ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1094/19 от 03.01.2019 Тракторозаводского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2-1094/19

74RS0003-01-2019-000796-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 апреля 2019 года г. Челябинск

Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего С.В. Тетюева при секретаре Е.А. Согриной с участием помощника прокурора Д.П. Лякишева, представителя ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Тракторозаводского района г. Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБДОУ «Детский сад № 262 г. Челябинска» о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тракторозаводского района г. Челябинска обратился в суд с иском к МБДОУ «Детский сад № 262 г. Челябинска» в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить наличие при входе в здание (земельный участок) информации об объекте, доступном для инвалидов, в т.ч. инвалидов по зрению (информации о предоставляемых услугах, режиме работы и т.д.); обеспечить контрастное выделение первых и последних ступеней всех лестниц внутри учреждения; обеспечить наличие ограждений с поручнями на лестнице, ведущей из пом. № 43 в пом. № 44 согласно поэтажному плану; обеспечить травмобезопасное исполнение поручней на лестнице, ведущей из пом. 41 первого этажа в пом. 26 второго этажа согласно поэтажному плану; обеспечить высоту порогов при входе в здание учреждения (вход с крыльца в помещение № 42, 43, согласно поэтажному плану) не более 0,014 м; обеспечить в здании МБДОУ «ДС № 262 г. Челябинска» наличие мнемосхемы; привести сайт http://dc262.ru/ в соответствие с требованиями, установленными ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», разместить на главной странице указанного сайта текстовую гиперссылку для перехода на версию сайта для слабовидящих.

В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведенной проверки в МБОУ «Детский сад № 262 г. Челябинска» выявлены нарушения Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также законодательства о социальной защите инвалидов. В нарушение п. 5.1.1, 6.2.8 СП 59.13330.2016 в здании детского сада отсутствуют элементы информации о данном объекте, доступном для инвалидов, маломобильных групп населения; на первых и последних ступенях всех лестниц внутри учреждения отсутствуют полосы, контрастные с поверхностью ступени. В нарушение п. 6.2.11 СП 59.13330.2016 отсутствуют ограждения с поручнями на лестнице, ведущей из пом. 43 в пом. 44, согласно поэтажному плану; имеется травматичное завершение поручней на лестнице, ведущей из пом. 41 первого этажа в пом. 26 второго этажа согласно поэтажному плану. В нарушение п. 6.1.5, 6.2.4 СП 59.13330.2016, пороги при входе в здание высотой более 0,014 м: вход с крыльца в помещение № 42, 43 – 0,025 м, 0,03м. В нарушение п. 8.1.6 СП. 59.13330.2016 при в ходе в здание для инвалидов по зрению отсутствует информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в данном здании. Ответчиком не обеспечен гарантированный государством свободный беспрепятственный доступ инвалидов к информации, размещенной на официальном сайте http://dc262.ru, путем масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта (версия для слабовидящих).

Помощник прокурора Д.П. Лякишев в судебном заседании поддержал исковые требования об обеспечении контрастного выделения первых и последних ступеней лестницы, ведущей из пом. 41 первого этажа в пом. 26 второго этажа согласно поэтажному плану, обеспечении травмобезопасного исполнения поручней на данной лестнице, обеспечении высоты порогов при входе в здание учреждения (вход с крыльца в помещение № 42, 43, согласно поэтажному плану) не более 0,014 м. Остальные исковые требования помощник прокурора не поддержал в связи с их добровольным исполнением ответчиком после обращения в суд с иском.

Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, администрации г. Челябинска, комитета по делам образования г. Челябинска, извещенные надлежащим образом о слушании дела (л.д. 48, 80), в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.

В силу ч. 2.1 ст. 113, ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 45 ГПК РФ прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации уполномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19 Конституции Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Дошкольное образовательное учреждение относится к объектам социальной инфраструктуры и общественным зданиям.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивались их доступность для инвалидов и других групп с ограниченными физическими возможностями.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

С 15 мая 2017 г. введен в действие СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденный Приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр. С момента введения в действие данного свода правил признан не подлежащим применению СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утв. приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 605, за исключением пунктов СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521, до внесения соответствующих изменений в Перечень (п. 2 Приказа Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр "Об утверждении СП 59.13330 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").

В соответствии с п. 4.1.12 СП 59.13330.2012 краевые ступени лестничных маршей должны быть выделены цветом или фактурой. Перед открытой лестницей за 0,8-0,9 м следует предусматривать предупредительные тактильные полосы шириной 0,3-0,5 м. Согласно п. 6.2.8 СП 59.13330.2016 на проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08-0,1 м. Допускается применение контрастных противоскользящих полос с фотолюминисцентным покрытием, если это предусмотрено заданием на проектирование. Расстояние между краем контрастной полосы и краем проступи ступени - от 0,03 до 0,04 м. В том случае, если лестница включает в себя несколько маршей, предупреждающая тактильная полоса обустраивается только перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша.

На основании п. 5.1.4 СП 59.13330.2012 наружные двери, доступные для МГН, могут иметь пороги. При этом высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м. В силу п. 6.1.5, 6.2.4 СП 59.13330.2016 в проемах дверей, доступных для МГН, допускаются пороги высотой не более 0,014 м. Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов (при входе в жилой дом, общежитие, интернат, выходе на балкон, лоджию и т.п.) их высота или перепад высот не должны превышать 0,014 м.

В соответствии с п. 5.2.15 СП 59.13330.2012 вдоль обеих сторон всех пандусов и лестниц, а также у всех перепадов высот горизонтальных поверхностей более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м (допускается от 0,27 до 0,33 м) и иметь не травмирующее завершение. В силу п. 6.2.11 СП 59.13330.2016 вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц, а также у всех перепадов высот горизонтальных поверхностей более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м, у пандусов - дополнительно и на высоте 0,7 м. Верхний и нижний поручни пандуса должны быть расположены в одной вертикальной плоскости. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м и иметь травмобезопасное исполнение. Поручни пандусов и лестниц должны соответствовать требованиям к опорным стационарным устройствам. Пункт 5.1.7 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51261-2017 "Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования" предусматривает, что поверхность опорных устройств должна быть ровной и гладкой без острых кромок и заусенцев.

В судебном заседании установлено, что МБДОУ «Детский сад № 262 г. Челябинска» на праве оперативного управления принадлежит нежилое здание площадью 1928,1 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, а также на праве постоянного (бессрочного) пользования – земельный участок площадью 9098 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 22-24, 81-83).

24.01.2019 прокуратурой Тракторозаводского района г. Челябинска проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в РФ образовательными учреждениями, расположенными на территории Тракторозаводского района г. Челябинска. В ходе проверки ответчика выявлены следующие нарушения: отсутствует информация об объекте, доступном для инвалидов, в т.ч. инвалидов по зрению (информация о предоставляемых услугах, режиме работы и т.д.); на первых и последних ступенях всех лестниц внутри учреждения отсутствуют полосы, контрастные с поверхностью ступени; отсутствуют ограждения с поручнями на лестнице, ведущей из пом. 43 в пом. 44 согласно поэтажному плану; травматичное завершение поручней на лестнице, ведущей из пом. 41 первого этажа в пом. 26 второго этажа согласно поэтажному плану; пороги при входе в здание высотой более 0,014 м.: вход с крыльца в помещение № 42, 43 – 0,025 м, 0,03м; в здании отсутствует мнемосхема; на официальном сайте учреждения отсутствует версия для слабовидящих (л.д. 13).

В ходе рассмотрения дела ответчиком представлены доказательства, подтверждающие устранение большинства из перечисленных нарушений. Однако первая и последняя ступени лестницы, ведущей из помещения № 41 первого этажа в помещение № 26 второго этажа согласно поэтажному плану, не имеют контрастного выделения. Как пояснила представитель ответчика ФИО1, лестница имеет желтый цвет, и такого же цвета наклеены контрастные полосы на первую и последнюю ступени лестницы. На поручнях данной лестницы имеются острые кромки, что подтверждается актом проверки от 26.04.2019 и приложенными к нему фотоматериалами, объяснениями представителя ответчика ФИО1 в судебном заседании.

Наличие острых кромок на поручнях лестницы не свидетельствует о травмобезопасном их исполнении.

Требование об обеспечении высоты порогов при входе в здание детского сада не более 0,014 м направлено на реализацию права инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, на самостоятельный (то есть без посторонней помощи) беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры и выход из них, что гарантировано Конституцией Российской Федерации, а также международно-правовыми нормами (в частности Конвенцией о правах инвалидов от 13.12.2006, которую Российская Федерация ратифицировала в 2012 году).

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению. На ответчика необходимо возложить обязанность в здании, расположенном по адресу: <адрес>, обеспечить контрастное выделение первых и последних ступеней лестницы, ведущей из помещения № 41 первого этажа в помещение № 26 второго этажа согласно поэтажному плану; демонтировать острые кромки на поручнях данной лестницы; обеспечить высоту порогов при входе в здание детского сада (вход с крыльца в помещения № 42, 43 согласно поэтажному плану) не более 0,014 м.

В удовлетворении исковых требований прокурора об обеспечении наличия при входе в здание (земельный участок) информации об объекте, доступном для инвалидов, в т.ч. инвалидов по зрению (информации о предоставляемых услугах, режиме работы и т.д.), установке мнемосхемы, приведении сайта http://dc262.ru/ в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», установке ограждений с поручнями на лестнице, ведущей из пом. № 43 в пом. № 44 согласно поэтажному плану, контрастном выделении ступеней лестниц в здании (за исключением лестницы, ведущей из помещения № 41 первого этажа в помещение № 26 второго этажа согласно поэтажному плану) необходимо отказать, поскольку они были добровольно исполнены ответчиком до вынесения решения суда.

На основании ст. 206 ГПК РФ суд с учетом мнений сторон полагает возможным установить срок для исполнения ответчиком решения суда в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Тракторозаводского района г. Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Обязать МБДОУ «Детский сад № 262 г. Челябинска» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в здании, расположенном по адресу: <адрес>, обеспечить контрастное выделение первых и последних ступеней лестницы, ведущей из помещения № 41 первого этажа в помещение № 26 второго этажа согласно поэтажному плану; демонтировать острые кромки на поручнях данной лестницы; обеспечить высоту порогов при входе в здание детского сада (вход с крыльца в помещения № 42, 43 согласно поэтажному плану) не более 0,014 м.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Тракторозаводский районный суд г. Челябинска.

Председательствующий С.В. Тетюев