ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1090/20 от 10.09.2020 Сургутского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2-1090/2020

УИД 86RS0005-01-2020-003065-96

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе: председательствующего судьи Алешкова А.Л., при секретаре Суфияровой И.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Сургутского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Сургут перевалка» о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сургутского района, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд к ООО «Сургут перевалка» с иском о возложении обязанностей, указывая на то, что прокуратурой Сургутского района по поручению прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры проведена проверка соблюдения законодательства о промышленной безопасности на опасных производственных объектах в отношении ООО «Сургут Перевалка». Проведенным 13.07.2020 совместно со специалистами отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по Сургутскому району) ГУ МЧС России по ХМАО-Югре обследованием территории, эксплуатирующей ООО «Сургут перевалка», установлено, что часть резервуаров, выведенных из эксплуатации приказами ООО «Сургут перевалка», находятся в рабочем состоянии (эксплуатируются). Внутри резервуаров № 28-31 (объемом 1000 м3), резервуаров № 9 и 11 (объемом 10000 м3) находятся нефтепродукты, в резервуаре №1 0 (объемом 10000 м3) имеются остатки нефтепродуктов. При этом обвалование вокруг группы резервуаров с нефтепродуктами № 28-31 и группы резервуаров с нефтепродуктами № 9-11 находится в неисправном состоянии: целостность обвалования частично разрушена, что не соответствует требованиям, предъявляемым п. 352 Постановления Правительства РФ № 390 и п.п. 768, 769 Приказа Ростехнадзора № 101.

В п.п. 13.2.1, 13.2.3, 13.2.8 СП 155.13130.2014 «Свод правил «Склады нефти нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС России от 26.12.2013 №837, а также п.п. 8.1, 8.3, 8.7 СНиП 2.11.03-93 Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы», утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по вопросам архитектуры и строительства от 26.04.1993 № 18-10, указано, что на складах нефти и нефтепродуктов предусматриваются системы пожаротушения и водяного охлаждения. Для наземных резервуаров нефти и нефтепродуктов объемом 5000 м3 и более, следует предусматривать системы автоматического пожаротушения и стационарные установки охлаждения. В нарушение вышеуказанных требований резервуары № 9-11 не оборудованы системой автоматического пожаротушения и стационарными установками охлаждения.

Кроме того, экспертами указано, что резервуары № 28-31 могут быть допущены к дальнейшей эксплуатации с паспортными значениями рабочих параметров на срок до апреля 2019 года при условии обязательного выполнения мероприятий. Очередную экспертизу промышленной безопасности резервуаров с целью определения возможности и условий их дальнейшей эксплуатации необходимо провести не позднее апреля 2019 года.

Приказом технического директора ООО «Сургут перевалка» от 05.02.2018 № 24 «О выводе из эксплуатации» резервуары № 28-31 выведены из эксплуатации, предписано прекратить прием в них нефтепродуктов и освободить трубопроводы от остатков нефтепродуктов. Приказом генерального директора ООО «Сургут перевалка» от 23.06.2015 № 93/1 «О выводе из эксплуатации имущества» резервуары № 9-11 выведены из эксплуатации для соблюдения противопожарной безопасности.

При этом в настоящее время резервуары фактически используются для хранения в них нефтепродуктов, несмотря на наличие нарушений норм промышленной безопасности, прямого запрета эксплуатации РВС № 28-31 после апреля 2019 года, а также без заключений экспертизы промышленной безопасности.

ООО «Сургут перевалка» не предоставлены письменные разрешения ответственного лица, в введении которого находится резервуарный парк, о включении в работу емкостей (резервуаров) после освидетельствований, ревизий и ремонта, обязательное наличие которых предусмотрено п. 776 Приказа № 101. При наличии данных нарушений создаются реальные условия возникновения угрозы жизни и здоровью людей, наступления техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды.

Отсутствие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности резервуаров, применяемых на опасном производственном объекте, свидетельствует о том, что не проведена оценка их фактического состояния (возможно наличие различных дефектов, последствий воздействия коррозии, иных механических проявлений), и отсутствует возможность дальнейшей безопасной эксплуатации, то есть существует реальная угроза возникновения аварийной ситуации. Их использование на опасном производственном объекте может привести к аварии на нем. Перечисленные факторы указывают на невозможность дальнейшей безопасной эксплуатации резервуаров № 9-11, 28-31.

В судебном заседании помощник прокурора Сургутского района Широкова К.А., с учетом представленных суду уточнений, исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Ширямов С.В. исковые требования прокурора не признал, полагая их не обоснованными, пояснил, что на момент рассмотрения дела резервуары № 9-11, 28-31 не эксплуатируются, нефтепродукты в них отсутствуют.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по ХМАО-Югре Никифоров Р.А. исковые требования прокурора поддержал, поскольку выявленные проверкой нарушения не устранены.

Представитель третьего лица ООО «Газпром газонефтепродукт продажи» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в отзыве указал, что нефтепродукты (товарная продукция) ООО «Газпром газонефтепродукт продажи» в спорных емкостях ООО «Сургут перевалка» отсутствуют, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

Представитель третьего лица ООО «Газпром переработка» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в отзыве указал, что нефтепродукты ООО «Газпром переработка» в спорных емкостях ООО «Сургут перевалка» отсутствуют, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

Выслушав мнение сторон, третьего лица, изучив и проанализировав материалы дела, суд пришел к следующему.

Положения Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116) распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона №116 федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; обоснованию безопасности опасного производственного объекта.

Нормы и правила промышленной безопасности устанавливаются и утверждаются соответствующими приказами Ростехнадзора, иными нормативными актами, как общего назначения, так и по отраслям промышленности.

В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 116 требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической 5езопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (ст.2 Федерального закона от 2.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

В п. 352 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме» (далее - Постановление Правительства РФ №390) указано, что обвалования вокруг резервуаров с нефтью и нефтепродуктами, а также переезды через обвалования должны находиться в исправном состоянии.

В соответствии с п.п. 768, 769 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 №101 (далее - Приказ Ростехнадзора №101), резервуары или группы резервуаров должны быть ограждены сплошным валом или стенами, рассчитанным на гидростатическое давление разлившейся жидкости при разрушении резервуара.

Свободный от застройки объем внутри ограждения должен быть не менее объема наибольшего резервуара в группе.

Проведенным 13.07.2020 совместно со специалистами отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по Сургутскому району) ГУ МЧС России по ХМАО-Югре обследованием территории, эксплуатирующей ООО Сургут перевалка», установлено, что часть резервуаров, выведенных из эксплуатации приказами ООО «Сургут перевалка», находятся в рабочем состоянии (эксплуатируются). Внутри резервуаров №28-31 (объемом 1000 м3), резервуаров №9 и 11 (объемом 10000 м3) находятся нефтепродукты, в резервуаре №10 (объемом 10000 м3) имеются остатки нефтепродуктов. При этом обвалование вокруг группы резервуаров с нефтепродуктами №28-31 и группы резервуаров с нефтепродуктами №9-11 находится в неисправном состоянии: целостность обвалования частично разрушена, что не соответствует требованиям, предъявляемым п. 352 Постановления Правительства РФ №390 и п.п. 768, 769 Приказа Ростехнадзора №101.

В п.п. 13.2.1, 13.2.3, 13.2.8 СП 155.13130.2014 «Свод правил «Склады нефти нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС России от 26.12.2013 №837, а также п.п. 8.1, 8.3, 8.7 СНиП 2.11.03-93 Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы», утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по вопросам архитектуры и строительства от 26.04.1993 №18-10, указано, что на складах нефти и нефтепродуктов предусматриваются системы пожаротушения и водяного охлаждения. Для наземных резервуаров нефти и нефтепродуктов объемом 5000 м3 и более, следует предусматривать системы автоматического пожаротушения и стационарные установки охлаждения.

В нарушение вышеуказанных требований резервуары №9-11 не оборудованы системой автоматического пожаротушения и стационарными установками охлаждения.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона №116 организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Согласно п.п. 13, 27 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 №538, экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники. Результат экспертизы содержит один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта): 1) объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности; 2) объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия, после проведения которых техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);

Проведенными в апреле 2015 года экспертизами промышленной безопасности РВС №28-31, а также оценками остаточного ресурса и гидравлических испытаний резервуаров установлено, что объекты не в полной мере соответствуют требованиям промышленной безопасности и могут быть применены при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения следующих мероприятий:

- оборудование резервуаров приборами (сигнализаторами) контроля уровня;

- обустройство отмосток на разрушенных участках;

- оборудование резервуаров быстродействующей запорной арматурой с дистанционным управлением из мест, безопасных для нахождения персонала в аварийных условиях, для освобождения резервуара от горючих продуктов в аварийных случаях;

- восстановление журналов текущего обслуживания резервуаров;

- восстановление паспортов резервуаров.

Кроме того, экспертами указано, что резервуары №28-31 могут быть допущены к дальнейшей эксплуатации с паспортными значениями рабочих параметров на срок до апреля 2019 года при условии обязательного выполнения мероприятий. Очередную экспертизу промышленной безопасности резервуаров с целью определения возможности и условий их дальнейшей эксплуатации необходимо провести не позднее апреля 2019 года.

Приказом технического директора ООО «Сургут перевалка» от 05.02.2018 № 24 «О выводе из эксплуатации» резервуары №28-31 выведены из эксплуатации, предписано прекратить прием в них нефтепродуктов и освободить трубопроводы от остатков нефтепродуктов.

Приказом генерального директора ООО «Сургут перевалка» от 23.06.2015 №93/1 «О выводе из эксплуатации имущества» резервуары №9-11 выведены из эксплуатации для соблюдения противопожарной безопасности.

При этом на момент проверки 13.07.2020 года резервуары фактически используются для хранения в них нефтепродуктов, несмотря на наличие нарушений норм промышленной безопасности, прямого запрета эксплуатации РВС №28-31 после апреля 2019 года, а также без заключений экспертизы промышленной безопасности.

Статьей 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7-ФЗ) установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению. экологической безопасности.

В соответствии с п. 1 ст. 46 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

ООО «Сургут перевалка» не предоставлены письменные разрешения ответственного лица, в ведении которого находится резервуарный парк, о включении в работу емкостей (резервуаров) после освидетельствований, ревизий и ремонта, обязательное наличие которых предусмотрено п. 776 Приказа №101. При наличии данных нарушений создаются реальные условия возникновения угрозы жизни и здоровью людей, наступления техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды.

Отсутствие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности резервуаров, применяемых на опасном производственном объекте, свидетельствует о том, что не проведена оценка их фактического состояния (возможно наличие различных дефектов, последствий воздействия коррозии, иных механических проявлений), и отсутствует возможность дальнейшей безопасной эксплуатации, то есть существует реальная угроза возникновения аварийной ситуации. Их использование на опасном производственном объекте может привести к аварии на нем. Перечисленные факторы указывают на невозможность дальнейшей безопасной эксплуатации резервуаров №28-31, 9- 11.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

При таких обстоятельствах, исковые требования заместителя прокурора Сургутского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Сургут перевалка» о возложении обязанностей по устранению выявленных 13.07.2020 года нарушений пожарной безопасности в срок до 01.03.2021 года, а также запрете эксплуатации резервуаров вертикальных стальных № 28-31, № 9-11, до устранения нарушений требований Закона, суд полагает подлежащими удовлетворению, как основанные на законе, подтвержденные представленными суду доказательствами.

Доводы ответчика об отсутствии на момент рассмотрения дела нефтепродуктов в спорных резервуарах, как основание для отказа в иске, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку исковые требования об устранении нарушений, выявленных 13.07.20, которые на момент рассмотрения дела ответчиком не устранены. Данный факт свидетельствует лишь о косвенном признании выявленных нарушений и начале их устранений.

Поскольку исковые требования истца удовлетворены в полном объеме, в силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 6 000 рублей, подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета муниципального образования городской округ город Сургут.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать в срок до 01.03.2021 устранить выявленные нарушения требований ст.ст. 3, 4, 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ст. 2 Федерального закона от 21.12,1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 352 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», п.п. 768, 769 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101. п.п;. 13.2.1, 13.2.3, 13.2.8 СП 155.13130.2014 «Свод правил «Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС России от 26.12,2013 № 837, п.п. 8.1, 8.3, 8.7 СНиП 2.11.03-93 «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы», утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по вопросам архитектуры и строительства от 26.04.1993 № 18-10, п.п. 13, 27 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, выразившихся в следующем:

- выведенные из эксплуатации резервуары № 28-31 (объемом 1000 м3), резервуары № 9-11 (объемом 10 000 м3) эксплуатируются без заключений экспертизы промышленной безопасности, несмотря на прямой запрет эксплуатации РВС № 28-31 после апреля 2019 года;

- обвалование вокруг группы резервуаров с нефтепродуктами № 28-31 и группы резервуаров с нефтепродуктами № 9-11 находится в неисправном состоянии.

Запретить эксплуатацию резервуаров вертикальных стальных № 28-31, № 9-11, расположенных по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Сургутский район, Западно-Сургутское месторождение, Комплекс перевалки, до устранения нарушений требований Закона.

Взыскать с ООО «Сургут перевалка» в доход местного бюджета муниципального образования городской округ город Сургут государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Сургутский районный суд.

Судья Сургутского районного суда А.Л. Алешков