РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело №2 - 1093 / 2013
25 октября 2013 года Рамонский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Зубова В.Г.,
при секретаре Фетисовой И.А.,
прокурора Никонова Н.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в поселке Рамонь гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании недействительными Решения Совета народных депутатов Рамонского городского поселения от 30.09.2013 года № 294 «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области от 12.05.2010 года № 19 «Об утверждении регламента Совета народных депутатов Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области» и № 295 «Об избрании депутата в Совет народных депутатов Рамонского муниципального района,
установил:
ФИО1 предъявлены указанные требования по тем основаниям, что оспариваемыми решениями Совета народных депутатов Рамонского городского поселения, на территории которого он проживает, нарушены его права на участие в выборах депутатов органа местного самоуправления.
В судебном заседании ФИО1 поддержал свои требования.
Представитель заявителя ФИО2, поддержав заявление, пояснил, что обжалуемыми нормативными правовыми актами СНД Рамонского городского поселения внесены изменения в Регламент Совета, устанавливающие порядок выдвижения и избрания из состава депутатов Рамонского городского поселения депутата, который будет представлять население Рамонского городского поселения в Совете народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области, а также порядок отзыва и прекращения полномочий такого депутата, а также избран депутат в состав Сосета Рамонского муниципального района - ФИО3, т.е под видом правового акта, регламентирующего внутреннюю организацию деятельности СНД Рамонского городского поселения, принят правовой акт, фактически вносящий изменения в Устав Рамонского городского поселения.
Определенный в ч.10 ст. 35 ФЗ- 131 перечень компетенции представительного органа муниципального образованияявляется не включает в себя установление порядка выдвижения, выбора и прекращения полномочий депутата для целей реализации положений ч.4 ст. 35 Закона в случае принятия решения о переходе к формированию СНД муниципального района из глав поселений и депутатов поселений. Принятие решения о выборе депутата из своего состава в состав СНД муниципального района отнесено к полномочиям СНД поселений /п.1 ч.4 ст. 35 Закона/, что согласуется с ч. 11 ст. 35 того же Закона. Однако порядок выдвижения кандидатов, их избрания (путем тайного или открытого голосования), сложения или лишения полномочий (отзыва) Законом, Уставом Рамонского муниципального района, Уставом Рамонского городского поселения не установлен.
Он полагает, что такой порядок не может устанавливаться РегламентомСоветабез определения такого порядка в ФЗ №131, в Уставе Рамонского городского поселения или Уставе Рамонского Муниципального района,принятие изменений и дополнений в Устав подлежит обязательному обсуждению на публичных слушаниях с участием населения муниципального образования.
Кроме того, указанные решения о формировании Совета приняты без учета мнения населения городского поселения, в том числе и заявителя, лишенного права на участие в формирование представительного органа, в том числе и права на избрание депутатом.
Оспариваемые заявителем решения противоречат ст.ст. 3,13 Европейской хартии местного самоуправления, поскольку ФИО3 избран по Регламенту, предусматривающему не всеобщее, не прямое, не равное, не свободное и не тайное голосование при выборе депутата в районный Совет.
Представители Совета народных депутатов Рамонского городского поселения и Рамонского муниципального района ФИО4 И ФИО5 не признали заявленных требований, пояснили, чтооспариваемые Ботовым С.П, решения не нарушают его права, поскольку приняты в установленном законом порядке, в пределах компетенции органов местного самоуправления, на основании решения Совета народных депутатов № 419 от 25.04.2013 г. о формировании представительного органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном федеральным законом о выборах депутатов районного Совета из числа депутатов поселений, незаконность которого не установлена.
Заинтересованное лицо ФИО3 не признал заявленных требований.
Прокурор Никонов Н,С, просил оставить заявление ФИО1 без удовлетворения.
Выслушав заявителя, его представителя, заинтересованных лиц, их представителей, суд приходит к следующему.
№...
(2)">В соответствии с решением Совета народных депутатов Рамонского муниципального района от 25апреля 2013 года № 419 «О результатах рассмотренияинициативы об изменении порядка формирования Совета народных депутатов Рамонского муниципальногорайона Воронежской области» изменен порядок формирования Совета народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области, согласно которому Совет народных депутатов Рамонского муниципального района следующего созыва формируется в порядке, установленном п.1 ч.4 ст.35 ФЗ № 131 « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и состоит из глав поселений, входящих в состав поселений, входящих в состав Рамонского муниципального района, и из числа депутатов представительных органов указанных поселений из своего состава по норме представительства: один депутат от каждого поселения.
Решением СНД Рамонского городского поселения от 30.09.2013 г. №294 «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области от 12.05.2010 г. № 19 «Об утверждении регламента Совета народных депутатов Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области» внесены изменения в решение Совета народных депутатов Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области от 12.05.2010 г. № 19 «Об утверждении регламента Совета народных депутатов Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области» в части касающейся Приложения «Регламент Совета народных депутатов Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области»,дополнено Приложение к решению статьей 9 следующего содержания:
«Статья 9. Избрание депутата Совета народных депутатов в Совет народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области.
Депутат Совета избирается в Совет народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области из числа депутатов Совета открытым голосованием на срок полномочий Совета народных депутатов поселения.
Кандидатуры депутатов Совета предлагают глава поселения и депутаты Совета.
Избранным в Совет народных депутатов муниципального района считается кандидат, получивший большинство голосов от числа депутатов, избранных в Совет.
В случае не избрания депутата Совета в Совет народных депутатов муниципального района по первому представлению, после дополнительного обсуждения глава поселения, депутаты Совета вправе представить новые кандидатуры, либо ранее предложенные кандидатуры повторно. Процедура обсуждения кандидатов при повторном представлении аналогична первой.
Если по результатам повторного голосования кандидаты не набрали необходимого числа голосов, глава поселения, депутаты Совета на следующем заседании Совета предлагают новые кандидатуры, при этом вся процедура избрания повторяется.
Избрание депутата Совета в Совет народных депутатов муниципального района оформляется решением Совета.
Решение об избрании депутата Совета в Совет народных депутатов муниципального района обнародуется в установленном порядке.
Копия решения направляется в Совет народных депутатов муниципального района.»;
Дополнить Приложение к решению статьей 10 следующего содержания:
«Статья 10. Досрочное прекращение полномочий депутата Совета народных депутатов, избранного в Совет народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области
Полномочия депутата Совета, избранного в Совет народных депутатов муниципального района, могут быть прекращены досрочно в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и Уставом Рамонского городского поселения;
Депутат Совета, избранный в Совет народных депутатов муниципального района, вправе досрочно прекратить свои полномочия, в связи с отставкой по собственному желанию на основании личного письменного заявления, которое рассматривается депутатами на ближайшем заседании Совета народных депутатов Рамонского городского поселения.
Решение о досрочном прекращении полномочий депутата Совета, избранного в Совет народных депутатов муниципального района, принимается открытым голосованием.
Решение о досрочном прекращении полномочий депутата Совета, избранного в Совет народных депутатов муниципального района, считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов Совета.
Депутат Совета, избранный в Совет народных депутатов муниципального района, вправе не присутствовать на заседании Совета при рассмотрении его заявления о досрочном сложении полномочий.
Прекращение полномочий депутата Совета, избранного в Совет народных депутатов муниципального района, оформляется решением Совета.
Решение о прекращении полномочий депутата Совета, избранного в Совет народных депутатов муниципального района, обнародуется в установленном порядке.
Копия решения направляется в Совет народных депутатов муниципального района.»;
Статьи 9-64 Приложения к решению считать Статьями 11 - 66 соответственно.
Доводы заявителя о том, что порядок выдвижения и избрания из состава депутатов городского поселения депутата в Совет народных депутатов Рамонского муниципального района, а также порядок его отзыва и прекращения полномочий не может устанавливаться Регламентом Совета без установления такого порядка федеральным законом несостоятельны, не основаны на законе, поскольку именно Регламент Совета народных депутатов и устанавливает структуру, формы и порядок деятельности представительного органа Рамонского городского поселения.
На основании решенияот 30.09.2013 г. №295«Об избрании депутата в Совет народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области» из состава Совета народных депутатов Рамонского городского поселения депутат ФИО3 избран депутатом в Совет народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области 5 созыва.
Судом установлено, что порядок формирования представительного органа Рамонского муниципального района соответствует требованиям ст. 35 Федерального закона от 06.10.03 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".
Нормы ч. 4 ст. 35 названного Федерального закона устанавливают, что представительный орган муниципального района:
может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;
может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.
В соответствии с частью 5 статьи 35 ФЗ N 131 представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи, если иное не установлено в порядке, предусмотренном абзацем вторым настоящей части.
Нормами абзаца 2 ч. 5 ст. 35 ФЗ N 131 установлено, что представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района.
Инициатива о формировании представительного органа муниципального района в порядке, установленном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, оформляется решением представительного органа, расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи.
Установленный в соответствии с настоящей частью порядок формирования представительного органа Рамонского муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района, поэтому доводы заявителя в части незаконности обжалуемых решений ввиду того, что они не предусмотрены Уставом муниципальных образований, несостоятельны.
Судом установлено, что инициатива о формировании Рамонского районного Совета депутатов из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов этих поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава, с указанием нормы представительства и дня начала работы сформированного представительного органа муниципального района, которым определен следующий день после истечения срока полномочий действующего состава представительного органа, была поддержана не менее чем двумя третями представительных органов поселений, входящих в состав муниципального образования.
Решением Совета народных депутатов Рамонского муниципального района №419 от 25.04.2013 г., действующего на день рассмотрения спора, установлено, что Совет следующего созыва формируется в порядке, установленном п.1 ч.4 ст.35 ФЗ №131 от 06.10.2003 г. и состоит из глав поселений, входящих в состав Рамонского муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава по норме: один депутат от каждого поселения.
Несвоевременное, по мнению заявителя, внесение изменений в Уставы Рамонского городского поселения и Рамонского муниципального района о новом порядке формирования Совета народных депутатов Рамонского района не является препятствием формированию представительного органа в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 указанного Федерального закона.
Доводы представителя заявителя о нарушении прав заявителя оспариваемыми решениями не опровергают выводы суда, поскольку они исходят из неправильного толкования норм материального права и установленных судом обстоятельств. Установленный порядок формирования представительного органа Рамонского муниципального района не нарушает избирательных прав заявителя, так как они реализуются на выборах депутатов Рамонского городского поселения, где он проживает. Несоответствия между внутренним российским законодательством и международным правом по данному делу судом не усматривается.
Несостоятельны и доводы заявителя о незаконности избрания ФИО3 в состав Совета народных депутатов Рамонского муниципального района, поскольку заявитель не входил в состав депутатов городского поселения, не мог иметь права на выдвижение иной кандидатуры, в том числе и своей, в муниципальный представительный орган, реализовал свое право на формирование городского и муниципального Совета путем участия в соответствующих выборах.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 о признании недействительными Решения Совета народных депутатов Рамонского городского поселения от 30.09.2013 года № 294 «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области от 12.05.2010 года № 19 «Об утверждении регламента Совета народных депутатов Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области» и № 295 «Об избрании депутата в Совет народных депутатов Рамонского муниципального района оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий: В.Г.Зубов