Центральный районный суд г. Омска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Центральный районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-1092/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Ланцовой М.В.,
при секретаре Полтавцевой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 16 марта 2011 года гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству экономики Омской области о взыскании выходного пособия в связи с выходом на трудовую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с 28 сентября 1992 года по 29 сентября 2000 года работала в . С 20.09.2000 года уволилась по собственному желанию в связи с уходом на трудовую пенсию.
На основании Закона Омской области «О государственной службе Омской области» госслужащим, увольняющимся в связи с выходом на трудовую пенсию, выплачивается выходное пособие от пяти до десяти месячных окладов, в зависимости от стажа государственной гражданской службы. Ей было выплачено пособие в размере пяти месячных окладов, так как Экономический комитет неправильно установил стаж государственной службы - 17 лет. Согласно решению Центрального районного суда г. Омска, вступившему в законную силу 20.02.2008 года, и решению Министерства Экономики Омской области (далее также - Министерство) от 17.03.2008 года, внесено изменение в решение Экономического комитета от 30.11.2000 года, и установлен стаж государственной службы - 28 лет. Таким образом, истец считает, что ей полагается выплатить выходное пособие в размере не пять, а десять окладов.
08 ноября 2010 году ею была предъявлена претензия Министерству Экономики Омской области, как правопреемнику Экономического комитета Администрации Омской области, о выплате недоплаченных пяти окладов из расчета действующих окладов на момент вступления в законную силу решения суда - 20.02.2008 года, то есть на момент установления ей действительного срока государственной гражданской службы. Заявленная претензия Министерством отклонена со ссылкой на отсутствие решения суда.
На запрос Министерству о размере оклада был дан ответ от 28.12.2010 года, о том, что оклады определяются по младшей должности, установленной Указом Губернатора Омской области от 21.02.2006 года № 21, который составляет 3082 р. (три тысячи восемьдесят два рубля), а Законом Омской области «О денежном содержании государственных гражданских служащих Омской области» установлены соотношения размеров должностных окладов по должностям государственной гражданской службы Омской области в кратном отношении к размеру должностного оклада по младшей должности государственной гражданской службы.
Согласно приложению №3 к Закону Омской области «О денежном содержании государственных гражданских служащих Омской области» от 27.12.2002 года № 421-03 (в редакции Закона Омской области от 28.12.2005 года № 712-03) раздел 2 «Должности государственной гражданской службы Омской области категории «Помощники» (Советники) в органах исполнительной власти Омской области - Советнику заместителя Председателя Правительства Омской области установлен коэффициент 3,00. Таким образом, оклад будет составлять 3082 рубля *3,00 = 9246 рублей. Выходное пособие за оставшиеся пять месяцев составит 9246 рублей * 5=46 230 рублей.
Истец просила суд обязать Министерство Экономики Омской области выплатить ей выходное пособие в размере пяти месячных окладов, то есть 46 230 рублей, недоплаченных по вине Экономического комитета Омской области.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточняла заявленные требования, представляла уточненные расчеты исковых требований (л.д. 30, 63).
В судебном заседании истец представила уточненный расчет суммы, подлежащей взысканию с ответчика, со ссылкой на положения п. 7 ст. 47.1 Закона Омской области от 22.12.2004 г. №601-ОЗ (редакция от 22.02.2007 г.), предусматривающую ежегодное увеличение (индексацию) окладов государственных служащих и доплату к пенсии с учетом уровня инфляции, а также п. 2 ст. 35 указанного закона, предусматривающий начисление районного коэффициента к содержанию государственного служащего, истец считает, что с ответчика следует взыскать 46 075,90 руб., из расчета: 3082 руб. (оклад по младшей должности) * 2,6 (коэффициент специалиста) * 5 месяцев* 15% (л.д. 64).
На заявление ответчика о пропуске срока исковой давности ФИО1 пояснила, что считает его не пропущенным, поскольку с момента вступления в законную силу решения Центрального районного суда г. Омска, которым отдельные период ее работы включены в стаж государственной службы, не истек трехгодичный срок. Относительно расчета ответчика пояснила, что расчет суммы задолженности, подлежащей взысканию с Министерства, оставляет на усмотрение суда.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО2, действующая по доверенности (л.д. 31), иск не признала, пояснив, что решением Центрального районного суда г. Омска от 17.12.2007 г. в стаж государственной службы были включены периоды, которые не могли быть включены без судебного решения. Указанное решение было исполнено Министерством в полном объеме. Требование о перерасчете выплат, произведенных Экономическим комитетом Администрации г. Омска в связи с увольнением истца с государственной службы ранее в суде не заявлялось. При увольнении в связи с выходом на пенсию Экономический комитет Администрации Омской области произвел расчет с истцом в точном соответствии с требования закона и его правильность истцом не оспаривалась. В связи с чем указание в исковом заявлении на возникновение у Министерства на основании решения Центрального районного суда не только обязанности произвести перерасчет доплаты к пенсии, но и обязанности решить вопрос о дополнительной выплате денежных средств при выходе на пенсию с учетом инфляции необоснованно. Кроме того, даже если бы истец имела право на перерасчет выходного пособия, его расчет должен был бы производиться не по должности советника заместителя Председателя Правительства Омской области, а исходя из должностного оклада помощника (советника) председателя Комитета (раздел 3 Реестра государственных должностей Омской области, утв. постановлением Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 02.02.1998 г. №35-п), поскольку согласно трудовой книжке истец была уволена именно с этой должности. Необоснованно также требование о взыскании суммы с учетом инфляции, поскольку указанные убытки возникли по вине истца, злоупотребившего правом на судебную защиту. В материалы дела представлен письменный отзыв (л.д. 55-56), расчет суммы выходного пособия с учетом индекса роста потребительских цен (л.д. 66-67). Кроме того, ответчиком заявлено о пропуске истцом срок исковой давности, предусмотренного ст. 392 ТК РФ (л.д. 68-69).
Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец 28.09.1992 г. была принята на должность , 03.03.1997 г. переведена на должность , 29.09.2000 г. уволена по ст. 31 п.1 Закона Омской области «О государственной службе Омской области» по личному заявлению в связи с выходом на пенсию (л.д. 47-49).
Согласно приказу Экономического комитета Администрации области №179 от 29.09.2000 г. истцу - , исходя из стажа государственной службы 12 лет, выплачено денежное вознаграждение в пятикратном размере должностного оклада по занимаемой государственной должности на день выхода в отставку в сумме 11 351 рубль, должностной оклад на день выхода в отставку составлял 2 270 руб. 20 копеек. (л.д. 57, 70-72).
Решением Центрального районного суда г. Омска от 17.12.2007 г., оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Омской областного суда от 20.02.2008 г., отдельные периоды работы истца признаны стажами работы государственной гражданской службы, включены в стаж, дающий право на ежемесячную доплату к пенсии, Министерство экономики Омской области обязано произвести ФИО1 перерасчет доплаты к пенсии с 02.02.2007 г. (л.д. 8-13).
08 ноября 2010 году истец предъявила претензию Министерству Экономики Омской области, как правопреемнику Экономического комитета Администрации Омской области, о выплате пяти окладов выходного пособия, недоплаченных при увольнении с учетом инфляции (л.д. 5). Претензия Министерством была отклонена. (л.д. 6).
Не согласившись с отказом, истцом подано в суд настоящее исковое заявление.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд считает, что требования ФИО1 подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В силу п.п. 1, 2 Положения о Министерстве экономики Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 19 февраля 2004 г. №33, Министерство является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим разработку и реализацию государственной социально-экономической политики Омской области, определение путей развития экономики Омской области и методов ее регулирования, обеспечивающих устойчивое развитие Омской области. Министерство является правопреемником прав и обязанностей следующих органов исполнительной власти Омской области: Экономического комитета Омской области, Главного управления внешнеэкономических и межрегиональных связей Омской области, Лицензионной палаты Омской области.
На момент увольнения истца с должности вопросы государственной гражданской службы Омской области регулировались Законом Омской области от 26.07.1996 г. №69-ОЗ «О государственной гражданской службе», в соответствии с п. 3 ст. 14 которого государственному служащему при выходе в отставку по основанию, указанному в пункте 1 статьи 31 (выход государственного служащего на государственную пенсию в порядке, установленном федеральным законом) при увольнении по предусмотренному подпунктом "а" пункта 2 статьи 30 настоящего Закона основанию выплачивается денежное вознаграждение в размере, зависимом от выслуги лет по государственной службе:
- за 12 лет государственной службы - в 5-кратном размере должностного оклада по государственной должности государственной службы, замещаемой на день выхода в отставку;
- за 20 лет государственной службы - в 8-кратном размере должностного оклада по государственной должности государственной службы, замещаемой на день выхода в отставку;
- за 25 лет государственной службы - в 10-кратном размере должностного оклада по государственной должности государственной службы, замещаемой на день выхода в отставку.
Таким образом, изначально при выходе на пенсию истцу было выплачено денежное вознаграждение в размере 5 должностных окладов по государственной должности государственной службы, замещаемой на день выхода в отставку.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 17.12.2007 г. установлено, что отдельные периоды работы истца необоснованно не были включены в стаж государственной истца гражданской службы в соответствии с законодательством, действующим на момент ее увольнения. С учетом включенных судом периодов работы стаж государственной гражданской службы истца составил 28 лет.
При таком положении с Министерства в пользу истца следует взыскать сумму невыплаченного денежного вознаграждения в размере 5 должностных окладов на момент увольнения - 2 270,2 руб. с учетом индекса потребительских цен за период с января 2001 по января 2011 г. - 292,05% (л.д. 54), из расчета, представленного ответчиком: 2 270,2 * 292,05% * 5 = 33 150,60 руб. (л.д. 66-67).
Расчет истца относительно исчисления суммы невыплаченного денежного вознаграждения с учетом положений Закона Омской области от 22.12.2004 г. №601-ОЗ «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области» судом во внимание не принимается, поскольку указанный закон был принят после увольнения ФИО1 с государственной гражданской службы.
Кроме того, суд считает не состоятельными утверждения истца о необходимости начисления к суммам, подлежащим взысканию с ответчика, районного коэффициента в размере 15%, т.к. в силу ст. 14 Законом Омской области от 26.07.1996 г. №69-ОЗ «О государственной гражданской службе» при выходе на пенсию государственному гражданскому служащему выплачивается только денежное вознаграждение в размере 5 должностных окладов. Положениями закона не предусмотрено начисление на указанное вознаграждение районного коэффициента.
Относительно заявления ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд, необходимо отметить следующее.
Денежное вознаграждение, выплачиваемое государственному служащему при увольнении на пенсию (выходе в отставку), по сути является одной из социальных гарантий, установленной законодательством о государственной гражданской службе, в связи с чем к спорным правоотношениям подлежит применению общий срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ (три года).
Решение Центрального районного суда г. Омска от 17.12.2007 г., которым в стаж государственной гражданской службы истца были включены периоды, дающие право на получение денежного вознаграждения при выходе на пенсию в размере 10 окладов, вступило в силу 20.02.2008 г. Обращение в суд последовало 18.01.2011 г., т.е. в пределах трехлетнего срока.
В силу ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Министерства экономики Омской области в пользу ФИО1 денежное вознаграждение в размере 33 150 рублей 60 копеек.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательном виде.
Судья Ланцова М.В.