятилетнего срока из образовательного учреждения, расположенного в городе с населением до 50 тысяч человек, обязанности вернуть единовременную компенсационную выплату в размере <...>.
Как следует из п. 1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Как разъяснено в пункте 48 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского Кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня.
В п. 2.3.7 трехстороннего договора от ДАТА предусмотрена ответственность ответчика за неисполнение обязанности по возврату единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной п. 2.3.5 договора, в виде уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами в размере, предусмотренном п. 1 ст. 395 ГК РФ, со дня, когда денежные средства должны быть возвращены, до дня их возврата.
ДАТА Андрияшкин А.А. вернул часть единовременной компенсационной выплаты в размере <...>, то есть до ДАТА (по истечении 30 календарных дней с момента получения требования) он должен был вернуть оставшуюся сумму в размере <...>.
В соответствии со ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С учетом изложенного Андрияшкин А.А. должен был вернуть оставшуюся часть единовременной компенсационной выплаты до ДАТА, то есть начисление процентов в порядке ст. 395 ГК РФ следует считать с ДАТА.
Таким образом, с ответчика подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленными за период с ДАТА по день вынесения решения суда (ДАТА), исходя из соответствующей ключевой ставки Банка России (ст. 395 ГК РФ).
<...> | <...> | <...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> | <...> | <...> |
<...> | ||||
<...> |
Учитывая приведенный расчет с Андрияшкина А.А. в пользу департамента образования и науки подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами в размере <...>
В силу ст. 333 ГП РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
В соответствии с абз. 2 п. 71 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» при взыскании неустойки с иных лиц правила статьи 333 ГК РФ могут применяться не только по заявлению должника, но и по инициативе суда, если усматривается очевидная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства (пункт 1 статьи 333 ГК РФ). В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, свидетельствующие о такой несоразмерности (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ). При наличии в деле доказательств, подтверждающих явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства, суд уменьшает неустойку по правилам статьи 333 ГК РФ.
Конституционный суд Российской Федерации в ряде своих решений отмечал, что неустойка как способ обеспечения исполнения обязательств и мера имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, по смыслу статей 12, 330, 332 и 394 ГК РФ, стимулирует своевременное исполнение обязательств, позволяя значительно снизить вероятность нарушения прав кредитора, предупредить нарушение (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 года № 1723-О, от 24 марта 2015 года № 579-О, от 23 июня 2016 года № 1376-О).
Доказательств несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд не усматривает оснований для применения ст. 333 ГК РФ.
Часть 1 ст. 88 ГПК РФ предусматривает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
<...>
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков. Данная норма регулирует отношения, связанные с уплатой или взысканием государственной пошлины в соответствующий бюджет.
<...>
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования департамента образования и науки Брянской области удовлетворить.
Взыскать с Андрияшкина А.А. в пользу департамента образования и науки Брянской области единовременную компенсационную выплату в размере <...>.
Взыскать с Андрияшкина А.А. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <...>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Севский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий Е.Е. Хорзеева