ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1091/12 от 04.02.2013 Дятьковского городского суда (Брянская область)

Дело: № 2-149/2013г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 февраля 2013 года г. Дятьково

Дятьковский городской суд Брянской области в составе председательствующего судьи Кайдалова А.А., при секретаре Федотовой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к администрация Дятьковского района о признании незаконными действия администрации Дятьковского района по выплате муниципальной пенсии и взыскании недополученной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском к ответчику ссылаясь на то, что они, бывшие работники администрации Дятьковского района, муниципальные служащие, ветераны труда, в разное время, начиная с 2000 года, замещали различные муниципальные должности муниципальной службы в Дятьковском районе. Уходя на пенсию по старости, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет, и, руководствуясь Федеральным Законом, Законами Брянской области « О муниципальной службе в Брянской области», им в разные годы была установлена муниципальная пенсия (ранее доплата к государственной пенсии) из средств бюджете района.

До 1 апреля 2010 года выплачивалась муниципальная пенсия согласно Закона Брянской области, принятому по решению Дятьковского районного Совета народных депутатов, и претензий за этот период времени к администрации Дятьковсого района они не имеют.

Но, с 1 апреля 2010 года, непонятно по каким основаниям, им всем стали выплачивать пенсию ежемесячно в размере 2 562 руб., т.е. ниже установленного Федеральным Законом базового размера трудовой пенсии по старости, что противоречит Закону Брянской области и решениям Дятьковского районного Совета народных депутатов.

Указанная сумма в размере 2 562 руб., т.е. не ниже этого размера предусмотрена выплачивать муниципальным служащим на основании Закона Брянской области от 25 ноября 2010 года № 102-3.

В Положении п.6 ст.1 и ст.2 четко прописано, что данный пункт Закона Брянской области распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года, т.е. размер пенсии не ниже 2 562 руб. администрация вправе выплачивать тем муниципальным пенсионерам, которые ушли на пенсию после 1 января 2010 года.

Последние из истцов оформлялись на пенсию в 2008 году, и им была установлена муниципальная пенсия согласно существующему в тот период Положению.

При обращении в администрацию Дятьковского района по данному вопросу, им было отказано в перерасчете и выплате разницы недополученной суммы пенсии.

Считая действия ответчика незаконными, истцы просят суд:

1. Признать действия администрации Дятьковского района незаконным в вопросе выплаты им муниципальной пенсии в полном объеме.

2. Обязать администрацию Дятьковского района произвести перерасчет и оплату недополученной ими пенсии ежемесячно в размере не ниже базовой трудовой пенсии по старости за период с 1 апреля 2010 года по ноябрь 2012 года включительно согласно Законов Брянской области и своих собственных «О муниципальной службе».

3. Признать недействующим пункт 6 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Дятьковский район», утвержденного решением Дятьковского районного Совета народных депутатов от 25.09.2012 года № 4-250.

4. Взыскать с администрации Дятьковского района недополученную своевременно сумму пенсии с индексацией на уровень инфляции в следующем размере: 1) ФИО1- <данные изъяты> 2) ФИО3-<данные изъяты> 3) ФИО2-<данные изъяты> 4) ФИО4-<данные изъяты> 5) ФИО5-<данные изъяты> 6) ФИО7-<данные изъяты> 7) ФИО6-<данные изъяты> 8) ФИО8-<данные изъяты> 9) ФИО9-<данные изъяты> согласно прилагаемых расчетов.

5. Взыскать с администрации Дятьковского района компенсацию морального вреда за принесенные им физические и нравственные страдания, вред их здоровью, учитывая их преклонный возраст и физическое недомогание, который они получили в результате нервных потрясений при длительном хождении по инстанциям, вследствие отказа администрации по перерасчету муниципальной пенсии, причитающейся им за выслугу лет на законных основаниях, в размере <данные изъяты> рублей каждому.

6. Взыскать с администрации Дятьковского района расходы на получение подтверждающих документов из Брянского Росстата и госпошлину.

В процессе рассмотрения дела истцы уточнили исковые требования, указав ответчиками администрацию Дятьковского района и Дятьковский районный Совет народных депутатов и просили:

1. Признать действия администрации Дятьковского района незаконным в вопросе выплаты им муниципальной пенсии в полном объеме.

2. Обязать администрацию Дятьковского района производить выплату пенсии им ежемесячно не ниже фиксированного размера базовой части трудовой пенсии по старости действующего на данный момент, а также взыскать разницу недополученной суммы пенсии с 01.04.2010 года по ноябрь 2012 согласно Законов Брянской области и своих собственных «О муниципальной службе».

3. Признать недействующим пункт 6 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Дятьковский район», утвержденного решением Дятьковского районного Совета народных депутатов от 25.09.2012 года № 4-250, который гласит, что «размер пенсии не может быть ниже 2 562руб.» и не содержит пояснения, что эта норма распространяется на лиц правоотношения у которых возникли с 01.01.2010 года.

4. То обстоятельство, что муниципальная пенсия на протяжении вышеуказанного времени выплачивалась не в полном объеме, взыскать с администрации Дятьковского района разницу недополученной своевременно суммы пенсии с учетом индексации на уровень потребительских цен в следующем размере: 1) ФИО1- <данные изъяты> 2) ФИО3-<данные изъяты> 3) ФИО2-<данные изъяты> 4) ФИО4-<данные изъяты> 5) ФИО5-<данные изъяты> 6) ФИО7-<данные изъяты> 7) ФИО6-<данные изъяты> 8) ФИО8-<данные изъяты> 9) ФИО9-<данные изъяты> согласно прилагаемых расчетов.

5. Взыскать с администрации Дятьковского района компенсацию морального вреда за принесенные им физические и нравственные страдания, вред их здоровью, учитывая их преклонный возраст и физическое недомогание, который они получили в результате нервных потрясений при длительном хождении по инстанциям, вследствие отказа администрации по перерасчету муниципальной пенсии, причитающейся им за выслугу лет на законных основаниях, в размере <данные изъяты> рублей каждому и материального вреда: ФИО1 - <данные изъяты>., ФИО5 - <данные изъяты>., ФИО7 - <данные изъяты>., а также взыскать расходы на получение документов их Брянского Росстата по <данные изъяты> каждому.

В судебном заседании истцы уточненные исковые требования поддержали.

Представитель администрации Дятьковского района - ФИО10 и представитель Дятьковского районного Совета народных депутатов - ФИО11 в удовлетворении иска просили отказать.

Представитель ГУ УПФ РФ в Дятьковском муниципальном районе и городском округе г.Фокино Брянской области - ФИО12 оставил решение на усмотрение суда.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходи к следующему.

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, как лица, ранее замещавшие различные муниципальные должности муниципальной службы администрации Дятьковского района, являются получателями муниципальной пенсии (ранее ежемесячной доплаты к государственной пенсии).

Пункт 15 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственным пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности, утвержденного Постановлением Совета народных депутатов г. Дятьково и Дятьковского района № 177 от 25 января 2000г., предусматривал, что размер ежемесячной доплаты к пенсии не может быть ниже установленного законодательством Российской Федерации минимального размера государственной пенсии по старости.

Постановлением Совета народных депутатов г. Дятьково и Дятьковского района № 2-303 от 17 февраля 2004г., были внесены изменения и дополнения в Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственным пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы и оно было изложено в новой редакции.

Пункт 7 новой редакции Положения предусматривает, что размер ежемесячной доплаты к пенсии не может быть ниже установленного законодательством Российской Федерации размера базовой части пенсии по старости.

Последующее решение Дятьковского районного Совета народных депутатов № 3-328 от 29.01.2008г. оставило без изменения пункт Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслуги лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в МО «Дятьковский район», предусматривающий, что размер ежемесячной доплаты к пенсии не может быть ниже установленного законодательством Российской Федерации размера базовой части пенсии по старости.

Согласно п. 22 Положения, размер пенсии (ежемесячной доплаты к государственной пенсии ежегодно, на основании соответствующего нормативного правового акты главы Дятьковского района, пересчитывается уполномоченным органом на индекс потре6ительских цен на товары и услуги (уровень инфляции) за предшествующий финансовый год на основании информации территориального органа государственной статистики по Брянской области и при условии включения необходимых средств в бюджет Дятьковского района на соответствующий год.

Решением № 4-132 от 24.02.2011г. Дятьковский районный Совет народных депутатов на основании Закона Брянской области от 01.12.2010г. № 102-З внес изменения в п. 6 предыдущего Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в МО «Дятьковский район», указав, что размер пенсии не может быть ниже 2 562 рублей.

При этом вышеназванное решение содержат указание на то, что оно вступает в силу после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2011 года.

Решением Дятьковского районного Совета народных депутатов № 4-250 от 25.09.2012г. утверждена новая редакция Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в МО «Дятьковский район».

Пунктом 6 данного Положения предусмотрено, что размер пенсии не может быть ниже 2562 рубля.

Согласно п.24 Положения, размер пенсии, установленный распоряжением администрации Дятьковского района, ежегодно, на основании соответствующего нормативного правового акты главы администрации Дятьковского района, пересчитывается уполномоченным органом на индекс потре6ительских цен на товары и услуги (уровень инфляции) за предшествующий финансовый год на основании информации территориального органа государственной статистики по Брянской области и при условии включения необходимых средств в бюджет Дятьковского района на соответствующий год.

Постановлением администрации Дятьковского района № 656 от 06.07.2012г. увеличены с 01.07.2012 года на 5,8 процента размеры пенсий за выслугу лет, установленные лицам в соответствии с Положением о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в МО «Дятьковский район», утвержденного решением районного Совета народных депутатов от 29.01.2008 № 3-328.

В соответствии с пунктом 12 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих, так же, как и государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства, а в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Частью 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено право органов местного самоуправления устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности муниципальной службы, возложено федеральным законодателем на органы местного самоуправления, которые вправе самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим, в том числе и ежемесячные доплаты.

Рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим, суд приходит к выводу о том, что такого рода доплата при наличии у муниципального служащего определенного стажа муниципальной службы является дополнительным обеспечением бывших муниципальных служащих, предоставляемым им за счет средств бюджетов муниципальных образований помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях.

При этом указанное дополнительное обеспечение осуществляется при наличии финансовой возможности соответствующего муниципального образования и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

С 01 января 2010 года на территории Российской Федерации был введен новый механизм определения, перерасчета, индексации и корректировки размеров трудовых пенсий.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) трудовая пенсия по старости состоит из страховой и накопительной частей, в то время как до 01 января 2010 года она состояла из базовой, страховой и накопительной частей.

С 01 января 2010 года базовая часть трудовых пенсий была преобразована в фиксированный базовый размер, который включен в состав страховой части трудовой пенсии, порядок индексации размеров которой установлен п. 6 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).

Таким образом, такое понятие как размер базовой части трудовой пенсии с 01 января 2010 года перестало существовать и, соответственно, п. 6 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Дятьковский район» был изложен в следующей редакции: «размер пенсии не может быть ниже 2562 рублей».

Следовательно, нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющие порядок индексации размеров страховой части трудовой пенсии (п. 6 ст. 17) также неприменимы к данной выплате. Более того, как указано выше, размеры таких доплат устанавливаются органами местного самоуправления с учетом финансовых возможностей муниципального образования.

При этом, суд принимает во внимание, что само Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Дятьковский район», утвержденное Решением Дятьковского районного Совета народных депутатов № 4-250 от 25.09.2012г. содержит п. 24 (ранее п.22) о перерасчете (индексации) размера пенсии.

Законность действия п.24 (ранее п.22) Положения уже была предметом рассмотрения спора в суде.

Решением Дятьковского горсуда от 11.11.2009г. в удовлетворении заявления ФИО13, ФИО5 об оспаривании нормативно-правового акта о перерасчете доплаты к пенсии за выслугу лет п.22 Положения «О порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Дятьковский район» по решению Дятьковского районного Совета народных депутатов от 29.01.2008 года № 3-328 было отказано.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 17.12.2009г. решением Дятьковского горсуда от 11.11.2009 года оставлено без изменения.

В этой связи, требования истцов о необходимости перерасчета (индексации) ежемесячной пенсии за муниципальную службу, фактически направлены на внесение изменений в правовое регулирование порядка предоставления дополнительного пенсионного обеспечения бывших муниципальных служащих, однако решение этого вопроса является прерогативой законодательного органа МО "Дятьковский район" и не относится к полномочиям суда.

Проанализировав действующее законодательство, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для индексации ежемесячной пенсии за муниципальную службу в соответствии с коэффициентами индексации страховой части трудовой пенсии, установленными Постановлениями Правительства РФ от 18.03.2010 N 167, от 26.01.2011 года N 21, от 25.01.2012г. № 4, от 27.03.2012 № 237, с 01 апреля 2010 года в размере 1,063, с 01 февраля 2011 года в размере 1,088 раза, с 01 февраля 2012г. в размере 1,07, с 01 апреля 2012г. в размере 1,0341, соответственно.

При таких обстоятельствах дела, суд считает, что в иске следует отказать.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к администрации Дятьковского района, Дятьковскому районному Совету народных депутатов о выплате муниципальной пенсии ежемесячно не ниже фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости, признании недействующим пункта 6 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Дятьковский район», взыскании недополученной пенсии с учетом индексации, морального вреда и материального ущерба, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Брянский областной суд через Дятьковский городской суд.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 04 февраля 2013 года.

Решение вступило в законную силу с "_____"________________2013 года.

Председательствующий: <данные изъяты> А.А. Кайдалов

<данные изъяты>

<данные изъяты>в