Дело № 2-1093\18 решение изготовлено: 23 августа 2018 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 августа 2018 года. Г. Кола.
Кольский районный суд Мурманской области в составе: председательствующего судьи Ковтуновича М.Л., при секретаре Ситдиковой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г. Кола к Кольскому государственному областному унитарному дорожному ремонтно-строительному предприятию к о возложении обязанности принять меры к подготовке теплоцентра-мазутной котельной к отопительному периоду и обеспечить бесперебойное теплоснабжение потребителей, проживающих в доме <адрес>
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г. Колы обратилась в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц проживающих на территории г. Колы в суд с иском к Кольскому ГОУДРСП о возложении обязанности принять меры к подготовке мазутной котельной к отопительному периоду и обеспечить бесперебойное теплоснабжение потребителей, проживающих в доме <адрес>. В обоснование заявленных требований указал, что за Кольским ГОУДРСП на праве оперативного управления закреплен источник тепловой энергии – мазутная котельная с тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которого осуществляется теплоснабжение многоквартирного жилого дома <адрес>
Ссылаясь на то, что ответчик, являющийся теплоснабжающей организацией, обязан обеспечить бесперебойное теплоснабжение указанного многоквартирного дома, а также что иные источники теплоснабжения данного дома отсутствую, истец, после неоднократных уточнений исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит суд обязать Кольское ГОУДРСП:
-провести подготовку теплоцентра-мазутной котельной и тепловых сетей, осуществляющих теплоснабжение многоквартирного дома <адрес> к отопительному сезону 2018-2019 г.;
- получить паспорт готовности на теплоцентр-мазутную котельную и тепловые сети, осуществляющие теплоснабжение многоквартирного дома <адрес>
- обеспечить надежное и бесперебойное теплоснабжение потребителей многоквартирного дома <адрес>
Определением Кольского районного суда от <дата> производство по делу в части исковых требований о возложении обязанности получить паспорт готовности на теплоцентр-мазутную котельную и тепловые сети, осуществляющие теплоснабжение многоквартирного дома <адрес> прекращено, в связи с отказом истца от исковых требований.
Представители истца Давыдкин И.Е., Пращур Н.Н., Рудаков А.Н. и Епихов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представители ответчика Кольского ГОУ ДРСП – Алексеев М.М. и Столярова Н.В., действующие по доверенности, в судебном заседании и письменном отзыве возражали против удовлетворения иска. В обоснование возражений ссылались на то, что решением Арбитражного суда Мурманской области от <дата> по делу № в отношении Кольского ГОУ ДРСП введена процедура банкротства. Для проведения мероприятий по подготовке теплоцентра – мазутной котельной и тепловых сетей осуществляющих теплоснабжение потребителей, проживающих в доме <адрес>, требуются денежные средства для оплаты работ по выполнению по подготовке сетей и оборудования. На данные цели использовать денежные средства принадлежащие КГОУ ДРСП, конкурсный управляющий может только с согласия конкурсных кредиторов. При отсутствие такого согласия, конкурсный управляющий будет лишен возможности провести какие-либо действия по подготовке тепловых сетей к отопительному сезону, тем самым решение суда будет неисполнимо.
Также указывают, что в соответствии с ч.1 ст. 37 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», « Уставом муниципального образования городское поселение Кола Кольского района» в полномочия администрации муниципального образования г. Кола входит рассмотрение заявления предприятия о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии (котельной) осуществляющего теплоснабжение объектов расположенных в г. Кола. Письмом № от <дата> КГОУ ДРСП уведомило администрацию г. Колы о невозможности обеспечивать тепловой энергией жилой дом <адрес>. Воспользовавшись своим правом, предусмотренным пунктом 18 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6.09.2012 года № 889, администрация г. Колы приостановила вывод из эксплуатации котельной на три года. Срок приостановления вывода котельной из эксплуатации истек, в связи с чем администрация не доказала наличие у Кольского ГОУ ДРСП обязанности по проведению подготовки теплоцентра-мазутной котельной и тепловых сетей.
В случае удовлетворения иска, полагают возможным применить положения ст. 206 ГПК РФ и указать в решении суда на право администрации г. Кола совершить самостоятельно действия по проведению подготовки мазутной котельной и тепловых сетей к отопительному сезону, со взысканием понесенных расходов с Кольского ГОУ ДРСП.
Представитель третьего лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежаще, о причинах неявки не сообщил, отзыв на иск не представил.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела и материалы гражданского дела №, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) в соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4.2 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии с п.11 ст.2 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (в ред. от 21.07.2014) теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
В силу подпункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно п.2 ст.13 указанного закона потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.
В силу ч.1, 4, 7 ст.15 данного Федерального закона потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. Теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее - технические условия).
В соответствии с п.7, 8 ч.5 ст.20 ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; и надежное теплоснабжение потребителей.
Согласно ст.426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
В судебном заседании установлено, что <дата> между Кольским ГОУДРСП, Министерством имущественных отношений Мурманской области и ГОКУ Мурманскавтодор заключён договор, по условиям которого Кольскому ГОУДРСП на праве оперативного управления переданы находящиеся в собственности Мурманской области объекты недвижимого имущества, в том числе – здание теплоцентра – мазутная котельная и тепловые сети в целях исполнения контракта № от <дата>. Указанный объект недвижимого имущества является единственным источником теплоснабжения многоквартирного дома <адрес>, л.д.12-50).
Решением Кольского районного суда от <дата> (гр.дело № постановлено:
«Обязать Кольское государственное областное унитарное дорожное ремонтно-строительное предприятие, а также Министерство имущественных отношений Мурманской области принять меры по подготовке мазутной котельной к отопительному периоду 2014\2015 годов.
Обязать Кольское государственное областное унитарное дорожное ремонтно-строительное предприятие, а также Министерство имущественных отношений Мурманской области, обеспечить надежное и бесперебойное теплоснабжение потребителей, проживающих в доме <адрес>
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от <дата> решение оставлено без изменения.
Согласно письма министра имущественных отношений Мурманской области № от <дата> (л.д.29-30), в Министерстве имущественных отношений Мурманской области зарегистрирован Договор безвозмездного временного пользования недвижимым имуществом от <дата>№, заключенный между ГОКУ №Мурманскавтодор» и Кольским ГОУДРСП на неопределенный срок. По условиям данного Договора, Кольскому ГОУ ДРСП передано 9 объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу : <адрес>, в целях обеспечения надежного и бесперебойного теплоснабжения объекта, расположенного по адресу: <адрес>. Договор заключен в рамках исполнения решения Кольского районного суда от <дата> по делу №. В настоящее время Кольское ГОУ ДРСП является законным владельцем объектов недвижимости и оборудования, обеспечивающих теплоснабжение указанного дома.
Постановлением администрации г.п. Кола № от <дата> (л.д.66) постановлено: провести публичные слушания по проекту актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования г. Кола по состоянию на 2017 года.
Постановлением администрации г. Кола № от <дата> утверждена актуализированная по состоянию на 2017 год схема теплоснабжения муниципального образования городское поселение Кола до 2028 года (л.д.67). Из схемы теплоснабжения муниципального образования городское поселение Кола до 2028 года (л.д.68-74) следует, что в схему теплоснабжения муниципального образования, в качестве источника тепловой энергии включено Кольское ГОУДРСП.
Определением Арбитражного суда Мурманской области от <дата> в отношении Кольского ГОУДРСП введена процедура наблюдения.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> в качестве управляющей организации выбрано ООО «ЖЭУ». До настоящего времени договора на поставку тепловой энергии в данный дом не заключен.
Письмом от <дата> ответчик уведомил ООО «УК «Тепло Севера» о невозможности исполнения им обязательств по теплоснабжению указанного многоквартирного дома, в том числе – по причине введения в отношении Кольского ГОУДРСП процедуры наблюдения (л.д.104-105, д.№).
Администрацией г. Кола <дата> за исх.№ в адрес Кольского ГОУДРСП и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области направлено письмо о предоставлении плана подготовки к отопительному источника тепловой энергии и тепловых сетей Кольского ГОУ ДРСП к новому отопительному сезону.
Кольское ГОУ ДРСП в своем письме от <дата>, направленном в адрес главы администрации г. Кола сообщило, что оснований для проведения мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2018\2019 годов у Кольского ГОУ ДРСП не имеется.
До настоящего времени мероприятия по подготовке теплоцентра- мазутной котельной к отопительному сезону в полном объёме не выполнены, теплоснабжение многоквартирного дома <адрес> не осуществляется, договор на поставку тепловой энергии в данный дом с управляющей организацией ООО «ЖЭУ» не заключен.
Установленные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
При указанных обстоятельствах, удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что ответчик Кольское ГОУДРСП, являющееся лицом, осуществляющим полномочия собственника единственного источника тепловой энергии, за счёт которого может быть осуществлено теплоснабжение многоквартирного дома <адрес>, и теплоснабжающей организацией применительно к нормам ст.2 ФЗ «О теплоснабжении», которая осуществляет владение указанным источником тепловой энергии, в нарушение требований ФЗ «О теплоснабжении» и ст.426 ГК РФ должных мер к обеспечению его надлежащей работы не предпринял, мероприятия по подготовке теплоцентра-мазутной котельной к отопительному сезону не осуществил, чем поставил под угрозу право лиц проживающих в жилом доме <адрес>, на обеспечение теплом и горячим водоснабжением.
Суд считает, что доводы представителя ответчика о наличии затруднений в возможности исполнения исковых требований в связи с введением в отношении Кольского ГОУДРСП процедуры конкурсного производства, для разрешения данного спора, правового значения не имеют и не могут послужить основанием для освобождения ответчика от исполнения обязанностей, возложенных на него ФЗ «О теплоснабжении», поскольку в настоящее время экономическая деятельность ответчиком не прекращена, указанный объект теплоснабжения на законных основаниях находится в его владении и передан ему в пользование именно для выполнения обязательств по поставке тепловой энергии жителям дома <адрес>
Суд отклоняет довод представителей ответчика о том, что с 2017 года прекращена обязанность Кольского ГОУДРСП по подаче жителям дома <адрес>, тепловой энергии, в связи с выводом котельной из эксплуатации и с истечением трехгодичного срока приостановления вывода котельной из эксплуатации.
Так, согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона N 190-ФЗ, в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
Положениями пункта 8 статьи 21 Федерального закона N 190-ФЗ установлено, что вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 утверждены Правилам вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (далее - Правила N 889), в силу пункта 3 которых вывод в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территории которого осуществляется теплоснабжение с использованием указанных объектов (далее - орган местного самоуправления); вывод из эксплуатации источников тепловой энергии осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления; вывод из эксплуатации тепловых сетей осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления и потребителями тепловой энергии; вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, не допускается без согласования с указанными потребителями.
Под выводом из эксплуатации Правилами N 889 признается окончательная остановка работы источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях их ликвидации или консервации на срок более 1 года (подпункт "в" пункта 1).
Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения (пункт 4 статьи 21 Федерального закона N 190-ФЗ).
В силу пункта 5 статьи 21 Федерального закона N 190-ФЗ орган местного самоуправления, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления.
В нарушении положений ст. 56 ГПК РФ, ответчиком в судебное заседание не представлено доказательств, подтверждающих факт вывода в установленном законом порядке, из эксплуатации теплоцентра-мазутной котельной и тепловых сетей, осуществляющих теплоснабжение многоквартирного дома <адрес>. Так, в нарушение пункта 1 ст. 21 Федерального закона N 190-ФЗ, до настоящего времени ответчиком в администрацию г. Кола не направлялось уведомление о выводе источника тепловой энергии из эксплуатации, для его согласования. Также ответчиком суду не представлено, как доказательств о направлении данного уведомления потребителям тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, так и доказательств согласия этих потребителей на вывод источника тепловой энергии из эксплуатации, наличие которого является обязательным.
Ссылку ответчика на то, что данное уведомление Кольским ГОУДРСП было направлено письмом № от <дата>, суд находит несостоятельной, поскольку текст названного письма не содержит ни самого предложения, адресованного администрации г. Кола и потребителям тепловой энергии, согласовать вывод из эксплуатации источника тепловой энергии, ни срока планируемого вывода. Из текста письма так же видно, что оно носит уведомительный характер, а именно сообщение о том, что Кольское ГОУДРСП, в связи с невозможностью обеспечивать потребителей дома <адрес> тепловой энергией, считает Договор на отпуск тепловой энергии в горячей воде от <дата>, расторгнутым с <дата>.
При установленных обстоятельствах, суд считает, что несоблюдение ответчиком процедуры вывода из эксплуатации источника тепловой энергии, причиняет вред потребителям данной коммунальной услуги – жителям многоквартирного дома <адрес>, а также влечет невозможность исполнения органами местного самоуправления муниципального образования, представленных федеральным законом полномочий по обеспечению жизнедеятельности населения- организации в границах городского поселения снабжения населения теплом и горячим водоснабжением.
Учитывая названные обстоятельствах, а также отсутствие иных источников теплоснабжения многоквартирного дома <адрес>, суд находит требования администрации г. Кола о возложении на Кольское ГОУ ДРСП обязанностей принять меры к подготовке мазутной котельной к отопительному периоду и обеспечить бесперебойное теплоснабжение потребителей, проживающих в указанном доме, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, исходя из конкретных обстоятельств дела, климатических условий Кольского района, оставшегося срока до начала отопительного сезона 2018/2019 годов суд, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, считает необходимым в случае неисполнения ответчиком данного решения в течении установленного срока, предоставить Администрации городское поселение Кола право совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Кольское государственное областное унитарное дорожное ремонтно-строительное предприятие провести подготовку теплоцентра- мазутной котельной и тепловых сетей, осуществляющих теплоснабжение многоквартирного дома <адрес> к отопительному сезону 20128-2019 годов.
Обязать Кольское государственное областное унитарное дорожное ремонтно-строительное предприятие, обеспечить надежное и бесперебойное теплоснабжение многоквартирного дома <адрес> коммунальной услугой по теплоснабжению.
Если Кольское государственное областное унитарное дорожное ремонтно-строительное предприятие не исполнит данное решение в течении установленного срока, Администрация городское поселение Кола вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий -