ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1090/2015 от 24.02.2015 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 2-1090/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

**.** 2015 года гор. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Лугиной Р. Н.,

с участием заявителя ФИО1 и его представителя ФИО2,

представителей заинтересованного лица ФИО3 и ФИО4,

при секретаре судебного заседания Дзешкевич Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным требования Псковской таможни об уплате таможенных платежей и пени,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным требования Псковской таможни от **.** 2014 года № ** об уплате таможенных платежей в сумме 584 500 руб. 80 коп и пени в сумме 12537 руб. 55 коп.

В обоснование указал, что **.** 2014 года по пассажирской таможенной декларации для личного пользования временно ввез на таможенную территорию Таможенного союза автомобиль марки «А.», ** года выпуска, со сроком вывоза **.** 2014 года. Фактически автомобиль вывезен **.** 2014 года. **.** 2014 года Псковская таможня выставила ему требование об уплате таможенных платежей и пени, мотивировав его нарушением заявителем положений статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза, устанавливающей обязанность вывезти транспортное средство по истечении срока временного ввода. Полагает, что требование об уплате платежей и пени является незаконным, поскольку обязанность уплатить таможенные платежи у него отсутствует по причине вывоза автомобиля с таможенной территории Таможенного союза. Также указал на невозможность вывоза автомобиля в установленный срок по причине его неисправности, на незначительное нарушение срока вывоза транспортного средства и на то, что при въезде на территорию Таможенного союза ему не были разъяснены негативные последствия не вывоза автомобиля в установленный срок. Указанное, по мнению заявителя, свидетельствует о незаконности действий Псковской таможни.

Представители Псковской таможни с требованиями не согласились, ссылаясь на законность оспариваемого требования. Подробно позиция представителя заинтересованного лица изложена в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела (л.д. 33-42).

Выслушав заявителя и его представителя, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

При этом к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ).

В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Судом установлено, что **.** 2014 года ФИО1, имеющим гражданство Эстонии, на таможенную территорию Таможенного союза для личного пользования ввезен автомобиль «А.», ** года выпуска, номер **, VIN –** (л.д. 12, 16, 69). Срок временного ввоза – до **.** 2014 года (л.д. 16).

**.** 2014 года Псковской таможней ФИО1 выставлено требование № ** об уплате таможенных платежей в сумме 584500,80 руб. и пени в сумме 12537,54 руб. (л.д. 8-9).

Основанием выставления требования послужил не вывоз автомобиля с таможенной территории Таможенного союза в установленный срок - до **.** 2014 года.

За не вывоз с таможенной территории Таможенного союза временного ввезенного автомобиля ФИО1 постановлением заместителя начальника Псковской таможни от **.** 2014 года № ** привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 16.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1500 руб. (л.д. 72-74).

Порядок перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза регулируется главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение).

Согласно части 4 статьи 354 ТС ТК товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 355 ТК ТС и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ТС. Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, определяется таможенным законодательством таможенного союза.

В соответствии с частью 1 статьи 355 ТК таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.

В силу пункта 2 статьи 358 ТК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

Пунктом 5 статьи 358 ТК ТС установлено, что в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с не вывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

Исходя из пункта 5 статьи 14 Соглашения, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается (помимо иных оснований) у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.

При не вывозе временно ввезенных транспортных средств для личного пользования до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза сроком уплаты таможенных пошлин налогов согласно пункту 6 статьи 14 Соглашения считается день истечения срока их временного ввоза.

Таким образом, поскольку обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства осуществлен заявителем по истечении установленного таможенным органом срока, следовательно, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном пунктом 7 статьи 14 Соглашения, т.е. в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства были выпущены для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории Таможенного союза.

В соответствии с частью 3 статьи 150 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон) до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 названного Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 157 и частью 2 статьи 157 Федерального закона, а также, если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган.

Согласно части 1 статьи 152 Федерального закона требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.

Требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) направляется плательщику таможенных пошлин, налогов независимо от привлечения его к уголовной или административной ответственности (часть 18 статьи 152 Федерального закона).

В соответствии с частью 2 статьи 151 Федерального закона пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

По совокупности указанного суд находит, что требование Псковской таможни от **.** 2014 года № ** вынесенное ФИО1 об уплате таможенных платежей соответствует положениям таможенного законодательства, не нарушает прав и свобод заявителя, а потому оснований для признания его незаконным не имеется.

Доводы заявителя о том, что у него отсутствует обязанность платить таможенные платежи по причине вывоза автомобиля с таможенной территории, суд находит несостоятельными, и основанными на неверном толковании норм материального права.

В частности, из смысла пункта 5 статьи 358 ТК ТС не следует, что обязательным условием взимания таможенных пошлин и налогов является нахождение временно ввезенного товара для личного пользования на таможенной территории таможенного союза на момент выставления требования об их уплате. Обязательным условием, по мнению суда, в данном случае является нахождение товара на таможенной территории таможенного союза по истечении установленного срока его вывоза и последующий срок вывоза товара по истечении срока временного ввоза значения не имеет.

Более того, в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 283 ТК ТФ нарушение условий, при которых транспортное средство помещалось под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, влечет за собой обязанность декларанта уплатить ввозные пошлины в размерах, соответствующих сумма ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при перемещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), за вычетом сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Доводы заявителя о том, что он привлечен к административный ответственности и им уплачен административный штраф, в связи, с чем уплата таможенных платежей и пени, не основаны на законе, суд не принимает во внимание.

Право физического лица, перемещающего транспортное средство через таможенную границу Таможенного союза и претендующего на получение льгот по уплате таможенных платежей, сопряжено с обязанностью, предусматривающей определенную степень заботливости и осмотрительности в отношении такого транспортного средства.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 27.04.2001N 7-П, субъекты таможенных отношений имеют возможность должным образом подтверждать, что нарушение таможенных правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне их контроля, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей.

В данном случае ФИО1 не представлено доказательств того, что им была проявлена необходимая степень заботливости и осмотрительности, которые позволили бы ему надлежащим образом исполнить взятые на себя таможенные обязательства.

В силу вышеприведенных норм материального права доводы заявителя о незначительности нарушенного срока вывоза автомобиля с таможенной территории Таможенного союза, как и доводы о не разъяснении ему негативных последствий несвоевременного вывоза автомобиля в виде уплаты таможенных платежей, суд также находит не состоятельными.

Срок выставления ФИО1 требования об уплате таможенных платежей и пени таможенным органом соблюден.

В соответствии со статьей 99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3-х лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Согласно пункту 6 статьи 14 Соглашения сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается при не вывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза – день истечения срока их временного ввоза.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временного ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.

Пунктом 5 статьи 152 Федерального закона установлено, что требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных платежей налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.

Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (пункт 6 статьи 152 Федерального закона).

Из представленных в материалах дела акта проверки документов и сведений после выпуска товара и (или) транспортных средств от **.** 2014 года № **, акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей от **.** 2014 года № **, требования об уплате таможенных платежей от **.** 2014 года № ** следует, что предусмотренная указанными положения Федерального закона процедура проведения проверки и выставления ФИО1 требования об уплате таможенных платежей и пени соблюдена. Поэтому его доводы о нарушении срока предъявления требования неубедительны.

Ссылки заявителя на решение Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза от **.** 2014 года № ** и приказ Федеральной таможенной службы России от **.** 2014 года № **, которыми рекомендовано таможенным органам Таможенного союза организовать предупредительные мероприятия по исключению нарушений физическими лицами, временно ввезшими на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, путем предложения декларанту, осуществляющему таможенное декларирование с целью вывоза такого транспортного средства по истечению установленного таможенным органом срока временного ввоза подать в установленном порядке заявление о продлении срока временного ввоза, в случае, если не истек допустимый таможенным законодательством Таможенного союза годовой срок временного ввоза данной категории товаров, в течении которого предоставляется освобождение от уплаты таможенных пошлин, сборов, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные документы помимо того, что приняты после вывоза заявителем транспортного средства, носят рекомендательный характер и соответствующим образом на законодательном уровне не закреплены.

Руководствуясь статьями 194-199,257,259 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным требования Псковской таможни об уплате таможенных платежей и пени отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Р. Н. Лугина