Дело № 2-1092/2020
74RS0028-01-2020-001078-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2020 года г. Копейск
Копейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Цивилевой Е.С.,
при секретаре Соловьевой А.А.,
с участием истца Фефеловой Е.С., представителя истца Пономаревой П.В., представителя ответчика Сединкина Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фефеловой Е.С. к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищная управляющая компания" о возложении обязанности предоставить акты приемки выполненных работ, сведения об остатке денежных средств по текущему и капитальному ремонту многоквартирного дома, каточки учета оплаты и поступления денежных средств собственников многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
С учетом измененных требований Фефелова Е.С. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищная управляющая компания" (далее по тексту - ООО "ЖУК") о возложении обязанности предоставить акты приемки выполненных работ, сведения об остатке денежных средств по текущему и капитальному ремонту многоквартирного дома, каточки учета оплаты и поступления денежных средств собственников многоквартирного дома. В обоснование требований указала, что с 01 июля 2007 года по 23 сентября 2017 года управление многоквартирным домом по адресу: АДРЕС, осуществляла управляющая компания ООО "ЖУК" на основании распоряжения управления по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа Челябинской области НОМЕР от 29 июня 2007 года "О передаче многоквартирных домов в управление управляющей организации ООО "ЖУК". Она обратилась к ответчику с заявлениями о предоставлении: акта приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту за период с 01 мая 2015 года по 23 сентября 2017 года; об остатке денежных средств на 01 января 2015 года по текущему и капитальному ремонту; об остатке денежных средств на 01 января 2016 года по текущему ремонту; об остатке денежных средств на 01 января 2017 года по текущему ремонту; об остатке денежных средств на 23 сентября 2017 года по текущему и капитальному ремонту при переходе многоквартирного дома к новой управляющей компании обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания-5" (далее по тексту - ООО "УК-5"); карточек учета оплаты и поступления денежных средств собственников многоквартирного дома за 2015 год, за 2016 год, за период с 01 января 2017 года по 23 сентября 2017 года. До настоящего времени информация не была предоставлена. В письме от 12 февраля 2020 года НОМЕР ООО "ЖУК" сообщило, что многоквартирный дом по адресу: АДРЕС, не находится на обслуживании ООО "ЖУК", поэтому запрашиваемая информация не может быть предоставлена. Просит обязать ООО "ЖУК" представить акты приемки выполненных работ за каждую работу по текущему ремонту многоквартирного дома по адресу: АДРЕС, за период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года, с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года, с 01 января 2017 года по 23 сентября 2017 года, обязать ООО "ЖУК" представить сведения об остатке денежных средств по текущему и капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: АДРЕС, по состоянию на 01 января 2015 года, на 01 января 2016 года, на 01 января 2017 года, обязать ООО "ЖУК" представить сведения об остатке денежных средств многоквартирного дома по адресу: АДРЕС, по состоянию на 23 сентября 2017 года по текущему и капитальному ремонту при переходе к новой управляющей компании обществу с ограниченной ответственностью "УК-5", обязать ООО "ЖУК" представить карточки учета оплаты и поступления денежных средств собственников многоквартирного дома по адресу: АДРЕС за 2015 год, за 2016 год, за период с 01 января 2017 года по 23 сентября 2017 года (л.д. 4-5, 86-87).
Истец Фефелова Е.С., ее представитель Пономарева П.В. в судебном заседании измененные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика ООО "ЖУК" Сединкин Ю.Н. в судебном заседании возражал против заявленных Фефеловой Е.С. исковых требований. В письменных отзывах на исковое заявление указал, что управление многоквартирным домом по адресу: АДРЕС, до 23 сентября 2017 года осуществляла ООО "ЖУК" на основании дополнительного соглашения НОМЕР от 01 июля 2009 года к договору управления НОМЕР от 01 января 2007 года. На основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 23 сентября 2017 года была выбрана новая управляющая компания ООО "УК-5". За время управления ООО "ЖУК" работы выполнялись надлежащим образом и в соответствии с минимальным перечнем работ и услуг НОМЕР "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года. Обращений о некачественном оказании услуг от собственников многоквартирного дома по адресу: АДРЕС, в адрес ООО "Жилищная управляющая компания" за время управления не поступало. Приказом Министерства строительства Российской Федерации от 26 октября 2015 года № 761/пр. утверждены формы акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. По вопросу предоставления акта приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту за период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года, ООО "ЖУК" вышеуказанные акты оформляет с 2016 года, поскольку приказ вступил в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования. Текст приказа опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации 05 февраля 2016 года. В соответствии с данным приказом в 2016, 2017 годах выполнение работ по содержанию общего имущества вышеуказанного дома произведено в соответствии с утвержденной формой. Работы по содержанию общего имущества выполнялись в соответствии с установленными нормативами, надлежащего качества. В соответствии с п. 17 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731, вся запрашиваемая информация размещена в системе ГИС ЖКХ. Кроме того, истец в декабре 2019 года обращалась с заявлением о предоставлении указанной в иске информации. Ответ был получен истцом лично, в том числе карточка учета затрат, копии актов приемки оказанных услуг за 2016, 2017 годы и форма 2.8 системы ГИС ЖКХ, отражающая остатки денежных средств. Также просит применить срок исковой давности по требованиям истца о предоставлении информации за период с 01 января 2015 года по 28 февраля 2017 года, поскольку исковое заявление подано в суд в марте 2020 года (л.д. 44-45, 46, 89).
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в судебном заседании и оценив их в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч. 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
В силу положений ч. 2 ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.
Фефелова Е.С. является собственником квартиры, расположенной по адресу: АДРЕС, на основании договора купли-продажи от 08 ноября 2007 года. Право собственности зарегистрировано в Управлении Росреестра по Челябинской области 22 ноября 2007 года (л.д. ).
В период с 01 июля 2007 года по 23 сентября 2017 года управление многоквартирным домом по адресу: АДРЕС, осуществляла управляющая компания ООО "ЖУК" на основании договора управления многоквартирными домами, находящимися в муниципальной собственности НОМЕР от 01 января 2007 года (л.д. 100-102, 103-104).
С 18 октября 2017 года управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО "УК-5" на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 23 сентября 2017 года (л.д. 64, 65-72).
17 декабря 2019 года Фефелова Е.С. обратилась в ООО "ЖУК" с заявлением о предоставлении за период с 01 января 2015 года по 23 сентября 2017 года карточек учета затрат по многоквартирному дому по адресу: АДРЕС, сведений об остатке денежных средств, карточек учета оплаты и поступления денежных средств и льгот, актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, сведений об остатке денежных средств на 23 сентября 2017 года при переход в ООО "УК-5" (л.д. 6).
На заявление от 17 декабря 2019 года ООО "ЖУК" был дан ответ 25 декабря 2019 года, согласно которому запрошенная истцом информация раскрыта в порядке, установленном Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 731 от 23 сентября 2010 года. В адрес Фефеловой Е.С. направлены отчеты об исполнении управляющей организацией договора управления (форма 2.8, данные формы размещены в ГИС ЖКХ). В данных отчетах имеется информация, которая необходима для раскрытия согласно Жилищному кодексу Российской Федерации. Кроме того, приложены акты приемки выполненных работ за 2016, 2017 годы по содержанию общего имущества многоквартирного дома (л.д. 52).
В материалы дела представлены акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: АДРЕС, за 2016, 2017 годы (л.д. 55-59, 60-61).
Кроме того, представлен отчет об исполнении управляющей организацией договора управления за 2017 года (с 01 января 2017 года по 18 октября 2017 года), в котором указаны сведения о переходящем остатке денежных средств (на начало периода), задолженности потребителей (на начало периода), начисления за услуги (работы) по содержанию и текущему ремонту, полученных денежных средствах, переходящем остатке денежных средств (на конец периода), задолженности потребителей (на конец периода), годовой фактической стоимости работ (услуг) (л.д. 90-91).
Указанная информация находится в открытом доступе на сайте ГИС ЖКХ, как и информация о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности управляющей организации.
Кроме того, истец обратилась в ООО "ЖУК" 17 января 2020 года с заявлением о предоставлении акта приемки оказанных услуг за 2015 год и сметы на 84224 рубля за 2015 год, сведений об остатке денежных средств на 01 января 2015 года по текущему и капитальному ремонту, карточек учета затрат на 2013 и 2014 годы, сведений об остатке денежных средств на 01 января 2016 года по текущему ремонту, сведений об остатке денежных средств на 01 января 2017 года по текущему ремонту, сведений об остатке денежных средств на 01 мая 2018 года по текущему ремонту (л.д. 7).
На заявление от 17 января 2020 года ООО "ЖУК" 13 февраля 2020 года был дан ответ, согласно которому жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС, не находится на обслуживании ответчика, в связи с чем предоставить запрошенную информацию не представляется возможным (л.д. 8).
Настаивая на удовлетворении исковых требований, сторона истца указывала, что ответчиком не предоставлена информация, запрошенная истцом в заявлениях от 17 декабря 2019 года и 17 января 2020 года. В ответы на последующие обращения истца ответчик запрошенные сведения и документы в добровольном порядке также не представил.
В соответствии со ст.ст. 8, 10 Закона Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 "О защите прав потребителей", потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Согласно п. 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 491 от 13.08.2006, собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе: получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен; проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ.
Предел обязательств управляющей организации установлен правовыми положениями ст.ст. 161, 165 Жилищного кодекса Российской Федерации; Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 491 от 13.08.2006; Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденной на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 416 от 15.05.2013; Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденной на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011; Приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
Как следует из вышеприведенных правовых положений, действующим законодательством на ответчика, являющегося управляющей компанией дома, возложено обязательство по предоставлению потребителю информации о перечнях, объемах, качестве, датах выполнения, стоимости оказанных работ и услуг, носящей общий справочный и информационный характер. Между тем, запрошенные истцом в неоднократных обращениях на имя ответчика документы (первичные учетные документы, оформленные при выполнении работ по текущему ремонту многоквартирного дома) не отнесены законодателем к информации и документам, подлежащим раскрытию и передаче по запросу потребителя. Указанные сведения отнесены к внутренней отчетной, бухгалтерской, коммерческой деятельности ответчика, связанной с исполнением договорных обязательств между ответчиком и контрагентами, стороной по которым потребитель не является и, следовательно, правомочиями по получению информации, содержащихся в документообороте по исполнению таких сделок, не обладает.
Учитывая изложенное, требования истца о предоставлении внутренней документации ответчика, относящейся к исполнению сделок, заключенных с контрагентами, на законе не основаны, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
Иная информация, запрещенная Фефеловой Е.С. у ООО "ЖУК" размещена в открытом доступе на сайте ГИС ЖКХ, а также направлена в адрес истца вместе с ответом на заявление от 17 декабря 2019 года.
Представителем ответчика ООО "ЖУК" Сединкиным Ю.Н. заявлено ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд.
Исковой давностью, в соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации, признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.
Учитывая дату подачи Фефеловой Е.С. иска - 05 марта 2020 года, суд приходит к выводу о пропуске истцом срока для истребования документов за период с 01 января 2015 года по 05 марта 2017 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Фефеловой Е.С. к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищная управляющая компания" о возложении обязанности предоставить акты приемки выполненных работ, сведения об остатке денежных средств по текущему и капитальному ремонту многоквартирного дома, каточки учета оплаты и поступления денежных средств собственников многоквартирного дома отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Копейский городской суд Челябинской области.
Председательствующий: