ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1094/17 от 29.06.2017 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело № 2-1094/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2017 года

Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи Каралаш З.Ю.,

При секретаре Боровиковой И.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО1 к ООО «Тавртранс», ГУП РК «Крымавтотранс» о защите прав потребителей,

установил:

Истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

В обоснование требований заявления указывает, что ФИО2 прибрела билет на автобус по маршруту Симферополь-Черноморское. Билет приобретен на автостанции Курортная ГУП РК «Крыматотранс»:№ билета 6 612 929, кассир ФИО5; отправление от Симферополя АС-1 06-50 час. ДД.ММ.ГГГГ; прибытие в Черноморское АС 9:43 час. ДД.ММ.ГГГГ; перевозчик ООО «Тавртранс», автобус Мерседес 18-а226то82.

Фактически перевозка осуществлялась другим автобусом – госномер а828оо82. В процессе перевозки, примерно в 15 минутах езды от станции отправления в <адрес>, автобус, по словам водителя, сломался. Пассажиры были пересажены в попутный микроавтобус, едущий до Евпатории. Водитель «сломавшегося» автобуса ООО «Тавртранс» сказал ФИО6, что по прибытии в Евпаторию она должна обратиться в любую кассу автостанции, где ее посадят на ближайший рейс до Черноморского – места ее прибытия.

На автостанции в <адрес> она обратилась в кассу с просьбой организовать ее перевозку до места назначения – АС Черноморское в соответствии с купленным ею билетом. Кассир (ФИО7 ГУП РК «Крымавтотранс») забрала и отказалась возвращать ей оригинал билета , обещая выдать билет до Черноморского. Однако вместо этого ей был выдан билет согласно которому она, якобы, ехала до Евпатории. Фактически, в организации перевозки до Черноморского ей было отказано без объяснения причин и путем введения ее в заблуждение. Таким образом, ни перевозчик ООО «Тавртранс», ни организатор перевозок и владелец автостанции ГУП РК «Крымавтотранс» не выполнили своих обязанностей и не обеспечили ее права на прибытие АС Черноморское, предусмотренные п.53 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом. В дальнейшем она была вынуждена самостоятельно за свой счет приобрести еще один билет на рейс Евпатория - Черноморское с прибытием в место ее назначения в 11:25 час. ДД.ММ.ГГГГ г

В связи с ненадлежащим оказанием услуги ДД.ММ.ГГГГ она направила претензию к ООО «Тавртранс» и ГУП РК «Крыматотранс» об устранении нарушений моих прав, однако в удовлетворении претензии ей было необоснованно отказано.

При этом ГУП ПК «Крымавтотранс» в ответе утверждает, что ей, якобы, кассиром были возвращены деньги за билет, что не соответствует действительности – она обращалась в кассу для того, чтобы организовали ее перевозку к месту назначения в Черноморское, требований на возврат денег кассиру не предъявляла и денег не получала. В соответствии с п. 80 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом при возврате деньги выдаются пассажиру под его расписку в ведомостях по приему билетов, багажных квитанций и квитанций на провоз ручной клади, в которых указываются дата и номер маршрута регулярных перевозок, номер и стоимость билета, багажной квитанции и квитанции на провоз ручной клади. Ничего подобного сделано не было. Кассир просто забрала у нее билет и выдала другой на более короткое расстояние – до <адрес>.

В связи с тем, что перевозчик не оказал ей в установленном порядке услугу по перевозке, не обеспечил ее прибытие на автостанцию Черноморское, она полагает, что имеет право на возврат денег за неуказанную услугу в сумме стоимости билета – 219 рублей.

В связи с нарушением условий договора и отказом в перевозке до Черноморского она понесла убытки, так как ей пришлось дополнительно за собственные деньги приобретать билет на рейс Евпатория – Черноморское в сумме 112 рублей (сумма понесенных убытков).

В связи с отказом перевозчика исполнить в добровольном порядке ее законные требования, перевозчик обязан оплатить штраф в размере 50% от суммы, присужденной в ее пользу.

В связи с неисполнением договора о перевозке она прибыла в Черноморское на 1 час 42 минуты позже, чем планировала. При этом, на 10-00 час она была записана к нотариусу. В связи с неисполнением обязанностей перевозчиком она испытывала чувство тревоги и беспокойства в связи с невозможностью вовремя попасть к нотариусу, вынуждена была предпринять дополнительные усилия для последующей организации посещения нотариуса в другое время. Перевозчик (организатор перевозок) более полугода отказывается устранить нарушенные права потребителя и возвратить излишне оплаченные ею денежные средства. По изложенным выше обстоятельствам она оценивает понесенный ею моральный вред вследствие ее прав ответчиками, в сумму 3000 рублей.

Просит взыскать с ответчиков в пользу ФИО2 219 рублей возврата денежных средств за неуказанную услугу, 112 рублей возмещение понесенных убытков в связи с нарушением ответчиками прав потребителя, 165,5 рублей штраф в связи с отказом перевозчика исполнить в добровольном порядке требования потребителя, 3000 рублей компенсацию морального вреда.

В судебном заседании истица ФИО2 и ее представитель ФИО8 исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.

В судебное заседание представитель ответчика ГУП РК «Крымавтотранс» не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, представил письменные пояснения из которых следует, что истице по прибытию на АС Евпатория были выданы денежные средства за непроследованное расстояние от автостанции «Евпатория» до автостанции «Черноморское» в размер 112 рублей 50 копеек о чем свидетельствует пояснения билетного кассира автостанции Евпатория ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ а также копия ведомости программного обеспечения АСУ ПК ГУП РК «Крымавтотранс» где указан возврат билета на сумму 219 рублей (Симферополь – Черноморское) и билет за проследованный маршрут на сумму 106 рублей 50 копеек (Симферополь - Евпатория)

Представитель ответчика ООО «Тавтранс» в судебное заседание не явился, судебное извещение направленное в адрес регистрации юридического лица вернулось с пометкой «организация выбыла», в связи с чем суд считает ООО «Тавртранс» надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания.

Судом принято решение в соответствии со ст.167 ГПК РФ о рассмотрении дела при данной явке лиц.

Суд, заслушав истца и его представителя, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истица ДД.ММ.ГГГГ приобрела билет в ГУП РК « Крымавтотранс» <адрес> автостанция «Курортная» по маршруту от Симферополя до Черноморское стоимостью 219 рублей, перевозчик ООО «Тавтранс».

В материалы дела истцом представлен также билет купленный на автостанции Евпатория на ДД.ММ.ГГГГ от Евпатории до Черноморского стоимостью 112.50 рублей, перевозчик «ТК Ирина».

Как пояснила истец в судебном заседании данный билет был приобретен ею самостоятельно на станции Евпатория до Черноморского.

Из жалобы ФИО2 на имя директора ГУП РК «Крымавтотранс» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она приобрела билет на ДД.ММ.ГГГГ на рейс «Симферополь – Черноморское» до Черноморска. Автобус сломался по дороге. В Евпатории куда они доехали на другом автобусе ее никто не посадил на рейс до Черноморского ей пришлось брать билет за свой счет до Черноморска. Денежных средств ей не вернули, до конечной станции не довезли.

Из претензии ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в ГУП РК «Крымавторанс» и в ООО «Тавртранс» следует, что ею был приобретен билет на автостанции Курортная в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Симферополь – Черноморское, № билета 6 612 929, перевозчик ООО «Тавртранс» в процессе перевозки автобус сломался и пассажиры были пересажены на автобус, следующий до Евпатории. Водитель автобуса ей сказал, что по прибытии в Евпаторию она должна обратиться в любую кассу автостанции и ее посадят на ближайший рейс до Черноморского. На автостанции Евпатория она обратилась в кассу с просьбой организовать ее перевозку до места назначения АС Черноморское. Кассир забрала ее билет и сказала, что выдаст билет до Черноморского. Однако вместо этого ей был выдан билет согласно которого она ехала до Евпатории. Ни ГУП РК «Крымавторанс», ни ООО «Тавртранс» не обеспечили ее прибытие на станцию Черноморское. Она вынуждена была сама приобрести за свой счет еще один билет на рейс Евпатория – Черноморское. Просит возместить расходы за билет Симферополь – Черноморское, расходы на билет Евпатория - Черноморское, штраф.

Из ответа директора ООО «Тавртранс» на имя ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе их проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ перевозку по маршруту автостанция Симферополь – автостанция Черноморское выполнял автобус с регистрационным номером <***>. В ходе выполнения рейса произошла поломка автобуса в связи с чем пассажиры были пересажены на другие автобусы в попутном направлении. О произошедшем было сообщено в диспетчерскую службу ГУП РК «Крымавторанс» для обеспечения пересадки пассажиров на автостанции и дальнейшей перевозки согласно купленных билетов. Водитель их предприятия обеспечил ее перевозку до ближайшей автостанции в соответствии с п. 5 ст.20 Устава автомобильного транспорта.

Из ответа ГУП РК «Крымавтотранс» на имя ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что подтвержден факт выдачи ФИО2 денежных средств в сумме 112 рублей 50 копеек за непроследованное расстояние от АВ «Евпатория» до АС «Черноморское», в связи с чем работники автовокзала «Евпатория» действовали в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Из ответа ГУП РК «Крымавтотранс» на имя истца от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при обращении в кассы автовокзала «Евпатория» ДД.ММ.ГГГГ ей были выданы денежные средства за непроследованное ею расстояние от автостанции «Евпатория» до автостанции «Черноморское» в размере 112 рублей 50 копеек.

В соответствии с договором комплексного оказания услуг на объектах транспортной инфраструктуры от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ГУП РК «Крымавтотранс» и ООО «Тавртранс» именуемого «Перевозчик», Перевозчик поручает, а «Крымавтотранс» принимает на себя обязательства от имени и за счет «Перевозчика» заключать и расторгать договоры перевозки пассажиров и багажа в виде оформления и реализации пассажиром Проездных документов на регулярные рейсы «Перевозчика». (п.1.1)

В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Договора, «Крымавтотранс» обязан возврат денег за проезд, провоз багажа удостоверяющих расторжение договора перевозки производить на объектах транспортной инфрастурктуры «Крымавторанс» в соответствии со ст.23ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Договора, Перевозчик обязан в случае пересадки пассажиров с автобуса сошедшего с линии по технической неисправности обеспечить перевозку пассажиров и багажа с ранее приобретенными билетами при наличии свободных мест в автобусе по тарифу утвержденному для перевозчика сошедшего с линии по технической неисправности с оформлением пересадочных документов уполномоченным лицом «Крымавторанс» на следующим по маршруту ОТИ.

В соответствии с п. 6.1 Договора, за причиненный по вине Перевозчика вред здоровью пассажиров, причиненный им моральный и материальный ущерб, Перевозчик самостоятельно несет ответственность перед пассажирами в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 6.3 Договора, за вред причиненный пассажиром по вине «Крымавторанса» последний несет ответственность перед пассажирами в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1,5 статьи 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади. В случае невозможности осуществить перевозку пассажира и багажа предоставленным транспортным средством в связи с его неисправностью, аварией, другими аналогичными причинами пассажир имеет право воспользоваться выданными билетом, багажной квитанцией, квитанцией на провоз ручной клади в другом транспортном средстве, предоставление которого обязан обеспечить перевозчик.

В соответствии с п.п.3 п.1 ст.23 указанного Закона, в случае невозможности продолжения перевозки пассажира до пункта его назначения по не зависящим от перевозчика причинам, пассажир имеет право получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади пропорционально непроследованному расстоянию.

В соответствии с п. 53 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в случае прекращения поездки в предоставленном транспортном средстве в связи с его неисправностью, аварией или другими причинами пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, указанном перевозчиком. Пересадка пассажиров в другое транспортное средство организуется кондуктором или водителем того транспортного средства, на проезд в котором были приобретены билеты.

Согласно п. п.79, 80 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, возврат денег за проезд, перевозку багажа и провоз ручной клади производится в пункте продажи билетов, в котором пассажир приобрел билет, а также в иных пунктах продажи билетов, указанных перевозчиком. Деньги выдаются пассажиру под его расписку в ведомостях по приему билетов, багажных квитанций и квитанций на провоз ручной клади, в которых указываются дата и номер маршрута регулярных перевозок, номер и стоимость билета, багажной квитанции и квитанции на провоз ручной клади.

Судом установлено, что истец приобрела билет по маршруту Симферополь - Черноморское ДД.ММ.ГГГГ, перевозчик ООО «Тавртранс», стоимость билета 219 рублей.

После поломки автобуса после выезда из Симферополе, истица был довезена другим автобусом перевозчика до автостанции Евпатория.

Однако в последующем истицей самостоятельно был приобретен билет по маршруту Евпатория - Черноморское ДД.ММ.ГГГГ стоимостью 112 рублей 50 копеек.

Обязанность перевозчика ООО «Тавртранс» обеспечить истцу другое транспортное средство для проезда до автостанции Черноморская, билет до которой был приобретен истцом, была не исполнена ООО «Тавртранс», поскольку истец была довезена перевозчиком только до автостанции Евпатория.

Доказательств обратного суду не предоставлено и материалы дела не содержат.

Материалы дела не содержат доказательств того, что истцу были возвращена стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади пропорционально непроследованному расстоянию в соответствии со ст.23 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Представленная ответчик ГУП РК «Крымавторанс» копия ведомости программного обеспечения АСУ ГУП РК « Крымавторанс» не свидетельствует о возврате истцу стоимости проезда пропорционально непроследованному расстоянию до автостанции Черноморская, поскольку в ней указан билет , следующий по маршруту Симферополь - Евпатория, стоимостью 106 рублей 50 копеек на ДД.ММ.ГГГГ, нет ссылки на билет , в то время как истец представила суду билет по маршруту Евпатория - Черноморское ДД.ММ.ГГГГ стоимостью 112 рублей 50 копеек, приобретенный ею самостоятельно на автостанции Евпатория с целью проезда до автостанции Черноморское.

Каких либо расписок ФИО2 в ведомостях по приему билетов, в которой бы были указаны дата и номер маршрута регулярных перевозок, номер и стоимость билета, в соответствии с п. 80 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, суду не предоставлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиками не были исполнены положения ст.ст.20,23 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», ст. 53 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиками суду не предоставлено доказательств того, что ими были выполнены требования указанных нормативных правовых актов.

В соответствии с преамбулой Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей», недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

В соответствии со ст.29 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей», потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В соответствии с положениями ст.13 указанного Закона, за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В силу ст.15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Учитывая изложенное, исходя из заявленных истцом требований, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о возмещении понесенных убытков в виде стоимости приобретенного истцом билета от автостанции Евпатория до автостанции Черноморское, штрафа в связи с отказом выполнить потребителя, а также компенсации морального вреда.

Требования истца о взыскании с ответчиков 219 рублей в качестве возврата стоимости приобретенного билета от Симферополя до Черноморского, суд считает не подлежащими удовлетворению, поскольку перевозчик осуществил перевозку истца от Симферополя до Евпатории.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования ФИО2, удовлетворить частично.

Взыскать солидарно с Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымавторанс», Общества с ограниченной ответственностью «Тавртранс» в пользу ФИО2 112 рублей в счет возмещения понесенных убытков в связи с нарушением прав потребителя, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 56 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.

В удовлетворении остальных требований, отказать

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий З.Ю. Каралаш

Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.