ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-108/2022 от 26.04.2022 Шекснинского районного суда (Вологодская область)

УИД 35RS0028-01-2022-000001-64

Дело № 2-108/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос. Шексна 26 апреля 2022 года

Шекснинский районный суд Вологодской области в составе:

судьи Шутовой Е.В.,

при секретаре Афанасец А.А.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1к администрации Шекснинского муниципального района о взыскании упущенной выгоды,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Шекснинского муниципального района о взыскании денежных средств в счет возмещения разницы в стоимости недвижимости.

В обоснование иска указала, что в 2011 году ее семья в составе супруга ФИО3, супруги ФИО5 признаны участниками Федеральной целевой программы «Жилище», как нуждающаяся молодая семья. Программа включает в себя мероприятия по оказанию государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в рамках мероприятий по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, обеспечению жильем молодых семей и обеспечению жильем отдельных категорий граждан на основании решений Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации. В 2018 году брак с ФИО3 был расторгнут, она обратилась в администрацию с заявлением о внесении изменений и признании участником программы молодой семьи в составе: мать ФИО1, дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ получила решение об отказе в признании ее семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы, которое обжаловала. Решение администрации Шекснинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ было признано незаконным. Администрация направила предложение в Департамент строительства Вологодской области о внесении изменений в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат. В списке истец была восстановлена, но социальную выплату не получила. Департамент строительства сообщил, что денежные средства в бюджете не заложены, социальную выплату она не получит. Истец обратилась в суд, который не согласился с доводами Департамента о том, что нет оснований для включения в список претендентов на получение социальной выплаты в 2021 году. Прокуратура подтвердила факт нарушения прав истца в письме от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ администрация Шекснинского муниципального района выдала свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства. В 2020 году администрация Шекснинского муниципального района исключила истца из списка претендентов, где последняя занимала первое место в списке молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, и, получив сертификат, могла приобрести жилое помещение (квартиру) по ценам, установившимся в 4 квартале 2020 года. Средняя цена на вторичном рынке жилья, согласно данным Росстата, в конце 2020 года составила 42 772 рубля за квадратный метр. То есть, приобрести квартиру площадью 42 кв. м истец могла бы по цене 1 796 424 рубля. По независящим от нее причинам, вследствие незаконных действий должностных лиц, она не получила социальную выплату в 2020 году, хотя имела полное право и уже имела бы возможность приобрести жилье. В декабре 2021 года стоимость жилья в разы выросла, и стоимость за один квадратный метр составляет 57 037 рублей, и уже 42 квадратных метра стоят 2 395 554 рубля. Разница в стоимости недвижимости составляет 599 130 рублей. Просит взыскать с администрации Шекснинского муниципального района 599 130 рублей в счет возмещения разницы в стоимости недвижимости. После уточнения основания исковых требований, принятых протокольным определением Шекснинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, истица ФИО1 просит взыскать с администрации Шекснинского муниципального района 599 130 рублей в счет возмещения разницы в стоимости недвижимости как упущенную выгоду.

В судебном заседании ФИО1 заявленные исковые требования с учетом их уточнений поддержала.

Представитель ответчика - администрации Шекснинского муниципального района по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения иска по основаниям, указанным в письменном отзыве.

Департамент строительства Вологодской области, привлеченный к рассмотрению дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на основании протокольного определения Шекснинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, надлежащим образом уведомленный о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил. В письменных возражениях и дополнениях к ним представитель Департамента по доверенности ФИО6 просила рассмотреть дело без участия представителя, в удовлетворении иска отказать, поскольку социальная выплата предоставляется не по данным цен Росстата за 1 кв. м. жилья на вторичном рынке жилья, а в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12. 2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»).

Суд, изучив материалы дела, заслушав истца, представителя ответчика, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Исходя из содержания статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу статьи 15 Гражданского кодекса РФ возмещение убытков, в том числе в виде упущенной выгоды, является мерой гражданско-правовой ответственности, применение которой возможно лишь при доказанности правового состава, то есть наличия таких условий как: совершение противоправных действий или бездействия; возникновение убытков; причинно-следственная связь между противоправным поведением и возникшими убытками; подтверждение размера убытков.

В судебном заседании установлено, что молодая семья ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоящая из двух человек, включая ее несовершеннолетнюю дочь ФИО4, с ДД.ММ.ГГГГ по предложению администрации Шекснинского муниципального района была включена в утвержденный список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в 2020 году.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация Шекснинского муниципального района уведомила ФИО5 об отказе в признании ее семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы, в связи с несоответствием молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат.

Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ решение администрации Шекснинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об исключении молодой семьи ФИО5 из списка молодых семей-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» признано незаконным; администрация Шекснинского муниципального района обязана в течение 10 дней по вступлении решения суда в законную силу направить в Департамент строительства Вологодской области в соответствии с порядком (Приложение № 3), утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 02.03.2020 № 184, предложение о внесении изменений в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат, восстановлении в названном списке ранее состоявшей там молодой семьи ФИО5 с составом семьи 2 человека.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В соответствии с п. 26 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050), Департамент строительства области на основании списков молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятия ведомственной целевой программы на соответствующий год, средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом строительства Вологодской области был сформирован список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на 2021 год, в который семья ФИО1 не была включена, поскольку на момент формирования списка Шекснинским районным судом Вологодской области рассматривалось административное дело по административному иску ФИО1 об оспаривании решения администрации Шекснинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании ее семьи участницей ведомственной целевой программы.

ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО1 составом 2 человека была включена в утвержденный список молодых семей-участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» на 2022 год.

В декабре 2021 года в связи с тем, что другая семья-претендент, включенная в список распоряжением Департамента строительства Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ год, не смогла реализовать социальную выплату, распоряжением Департамента строительства Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о внесении в утвержденный список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2021 году семьи ФИО1

Согласно п. 10 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации») социальная выплата предоставляется в размере не менее: 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, имеющих одного ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка или более. В соответствии с п. 15 Правил размер общей площади жилого помещения, с учетом которого определяется размер социальной выплаты, составляет: а) для семьи, состоящей из 2 человек (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок), - 42 кв. метра.

Согласно п. 17 Правил размер социальной выплаты рассчитывается на дату утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, указывается в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты и остается неизменным в течение всего срока его действия.

Департаментом строительства Вологодской области ДД.ММ.ГГГГ для подготовки списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2021 году в целях заключения Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Вологодской области на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации был направлен запрос в органы местного самоуправления о предоставлении информации в срок до ДД.ММ.ГГГГ о нормативе стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, на основании которого планировалось предоставлять молодым семьям социальные выплаты в 2021 году.

Согласно информации, поступившей из Департамента строительства Вологодской области, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Шекснинского муниципального района действовал приказ о нормативе стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Шекснинскому муниципальному району на 3 квартал 2020 года в размере 35 886 рублей.

Из материалов дела следует, что на основании Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.06.2020 № 351/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2020 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2020 года» показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра по Вологодской области на 3 квартал 2020 года составили 35 886 рублей.

Таким образом, ФИО1 выдано свидетельство на получение социальной выплаты в размере

Истица ФИО1, предъявляя исковые требования о взыскании 599 130 рублей, руководствуется данными Росстата о стоимости 1 кв. метра жилья в размере 42 772 рубля на вторичном рынке на 4 квартал 2020 года, а также средней ценой 1 квадратного метра жилья в размере 57 037 рублей на декабрь 2021 года, исчисленной по двум объявлениям о продаже квартир.

Между тем, действующим законодательством размер социальной выплаты рассчитывается на дату утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, исходя из общей площади жилого помещения, количества членов молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников мероприятия ведомственной целевой программы.

На основании вышеизложенного, суд считает, что у ФИО1 отсутствуют основания для соотнесения стоимости приобретаемого в рамках рассматриваемой целевой программы жилья с ценой одного квадратного метра по данным Росстата и рыночной стоимостью жилья.

Кроме этого, действующей целевой программой не предусмотрена оплата всей стоимости приобретаемого жилого помещения, семье ФИО1 социальная выплата предоставлена в размере 35 % расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Доказательств наличия убытков в виде упущенной выгоды в размере 599 130 рублей, ФИО1 не представлено и материалы дела не содержат.

Факт того, что ФИО1 могла приобрести квартиру по стоимости одного квадратного метра в размере 42 772 рубля после 27.10.2020, то есть даты исключения семьи ФИО1 из списка молодых семей-участников ведомственной целевой программы, не доказан.

Документального подтверждения заключения ФИО1 предварительного договора купли-продажи квартиры по цене за квадратный метр в размере 42 772 рубля, одобрения кредитной организацией ипотеки на покупку конкретной квартиры и заключения кредитного договора не представлено.

Таким образом, требования ФИО1 о взыскании упущенной выгоды в размере 599 130 рублей – разницы в стоимости недвижимости не основаны на законе.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 не имеется.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1к администрации Шекснинского муниципального района о взыскании упущенной выгоды в размере 599 130 рублей – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Вологодского областного суда через Шекснинский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись Е.В. Шутова

Решение в окончательной форме изготовлено 05 мая 2022 года.

Судья подпись Е.В. Шутова