ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1091/10 от 30.03.2010 Индустриального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 марта 2010 года город Барнаул

Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Емельяновой Е.В.,

при секретаре ФИО9

с участием представителя истца ФИО5, представителей ответчиков ТОСМФИО4, Управления Росреестра по Алтайскому краю ФИО3, представителя третьего лица Управления Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО6 к ТОСМ Индустриального района города Барнаула, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю о признании частично недействующим Устава ТОСМ

установил:

ФИО6 обратилась в суд с иском к ответчикам с требованием о признании недействующим с момента вступления в законную силу ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» или с 01 января 2006г. п. 2.3.5. Устава ТОСМ Индустриального района г. Барнаула, устанавливающего обязанность выплаты целевых взносов, относящего определение размера целевых взносов к исключительным полномочиям конференции граждан жителей микрорайона. В обоснование иска истец указывает на то, что действующим законодательством не предусмотрено право органа местного самоуправления, каковым является ТОСМ самостоятельно устанавливать целевые взносы.

В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец ФИО6 в судебное заседание не явилась, о дне и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представители ответчиков – ТОСМ Управления Росреестра в Алтайском крае возражали против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица – Управления Министерства юстиции в Алтайском крае в судебном заседании указала, что оснований для удовлетворения исковых требований нет.

Представители третьих лиц – Администрации Индустриального района г.Барнаула, администрации г.Барнаула в судебное заседание не явились, о дне и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, с учетом мнения явившихся участников процесса суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) является одной из форм, наряду с правотворческой инициативой граждан, публичными слушаниями, собранием граждан, конференцией граждан и др., непосредственного осуществления населением и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Организация и деятельность территориального общественного самоуправления регулируется такими нормативными актами, как Конституция РФ, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.29 Устава муниципального образования городского округа – города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 20.06.2008 г. № 789 под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории городского округа (подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, село, поселок и другие территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются городской Думой по предложению населения, проживающего на данной территории.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из бюджета города определяются положением о территориальном общественном самоуправлении, утвержденным решением городской Думы в соответствии с федеральным законом.

Решением Барнаульской городской Думы от 20.08.2009 г. № 158 утверждены границы ТОСМ Индустриального района города Барнаула.

Согласно п.3.1. Положения о территориальном общественном самоуправлении в г.Барнауле, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 14.05.2009 г. № 106 любой гражданин, достигший 16-летнего возраста, имеет право быть инициатором и участвовать в создании ТОС на той территории, где он проживает, принимать участие в собраниях, конференциях граждан, проводимых ТОС, избирать и быть избранным в органы ТОС, получать информацию о деятельности ТОС.

Создание ТОС осуществляется по инициативе граждан, проживающих на определенной территории (п.5.1 Положения).

В соответствии с п. 7.1. ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС в администрации района по месту создания ТОС. Регистрация осуществляется в месячный срок с момента поступления документов на регистрацию.

Полномочия, форма работы органов ТОС, порядок принятия ими решений устанавливаются ТОС самостоятельно в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отражаются в уставе ТОС (п.9.4 Положения).

Аналогичные положения содержались в ранее действовавшем Положении о территориальном общественном самоуправлении в г.Барнауле утвержденном решением Барнаульской городской Думы от 23.12.2005 г. № 254.

Пунктом 1.1. Устава ТОСМ определено, что ТОСМ Индустриального района г.Барнаула представляет собой самоорганизацию граждан по месту их жительства на территории муниципального образования городского округа – города Барнаула для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения городского округа. Здесь же определены границы территории ТОС.

Согласно п.2.1 Устава ТОСМ конференция граждан-жителей микрорайона является высшим органом ТОС.

П.2.3. Устава определены исключительные полномочия конференции граждан-жителей микрорайона, в том числе п.2.3.5. – введение целевых взносов граждан-жителей микрорайона на строительство и эксплуатацию объектов коммунального назначения, инженерных сетей, благоустройство территорий, определение размеров этих взносов, а также размера оплаты за оказываемые Советом ТОС жителям микрорайона услуги по текущему содержанию инженерных сетей, коммуникаций, дорог и других объектов жизнеобеспечения микрорайона.

Частью 7 ст. 27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрены вопросы, относящиеся к исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, т.е. вопросы, которые могут быть разрешены лишь решением собрания, конференции граждан. Указанный перечень, вопреки доводам истца, не является исчерпывающим перечнем полномочий конференции, собрания граждан, установленных указанным Федеральным законом.

Частью 3 ст. 104 Устава (основного закона) Алтайского края предусмотрено, что порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Пунктом 3 ст. 29 Устава городского округа города Барнаула, принятого Решением городской Думы от 20 июня 2008 г. N 789предусмотрено определение порядка организации и осуществления территориального общественного самоуправления, порядка регистрации устава территориального общественного самоуправления, условий и порядка выделения необходимых средств из бюджета города положением о территориальном общественном самоуправлении, утвержденным решением городской Думы в соответствии с федеральным законом.

Пунктом 8.2. Положения о территориальном общественном самоуправлении в г.Барнауле, утвержденного Решением Барнаульской городской Думы от 14 мая 2009 г. N 106 предусмотрены исключительные полномочия собрания (конференции) граждан, осуществляющих ТОС.

Анализ перечисленных норм в области правового регулирования полномочий собрания (конференции) граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, позволяет суду сделать вывод об отсутствии законодательного запрета на отнесение какого-либо вопроса, возникшего при осуществлении территориального общественного самоуправления, к компетенции собрания, либо конференции граждан, законодательно закреплен лишь перечень вопросов, которые могут быть разрешены только путем принятия решения указанным собранием, либо конференции граждан, т.е. исключительных полномочий.

Отнесение вопроса о введении целевых взносов граждан-жителей микрорайона на строительство и эксплуатацию объектов коммунального назначения, инженерных сетей, благоустройство территорий, определение размеров этих взносов, а также размера оплаты за оказываемые Советом ТОС жителям микрорайона услуги по текущему содержанию инженерных сетей, коммуникаций, дорог и других объектов жизнеобеспечения микрорайона, к исключительным полномочиям конференции граждан-жителей микрорайона, закрепление указанного принципа в п.2.3.5. Устава ТОСМ закону не противоречит.

В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы территориального общественного самоуправления могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Уставом ТОСМ определен порядок исчислении размеров и уплаты указанных средств гражданами – жителями микрорайона на осуществление хозяйственной деятельности по благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории.

Руководствуясь вышеуказанным законодательством, учитывая пояснения сторон, материалы дела, суд приходит к выводу о том, что нарушений прав и законных интересов истца п. 2.3.5. Устава ТОСМ не установлено. Несоответствие п. 2.3.5. Устава ТОСМ Индустриального района города Барнаула Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам Алтайского края, муниципальным правовым актам судом также не установлено.

В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

С учетом изложенного, исковые требования ФИО6 удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО6 отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Барнаула в 10-дневный срок со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Е. В. Емельянова

Мотивированное решение изготовлено 04 апреля 2010 года