ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10930/2017 от 19.02.2018 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

№ 2-1833/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 февраля 2018 года город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя

в составе:

председательствующего судьи Полякова О.А.,

при секретаре Алиевой О.К.,

с участием:

представителя истца ФИО1 по доверенности и ордеру,

представителя истца ФИО2 по доверенности,

представителя ответчика Губернатора Ставропольского края и третьего лица Правительства Ставропольского края - Берест Е.Л. по доверенностям,

представителя ответчика ФИО3 по доверенности,

представителя третьего лица министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края ФИО4 по доверенности,

старшего прокурора отдела по надзору за исполнение законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Ставропольского края Халиповой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО5 к Губернатору Ставропольского края о признании незаконным распоряжения об увольнении, восстановлении на работе,

у с т а н о в и л:

ФИО5 обратился в суд с иском, уточнённым в порядке ст.39 ГПК РФ, к Губернатору Ставропольского края, Правительству Ставропольского края о признании незаконным распоряжения Губернатора Ставропольского края от 03.11.2017 № <номер обезличен> об увольнении с должности министра строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края в связи с утратой доверия, восстановлении на работе.

Судом по ходатайству представителя ответчика и с учётом позиции участников процесса, Правительство Ставропольского края исключено из числа ответчиков, и привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

В обоснование заявленных требований в иске указано, что распоряжением Губернатора СК от 03.11.2017 <номер обезличен>-р в связи с утратой доверия ФИО5 уволен с замещаемой должности министра строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края. Указанное распоряжение принято в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 131 ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 2 ст. 16 ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона СК «О статусе лиц, замещающих государственные должности Ставропольского края». Данное распоряжение вынесено на основании доклада отдела по профилактике коррупционных правонарушений аппарата Правительства СК о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014-2016 годы, представленных ФИО5 и проверки соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных ФЗ «О противодействии коррупции», другими федеральными законами, Законом СК «О статусе лиц, замещающих государственные должности Ставропольского края», о результатах осуществления в отношении ФИО5 контроля за соответствием его расходов и расходов его супруги их общему доходу за три последних года, предшествующих совершению сделок.

Считает данное распоряжение незаконным, поскольку оно основано на выводах, представленных в решении комиссии при Губернаторе СК по координации работы по противодействию коррупции в Ставропольском крае, принятым с нарушением правовых норм.

Как следует из выписки из протокола заседания комиссии при Губернаторе СК по координации работы по противодействию коррупции в Ставропольском крае, направленной 02.11.2017 (исх. <номер обезличен>) заседание Комиссии о результатах проверок, проведенных в отношении отдельных лиц, замещающих государственные должности Ставропольского края, состоялось 30 сентября 2017 года. На заседании слушали заведующего отделом по профилактике коррупционных правонарушений аппарата Правительства Ставропольского края, секретаря комиссии ФИО6. По итогам заседания Комиссия решила, что ФИО5, министром строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, представлены заведомо недостоверные и неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и рекомендовано Губернатору Ставропольского края, ввиду значительности коррупционного правонарушения, применить меру ответственности в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия. Вместе с тем, как следует из письма заведующего отделом по профилактике коррупционных правонарушений аппарата Правительства Ставропольского края, секретаря комиссии ФИО6 от 19.10.2017 (исх. <номер обезличен>), доклад, на котором были основаны выводы Комиссии, составлен 13 октября 2017, т.е. после состоявшегося заседания Комиссии от 30 сентября 2017 года.

Следовательно, рассматриваемый доклад не мог лечь в основу решения Комиссии, а иные документы, на которых Комиссия основывает свои выводы в отношении ФИО5, отсутствуют.

Также Комиссией не соблюдены правила работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ставропольского края, замещающих должности государственной гражданской службы Ставропольского края, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Губернатором Ставропольского края, и урегулированию конфликта интересов и комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ставропольского края, замещающих должности государственной гражданской службы Ставропольского края, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется руководителем аппарата Правительства Ставропольского края, и урегулированию конфликта интересов, утв. постановлением Губернатора Ставропольского края от 21.09.2010 <номер обезличен>.

Согласно п. 15 указанных Правил, выписка из протокола заседания комиссии, заверенная подписью председателя комиссии или его заместителя и печатью аппарата Правительства Ставропольского края, вручается гражданину, замещавшему должность гражданской службы, в отношении которого рассматривался вопрос, указанный в абзаце втором подпункта "б" пункта 17 Положения, под роспись или направляется регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении по указанному им в обращении адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем проведения соответствующего заседания комиссии. Указанная выписка из протокола заседания Комиссии от 30.09.2017 была направлена истцу 02.11.2017 (исх. <номер обезличен>), что нарушает права истца на ознакомление с вынесенным в его отношении решением и принесение возражений.

Лишь после получения информации о принятом на заседании Комиссии в отношении себя решения, ФИО5 получил возможность дать свои объяснения. В своих объяснениях в адрес комиссии ФИО5 сообщил, что 02.03.2012 супругой ФИО5ФИО7 был приобретен сберегательный сертификат Сбербанка России № <номер обезличен> на сумму 7 000 000 руб. сроком на три года.

Источник средств для приобретения названного сберегательного сертификата явился доход в сумме 7 000 000 рублей от продажи дома по адресу: <адрес обезличен>.

После этого, ФИО7 был приобретен сберегательный сертификат Сбербанка России № <номер обезличен> на сумму 15 000 000 рублей, источником средств явились указанные выше денежные средства от погашения сертификата Сбербанка России № <номер обезличен>.

Таким образом, общая сумма расходов на приобретение сберегательных сертификатов за период с 2012 по 2015 годы составила 29 017 005,33 рублей (7 000 000 рублей (продажа дома) + 6 017 005, 33 рублей (средства, заработанные за прошлые годы и добавленные для приобретения сберегательного сертификата № <номер обезличен>) + 16 000 000 рублей (денежные средства, заработанные за прошлые годы, и приобретенные на них сберегательные сертификаты Сбербанка России № <номер обезличен> и № <номер обезличен> на сумму 8 000 000 рублей каждый).

Указал, что доходы ФИО5 с 2008 по 2014 годы составили 22 672 630,55 рублей, а именно: 2008 год - 2 914 400,00; 2009 год - 3 523 000,00; 2010 год -2 363 046,50; 2011 год - 1 926 900,44; 2012 год -9 405 413,61; 2013 год -797 439,70; 2014 год - 1 742 430,30. Доходы ФИО7 за период 2008 - 2014 годы составили 12 682 347,25 рублей, а именно: 2008 год – 595 600; 2009 год – 288 863,37; 2010 год – 7 763 347,66; 2011 год – 873 870,22;2012 год – 2009000; 2013 год – 614382; 2014 год -537 284. Общая сумма доходов составила – 35 354 977,80 руб. Все декларации с 2008 года имеются в Правительстве Ставропольского края.

Указал, что свою трудовую деятельность он начал с 1992 года, а его супруга ФИО7 начала свою трудовую деятельность с 2004 года, при этом они получили соответствующий доход. В справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014, 2015, 2016 годы, названные сведения о сберегательных сертификатах не были указаны, потому как Сбербанк России в своих справках, которые ФИО5 истребовал каждый год, такую информацию не предоставлял.

ФИО5 ежегодно запрашивал сведения по себе и по супруге, об оборотах на банковских счетах по операциям и остатках на 31 декабря каждого года, при этом сведений о сберегательных сертификатах там не было. Кроме того, согласно данным Сбербанка России, указанные сберегательные сертификаты не декларируются, не персонализируются (на предъявителя) и налогом не облагаются.

Указал, что у него не было умысла на недостоверное декларирование, имеющиеся расходы за 2012 - 2015 годы соответствуют доходам за 2008 - 2014 годы, при этом на 01.01.2015 доходы превышают расходы, на сумму 6 337 972, 47 рублей. Его доходы за 2015 год составили 4 463 640, 05 рублей, их них продажа автомобиля по цене 2 500 000 рублей. Данные денежные средства он получил от покупателя в январе 2015 года.

Его доходы за 2015 год по основному месту работы составили 1 963 640, 05 рублей, из них по месяцам: январь 126182, 80, февраль 126182, 80, март 321468, 81, апрель 126182, 80, май 126182, 80, июнь 126182, 80, июль 126182, 80, август 126182, 80, сентябрь 198871, 71, октябрь 115782, 07, ноябрь 126182, 80, декабрь 318 055, 06.

Доходы супруги ФИО7 за 2015 год составили 9 800 705, 03 рублей (задекларированный доход 7817710, 36 рублей и незадекларированный доход (проценты по сертификату № <номер обезличен>) 1 982 994, 67 рублей), из них: продажа автомобиля по цене 619 460 рублей (денежные средства получила в январе 2015 года); денежные средства по наследству в сумме 2 194 278, 37 рублей (получила в январе 2015 года); доход по сберегательному сертификату Сбербанка России № <номер обезличен> на сумму 1 982 994, 67 рублей. Данные денежные средства получила 03.03.2015 года. Доход по основному месту работы составил 5 003 942, 83 рублей, из них: январь 254389, 38, февраль 414393, 86, март 470801, 63, апрель 385517,18, май 348964,99, июнь 470759, 31, июль 446173, 14, август 417862, 59, сентябрь 353045, 42, октябрь 454319,29, ноябрь 422128,44, декабрь 565587, 68. Декларации за 2015 год в Правительстве Ставропольского края имеются.

Таким образом, на апрель 2015 года, разница между доходами и расходами составила в пользу доходов (6 337 972, 47 рублей (остаток на 01.01.2015) + 2 500 000 рублей (продажа автомобиля ФИО5 в 2015 году) + 2 194 278, 37 рублей (наследство 2015 год) + 619 460 рублей (продажа автомобиля ФИО7 в 2015 году) + 1 139 584, 87 рублей (доходы по основному месту работы ФИО7 за 1 квартал 2015 года) + 1 982 994, 67 рублей (проценты по сберегательному сертификату № <номер обезличен> в марте 2015 года) + 573 834,41 руб. (доходы по основному месту работы ФИО5 за 1 квартал 2015 года). Всего 15 348 124,79 руб. Последняя сумма осталась в его распоряжении.

Указал, что п. 3 Приложения № 1 «Обзор ситуаций, которые расценивались как значительные проступки, влекущие увольнение государственного (муниципального) служащего в связи с утратой доверия» предусматривает, что наказание следует, когда служащим скрываются факты приобретения земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, и при этом стоимость их служащий не может объяснить исходя из своего официального дохода. Истец подробно в своих объяснениях раскрывал законные источники средств для приобретения указанных ценных бумаг.

Какие-либо доказательства, подтверждающие, что ФИО5 имел умысел заведомо утаить сведения о ценных бумагах, с целью, связанной с его коррупционной деятельностью, как и само наличие коррупционных связей ФИО5, не приводятся. Также ФИО5 на протяжении лета 2017 года неоднократно обращался в Правительство Ставропольского края с заявлениями об увольнении по собственному желанию. Согласно письму руководителя аппарата Правительства Ставропольского края от 07.11.2017, предоставленному супругой ФИО5 - ФИО7, ФИО5 отстранен от занимаемой должности, срок осуществления в отношении ФИО5 контроля за расходами продлен. Данная информация входит в противоречие с информацией, представленной в других документах Правительства Ставропольского края. В связи с изложенным, просит удовлетворить его иск.

В судебное заседание истец ФИО5 не явился, извещался по месту жительства, указанному в иске, неоднократно и надлежащим образом, его интересы по доверенностям и ордеру представляли ФИО1 и ФИО2

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ с учётом мнения участников процесса, дело рассмотрено в отсутствие истца.

Представители истца по доверенности и ордеру ФИО1, по доверенности ФИО2 поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просили удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика Губернатора Ставропольского края и третьего лица Правительства Ставропольского края - Берест Е.Л. по доверенностям, требования не признала, просила в иске отказать, представив письменные возражения.

Сообщила, что в июле 2017 года в отношении ФИО5, были возбуждены уго­ловные дела. Вследствие чего, на основании служебной записки заместителя председателя Правительства Ставропольского края, руководителя аппарата Правительства Ставропольского края ФИО8 и распоряжения Гу­бернатора Ставропольского края от 17 июля 2017 г. <номер обезличен>-р «О проведении проверок в отношении ФИО5 и отстранении его от должности ми­нистра строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края» в отношении ФИО5 были начаты проверка достоверности и полноты сведений о доходах представленных им за 2014-2016 годы и про­верка соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, ус­тановленных Федеральным законом <номер обезличен>, другими федеральными зако­нами, Законом Ставропольского края <номер обезличен>-кз. Кроме того, распоряжением Губернатора Ставропольского края от 07 августа 2017 г. <номер обезличен>-р «Об осуществлении в отношении ФИО5 контроля за расходами» в отношении ФИО5 приня­то решение об осуществлении контроля за соответствием его расходов и рас­ходов его супруги их общему доходу за три последних года, предшествую­щих совершению сделок. ФИО5 в справках о доходах своей супруги за 2014-2016 годы в разделе «Сведения о доходах» не указал доход от ценных бумаг - сберегательных сертификатов в общей сумме - 5 692 089,66 рублей.

Считает доводы ФИО5 о несоблюдении сроков уведом­ления его о результатах заседания комиссии необоснованными. Указанная им в исковом заявлении дата «30 сентября» действительно имеет место в выписке из протокола заседания комиссии, но она является ошибочной в связи с допущенной технической ошибкой (опечаткой).

30.10.2017 состоялось заседание комиссии, решением которой установлено, что ФИО5 представлены заведомо недостоверные и неполные сведения о доходах, и рекомендовано Губернатору СК, ввиду значительности коррупционного правонарушения, применить к нему меру ответственности в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия. Составлен протокол заседания комиссии <номер обезличен> от 30.10.2017. ФИО5 в справках о доходах на супругу за 2014-2016 годы не указал доход от ценных бумаг – сберегательных сертификатов в сумме 5 692 089,66 руб.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 131 Федерального закона 273-ФЗ, частью 2 статьи 16 Федерального закона № 230-ФЗ, пунктом 5 части 1 статьи 6 Закона Ставропольского края <номер обезличен>-кз, было издано распоряжение Губернатора Ставропольского края от 03 ноября 2017 г. <номер обезличен>-р «Об уволь­нении ФИО5», согласно которому ФИО5 уволен с замещаемой должности министра строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края 03.11.2017, в связи с утратой доверия.

Представитель ответчика Губернатора Ставропольского края ФИО3 по доверенности также просил в иске отказать.

Представитель третьего лица министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края ФИО4 по доверенности просила рассмотреть исковое заявление в соответствии с действующим законодательством.

Старший прокурор отдела по надзору за исполнение законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Ставропольского края Халипова Е.М. полагала, что в удовлетворении исковых требований ФИО5 следует отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

В силу ч.2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Порядок замещения государственных должностей Ставропольского края, основания и порядок прекращения полномочий лиц, замещающих госу­дарственные должности Ставропольского края, определяются федеральным законодательством, Уставом (Основным Законом) Ставропольского края, За­коном Ставропольского края № 98-кз и иными законами Ставропольского края.

Согласно статье 4 Закона Ставропольского края № 98-кз лицо, заме­щающее государственную должность наряду с другими обязанностями ука­занными в ней, обязано соблюдать установленные федеральным законода­тельством и законодательством Ставропольского края ограничения и запре­ты, связанные с исполнением полномочий по замещаемой государственной должности.

В соответствии со статьей 5 Закона Ставропольского края № 98-кз на лиц, замещающих государственные должности Ставропольского края, распространяются ограничения и обязанности, установленные федеральными законами № 273-ФЗ, № 230-Ф3 и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 8 и частью 4 статьи 121 Федерального закона № 27Э-ФЗ, статьями 5, 8 и 81 Закона Ставропольского края № 98-кз лица, замещающие государственные должности Ставропольского края, еже­годно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляют представителю нанимателя сведения о своих доходах, а также о доходах сво­их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности и обязательствах имущественно­го характера.

В период замещения ФИО5, государственной должности Ставропольского края, он ежегодно представлял сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и све­дения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетнего ребенка (далее - сведения о доходах), в управление кадров, государственной, муниципальной службы и наград аппарата Правительства Ставропольского края.

Судом установлено, что в июле 2017 года в отношении ФИО5, были возбуждены уго­ловные дела. Вследствие чего, на основании служебной записки заместителя председателя Правительства Ставропольского края, руководителя аппарата Правительства Ставропольского края ФИО8 и распоряжения Гу­бернатора Ставропольского края от 17 июля 2017 г. <номер обезличен>-р «О проведении проверок в отношении ФИО5 и отстранении его от должности ми­нистра строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края» в отношении ФИО5 были начаты проверка достоверности и полноты сведений о доходах представленных им за 2014-2016 годы и про­верка соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, ус­тановленных Федеральным законом <номер обезличен>, другими федеральными зако­нами, Законом Ставропольского края <номер обезличен>-кз.

Кроме того, распоряжением Губернатора Ставропольского края от 07 августа 2017 г. <номер обезличен>-р «Об осуществлении в отношении ФИО5 контроля за расходами» в отношении ФИО5 приня­то решение об осуществлении контроля за соответствием его расходов и рас­ходов его супруги их общему доходу за три последних года, предшествую­щих совершению сделок.

На основании пункта 13 Положения о проверке достоверности и пол­ноты сведений, представляемых гражданами Российской Федерации, претен­дующими на замещение государственных должностей Ставропольского края, и лицами, замещающими государственные должности Ставропольского края, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные долж­ности Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 09 апреля 2010 г. № 145, распоряжением Губер­натора Ставропольского края от 06 октября 2017 г. № 719-р «О продлении срока контроля за расходами в отношении ФИО5 и отстранении его от должности» срок осуществления контроля за расходами в отношении ФИО5­ и отстранении его от должности, продлен до 90 дней.

Положением о проверке достоверности и полноты сведений о доходах определен порядок проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представленных лицами, замещающими государственные должно­сти, за отчетный период и за 2 года, предшествующие отчетному периоду, в соответствии с нормативными правовыми актами Ставропольского края и соблюдения лицами, замещающими государственные должности, в течение 3 лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки, ограничений и запретов, требований о предотвра­щении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанно­стей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ, другими федераль­ными законами, Законом Ставропольского края № 98-кз.

Как следует из представленных документов, по результатам проверки представленных министром строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края ФИО5 справок о доходах супруги ФИО7 были выявлены следующие факты, свидетельствующие о недостоверности сведений о доходах в части отсутствия в них сведений о приобретении сберегательных сертификатах ПАО Сберегательный банк России (сберегательный сертификат): в справках о доходах на супругу за 2014 год в графе «Иные ценные бумаги» раздела «Сведения о ценных бумагах» не указано наличие сберегательного сертификата на сумму 7 000 000 руб., приобретенного в 2012 году.

В справке о доходах супруги ФИО7 за 2015 год в разделе «Сведения о расходах» не указаны расходы по приобретению ею в 2015 году 3 сберегательных сертификатов на общую сумму 31 000 000 рублей (общая сумма сделок превышала доходы ФИО5 и его супру­ги за 2012-2014 годы - 15 105 949,6 рублей); в разделе «Сведения о доходах» не указан доход, полученный от пога­шения сберегательного сертификата в сумме 1 982 994,67 рублей; в графе «Иные ценные бумаги» раздела «Сведения о ценных бумагах» не указано наличие 3 сберегательных сертификатов на сумму 15 000 000 руб­лей, 8 000 000 рублей и 8 000 000 рублей.

В справке о доходах супруги ФИО7 за 2016 год в разделе «Сведения о доходах» не отражены доходы, полученные от погашения сбере­гательных сертификатов на сумму 1 949 094,99 рублей и на сумму 1 760 000 рублей.

В разделе «Сведения о ценных бумагах» супруги ФИО7 в графе «Иные ценные бумаги» не указано наличие сберегательного сертифи­ката на сумму 15 000 000 рублей, приобретенного в 2016 году (в разделе «Сведения о расходах» указанию не подлежал, в связи с тем, что доход ФИО5­ и ФИО7 за 2013-2015 годы составил более 17 000 000 рублей).

Таким образом, ФИО5 в справках о доходах своей супруги за 2014-2016 годы в разделе «Сведения о доходах» не указал доход от ценных бумаг - сберегательных сертификатов в общей сумме - 5 692 089,66 рублей.

В соответствии с пунктом 14 Положения о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, по результатам проверки заведующим отделом по профилактике коррупционных правонарушений аппарата Правительства Ставропольского края в отношении ФИО5 был представлен Губер­натору Ставропольского края доклад о результатах проведения проверок 13 октября 2017 года. Губернатор Ставропольского края, рассмотрев доклад и соответствую­щее предложение, принял решение представить материалы проведенной в отношении ФИО5 проверки, в комиссию при Губернаторе Ставро­польского края по координации работы по противодействию коррупции в Ставропольском крае, образованную постановлением Губернатора Ставро­польского края от 11 октября 2015 г. № 557 «О комиссии при Губернаторе Ставропольского края по координации работы по противодействию корруп­ции в Ставропольском крае».

Как следует из сопроводительного письма от 19.10.2017 <номер обезличен>, ФИО5 был надлежащим образом уведомлен о завершении проверки сведений о доходах, 20.10.2017 ему также вручены сопроводительное письмо от 19.10.2017 и выписка из доклада от 13.10.2017, что подтверждается его подписью в сопроводительном письме. В связи с чем доводы ФИО5 о несоблюдении сроков уведом­ления его о результатах заседания комиссии, являются необоснованными и опровергаются документами. Судом установлено, что дата «30 сентября» в выписке из протокола заседания комиссии является ошибочной в связи с допущенной технической ошибкой (опечаткой). Поэтому данная техническая ошибка в дате, на кото­рой истец построил свои выводы о нарушении процедуры принятия решения о его увольнении, не может быть принята судом во внимание, поскольку данные выводы опровергаются материалами проверки, протоколом заседания, комис­сии и иными документами.

В соответствии с решением Губернатора Ставропольского края резуль­таты проверок были направлены на рассмотрение в комиссию.

В соответствии с пунктом 6 Положения о комиссии при Губернаторе Ставропольского края по координации работы по противодействию корруп­ции в Ставропольском крае комиссия рас­сматривает вопросы, касающиеся соблюдения запретов, ограничений и тре­бований, установленных в целях противодействия коррупции лицами, заме­щающими государственные должности Ставропольского края, для которых федеральными законами не предусмотрено иное.

Также комиссия рассматривает вопросы по соблюдению требований к служебному (должностному) поведению и урегулированию конфликта инте­ресов в отношении лиц, замещающих государственные должности Ставро­польского края, для которых федеральными законами не предусмотрено иное, в порядке, определенном постановлением Губернатора Ставропольско­го края № 449, а также Порядком работы комиссии по соблюдению требова­ний к служебному поведению государственных гражданских служащих Ставропольского края, замещающих должности государственной граждан­ской службы Ставропольского края, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Губернатором Ставропольского края, и урегули­рованию конфликта интересов и комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ставро­польского края, замещающих должности государственной гражданской службы Ставропольского края, назначение на которые и освобождение от ко­торых осуществляется руководителем аппарата Правительства Ставрополь­ского края, и урегулированию конфликта интересов, утвержденным поста­новлением Губернатора Ставропольского края от 21 сентября 2010 г. № 511.

Согласно п. 34 положения по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов и п. 15 Порядка работы комиссии ФИО5 был проинформирован о предстоящем заседании комиссии с указанием даты и времени проведения предстоящего заседания 30.10.2017 в 12:00, с рассмотрением на нем результатов проверки, что подтверждается письмом от 27.10.2017 <номер обезличен>, врученным ФИО5 27.10.2017.

Доводы истца о том, что он получил возможность представить объяс­нения по фактам, изложенным в докладе о результатах проведения проверки сведений о доходах, только после получения им информации о принятом на заседании комиссии решения, также являются несоответствующими дейст­вительности по следующим основаниям.

Из представленных суду документов следует, что 17 августа 2017 года ФИО5 по адресу: <адрес обезличен> консультанту отдела по профилактике коррупционных правонарушений аппарата Правительства Ставропольского края ФИО9 были даны объяснения по существу проверки сведений о доходах, на бумажном носите­ле, на котором он собственноручно указал свои фамилию, инициалы и поставил свою подпись.

Объяснения ФИО5 от 17.08.2017, дополнительные объяснения от 31.08.2017 и его заявление от 27.10.2017 были представлены для ознаком­ления в комиссию, что опровергает доводы истца о невозможности представ­ления им объяснений по изложенным в докладе фактам, до принятия реше­ния комиссией.

30.10.2017 состоялось заседание комиссии, решением которой установлено, что ФИО5 представлены заведомо недостоверные и неполные сведения о доходах, и рекомендовано Губернатору СК, ввиду значительности коррупционного правонарушения, применить к нему меру ответственности в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия. Составлен протокол заседания комиссии <номер обезличен> от 30.10.2017. ФИО5 в справках о доходах на супругу за 2014-2016 годы не указал доход от ценных бумаг – сберегательных сертификатов в сумме 5 692 089,66 руб.

Согласно статье 13 Федерального закона № 230-03 доклад о результа­тах осуществления контроля за расходами лица, замещающего одну из долж­ностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 названного Федерального за­кона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних де­тей представляется органом, подразделением или должностным лицом, от­ветственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений, лицу, принявшему решение об осуществлении контроля за расходами.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона № 230-ФЗ невыполнение лицом обязанностей по представлению сведений о своих рас­ходах, а также о расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта не­движимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение кален­дарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествую­щих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки), является правонарушением.

Лицо, совершившее правонарушение (непредставление сведений о сво­их расходах, а также о расходах своей супруги, по каждой сделке по приоб­ретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций совершенной им и его супругой в течение ка­лендарного года, предшествующего году представления сведений, если об­щая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица, и его супру­ги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки) подлежит в установленном порядке освобождению от замещаемой должности.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона № 230-ФЗ лицо, совершившее указанное правонарушение, подлежит в установлен­ном порядке освобождению от замещаемой (занимаемой) должности и увольнению.

Согласно Федеральному закону № 230-ФЗ и разъяснениям администрации Президента Российской Федерации от 25 октября 2017 г. № А79-5391 о его применении, при непредставлении сведений о расходах, для лиц, допустивших правонарушения, иной меры ответственности, кроме увольнения, не предусмотрено.

В соответствии с Обзором практики привлечения к ответственности го­сударственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противо­действия коррупции, подготовленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от 21 марта 2016 г. № 18-2/10/П- 1526), применяя его по аналогии к лицам, замещающим государственные должности, нарушения допущенные истцом, относятся к значительным проступкам, влекущим уволь­нение в связи с утратой доверия.

В силу пункта 7.1 статьи 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 131 Федерального закона 273-ФЗ, частью 2 статьи 16 Федерального закона № 230-ФЗ, пунктом 5 части 1 статьи 6 Закона Ставропольского края № 98-кз, было издано распоряжение Губернатора Ставропольского края от 03 ноября 2017 г. № 827-р «Об уволь­нении ФИО5», согласно которому ФИО5 уволен с замещаемой должности министра строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края 03.11.2017, в связи с утратой доверия.

В связи с изложенным, суд не находит правовых оснований для признания незаконным распоряжения Губернатора Ставропольского края от 03 ноября 2017 г. № 827-р «Об уволь­нении ФИО5», и восстановления его на работе.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований ФИО5 к Губернатору Ставропольского края о признании незаконным распоряжения об увольнении, восстановлении на работе - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 22 февраля 2018 года.

Судья О.А. Поляков