ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1092/20 от 12.02.2020 Выборгского районного суда (Город Санкт-Петербург)

78RS0002-01-2019-009299-70

Дело № 2-1092/2020 Санкт-Петербург

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 февраля 2020 года

Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе

председательствующего судьи Глазачевой С.Ю.,

при секретаре Ставышенко Е. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «ЭМЭСАЙ Компьютер» о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

16.09.2019 истец обратился в Выборгский районный суд Санкт - Петербурга с вышеназванным иском к ответчику, который в ходе рассмотрения дела уточнил в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту ГПК РФ), просил:

расторгнуть договор купли – продажи видеокарты MSI GeForce GTX 1080 GTX Gamming 8G, серийный номер 602V33603SB1608016845;

взыскать с ответчика денежные средства, оплаченные за товар, в размере 52570 руб.;

взыскать с ответчика неустойку за просрочку исполнения обязательства за период с 26.05.2019 по 10.09.2019, в размере 56775,60 руб.;

взыскать с ответчика штраф, в размере 50% от присужденных судом сумм;

взыскать с ответчика компенсацию морального вреда, в размере 10000 руб.

В обоснование заявленных требований указано: 06.11.2016 истец приобрел в магазине Юлмарт, расположенном по адресу: Санкт – Петербург, Муринская дорога, дом 24, строение 1, товар - видеокарту MSI GeForce GTX 1080 GTX Gamming 8G, серийный номер 602V33603SB1608016845, стоимостью 52570 руб.; обязательства по договору купли-продажи истцом выполнены в полном объеме; в период эксплуатации, в пределах гарантийного срока, установленного производителем, в товаре проявился недостаток - не работает; в гарантийном ремонте отказано; 05.05.2019 истец посредством направления претензии обратился к ООО «ЭмЭсАй Компьютер» с требованием о возврате стоимости некачественного товара; в ответе на претензию истцу разъяснено право на обращение в магазин по месту покупки для проведения гарантийного ремонта, проверки качества и возврата денежных средств, также указано, что ООО «ЭмЭсАй Компьютер» может принять товар для диагностики, с последующей выдачей акта для получения компенсации в магазине, в случае обнаружения дефекта.

Представитель истца в судебное заседание явился, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, на удовлетворении иска настаивал.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений и иных ходатайств, суду не представил.

В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства решается с учетом требований ст. ст. 167 и 233 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту ГПК РФ). Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд в порядке ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела.

Выслушав явившихся в заседание лиц, изучив материалы дела, проанализировав и оценив собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) и ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежит только нарушенное либо оспариваемое право.

Согласно ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи (п. 1). При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется (п. 2).

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту Закон РФ «О защите прав потребителей») продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе, в том числе, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Согласно преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» существенным недостатком товара (работы, услуги) является неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Из приведенных законоположений следует, что покупатель имеет право на возврат стоимости технически сложного товара, в котором по истечении пятнадцати дней со дня его передачи потребителю обнаружен недостаток, который является существенным.

Остальные случаи, с которыми Закон РФ «О защите прав потребителей» связывает возможность потребителя отказаться от исполнения договора и потребовать возврата стоимости технически сложного товара, обусловлены нарушением сроков устранения недостатков товара или невозможностью использования товара вследствие неоднократного устранения его различных недостатков (абзацы 10 и 11 п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством РФ.

В п. 1 ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» указано, что если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

Согласно п. 1 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В силу ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Согласно п. 1 ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных ст.ст. 20, 21, 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 06.11.2016 истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Литвы, гражданин Литвы, имеющий вид на жительство в РФ, зарегистрированный по месту жительства: Санкт – Петербург, <адрес>, приобрел в магазине Юлмарт, расположенном по адресу: Санкт – Петербург, Муринская дорога, дом 24, строение 1, товар - видеокарту MSI GeForce GTX 1080 GTX Gamming 8G, серийный номер 602V33603SB1608016845, стоимостью 52570 руб. (л.д.8).

Обязательства по договору купли-продажи истцом выполнены в полном объеме.

В пределах гарантийного срока, установленного производителем, в товаре проявился недостаток - не работает.

08.02.2019 истец передал товар продавцу, а тот передал в сервисный центр ответчика, было диагностирован дефект системы охлаждения, произведена замена термопасты и обслуживание кулера (л.д.10).

13.02.2019 товар возвращен.

02.03.2019 истец снова передал товар продавцу в связи с тем, что товар не функционировал.

16.04.2019 товар был возвращен, в гарантийном ремонте было отказано, в связи с многочисленными повреждениями шины данных, цепей питания GPU (л.д.9).

05.05.2019 истец посредством направления претензии обратился к ООО «ЭМЭСАЙ Компьютер» (ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/771501001, дата регистрации 09.10.2009, юридический адрес: 127273, <...> стр7, оф307а) с требованием о возврате стоимости некачественного товара (л.д. 11-14).

30.05.2019 в ответе на претензию истцу разъяснено право на обращение в магазин по месту покупки для проведения гарантийного ремонта, проверки качества и возврата денежных средств, также указано, что ООО «ЭмЭсАй Компьютер» может принять товар для диагностики, с последующей выдачей акта для получения компенсации в магазине, в случае обнаружения дефекта (л.д.15).

В обоснование заявленных требований истцом представлено заключение специалиста от 18.11.2019, согласно которого, спорная видеокарта имеет неустранимый дефект и является неработоспособной, ремонту не подлежит (л.д. 44-45). Доказательств отсутствия своей вины в указанных протечках ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено.

По состоянию на 12.02.2020 денежные средства истцу не возвращены.

При таком положении, исходя из того, что ответчиком, на которого
ст. 56 ГПК РФ возложено бремя доказывания своих возражений на иск, указанные факты не опровергались, суд считает их установленными.

Разрешая данный спор, проверив расчет задолженности, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, определив ко взысканию с ответчика в пользу истца денежные средства, в размере 52570 руб., в счет возврата денежных средств, уплаченных по договору, неустойку за просрочку исполнения обязательства за период с 26.05.2019 по 10.09.2019, в размере 56775,60 руб. ( исходя расчета от цены товара за 108 дней в размере 1%).

В силу положений ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» и разъяснений, данных в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами дел о защите прав потребителей», суд считает обоснованными требования истца о взыскании компенсации морального вреда, определяя с учетом требований разумности и справедливости, сумму такой компенсации, в размере 1000 руб.

Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Поскольку требования истца ответчиком в добровольном порядке удовлетворены не были, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф, в размере 55172,80 руб. = (52570 руб. + 56775,60 руб.+1000 руб./2)

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Взыскать с «ЭМЭСАЙ Компьютер» в пользу ФИО1 сумму, уплаченную за товар ненадлежащего качества - 52570 руб., неустойку - 56775,60 руб., компенсацию морального вреда, в размере 1000 руб., штраф - 55172,80 руб.

Принять от ФИО1 отказ от исполнения договора купли-продажи видеокарты MSI GeForce GTX 1080 GTX Gamming 8G, серийный номер 602V33603SB1608016845.

В удовлетворении оставшейся части иска – ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.Ю. Глазачева

Решение в окончательной форме принято 23.03.2020.