ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1093/19 от 22.04.2019 Тракторозаводского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2-1093/19

74RS0003-01-2019-000797-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 апреля 2019 года г. Челябинск

Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего С.В. Тетюева при секретаре Е.А. Согриной с участием помощника прокурора Д.П. Лякишева, представителя ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Тракторозаводского района г. Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 81 г. Челябинска имени Героя Советского ФИО2» о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тракторозаводского района г. Челябинска обратился в суд с иском к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 81 г. Челябинска имени Героя Советского ФИО2» (далее – МБОУ «СОШ № 81 г. Челябинска») в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить наличие при входе в здание (земельный участок) информации об объекте, доступном для инвалидов, в т.ч. инвалидов по зрению (информации о предоставляемых услугах, режиме работы и т.д.); обеспечить контрастное выделение первых и последних ступеней лестниц внутри учреждения (лестница, ведущая из коридора первого этажа – помещение № 18 в коридор второго этажа – помещение № 34, в коридор третьего этажа согласно поэтажному плану); во всех помещениях учреждения обеспечить световой сигнализатор школьного звонка, а также световой сигнализации об эвакуации в случае чрезвычайных ситуаций; обеспечить доступ для инвалидов на креслах-колясках на сцену в актовом зале (помещение на первом этаже № 52 согласно поэтажному плану); обеспечить высоту порогов при входе в здание учреждения (вход с крыльца в помещение № 18, из помещения № 17 в помещение № 18 согласно поэтажному плану) не более 0,014 м; обеспечить контрастными маркировками все прозрачные полотна дверей внутри здания МБОУ «СОШ № 81 г. Челябинска»; обеспечить в здании МБОУ «СОШ № 81 г. Челябинска» наличие мнемосхемы; привести сайт http://s81.chel-net.ru/ в соответствие с требованиями, установленными ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», разместить на главной странице указанного сайта текстовую гиперссылку для перехода на версию сайта для слабовидящих.

В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведенной проверки в МБОУ «СОШ № 81 г. Челябинска» выявлены нарушения Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также законодательства о социальной защите инвалидов. В нарушение п. 5.1.1, 6.2.8 СП 59.13330.2016 в МБОУ «СОШ № 81 г. Челябинска» отсутствуют элементы информации о данном объекте, доступном для инвалидов, маломобильных групп населения; на первых и последних ступенях лестниц внутри учреждения (лестница, ведущая из коридора первого этажа – помещение № 18 в коридор второго этажа – помещение № 34, в коридор третьего этажа согласно поэтажному плану) отсутствуют полосы, контрастные с поверхностью ступени. В нарушение п. 6.5.5, 8.2.5 СП 59.13330.2016 в МБОУ «СОШ № 81 г. Челябинска» во всех помещениях учреждения отсутствуют световой сигнализатор школьного звонка, а также световая сигнализация об эвакуации в случае чрезвычайных ситуаций. В нарушение п. 8.2.3 СП 59.13330.2016 в МБОУ «СОШ № 81 г. Челябинска» не обеспечен доступ для инвалидов на креслах-колясках сцену в актовом зале (помещение на первом этаже № 52 согласно поэтажному плану). В нарушение п. 6.1.5, 6.2.4 СП 59.13330.2016 пороги при входе в здание МБОУ «СОШ № 81 г. Челябинска» высотой более 0,014 м: вход с крыльца в помещение № 18 – 0,05 м, из помещения № 17 в помещение № 18 – 0,03 м. В нарушение п. 6.1.6 СП 59.13330.2016 на всех прозрачных полотнах дверей внутри здания МБОУ «СОШ № 81 г. Челябинска» отсутствует контрастная маркировка. В нарушение п. 8.1.6 СП 59.13330.2016 при в ходе в здание МБОУ «СОШ № 81 г. Челябинска» для инвалидов по зрению отсутствует информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в данном здании. Ответчиком не обеспечен гарантированный государством свободный беспрепятственный доступ инвалидов к информации, размещенной на официальном сайте http://s81.chel-net.ru/, путем масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта (версия для слабовидящих).

Помощник прокурора Д.П. Лякишев в судебном заседании исковые требования поддержал, за исключением требования о приведении сайта http://s81.chel-net.ru/ в соответствие с требованиями, установленными ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», которое было добровольно исполнено ответчиком после обращения прокурором в суд с иском.

Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями согласился частично, представил письменный отзыв (л.д. 102-103), возражал против удовлетворения требований об обеспечении всех помещений школы световым сигнализатором школьного звонка, световой сигнализацией об эвакуации в случае чрезвычайных ситуаций, об обеспечении доступа для инвалидов на креслах-колясках на сцену в актовом зале.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, администрации г. Челябинска, комитета по делам образования г. Челябинска, извещенные надлежащим образом о слушании дела (л.д. 62, 96), в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.

В силу ч. 2.1 ст. 113, ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 45 ГПК РФ прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации уполномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19 Конституции Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Образовательное учреждение относится к объектам социальной инфраструктуры и общественным зданиям.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивались их доступность для инвалидов и других групп с ограниченными физическими возможностями.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

С 15 мая 2017 г. введен в действие СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденный Приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр. С момента введения в действие данного свода правил признан не подлежащим применению СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утв. приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 605, за исключением пунктов СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521, до внесения соответствующих изменений в Перечень (п. 2 Приказа Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр "Об утверждении СП 59.13330 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").

На основании п. 7.1.8 СП 59.13330.2012 при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.

Согласно п. 5.1.1 СП 59.13330.2016 вход на земельный участок проектируемого или приспосабливаемого объекта следует оборудовать доступными для МГН элементами информации об объекте. При входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа (п. 8.1.6 СП 59.13330.2016).

Руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне (п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утв. Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309).

В соответствии с п. 4.1.12 СП 59.13330.2012 краевые ступени лестничных маршей должны быть выделены цветом или фактурой. Перед открытой лестницей за 0,8-0,9 м следует предусматривать предупредительные тактильные полосы шириной 0,3-0,5 м. Согласно п. 6.2.8 СП 59.13330.2016 на проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08-0,1 м. Допускается применение контрастных противоскользящих полос с фотолюминисцентным покрытием, если это предусмотрено заданием на проектирование. Расстояние между краем контрастной полосы и краем проступи ступени - от 0,03 до 0,04 м. В том случае, если лестница включает в себя несколько маршей, предупреждающая тактильная полоса обустраивается только перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша.

На основании п. 5.1.4 СП 59.13330.2012 наружные двери, доступные для МГН, могут иметь пороги. При этом высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м. В силу п. 6.1.5, 6.2.4 СП 59.13330.2016 в проемах дверей, доступных для МГН, допускаются пороги высотой не более 0,014 м. Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов (при входе в жилой дом, общежитие, интернат, выходе на балкон, лоджию и т.п.) их высота или перепад высот не должны превышать 0,014 м.

Согласно п. 5.1.5 СП 59.13330.2012 прозрачные двери на входах и в здании, а также ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути. На основании п. 6.1.6 СП 59.13330.2016 прозрачные полотна дверей на входах и в здании, а также прозрачные ограждения и перегородки следует выполнять из ударостойкого безопасного стекла для строительства. На прозрачных полотнах дверей и ограждениях (перегородках) следует предусматривать яркую контрастную маркировку в форме прямоугольника высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м или в форме круга диаметром от 0,1 до 0,2 м. Расположение контрастной маркировки предусматривается на двух уровнях: 0,9-1,0 м и 1,3-1,4 м.

В соответствии с п. 7.2.4 СП 59.13330.2012 в актовых и зрительных залах неспециализированных образовательных учреждений следует предусматривать места для инвалидов на креслах-колясках из расчета: в зале на 50-150 мест - 3-5 мест; в зале на 151-300 мест - 5-7 мест; в зале на 301-500 мест - 7-10 мест; в зале на 501-800 мест - 10-15 мест, а также их доступность на эстраду, сцену. В силу п. 8.2.3 СП 59.13330.2016 должен быть обеспечен доступ для инвалидов на креслах-колясках на эстраду, сцену в актовом зале.

На основании п. 7.2.7 СП 59.13330.2012 в образовательных учреждениях для учащихся инвалидов с нарушением слуха во всех помещениях следует предусмотреть установку светового сигнализатора школьного звонка, а также световой сигнализации об эвакуации в случае чрезвычайных ситуаций. Аналогичное требование закреплено в п. 8.2.5 СП 59.13330.2016.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об образовании в РФ» образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 № 1789-СТ, доступность интернет-ресурсов для инвалидов по зрению – это возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет. ГОСТ предусматривает возможность доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет. Для веб-сайта, предусматривающего значительное число элементов, к которым значительно затруднен доступ инвалидов по зрению, необходимо обязательно предусмотреть версию сайта, имеющего минимальное число графических элементов. Для перехода на эту версию сайта на главной странице веб-сайта необходимо разместить текстовую гиперссылку.

В судебном заседании установлено, что МБОУ «СОШ № 81 г. Челябинска» на праве оперативного управления принадлежит нежилое здание общей площадью 4242,1 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, и на праве постоянного (бессрочного) пользования – земельный участок площадью 15567 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 25-30).

24.01.2019 прокуратурой Тракторозаводского района г. Челябинска проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в РФ образовательными учреждениями, расположенными на территории Тракторозаводского района г. Челябинска. В ходе проверки ответчика выявлены следующие нарушения: отсутствует информация об объекте, доступном для инвалидов, в т.ч. инвалидов по зрению (информация о предоставляемых услугах, режиме работы и т.д.); на первых и последних ступенях лестниц внутри учреждения (лестница, ведущая из коридора первого этажа – помещение № 18 в коридор второго этажа – помещение № 34, в коридор третьего этажа согласно поэтажному плану) отсутствуют полосы, контрастные с поверхностью ступени; во всех помещениях учреждения отсутствует световой сигнализатор школьного звонка, а также световая сигнализация об эвакуации в случае чрезвычайных ситуаций; не обеспечен доступ для инвалидов на креслах-колясках на сцену в актовом зале (помещение на первом этаже № 52 согласно поэтажному плану); пороги при входе в здание МБОУ «СОШ № 81 г. Челябинска» высотой более 0,014 м: вход с крыльца в помещение № 18 – 0,05 м., из помещения № 17 в помещение № 18 – 0,03 м; на всех прозрачных полотнах дверей внутри здания МБОУ «СОШ № 81 г. Челябинска» отсутствует контрастная маркировка; в здании школы отсутствует мнемосхема; на официальном сайте учреждения отсутствует версия для слабовидящих (л.д. 14).

В ходе рассмотрения дела ответчиком представлены договоры на приобретение информационной таблички и мнемосхемы, наклеек на двери. Фотография входной группы (л.д. 132) не позволяет сделать вывод о том, что ответчиком исполнен п. 5.1.4 СП 59.13330.2012 и обеспечена высота порога в размере до 0,014 м. Данное требование обусловлено правом инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, самостоятельного (то есть без посторонней помощи) входа в такие объекты и выхода из них, которое гарантировано Конституцией Российской Федерации, а также международно-правовыми нормами (в частности Конвенцией о правах инвалидов от 13.12.2006, которую Российская Федерация ратифицировала в 2012 году).

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению. На ответчика необходимо возложить обязанность разместить при входе в здание школы по адресу: <адрес> доступную для инвалидов, в том числе инвалидов по зрению, информацию о наименовании учреждения и режиме работы; обеспечить контрастное выделение первых и последних ступеней лестниц внутри учреждения (лестница, ведущая из коридора первого этажа – помещение № 18 в коридор второго этажа – помещение № 34, в коридор третьего этажа согласно поэтажному плану); обеспечить высоту порогов при входе в здание школы по адресу: <адрес> (вход с крыльца в помещение № 18, из помещения № 17 в помещение № 18 согласно поэтажному плану) не более 0,014 м; обеспечить контрастными маркировками все прозрачные полотна дверей внутри здания школы по адресу: <адрес>; установить в здании школы мнемосхему.

На основании ст. 206 ГПК РФ суд с учетом мнений сторон полагает возможным установить срок для исполнения ответчиком решения суда в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу.

В ходе рассмотрения дела ответчиком представлены доказательства, подтверждающие приведение интернет-сайта учреждения в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению». В связи с этим помощник прокурора исковые требования о приведении интернет-сайта в соответствие с требованиями ГОСТ не поддержал. Следовательно, в указанной части требования прокурора не подлежат удовлетворению в связи с их добровольным исполнением ответчиком до вынесения судом решения.

Не подлежат удовлетворению и требования прокурора об обеспечении всех помещений школы световым сигнализатором школьного звонка, световой сигнализацией об эвакуации в случае чрезвычайных ситуаций, поскольку данное требование в силу буквального толкования п. 7.2.7 СП 59.13330.2012 распространяется на образовательные учреждения для учащихся инвалидов с нарушением слуха.

Согласно ст. 79 Федерального закона «Об образовании в РФ» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно п. 23 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015, в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, создаются специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья: для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху – дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения)); обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации; обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода).

МБОУ «СОШ № 81 г. Челябинска» является общеобразовательной организацией. Доказательства, подтверждающие, что ответчик осуществляет образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам в отношении глухих, слабослышащих, позднооглохших детей, в деле отсутствуют. Дети, являющие инвалидами по слуху, в МБОУ «СОШ № 81 г. Челябинска» не обучаются (л.д. 64). Следовательно, отсутствуют правовые основания для обеспечения всех помещений школы световым сигнализатором школьного звонка, световой сигнализацией об эвакуации в случае чрезвычайных ситуаций.

Требование прокурора об обеспечении доступа инвалидов на креслах-колясках на сцену в актовом зале школы также не может быть удовлетворено.

Согласно п. 7.1.2 СП 59.13330.2012 при реконструкции, капитальном ремонте и приспособлении существующих зданий для МГН в проекте должны быть предусмотрены доступность и удобства для МГН. В зависимости от объемно-планировочных решений здания, от расчетного числа маломобильных посетителей, функциональной организации учреждения обслуживания, следует применять один из двух вариантов форм обслуживания: вариант "А" (универсальный проект) – доступность для инвалидов любого места в здании, а именно – общих путей движения и мест обслуживания – не менее 5% общего числа таких мест, предназначенных для обслуживания; вариант "Б" (разумное приспособление) – при невозможности доступного оборудования всего здания выделение в уровне входа специальных помещений, зон или блоков, приспособленных для обслуживания инвалидов, с обеспечением всех видов услуг, имеющихся в данном здании.

Таким образом, анализ п. 7.2.4 СП 59.13330.2012 в совокупности с п. 7.1.2 СП 59.13330.2012 позволяет сделать вывод о том, что в актовом зале школы, не являющемся местом обслуживания инвалидов на креслах-колясках, нет необходимости обеспечивать их доступ на сцену.

В школе отсутствуют учащиеся, сотрудники, являющиеся инвалидами в связи с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Следовательно, в настоящее время инвалиды на креслах-колясках не являются получателями услуг в МБОУ «СОШ № 81 г. Челябинска».

Свободный доступ инвалидов на креслах-колясках в актовый зал исключен, поскольку лестница, ведущая на этаж, где расположен актовый зал, не оборудована пандусом либо иным приспособлением (л.д. 85). В отсутствие доступа в сам актовый зал не имеет значения, может ли лицо попасть на сцену в актовом зале или нет. При этом СП 59.13330.2012 не требует, чтобы все помещения в неспециализированном образовательном учреждении (до его реконструкции или капитального ремонта) были доступны для инвалидов на креслах-колясках. Даже при универсальном проекте (вариант "А") допустимо обеспечивать доступность для инвалидов лишь 5% помещений, которые предназначены для их обслуживания. Вместе с тем актовый зал школы, в которой не обучаются инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, не является местом их обслуживания в понимании СП 59.13330.2012.

Согласно п. 1.2 СП 59.13330.2012 его требования необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов. Под «разумным приспособлением» понимается внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.

Поскольку в МБОУ «СОШ № 81 г. Челябинска» в настоящее время не обучаются дети, передвигающиеся на креслах-колясках, самостоятельный доступ таких детей в актовый зал школы, возведенной в 1964 году, невозможен, суд полагает, что требование прокурора об обеспечении доступа для инвалидов на креслах-колясках на сцену в актовом зале с использованием пандуса или иных приспособлений не является на день принятия судом решения мерой «разумного приспособления» здания школы к нуждам маломобильных групп населения. При этом, как пояснили представители ответчика в ходе рассмотрения дела, если возникнет необходимость присутствия инвалида на кресле-коляске на сцене актового зала, ему будет оказана помощь (л.д. 99).

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Тракторозаводского района г. Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 81 г. Челябинска имени Героя Советского ФИО2» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разместить при входе в здание школы по адресу: <адрес> доступную для инвалидов, в том числе инвалидов по зрению, информацию о наименовании учреждения и режиме работы; обеспечить контрастное выделение первых и последних ступеней лестниц внутри учреждения (лестница, ведущая из коридора первого этажа – помещение № 18 в коридор второго этажа – помещение 34, в коридор третьего этажа согласно поэтажному плану); обеспечить высоту порогов при входе в здание школы по адресу: <адрес> (вход с крыльца в помещение № 18, из помещения № 17 в помещение № 18 согласно поэтажному плану) не более 0,014 м; обеспечить контрастными маркировками все прозрачные полотна дверей внутри здания школы по адресу: <адрес>; установить в здании школы мнемосхему.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Тракторозаводский районный суд г. Челябинска.

Председательствующий С.В. Тетюев